Когда солнце взойдёт

Мы жили в маленькой деревушке, Пуэбло. Я всегда радовался наступлению весны, особенно когда все расцветает и яркое солнышко ослепляет глаза. Тогда я с нетерпением ждал утра, чтобы вместе с Каштанчиком побежать через любимое поле к реке, там мы пропадали до заката. Я не представлял жизни вне моей родной деревни, не представлял, как живут люди где-то там, которых я не вижу, не слышу и не знаю. Интересно, как они там поживают, что они сейчас в этот момент делают? Мне было любопытно, что происходит, когда я сплю или пока я думаю мысль, а в этот момент кто-то делает что-то другое и думает иное….

-Каштанчик, побежали, быстрее, ну же, посмотри какое яркое солнце!

…мы бежали сломя голову, быстрее к реке, сносили все на пути, запинаясь, мчались к счастью, где нет забот и уныния.

-Смотри! Это же кузнечик! И я поскакал от радости, гавкая как Каштанчик, а потом завалился на землю и давай с моим любимым псом смеяться и издавать звуки непревзойденного счастья. Я посмотрел на небо и на миг замолчал….Там было, казалось, безграничное пространство, неизвестное, манящее. -Что там? Как ты думаешь, что там за небесами? Посмотри, оно такое огромное, это голубое небо и солнце как лампочка яркая светит, но что его держит? Как думаешь, а можно ли оказаться далеко в небе, чтобы меня никто не смог достать? Я хочу попасть на солнце, и сделать так, чтобы оно светило всегда! Мне так нравится, как делается вода, когда лучи солнца подают на реку и я вижу свое отражение. Ахахахахахахахах (раскатистый смех), Каштанчик, ты просто чудо! Ты лучший пёс на всем белом свете!

Мы побежали вдоль реки, бежали беззаботно и будто впереди вечность и нас никто никуда не торопит, но мы бежали, будто необузданное счастье распирало, и мы хотели охватить все вокруг, чтобы каждый кусочек родной земли мог это прочувствовать. Бежали как в последний раз, ощущая непреодолимое желание быть счастливыми здесь и сейчас.

-Каштанчик, как думаешь, в том доме живет кто-нибудь? Почему я раньше его не видел.?

Мы так долго бежали и смеялись, останавливались на пути, плескались ногами в реке, ловили бабочек, рисовали узоры на песке и забыли про время и совсем не смотрели куда держали свой путь.

-Смотри, солнце скоро сядет за горизонт, нам нужно успеть вернуться, дедушка будет волноваться. Странный дом, почему я его раньше не видел….Каштанчик, завтра вернемся и обязательно разузнаем, кто там живет. Как думаешь, может его построили только сейчас? Но ведь он старый и выглядит жутковато…Я обязательно узнаю…

На утро, как всегда, соскочив с кровати, надев свои уличные одежды, на ходу выпев кружку молока и закусив буханкой хлеба, я помчался на улицу, на встречу неизвестному. Как же меня распирало любопытство, что там, что это за дом, кто там живет и почему я раньше его не видел? Вопросов много.

-Давай, Каштанчик, нас ждут приключения!!!!

Мы выбежали из дома и на этот раз я прыгнул на своего железного коня и сократив путь, поехал по тропе, ведущей в сторону того неизвестного дома.

-Каштааааанчиииик! Ты мой самый верный друг! Мы с тобой улетим так высоко и узнаем что там за небесами, к солнцу!

Каштанчик бежал со своим верным другом Вячко, мчался и лаял, будто подхватывал раскатистый смех мальчика. Каштанчик был добрым верным псом. Он всегда был рядом и бежал на зов мальчика, не оставляя его ни на минуту. Он был уже не молод, но старался, будто изо всех своих последних сил, не отставать от Вячко и порой уже уставший он останавливался, чтобы отдышаться, садился, высунув язык, а потом снова мчался за своим другом.

-Каштаааанчиииик!!! Ну где же ты, нам нужно срочно узнать все тайны этого неизвестного дома! Каштанчииик!!!! Не отставай!

Тропа вела вдоль поля к реке, к той части берега, где накануне оказались мальчик со своим верным псом. Но на пути, уже ближе к тому месту, нужно было перейти поле, Вячко слез с велосипеда и пешком с велосипедом, окрикнув Каштанчика, направился к реке.

-Смотри, Каштанчик, вон он, дом, я уже боялся, что он исчез мистическим образом, странно всё это, не думаешь? Пойдём, нам нужно все узнать, как же не узнать что там, мы должны всё узнать, милый мой друг.

Мы побежали по направлению к дому, но резко остановились, когда увидели, что в доме кто-то есть, кто-то прошел мимо окна и я присел за куст. Наблюдал, что там происходит.

