Как меня поддержал Гегель...

ДЕЙСТВИЕ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

Г. А. Товстоногов: “Все разговоры должны множиться на поиск действия”.

Из всех определений действия мне кажется наиболее интересной, требующей  пристального внимания формулировка Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831), немецкого философа:

«Однако лишь в драме действие представляет собой «осуществленную волю, которая вместе с тем является чем-то осознанным как в отношении своего возникновения и исходного начала внутри самого себя, так и в отношении своего заключительного результата». «Только в таком виде действие возникает как действие, как действительное выполнение внутренних намерений и целей…» — заключает философ».
Из книги С. В. Владимирова   «Действие в драме» (2;е изд., доп. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2007).

В своей статье Владимиров буквально опирается на этот текст. Сам термин “действие” понимается в теории драмы в более широком смысле, чем обычно в режиссуре (то есть шире, чем конкретное психофизическое действие, производимое актерами и исполнителями на сцене). А кто, собственно, сказал, что это определение подходит только для драмы? Формулировку Гегеля я принимаю в силу того, что это определение  - суть действия актера на сцене. У меня возникает вопрос: почему на это определение не обращали внимание режиссеры? Ответ - безоговорочный авторитет К.С. Станиславского, который и мне не позволял переходить эту грань. Я всегда сохранял корректность к мэтру, и все его рассуждения принимал как данность, которая приводила к результату, и неважно, какой он был, пусть даже тупиковый. Ведь это же я в тупике, а не он!
В рассуждениях профессора Т.В. Черниговской о работе мозга описывается механизм функционирования различных отделов мозга, также об этом писали и И.М. Сеченов, и А.Р. Лурия. Исходя из вышесказанного, я соглашусь с К.С. Станиславским, потому что суть различия в его и в моем определениях действия в том, что  две формулировки являются принадлежностью работы разных сфер головного мозга. Или являются недостающими звеньями в определении единого процесса. Далай-лама в беседе с Т.В. Черниговской спросил у нее: “Где же центр, которому подчиняется мозг? Нет такого центра!” - сам же и ответил.

Определение действия раннего Станиславского:
“Действие - волевой акт, направленный на достижение цели”.


Цитата Гегеля также начинается с акцента на воле: «...осуществленную волю, которая вместе с тем является чем-то осознанным…”
Я уже писал о различии между действием и поступком. Рассуждения  Гегеля ближе к определению поступка, чем действия. Но, тем не менее, его формулировка исчерпывающая.
“...и исходного начала внутри самого себя, так и в отношении своего заключительного результата». «Только в таком виде действие возникает как действие, как действительное выполнение внутренних намерений и целей…»

Мое определение:
“Действие - намерение, реализующее себя в результате”.

Я сознательно определение Гегеля разделил на две составляющие. Первая часть совпадает с определением “Действие - волевой акт, направленный на достижение цели”.
Вторая часть. Что может быть исходным началом внутри самого себя? НАМЕРЕНИЕ. А что может быть заключительным результатом? ЦЕЛЬ НАМЕРЕНИЯ. “Действие - намерение, реализующее себя в результате”. 

Что равно определению действия как объекта исследования: “Только в таком виде действие возникает как действие, как действительное выполнение внутренних намерений и целей”.

Но вот возникает вопрос, как быть с третьей частью: “...как в отношении своего возникновения...”? Вот это и является предметом, к которому у меня особое внимание.

В какой-то момент в статье «Действие» Дональда Дэвидсона, современного американского философа, работы которого оказали значительное влияние на все области философии, особенно на философию сознания и философию языка,
 я прочитал: «Таким образом, Братман полагает, что нам необходимо различать намерение как цель действий и намерение как особое СОСТОЯНИЕ приверженности будущему действию - состояние, возникающее в результате наших практических устремлений как планирующих агентов и впоследствии ограничивающее их».

Вместе со мной над материалами работает актриса театра и кино Марина Ларина. Недавно она сообщила: “Для меня обнаружилось определение, - что такое действие, после того, как я включилась в работу с Вами”. Надо отдать должное, у Марины есть способность разыскивать материалы, которые оказываются крайне необходимыми. Это облегчает работу.
Марина - ученица Владимира Рецептера, и я обратился к ней с вопросом, как Рецептер определял действие. Она мне ответила: “Владимир Эммануилович в совершенстве владеет действием, но определения тогда, когда мы учились так и не дал, он был в его поиске (определения) ”.
И вот Марина опять нашла нечто уникальное, что стало толчком к дальнейшим размышлениям:
“Сам Станиславский не был профессиональным мыслителем, не умел точно и ярко высказывать свои мысли. Когда молодого Ильина, работавшего в то время, в 1910-1911 годах, над диссертацией о Гегеле, познакомили со Станиславским, Ильин помог Константину Сергеевичу правильно сформулировать многие положения его системы.
Кроме того, я уже говорил в другом интервью, что ему помогал разрабатывать эту систему Иван Александрович Ильин.
Познакомила их Любовь Яковлевна Гуревич, известный театральный критик, сподвижница Станиславского и, если не ошибаюсь, дальняя родственница Ильина. Потом, когда Ильин уже был в эмиграции, она помогала Станиславскому в «Работе актера над собой» — как литературный редактор.

