Два брата. Глава 1. Детство

               
       Жили-были два брата. Один бедный , другой богатый. .. Это из какой-то восточной сказки.
     Жили-были два брата Треугольник с Квадратом. Старший –квадратный – добродушный, приятный, младший- треугольный – вечно недовольный…
Это из сказки по геометрии.

   А в жизни было так.
Жили- были два брата – Владимир (Вовчик  - по-домашнему) и Михаил (Мика – по-домашнему). Вовчик родился осенью 1940 года, а Мика – через семь лет – весной 1948 года.  Вовчик, конечно, не мог помнить, как уезжали с мамой и всей семьёй из Одессы в эвакуацию, как жили в уральском городе Лобва Свердловской области. Зато уже хорошо помнил, как жили во Владивостоке, куда всю семью забрал папа.

   Папа был инженером-строителем, и в 1943 году его перевели на границу с Японией. Ещё Вовчик помнил, что весной 1944 года там, во Владивостоке, у него появилась двоюродная сестричка Виточка. Помнил, как они с папой ехали на военном «газике» на мыс Чуркин и забирали из госпиталя Виточкину маму , как папа нёс на руках белый свёрток с  ребёнком и все его поздравляли с дочкой.
 
   Потом приехал Виточкин папа, и через полгода  Виточка с родителями  уехала  из Владивостока на родину.
Когда война закончилась, в 1946 году Вовчик и вся его семья  вернулись в Одессу и поселились на третьем этаже в большой квартире на улице Свердлова. Дедушка почему-то называл эту улицу Канатной и говорил: « Мы живем на Канатной угол Пироговской».

    Вовчику очень нравилось название улицы – Пироговская. Он думал, что на этой улице пекут и продают пироги. Только лет через десять он узнал, что улица носит имя знаменитого хирурга Пирогова, потому что на этой улице есть военный госпиталь имени Пирогова.

   Вовчик был спокойным мальчиком, не любил драться с мальчишками . Друзей у него почти не было, так как в детский сад он не ходил – бабушка и прабабушка всегда были дома. Он любил раскрашивать картинки в книжках-раскрасках, рассматривать фото и картинки в книжках.  А ещё ему нравилось  забраться в ванную комнату и оттуда с высоты третьего этажа рассматривать через крошечное окошко, что делается внизу.

   Когда родился Мика, Вовчику показалось, что он теперь никому не нужен – всё внимание мамы переключилось на малыша. Мама ждала, что родится девочка, а тут появился мальчик. Мама наряжала его , вязала на шею большие банты. С ним гуляли, играли, а  на  Вовчика  стали покрикивать – принеси чашку, убери игрушки, не мешай и тому подобное. А Вовчик тогда забирался в ванную комнату и часами смотрел в окошко.
 
  Там было очень интересно – началось строительство военного штаба. Строили его пленные немцы. Они ходили в светло-зелёных кепках  и таких же робах,  носили доски и строили из них мостики, которые папа почему-то называл лесами. Угол от дома Вовчика до улицы Пироговской  загородили высоким деревянным забором. И сквозь щели в заборе можно было видеть, как пленные немцы курят или что-то едят, сидя на брёвнах.

    Когда приехала Виточка с мамой и сестричкой, Вовчик важно, по-хозяйски,  водил её смотреть на пленных немцев и рассказывал, что они строят штаб. Вскоре окошко в ванной замуровали, чтобы никто не  наблюдал, как строится военный объект.
   
    Мика рос добрым, улыбчивым, ласковым. У него вскоре появились подружки Лиза и Марина. Эти девочки жили на той же лестничной площадке в коммунальной квартире напротив.  Мика любил что-то мастерить. Его всегда интересовали машинки, всякие железки и проволочки. Когда он стал постарше, ему купили металлический конструктор. Собирать  поделки – стало его любимым занятием.

    Братья были мало чем похожи друг на друга. Вовчик был похож на маму - черноволосый, худощавый, с благородными чертами лица, а Мика, похожий на папу, был круглолицый, светловолосый, плотный, и глаза у него были тёмно-карие, круглые,  как вишни.И характеры у них были разные. У Вовчика - взрывной, а у Мики спокойный.

 Дружбы между братьями не было. Вовчик, как старший, хотел командовать, а Мика подчиняться не любил. Когда между братьями возникали ссоры, они гонялись друг за дружкой по квартире, хлопая дверями. Утихомиривала их бабушка Оля, которая никогда не кричала, кого-нибудь из них ловила и разводила братьев по разным комнатам, хотя сладить с мальчишками было нелегко. И бабушке Оле часто доставались синяки – то толкнут в горячке, то прищемят дверью пальцы.

   Родители работали, приходили  вечером уставшими, на воспитание сыновей времени не хватало.  Дедушка тоже работал в какой-то артели, но всё же иногда брал Вовчика с собой в магазин или на «Привоз» за покупками.
 
   Потом у них появилась дача на 8-й станции Большого Фонтана. Туда ездили 18-м трамваем. Вовчику купили велосипед  - большой, настоящий. На нём можно было ездить даже в Аркадию. Вовчика посылали на седьмую станцию за хлебом, чем он гордился. Каждое лето приезжали  двоюродные сёстры Вита и Лиля со своей мамой. Иногда все вместе ездили на пляж, на 10-ю станцию. Это было замечательно, особенно, когда с братьями были и папа, и мама. Однажды папа достал билеты для всех на прогулочный теплоход «Адмирал Нахимов». Это была трёхчасовая  незабываемая экскурсия вдоль берега моря.
   
  Детство кончилось  в один день, когда папа ушёл из семьи .
         Продолжение следует


Рецензии
Риточка, очень хорошо, легко, естественно, непринуждённо написано. Что вызывает доверие к автору :) А Канатная для меня звучит очень привычно. Можно сказать, по-родному, ибо там жили папины родственники. Как всё же ужасно ныне происходящее -- ещё одно напоминание, как острый нож... :(

Лариса Шитова   11.02.2023 11:02     Заявить о нарушении
Дорогая Ларочка! Спасибо, что читаешь!
"Как все ужасно" и добавлю - безысходно!
Мы только об этом и думаем!
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   11.02.2023 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.