-Понять бы , есть ли там еще кто-то, прошептал я Каштанчику. Может стоит просто пойти и постучаться, узнать и познакомиться с новыми соседями? Как думаешь? Конечно они не совсем соседи, но раньше я их не видел. Наверное это некрасиво не знать новых соседей. Посмотри, Каштанчик, по-моему там больше никого нет. Я думаю нам стоит постучаться. Пошли…

Мы подошли к дому, я оставил велик на земле и поднялся осторожно к двери, только я протянул руку, чтобы постучать в дверь как её тут же открыли.

Это был старик, он открыл дверь и всматривался, пытаясь разглядеть кто перед ним, щурясь, приоткрыв рот.

-А, это то мальчик со своим дружком, входите, я надеялся, что вы загляните к старику, проходите, проходите.

Он медленно развернулся и рукой позвал мальчика с собакой в дом.

-А Каштанчику можно войти?

-Конечно, ну что за вопрос, входите, входите. Вы наверное хотите воды? Я плохо вижу, но часто наблюдаю как кто-то бегает по полю и детский смех. Сколько живу тут, но давно никто не заходил ко мне.

Старик медленно направлялся к кухне, мы тихо следовали за ним и я оглядывал все вокруг, в доме все было настолько старое и пыльное, будто тут вовсе никто не живет, заброшенный дом……Будто сейчас рухнет как этот старик. Но мне не было страшно, старик вызывал хорошие впечатления, и мне было любопытно узнать, хотелось расспросить его, почему раньше я не видел этого дома, откуда он взялся?…

-Может чай? хотя у меня его нет, вот держи воды, а дружку своему можешь вон там взять чеплашку, держи, набери сам, пёс у тебя старый уже, почти как я, кхе кхе (попытался засмеяться и пошутить старик, но казалось силы иссякали).

-Каштанчик? Да не, Каштанчик всегда со мной, мы с ним не разлей вода, каждое утро мы бежим к реке и ловим бабочек, он еще в рассвете своих сил!

-Твой пёс верный друг, но возраст уже не тот, побереги его, он за тобой не поспевает. Садись, не стой. Не бойся, как видишь я совсем беспомощный старик, безобидный.

-А я и не боюсь! Мне вот что стало интересно, почему я не видел ваш дом раньше? Как так вышло? как он появился вместе с вами здесь, так неожиданно?

-Ну что ты, я здесь всю жизнь прожил, родился здесь и умру здесь. Дом, как видишь совсем старый, здесь и убраться некому, каждый день встаю и думаю, ну все, это мой последний день, а может дом рухнет быстрее меня? кхе кхе кхе (пытается шутить и смеяться). А тебя как зовут то? Пса, как я понял, зовут Каштанчик! Это ты его так назвал? ну надо жи (говорит себе под нос)….

-Меня Вячко зовут! а Вас?

-Называй меня просто деда. Я не помню своего имени.

-Как же так?

-Стар я уже, да и никто меня давно не называл по имени, со временем и забывать начал имя и сколько лет уже живу на свете, уж не вижу ничего, но слышу хорошо! Услыхал как ты с Каштанчиком подходили к дому, думаю пойду заранее к двери, чтобы гости не ждали, очень обрадовался визиту вашему!

-А как вы один справляетесь? Кто вам помогает?

-Ты лучше расскажи сам, что тебя привело к старику то, уж давно никого тут не было, разве что почтальон и ….

….Старик замолчал, будто что-то всплыло в его воспоминаниях и он погрузился в них, отстраненно смотря в пол..

-Я каждый день бегаю с Каштанчиком к реке, мы очень любим, когда весна радует хорошей погодой и яркими солнечными днями, тогда мы с утра несемся через поле к реке и радуемся этим моментам, мне очень нравится смотреть на небо, как бы я хотел оказаться там высоко, где солнце и посмотреть на свою деревню с высоты птичьего полета!!!!

Вячко соскочил со стула и давай демонстрировать, как он парит в небе. Каштанчик залаял, будто подхватил радость мальчика.

-Вячко, послушай, присядь, ну там, в небе ты сможешь увидеть не только свою деревню, но и весь мир. Ты наверное хочешь познать космос?

-Космос? А что это такое?

-Ну как же, это то, что там, далеко за облаками, за небом, то, до чего нам не долететь.

-Значит, я смогу оттуда увидеть весь мир? А каков он этот мир? Что может быть за пределами деревни?

-Ну мир ты можешь посмотреть и по земле, жизнь не должна быть ограничена этой деревней, ты еще ребенок, но когда вырастишь обязательно увидишь мир, поедешь путешествовать, увидишь другие города и страны и узнаешь много интересного и нового. Ты умеешь читать? Сейчас…..

Старик медленно встал и пошел в соседнюю комнату. Мальчик сидел и оглядывал кухню. -Да уж, как тут все зачахло, подумал он.

-Вячко! Иди сюда, помоги.

мальчик подскочил и мигом подбежал к старику

-Вот, поищи тут, должна быть книга, встань на стул, вон там, на верхней полке

Вячко поднялся и потянулся к верхней полке, где стояло несколько книг

-А какая из них?

-Должна быть самая толстая, если не ошибаюсь, бери её

-Да, вот, держу, ух и тяжелая, что там?

