Колыма. Часть 43. Жив курилка!

Колыма. Часть 43. Жив курилка!
(Воспоминания моего дяди - узника ГУЛАГА)

Росту доверия ко мне со стороны директора совхоза способствовало одно удивительное событие - встреча с известным ученым-археологом Алексеем Окладниковым. Он был другом моего детства. Как-то случайно я прочитал в местной газете о выезде на Колыму научной экспедиции. Фамилия начальника экспедиции была до боли знакомой. Об этом я сказал своему шефу - главному агроному совхоза С. Случилось так, что экспедиция прибыла на наш аэродром в Сусумане, а сопроводить её до Магадана было поручено агроному С., который вспомнив наш разговор, загорелся желанием устроить мне встречу с другом детства. За прошедшие 20 лет он стал крупным учёным, а я, попав в заключение, навсегда исчез с горизонта. Эта встреча состоялась так неожиданно, что мы долго не могли прийти в себя от волнения. От него я узнал, что знакомые и друзья давно считали меня погибшим. Друг обнял меня, потряс за плечи и сказал :
- Жив курилка! Жив!
Эти слова для присутствующих директора и агронома не имели никакого смысла. А для меня значили много. Курилка был героем нашей детской сказки. Он восхищал нас своим бесстрашием и находчивостью, умел выходить из любых трудных положений живым и невредимым. Роль этого героя, на этот раз, досталась мне. Десятки раз я был на волоске от смерти и чудом оставался жив. Именно это я и хотел сказать своему другу, но не мог. Он же, понимая моё состояние, обратился к директору и агроному :
- Если бы вы знали, какую услугу мне сделали! Искренне вам благодарен! Ведь это мой лучший друг детства и, пожалуй, единственный!
- В таком случае, - сказал директор, обращаясь ко мне, - угощай друга плодами наших трудов.
В это время в наших теплицах висели гроздьями огурцы, кое-где начинали поспевать помидоры, поэтому мне было чем угощать своего дорогого друга, свалившегося как снег на голову. Он ободрял меня и пророчески говорил :
- Крепись, не сдавайся! Береги себя! Приближается время, когда ты будешь свободен. Запомни, что двери моей квартиры на Невском в Ленинграде будут всегда для тебя открыты как для самого дорогого и желанного гостя.
В конечном счёте, всё сказанное сбылось, правда, не так скоро, как хотелось. Через семь долгих и мучительных лет скитаний по Колыме мне довелось побывать в Ленинграде и посетить квартиру своего друга и вспомнить эту колымскую встречу. Я удивил тогда своего друга, а может и обидел тем, что отказался взять предложенные мне деньги. Я не мог этого сделать по простой причине. Деньги пришлось бы сразу отдать "хозяевам жизни ".
Неожиданная встреча с другом детства имела далеко идущие последствия. Доверие дирекции совхоза ко мне ещё более усилилось. Я стал правой рукой главного агронома и часто заменял его в хозяйственной работе. Но так продолжалось недолго. Вскоре мой шеф, главный агроном С. получил расчёт и выехал на родину. Без него не стало у меня опоры. Однажды по недосмотру тепличниц на участке вспыхнул пожар. Загорелись соломенные маты, которыми укрывали стеклянные рамы. Пожар был потушен без значительного ущерба, и вначале никто не предал этому делу большого значения. Однако кое-кто раздул дело о наличии вредительства. Последовали аресты и увольнения с работы. В конце концов сняли и директора. Когда начались эти перетасовки в совхозе, меня там уже не было. За отличные показатели в работе я получил направление на двухнедельный отдых в оздоровительный пункт. Впервые за 9 лет я удостоился такой чести. После отдыха попасть обратно в совхоз мне уже не удалось. Новое руководство хозяйством во мне не нуждалось. Лагерная администрация направила меня в организуемое подсобное хозяйство в воинской части.
Здесь, в воинской части я снова почувствовал себя человеком. Мне разрешили, вопреки лагерным правилам жить на территории военного посёлка, работать бесконвойным, питаться из солдатской кухни. К работе никто не принуждал. Сколько я мог, столько и трудился. Условия были лучше, чем у солдат. Я не знал ни подъемов, ни разводов, ни дежурств. До конца срока заключения оставалось не более одного года. Я уже считал дни, оставшиеся до освобождения, уверенный, что срок закончу в отряде охраны.
В знак благодарности работникам воинской части я все свои знания, весь свой опыт старался приложить, чтобы добиться лучших результатов.
Летом я вырастил отличный урожай овощей. В солдатской столовой появились вкусные борщи, свежий редис и зелень.


Рецензии