У Станиславского, как у всякого интуита, не было систематического мышления. А Ильин в то время работал над книгой о Гегеле — трудно представить более систематично мыслящего философа, и докторская диссертация Ильина о Гегеле — одна из его вершин. Думаю, Станиславский нуждался больше не в литературной правке, а именно в придании системы тем отдельным положениям, которые он вырабатывал.
Сейчас попробую установить дату. Вот летопись жизни и творчества Станиславского, где наверняка упоминается Ильин. Да, 1910 год, Ильину 27 лет, но он уже профессор Московского университета. И вот он пишет Станиславскому по поводу его записок по системе: «Я прочел их два раза». Значит, Станиславский передавал ему свои записи по системе. Хотел получить советы, рекомендации. Но дальше этого дело не пошло. Война помешала или другие обстоятельства, точно не знаю.”
(Борис Любимов о Константине Станиславском, его театре и людях опасных профессий. 7 АВГУСТА, 2013. ЛЕОНИД ВИНОГРАДОВ, БОРИС ЛЮБИМОВ Источник:Корни.today)


Итак, определение Гегеля (Цитата по книге Владимирова):
«Однако лишь в драме действие представляет собой «осуществленную волю, которая вместе с тем является чем-то осознанным как в отношении своего возникновения и исходного начала внутри самого себя, так и в отношении своего заключительного результата». «Только в таком виде действие возникает как действие, как действительное выполнение внутренних намерений и целей…» — заключает философ».

Попытаемся сопоставить.

“Однако лишь в драме действие представляет собой осуществленную волю”. (Ф. Гегель)

“Действие - это волевой акт, направленный на достижение цели”.
В ранний период работы Станиславского этого было, вероятно, достаточно.

“Поскольку вместе с тем является чем-то осознанным как в отношении своего возникновения ; особое СОСТОЯНИЕ приверженности будущему действию (по Братману) и исходного начала внутри самого себя, так и в отношении своего заключительного результата.” (Дональд Дэвидсон)

“Действие - намерение, реализующее себя в результате “(Ю. Кретов).

“Только в таком виде действие возникает как действие, как действительное выполнение внутренних намерений и целей…» (Ф. Гегель)

“Но для меня Гегель не только "представитель Романтизма в философии", но и "романтический писатель" an und f;r sich. Хотя его стиль принято считать "тяжеловесным и трудно понимаемым"...
...Во всей диалектике Гегеля 'суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением'. “

Таким образом, и как представитель романтизма в философии, и как романтический писатель, и как тяжеловесный и как труднопонимаемый, Гегель дал настолько точное определение, что оно обнаруживает полноту, и для меня это абсолютно ясно.

«Осуществленную волю» ; «которая вместе с тем является чем-то осознанным как в отношении своего возникновения» ; «и исходного начала внутри самого себя» ; «так и в отношении своего заключительного результата» ; «только в таком виде действие возникает как действие, как действительное выполнение внутренних намерений и целей…»

При перемене мест слагаемых - смысл проясняется!
«как в отношении своего возникновения» ;
; «и исходного начала внутри самого себя», «внутренних намерений» ;
; «осуществленную волю» ; «которая вместе с тем является чем-то осознанным» ;
; «и целей…»

Несмотря на всю тяжеловесность, это наиболее точное определение, которое вносит ясность в понятие «единый психофизический процесс» у позднего Станиславского и у Товстоногова.
В своих статьях я уже писал о том, что в студенческие годы я обнаружил нехватку причинности в ставшем классическим определении К.С. Станиславского “Действие - волевой акт, направленный на достижение цели”. Я никак не мог понять, исходя из чего возникает волевой акт.
Будучи некоторое время в дружеских отношениях с Георгием Александровичем Товстоноговым, я неоднократно задевал эту тему. И в одной из бесед я увидел четкое определение и озвучил его: “Действие это намерение, реализующее себя в результате”. Георгий Александрович сказал: “Юра, Вы это сейчас придумали”. Он тогда попросил объяснений... Но в тот момент я не смог объяснить.
В этот период Георгий Александрович намекал мне о возможности стать вольным слушателем у него на курсе, который вел Аркадий Кацман. Если бы я сделал этот шаг, то сегодня в лучшем случае был бы апологетом Товстоногова, в худшем - его эпигоном. Мой педагог сказала мне: “Юра! Не становитесь фактом биографии Г.А. Товстоногова, имейте свою собственную.”
На сегодняшний день большой вопрос… “То-то кричит из окошек (интернета) народ - где это видано, где это слыхано...” Далее по Маршаку.
Через некоторое время я сказал Георгию Александровичу, что возникновение намерения может исходить из того самого единого психофизического процесса, причиной которого может быть среда - то есть предлагаемые обстоятельства, предшествующие произведению, или явившиеся главным ведущим предлагаемым обстоятельством произведения, обнаруживающим всю цепь событийного ряда.
На сегодняшний день я понимаю, это может быть так: “ДЕЙСТВИЕ - ЭТО НАМЕРЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ СЕБЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЛЕВОГО АКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ”. Или: “ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО НАМЕРЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ СЕБЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ  БОРЬБЫ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МАЛОГО КРУГА, КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ ВЫРАЖЕННОЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ.»
Мне кажется очень важным, что я нашел ту часть определения действия, которой недоставало в определениях К.С. Станиславского и Г.А. Товстоногова.


Рецензии