Кладбище Абу Бакар-шейха

Даргинское селенье Кища Дахадаевского района Дагестана имеет древнюю историю, о чём свидетельствуют сохранившиеся и не так давно обнаруженные здесь эпиграфические памятники, которые вплоть до недавнего времени не были изучены. Дагестанскими исследователями были исследованы четыре кладбища этого селения, самые ранние памятники которых датируются концом XIII и. Наибольший интерес для исследования представляет «Кладбище Абу Бакар-шейха», расположенное в центре селения. Само кладбище названо по имени похороненного здесь шейха Абу Бакара, одного из ранних исламизаторов региона.


Согласно местным преданиям, Абу Бакар-шейх приходился двоюродным братом шейху братства Сухравардийа Хасану аш-Шири, известному в научной литературе как Хасан Ширинский (уб. в 706/1306 г.). Как рассказывают местные жители, оба шейха «прибыли из Аравии» с целью распространения ислама в Дагестане. Старший брат, Абу Бакар-шейх обосновался в сел. Кища, а Хасан – в с. Шири, расположенном в 30 километрах от Кища. Предположительно, эти два проповедника прибыли из соседнего мусульманского Ширвана, который в XI–XIV вв. был крупным центром распространения ислама на Северо-Восточном Кавказе. Вместе с тем, вполне возможно, что Абу Бакар-шейх, также, как и его брат Хасан, были выходцами одного из регионов Южного Дагестана, к тому времени уже несколько веков исламизированными.


Абу Бакар-шейху удалось распространить ислам среди двух родов этого селения, которые построили родовую башню «Цурмиант». Однако, большая часть жителей поселения еще долгое время оставалась языческой. Согласно местным преданиям, Абу Бакар-шейх умер раньше Хасана аш-Шири, так что после его смерти последний посещал могилу брата. Учитывая, что сам шейх Хасан аш-Шири скончался в месяце раби‘ ал-аввал 706 / октябре 1306 г., о чём свидетельствует надпись на его надмогильной стеле, можно сделать вывод, что Абу Бакар-шейх скончался в самом конце XIII – начале XIV в. Над могилой Абу Бакар-шейха был построен мавзолей прямоугольной формы, размерами 2.75;2.10 м, представляющий собой строение из тесанного камня. На южной стороне мавзолея имеются 3 маленьких окна, на западной – 2 ниши в стене. Вход в мавзолей расположен с западной стороны; напротив, входа, у восточной стены вплотную стоит надмогильный камень, который по сообщению местных жителей, установлен на могиле Абу Бакар-шейха. Однако, на этой стеле, несомненно, поздней, размерами 80;33;10 см, высечена врезная надпись, выполненная почерком «насх». Перевод: «Владелец могилы Мухаммад, сын Хусайна. Да простит [их Аллах их обоих]»


Вероятно, оригинальный камень, установленный над могилой этого шейха, не сохранился, и позже жители селения на месте захоронения установили другой.  Таким образом, эпиграфические памятники селения Кища, в совокупности с письменными источниками и местными преданиями, показывают нам интересную картину распространения ислама в этом микрорегине, а также отражают события, связанные с походом Тимура в Кайтаг. Реконструкция событий конца XIII–XIV вв. Позволяет историкам сделать следующие выводы. В конце XIII в., в результате миссионерской деятельности Абу Бакар-шейха, небольшая часть жителей сел. Кища перешла в ислам. Как сообщают местные жители, ислам приняли представители двух родов (тухумов), которым принадлежала оборонительная башня Цурмиант, где и проживал шейх. Вместе с тем, по местным преданиям, представители этих родов не занимали главенствующую роль в селении, в силу чего не смогли распространить свое влияние на остальных жителей селения, исповедовавших язычество. После смерти Абу Бакар-шейха его похоронили в месте, которое, вероятно, принадлежало этим двум родам. Впоследствии там стали хоронить и тех немногочисленных его последователей, кто скончался после него.



Автор: ‘Али Албанви


Литература

1. Шихалиев Ш.Ш., Чмилевская И.А. О воинах Тимура и первых мусульманах в сел. Кища: анализ эпиграфики кладбища Абу Бакар-Шейха // История, археология и этнография Кавказа. Т. 16. №4. 2020. С. 864–887.


Рецензии