Ориген. Право анафемы. За что отлучают от Церкви?

1. Ориген Адамант,(185-254), знаменитый христианский богослов, прекрасный библеист, философ, учёный. Основатель библейской филологии. Автор многих трудов.

Ориген был не только одним  из первых христианских богословов, но человеком праведной жизни, рождённый в благочестивой христианской семье.
Он всю жизнь посвятил изучению и защите Христианства,но непомерное желание постичь непостижимое, которое БОГ ему не открыл, увело его в дебри фантазий и лжеучений.* 

Ориген, как и все люди, мог  заблуждаться и ошибаться.  А потому и отношение к его богословским трудам должно быть в соответствии с тем, насколько они согласуются со Священным Писанием и Священным Преданием.

В защиту Оригена можно сказать, что он не настаивал на своих самых радикальных гипотезах, видимо прекрасно знал, что они несовместимы с Христианским учением.
Как он утверждал, труд  "О началах" не предназначался к распространению, и был напечатан его другом без его ведома.

Ориген был в поиске непротиворечивой и гармоничной картины  Мироздания, взаимодействия Божественного, Духовного и материального миров.

Исследователь в процессе имеет право на ошибку и на самые невероятные предположения. Ересь начинается тогда, когда упорно и сознательно начинают отстаивать то, что противоречит догматам веры . Ориген этого не делал.

Если в более ранней книге Оригена «О началах» (230 г.) и присутствуют «реинкарнационные фрагменты», то в последующих своих произведениях («Толкование на Послание к Римлянам» (ок. 243 г.), «Толкование на Евангелие от Матфея» (249 г.), книга «Против Цельса» (249 г.) Ориген выступает с резкой критикой доктрины реинкарнации.

Тем не менее гипотезы  Оригена, хотя он их подчёркнуто отделял от основ христианской веры, часто входили с ними в противоречие. Это привело к катастрофическим результатам.

Учитывая  заслуженное уважение и почтение, которым Ориген пользовался и как выдающийся библеист, и как руководитель знаменитой богословской школы, и как человек, праведной благочестивой жизни, это учение начало широко распространяться. 

Увы, большинство обширных трудов Оригена не дошли до нас, а то, что мы имеем, существенно «скорректировано» и «отредактировано» издателями.
Насколько искажено его учение, трудно сказать, но семена гностицизма и платоновских идей в его трудах дали обильные всходы и через сотни лет расцвели пышным ядовитым цветом всевозможных ересей.

Особенно это затронуло Рим, где хорошо знали греческую философию и развили предположения  Оригена в русле, далёком от христианского учения.
В Египте, откуда он был родом, до VI века Оригена почитали за его праведную жизнь и мученичество за веру. Но из песни слов не выкинешь -  его еретические идеи подхватили многочисленные секты, которые противоречили учению Христа и Церкви.

Конечно, можно было бы ограничиться анафематствованием ересей,  но Ориген невольно стал их основоположником, поэтому нужно было показать их корень, их изначальную ошибку, которая  крылась в учении Оригена.

Церковь запретила его учение и анафематствовала Оригена посмертно.

О том, что Церковь поступила правильно, отлучив его от Церкви Христовой, свидетельствует не прекращающаяся до сего времени борьба с множеством еретических сект, которые продолжают развивать его ереси или пытаются «примазаться» к ним, прикрываясь именем Оригена.



2. Имели ли право Церковные Соборы и священство  отлучать от Церкви Христовой?

Да, имели.
1) По слову Христа, если кто «церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь...»  (Мф. 18:15–17)

2) «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; кого вы отлучите от церкви, тот будет отлучен и мной, и что разрешите на земле, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО НА НЕБЕ; кого вновь примете в общение Церкви через покаяние, того и Я приму, как чадо Мое. Всякое решение ваше будет утверждено на Небе». (Иоанн Златоуст о Мф.18,18)

Конечно, Церковь, как Богочеловеческий организм, в своём человеческом качестве  может и ошибаться, и исправлять ошибки (как в отношении староверов на Руси, хотя ошибки были с обеих сторон).

Но, в данном случае, как показало время, решение относительно Оригена было правильным.

Несмотря на личные достоинства, праведную жизнь и мученическую смерть, его гностическое и философское наследие продолжает нести соблазн и опасность для тысяч и тысяч людей.

Прекрасная жизнь, достойная христианина смерть и такая трагическая посмертная участь!
Возможно, он будет оправдан и прощён, когда еретики перестанут, прикрываясь именем Оригена, ссылаясь на его учение, соблазнять и губить доверчивых людей.

Сказано: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36).



Примечания
*О лжеучении Оригена:  http: //azbyka.ru/otechnik/Origen/


Рецензии