Заяц-задира

       Трусишка, зайка серенький, под елочкой скакал. Все это выдумки для детей. Нет храбрее зверя, чем заяц-беляк. А выдержке его может позавидовать любой зверь. Хитрая лиса, заподозрив присутствие человека, заберется поглубже в нору; грозный кабан, едва услышит шаги человека, пустится наутек; злой волк, только учует запах человека, бросит свой выводок волчат и уйдет за многие километры.

       И только заяц будет лежать как ни в чем не бывало на облюбованной лежке, даже если мимо него в двух шагах пройдет охотник или охотничья собака. Подожмет под себя лапки и упрячет их под брюхо. А кроме подушечек на лапах, у него других потовых желез нет. Вот и не издает заяц запаха и не боится, что его обнаружат. Но сам при этом начеку.

      Как-то в августе пошел я за грибами. Взял с собой собаку, чтобы погуляла в лесу - как говорят охотники, лапу набила. Походили мы вдоволь, подсобрали грибков и решили отдохнуть. Нашел я поваленную березу, толстую и уже сухую, сел ближе к корню, достал из рюкзачка сухариков. Собачку угостил, себе из термоса чайку налил, и похрустели вдвоем от души. Тем временем зазвонил телефон, я поговорил о том о сем с домашними, а собака моя все это время вокруг меня похаживала, посиживала, сухариками похрустывала.
 
     Завершили мы привал, собрали вещи и двинулись дальше вдоль поваленного ствола. И тут как тут из-под нашей березы, только ближе к вершине, выскакивает заяц и пускается от нас наутек со всех ног. Все то время, пока мы у березы отдыхали, он под ней лежал, наблюдал за нами и ждал, что будет дальше. Вот это выдержка!

     Но не только хитер и храбр бывает заяц, но и по-настоящему опасен для охотника. Тому примером может служить одна быль.

     Стояла поздняя осень. Сырая, но не морозная, холодная, но не хмурая. Солнышко нет-нет, да и проглядывало в течение недлинного дня. Рано поутру вышли мы с моим товарищем на охоту по зайцу с гончей. Ничего не знаю лучше, чем охота на зайца в такие дни. На деревьях листвы уже нет, звуки гона доносятся за сотни метров, запах в лесу одурманивающий. Походили мы уже довольно долго по еловому лесу и вышли через него на сухое моховое болото. Прошли вглубь него метров на сто пятьдесят, подустали и сели отдохнуть. Посмотрели вдоль болота, и как-то в одно слово и говорим друг другу: вот, дескать, где зайцу-то быть пристало.

     И тут как раз поднялся метрах в пятидесяти от нас крупный заяц и, не особенно торопясь, запрыгал в сторону леса. Мы, конечно, все сразу побросали, гончую на след поставили и разделились. Я за гончей побежал - на тот случай, если заяц где-нибудь в другом месте решит залечь, а Александр остался ждать на месте подъема, поскольку зайцы под гоном по кругу ходят, и на первом и втором кругу, как правило, возвращаются к месту своей лежки.

     Заяц, между тем, только с виду показался не прытким. Заложил он в тот день круг аж на полтора часа. Гончая за ним моментально со слуха ушла. Я как это понял, так за ними продвигаться перестал, на край леса вернулся, место заячьего перехода по опыту предположил, там и остался сторожить зверя.

     И вот проходит почти полтора часа, как вдруг в полной тишине один за другим раздаются шесть выстрелов. Все с того места на болоте, где мой товарищ остался ждать зайца. Шесть выстрелов из полуавтомата «Сайги» в охоте на зайца - само по себе редкость, а тут еще без всякого предупреждающего лая, неожиданно.
 
     Подождал я немного. Должен ведь мой товарищ сам проявиться: мол, дошел зверь, готов. Однако молчит рация. Стал его вызывать:
     - Прием! Прием!

     В ответ только молчание. Почуял я недоброе, закинул ружье за спину и бегом к месту заячьей побудки. Издали вижу, лежит мой товарищ без движения, ружье и шапка - в стороне. Подбежал к нему, слышу, ругается на чем свет стоит, а на лбу и части лица такая красная отметина, будто по ним доской ударили. Стал Александр подниматься на ноги, ведет его, качает. Невооруженным глазом видно, что получил не слабое сотрясение мозга.
     - Что, - спрашиваю, - произошло?
     А вот что!

     Сидел он больше часа на осеннем солнышке, пригрелся и… задремал. Вдруг слышит, будто где-то конь скачет. Открывает глаза, а прямо на него по тропинке несется огромный заяц, на полтора метра вверх подпрыгивает, уши еще выше подлетают. И несется что есть мочи, дороги не разбирая. Схватил Александр ружье и со сна подряд в зайца шесть зарядов выпустил, а больше в магазине в тот раз и не было. Шесть раз выстрелил, ни разу не попал. И даже дробиной зверя не задел.

     А заяц все ближе, по-прежнему прямо на него скачет.
     - Подумал я, - говорит Сашка, - что надо подняться с кочки, встать во весь рост. Может, увидит меня, отвернет в сторону, а не то все пять килограммов живого веса в меня так ведь и воткнутся.

     Показал он себя зайцу в полный рост, только проку от того не возникло. Врезал ему заяц по лицу – чем только, не разберешь – на полной скорости со всей своей заячьей энергией. Александр в результате почувствовал себя неважно, привалился к кочке и ненадолго отключился. А заяц так себе и ускакал.

     Помог я товарищу подняться, вырубил ему корягу, чтобы опирался на нее при ходьбе, и направились мы в обратный путь к машине. На полдороге нагнала нас наша гончая. Такой дружной компанией мы и прибыли в больницу, здоровье проверить. 
     Посмотрел на нас врач.
     - Кто это его? - спрашивает.
     - Заяц, - говорю. – На охоте отделал. Только никому не рассказывайте.

     Не поверил эскулап. Видимо, не охотник был. Но кому-то из местной газеты проговорился, и через день по всей нашей волости люди обсуждали статью «Охотник побит зайцем».

     Надо ли говорить, что таким заголовком было нанесено оскорбление всем охотникам нашего районного охотничьего общества. Многие коллективы со своими лучшими собаками отправились ловить обидчика.

     Но только все впустую. Многих зайцев постреляли, многих погоняли, еще больше перевидели, да все не то. Канул наш заяц, как в Лету. Впрочем, правду сказать, пара-тройка охотников обращались в тот год в больницу с характерными травмами, но сообщить, как и где их получили, решительно отказались.

     Дело, конечно, уже прошлое, а только я все думаю: почему зайцы
от собак-то бегают с такой боксерской подготовкой?!


Рецензии