Естественный отбор

 С последним бортом к нам доставили трёх молодых радистов, нам уже сообщили, что летят радисты, но что их будет аж трое, это была неожиданность.
 Они сразу пришли в рубку, мы сразу "прилепили" им погонялы, первые два - это Тёплый и Чума, производные от фамилий - Теплов и Чумаков, а третьему и фамилию не пришлось коверкать - Хорват. Я поинтересовался, что это за фамилия такая, уж не хорват ли он по национальности?
- Нет, по национальности не хорват, а венгр!
- Да иди ты?! Серьёзно!?
 Бывает же такое, по национальности венгр, а по фамилии ещё одна национальность - хорват.
 Все новички оказались "щелкастыми", это уже наше - чисто радисткое обозначение - ЩЛК ЩРО означает хороший радист, ДУБ ЩРО - плохой радист, все трое относились к первому варианту.
 Мы быстро с ними сдружились, их, конечно, "припахивали" на работы, они не отлынивали, но в свободное время всегда старались быть в рубке и за короткое время любой из них мог подменить нас с Санькой на дежурстве.
 Но вот однажды наш командир взвода сказал мне, что одного радиста надо вернуть на Средний, произошла какая то путаница и нам по ошибке прислали трёх радистов вместо двух.
- Ты пока посмотри кого отправить обратно, кого скажешь того и отправим.
 Легко сказать "кого скажешь", я уже ко всем привык и я не мог даже представить, что кого то из них здесь не будет, да ещё и решать это должен я.
 Про себя я уже решил, что из этого списка "выбывающих"исключаю Тёплого, я уже привык к его шуткам и приколам и не мог представить дальнейшее развитие без него. Достаточно вспомнить его последний прикол, однажды командир взвода на ПУ устранял неполадки с радиоаппаратурой  и чтобы было удобней снял свою офицерскую "сбрую" и повесил на стул, устранив неполадки не мог вспомнить куда её положил. Мы вместе стали её искать, взводный уже начал психовать.
- Да вот здесь же я её оставлял, куда она делась?
 В это время на ПУ зашёл Тёплый:
- Что-то ищете, товарищ старший лейтенант?
- Давай, помоги я тут где-то свой ремень положил...
 Взглянув на улыбающего Тёплого меня разобрал смех, офицерская портупея, пропущенная через плечо ладненько сидела на нём, руки его были на поясе, большие пальцы на руках пропущены под офицерский ремень, он стоял перед нами как офицер, я не мог удержаться от громкого смеха.
- Хватит ржать, лучше помо... - и только тут он увидел свою портупею, - э - эх, дети в яицах пищат, а всё туда же...
 Я и сейчас когда вспоминаю этот случай меня разбирает смех, а ведь Тёплый в таком виде и по казарме прошёлся!
 И так, значит нужно выбирать между Чумой и Хорватом, кого? Как раз увидел прихрамывающего Хорвата.
- Чего хромаешь?
- Ранка на ноге загноилась, нога стала опухать.
- Да, здесь на севере любая царапина может загноится, всё равно сходи к медику покажись...
- Да был уже, перевязку сделал.
 Время шло, уже скоро будет борт, с которым надо отправить одного из радистов, а я всё не мог решить - кого?
Всё взвесив я принял решение отправить Чуму и чтобы не было никаких кривотолков, решил ему всё сказать. Узнав, что он подменяет Саньку, ушедшего в баню, я зашёл в рубку. Чума довольный что-то записывал, потом что-то передал в ответ и взглянув на меня спросил:
- Чего такой грустный?
 Ну как ему сказать? Было видно, что ему здесь нравится, что его всё устраивает, но и у других такое же положение.
- Одного из вас отправляют обратно на Средний, к нам по ошибке прислали троих, а надо было двоих...
 Вся веселость на его лице пропала, он уже стал понимать, что отправят его.
- Почему я?
- Ну, кого то надо...
- Ну почему именно я , кто это решил?
- В данном случае, я.
 Чума в ярости швырнул ручку на стол, я его понимал, сейчас он меня проклинает.
- Слушай, - сказал он, - поговори с Хорватом, я слышал ему здесь не очень нравится, ребята говорили...
 Я понимал, что в нём говорит обида и в таком состоянии он может наговорить лишнего.

