Кладбище Абу Бакар-шейха
Согласно местным преданиям, Абу Бакар-шейх приходился двоюродным братом шейху братства Сухравардийа Хасану аш-Шири, известному в научной литературе как Хасан Ширинский (уб. в 706/1306 г.). Как рассказывают местные жители, оба шейха «прибыли из Аравии» с целью распространения ислама в Дагестане. Старший брат, Абу Бакар-шейх обосновался в сел. Кища, а Хасан – в с. Шири, расположенном в 30 километрах от Кища. Предположительно, эти два проповедника прибыли из соседнего мусульманского Ширвана, который в XI–XIV вв. был крупным центром распространения ислама на Северо-Восточном Кавказе. Вместе с тем, вполне возможно, что Абу Бакар-шейх, также, как и его брат Хасан, были выходцами одного из регионов Южного Дагестана, к тому времени уже несколько веков исламизированными.
Абу Бакар-шейху удалось распространить ислам среди двух родов этого селения, которые построили родовую башню «Цурмиант». Однако, большая часть жителей поселения еще долгое время оставалась языческой. Согласно местным преданиям, Абу Бакар-шейх умер раньше Хасана аш-Шири, так что после его смерти последний посещал могилу брата. Учитывая, что сам шейх Хасан аш-Шири скончался в месяце раби‘ ал-аввал 706 / октябре 1306 г., о чём свидетельствует надпись на его надмогильной стеле, можно сделать вывод, что Абу Бакар-шейх скончался в самом конце XIII – начале XIV в. Над могилой Абу Бакар-шейха был построен мавзолей прямоугольной формы, размерами 2.75;2.10 м, представляющий собой строение из тесанного камня. На южной стороне мавзолея имеются 3 маленьких окна, на западной – 2 ниши в стене. Вход в мавзолей расположен с западной стороны; напротив, входа, у восточной стены вплотную стоит надмогильный камень, который по сообщению местных жителей, установлен на могиле Абу Бакар-шейха. Однако, на этой стеле, несомненно, поздней, размерами 80;33;10 см, высечена врезная надпись, выполненная почерком «насх». Перевод: «Владелец могилы Мухаммад, сын Хусайна. Да простит [их Аллах их обоих]»
Вероятно, оригинальный камень, установленный над могилой этого шейха, не сохранился, и позже жители селения на месте захоронения установили другой. Таким образом, эпиграфические памятники селения Кища, в совокупности с письменными источниками и местными преданиями, показывают нам интересную картину распространения ислама в этом микрорегине, а также отражают события, связанные с походом Тимура в Кайтаг. Реконструкция событий конца XIII–XIV вв. Позволяет историкам сделать следующие выводы. В конце XIII в., в результате миссионерской деятельности Абу Бакар-шейха, небольшая часть жителей сел. Кища перешла в ислам. Как сообщают местные жители, ислам приняли представители двух родов (тухумов), которым принадлежала оборонительная башня Цурмиант, где и проживал шейх. Вместе с тем, по местным преданиям, представители этих родов не занимали главенствующую роль в селении, в силу чего не смогли распространить свое влияние на остальных жителей селения, исповедовавших язычество. После смерти Абу Бакар-шейха его похоронили в месте, которое, вероятно, принадлежало этим двум родам. Впоследствии там стали хоронить и тех немногочисленных его последователей, кто скончался после него.
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Шихалиев Ш.Ш., Чмилевская И.А. О воинах Тимура и первых мусульманах в сел. Кища: анализ эпиграфики кладбища Абу Бакар-Шейха // История, археология и этнография Кавказа. Т. 16. №4. 2020. С. 864–887.
Свидетельство о публикации №221041001404