Ростовский Столярский

                Мемуары
                -------
             К 110-летию со дня рождения и 30-летию кончины
             Тамары Ильиничны Ильинской (1910-1991)

   Известную поговорку "Одесса - мама, Ростов - папа" я бы перефразировал:
"Одесса - школа Столярского, Ростов - школа Ильинской". Как в Одессе до войны
пределом престижа было учиться игре на скрипке в интернате Столярского, так
в Ростове-на-Дону в 1950-80 гг. все, мечтавшие о сцене и кино, хотели заниматься
в драмкружке Дворца пионеров (ДП).
   В переулке за углом был маленький Дом учителя (ДУ) с одним из лучших в городе народных театров. И в "Театре на Газетном", и в драмстудии ДП был один и тот же
худрук - Тамара Ильинична (ТИ). Гениальное сочетание актёрского, режиссёрского и
педагогического талантов позволило ей осуществить титаническую работу по приобщению детей и молодёжи к сценическому искусству, создать без преувеличения
"кузницу кадров" театральных и кинодеятелей.
   Подробно это изложено в книге дочери ТИ - Веры Макушкиной (ВМ) "Тамарышна.
Мои воспоминания о жизни мамы и воспоминания учеников-студийцев её театра",
Ростов н\Д, изд. "Эверест", 2007.
   Хочу тоже поделиться тем, что помню из общения  с этими прекрасными людьми.
   Какова была оплата труда таких подвижников как ТИ, можно судить из того, как
однажды она похвасталась: "Можете меня поздравить, мне подняли оклад с 63 до
67 р." (при среднемесячной з\п 120-130 р.).
   Когда я где-то в 1970-м появился в студии, стены её украшали портреты выпускников, будущих корифеев советского театра и кино: режиссёр Анатолий
Васильев, питерский и омский главреж Геннадий Тростянецкий, "Леночка" Прудникова,
драматург, писатель, поэт и режиссёр Василий Пучеглазов (мой зять), нар. арт.
Евгения Глушенко и т.д...
   Куда я попал? Ребята - один талантливей другого. Мне повезло, что ТИ брала
всех желающих. У меня к отсутствию внешних данных от стресса добавилось заикание,
благо скоро прошло...
   Часто ТИ повторяла, кому здесь не нравится, могут перейти в другой кружок,
напр., "выпиловочный", как она называла "Умелые руки".
   Симпотяга Витя Красславский ("Киса") уже проявил талант. Женский пол ему
проходу не давал. Благодаря ТИ, он окончил ЛИТМиК, дослужился в театре им.
Комиссаржевской до заслуженного России, работал в Международном классик-центре
и-таки уехал в Германию.
   Мой знакомый Саша Фицайло "корешевал" с "Кисой". Затем стал офицером милиции.
   Юра Фетинг, как мне казалось, особо не выделялся, но будущий выпускник
знаменитой "Щуки" стал известным в Москве и Питере кино- телережиссёром и
сценаристом...
   Вскоре я получил роль Шута в "Весёлом сновидении" С. Михалкова. Спектакли
шли в огромном зале ДП на новогодние "ёлки". Как-то я пригласил на такое
представление родителей. И тут выяснилось, что мой сменщик по какой-то причине
уже загримирован и одет. Я решил не поднимать шум и идти домой. Спускаемся с
"предками" по лестнице, навстречу - ТИ. Начала мне "вставлять", почему я не
в гримёрке. Я что-то промямлил про напарника, что уже не успею. "Бегом наверх!"
И начала извиняться перед родителями...
   ТИ распределяла роли в новой пьесе - "Голубое и розовое" Александры Бруштейн.
Грише Григорьяну и Володе Караханьянцу говорит: "Поздравляю, вы будете играть двух старых евреев!" К сожалению, руководство запретило этот милый спектакль,
говорят, не в первый раз: в те времена 3 еврея на одну пьесу  было много...
   Тут при Театре на Газетном открыли детскую студию: худрук, естественно, ТИ,
режиссёр - её дочь - ВМ. Я перешёл туда, ввёлся на Стражника из популярного
тогда "Королевства кривых зеркал". А на следующий год играл уже одну из лучших
ролей советской драматургии для детей - Советника из "Снежной королевы"! После
одной из репетиций ТИ и Вера Владимировна оставили меня и начали "гонять" по
роли чуть ли не час. Потом я понял, что это было индивидуальное занятие по сцен.
речи и постановке голоса.
   Получился неплохой спектакль, т.к. на избирательном участке в ДУ нам доверили играть "Снежную" в день выборов. И... нет исполнительницы роли Бабушки, заменить некем, играет сама ТИ. Я в паре с самой Тамарышной, ура и ужас! Толи ТИ, толи я, толи оба перепутали текст, получился повтор. ТИ мне шепчет: "Мы кончим сегодня эту сцену или нет?" Но всё обошлось, никто, по-моему, не заметил. Кто-то из избирателей спрашивает, что за театр...
   1972 - год 50-летия СССР. ТИ с ВМ написали сценарий к "Ёлке" в ДУ. Одна из главных ролей - Старик Хоттабыч - моя. Я придрался к стишкам в сценарии, пред-
ложил подправить типа вместо "заклинанье совершись" -
          Чудо, чудо совершись,
          заклинанье подтвердись!
   Я уже "свой человек". Сыграл Кота в "Кошкином доме" по С.Я. Маршаку. Козла репетировал, но так и не сыграл!..
   Был дефицит продуктов. Знаменитую 62-копеечную "сайру" давали по 5 банок "в руки". Я встал в очередь вместе с ВМ, чтоб взять и для ТИ. Она потом спрашивает,
взял ли себе. Отвечаю, нет денег. Она: "А я, что , не займу?" Перепало пару
банок и мне...
   В нар. театре ставили "Ревизора". Была очередная "Декада". Что-то стряслось
с "Хлестаковым", ввели нового. Тут ещё и "Хлопов" заболел. Мне доверили заменить.
Нас гримируют, слышу: бедный "новый Хлестаков" продолжает параллельно повторять
текст, ему "дают реплики", дошли до сцены Хлестакова с Хлоповым. Я кричу: "ТИ
сказала, что этой сцены не будет, т.к. мы оба не репетировали". "Хлестаков":
"Слава Богу!"
   ...Я решил, что в искусстве не "пробьюсь", и поступил на химфак. А, может, и
зря!?


Рецензии