- Ну что, решил кого отправлять? - спросил  взводный, встретив меня возле ПУ.
- Да , - чуть помедлив с ответом, - Чумаков.
- Чумаков? - удивился взводный, - почему Чумаков? Он же, вроде, толковый парень!
- Так они все толковые!
- Может лучше его, - кивнув в сторону казармы сказал взводный, там появился Тёплый, в распахнутом кителе, руки в карманах, - и это солдат первого года службы.
- Радист, твою мать... - откуда то из угла казармы послышался голос деда Серика, - ты чё, совсем оборз? Сюда иди... - Через минуту, после каких то звуков, похожих на шлепки, появился Тёплый, застёгнутый на все пуговицы и перетянутый ремнём.
- Ну вот, исправился! - сказал я , -  отличник, прям!
- Ну смотри, это твоё решение, здесь главное не ошибиться с выбором! - сказал взводный.

Я готовился ко сну, после ночного дежурства, рядом лежал Чума, после того случая так и не разговаривавшего со мной, с соседнего ряда коек поднялся Хорват и хромая пошёл в умывальник, я тоже решил сходить покурить перед сном.
 Зайдя в умывальник я увидел, что Хорват что-то делает со своей больной ногой, подойдя ближе я удивился, он стряхивал пепел с сигареты прямо в ранку.
- Ты чего делаешь?
 Хорват испуганно вздрогнул. - Фу ты, бляха, напугал меня!
- Ты чего делаешь? - повторил я, - думаешь так быстрей заживёт?
- А мне и не нужно, чтобы быстрей зажило, а наоборот.
- В смысле "наоборот"? На работы не хочешь ходить?
- Да причём здесь работа? Не нравится мне тут, я хочу покинуть этот остров...
- А что тебя тут не устраивает? Может на тебя кто-то наезжает? - Я несколько был шокирован его признанием.
- Да никто на меня не наезжает, просто, мне здесь не нравится, а что здесь может нравится? Какой-то островок, чуть ли не на северном полюсе, всё в одном помещении и столовая и кино, кто-то смотрит кино, кто-то рядом спит и пердит, тут же и столовая, живём как в конюшне...
- Ты не мог раньше сказать? - мне совсем не понравилось как он отзывается о нашем острове, особенно это сравнение с конюшней.
- Сказать? Кому? - почти в ярости ответил он, - как сказать? Подойти и сообщить "мне здесь не нравится, отправьте меня", как ты себе это представляешь?
 Да это было бы нелепо, подойти и сказать кому нибудь об этом, в этом он прав.
- А на Среднем тебе бы понравилось?
- На Среднем другое дело, там посёлок, там клуб, а если есть клуб, возможны какие нибудь занятия, там столовая, там гражданские, там намного разнообразней... - он так стал расхваливать Средний, что мне стало неприятно, у меня о Среднем совсем другие восприятия.
 Я понимал, что всё это он мне высказал по дружески, никому другому он бы это не сказал и для меня его признания были неожиданными и, в каком то смысле, обескураживающими.
 После этого разговора мы долго молчали, оба "переваривали" всё услышанное, он, что наконец то всё это высказал и не держал в себе, а я всё ещё был шокирован его признанием.
 - Ладно, -  сказал я, -  прекращай свои "фокусы" с ногой, ближайшим бортом уедешь на свой Средний, - мне жалко было с ним расставаться, мне он нравился и как человек и как радист, да и как друг, но при таких обстоятельствах ему лучше покинуть наш остров.
 Я вернулся на свою кровать, забрался на верхний ярус, подо мной всё в той же позе спал Чума.
- Чума, спишь?
- Сплю, - буркнул он в подушку.
- Ты остаёшься!
 Вся наша двухярусная кровать пришла в движение и передо мной появилась улыбающаяся голова Чумы.
- Точно?!
- Точно!
 Голова исчезла, но через мгновение вновь появилась.
- Спасибо!
 Я хотел ответить, что это не мне спасибо, а Хорвату, но решил промолчать, пусть думает, что это я его отстоял!

С Хорватом мы увиделись, только тогда, когда мы летели на дембель и на несколько дней задержались на Среднем, у него действительно всё хорошо там сложилось, Санька ему даже отправил свой дембельский китель, когда прибыл домой, а я так и не мог понять, как это было можно променять наш легендарный остров Визе на остров Средний.
 


Рецензии