-Сейчас увидишь, давай спускайся, идём, вон там присядь, я тебе сейчас все расскажу, если память не подведет.

Мы подошли к тому дивану, рядом со стеллажом и присели. Мы смотрели картинки, Деда рассказывал мне невероятные вещи, о которых я ранее не слышал, оказывается что космос это безграничное пространство, там, в небе, и что мы видим небо синим, это атмосфера земли, а за ней, но там очень высоко и далеко в космосе находятся другие планеты, звезды, небесные объекты и галактики. Есть много галактик, и мы живем на планете в одной из галактик и что я не смогу попасть на солнце. Эх, а я так хотел, чтобы оно светило всегда и не кончалось.

-Деда, а в Космос то я смогу попасть?

-Сможешь, если будешь учиться и станешь космонавтом.

-Космонавтом?

Мы долго просидели и я с невероятным интересом слушал Деду, его рассказы, смотрел картинки, и не мог поверить, что это все взаправду!

-Каштанчик! Уже темнеет, бегом, нам нужно вернуться домой! Каштанчик, дедушка меня убьёт!

Мальчик соскочил, побежал к двери с другом. -Деда, я завтра вернусь…..

Мальчик выбежал во двор схватил велосипед, и помчался в сторону своего дома

-Каштанчик, как же так, почему ты мне не сказал, что уже так поздно…поторопись, нам нужно поторопиться!!!!

Мальчик молча мчался на своем велосипеде и думал о том, что узнал сегодня и никогда и подумать не мог, что такое может быть. Его представления перевернули его сознание. Он теперь хотел знать больше.

Вячко жил в деревне со своим дедушкой, остался он сиротой, а единственной задачей деда было прокормить себя и его, он не возлагал на ребенка какие-то сложные задачи по работе, но тот ему помогал, как мог, а когда наступала весна и лето, то дедушка позволял Вячко гулять к реке, но только чтобы тот возвращался до темноты, а на выходные он должен был помогать дедушке по дому. Вячко знал только то что видел вокруг. В свои 9 лет он еще плохо читал, да и в школу он не ходил, надо было помогать дедушке, а для этого не нужно было образования, которого в дерене и так не было. Дома давно уже пустовали, соседских детей не было, единственным другом Вячко был его пёс, старенький Каштанчик. Мальчик радовался каждому дню. Когда солнце всходило и лучи пробивались через окно в комнату, Вячко с улыбкой поднимался и бежал скорее на улицу, чтобы насладиться этими яркими днями и поиграть со своим единственным другом.

-Каштанчик, ты представляешь, целый Космос! И мы не можем до него достать! А Солнце!?

Мальчик вернулся домой, дедушка его не ругал, но сказал, что в темноте можно и в неприятность попасть и чтобы впредь возвращался до темноты, и что нужно завтра помочь по дому, много дел.

Ох, я должен узнать больше. Что же это такое-Космос! Небесные тела….какие такие небесные тела…Мы живем на планете в галактике, как же он её назвал, Каштанчик? Как же деда назвал эту галактику, ну же! Мысли не отпускали мальчика ,он лежал и глядя на потолок представлял себе это безграничное пространство с небесными телами и как он парит среди них…..замечтавшись он уснул и погрузился в мир сновидений.

На утро ему предстояло помочь дедушке по дому, он весь день был как никогда задумчив и озадачен, даже не заметил как закончился день, но когда понял, то его обрадовало, что завтра он снова сможет навестить деда и послушать его рассказы про Космос.

-Дедушка, я могу завтра снова пойти гулять к реке? У меня есть неотложные дела!

-Вячко, какие такие неотложные дела у тебя? Мух Распугивать на реке? Только возвращайся до темноты, я тебе говорил, иначе всякие неприятности могут случиться. Нам с тобой многого не надо, завтра я наварю щей, мы с тобой сегодня славно потрудились, завтра можно и отдохнуть, ох Вячко, тебе надо научиться самостоятельности, старика не станет, как ты будешь один то…..Отдам тебя на усыновление к соседской семье

-Не надо меня на усыновление, я скоро в Космос полечу!

-В Космос? Это откуда ты такое услышал?

-Это мне один старик рассказал, у реки.

-Какой еще старик? Вячко, а ну ка, расскажи, где это ты шастаешь?

-У реки, там, за полем, в конце берега, стоит старый дом, ох, дедушка, и зачем я тебе рассказал!

-Вячко, нет там никакого дома, фантазёр, ладно, иди спать, завтра утром не забудь позавтракать, перед тем как побежишь гулять! Всё, иди спать!

-ладно, дедушка… -Каштанчик, идем спать!

Утром Вячко был сам на себя не похож, он спокойно вошел в кухню, налил себе молока, сел и спокойно позавтракал, никуда не спеша, его голова была переполнена мыслями, он не мог понять, почему дедушка тоже не видел раньше того дома у реки….Что-то не укладывалось все это у него в голове. И эти рассказы о космосе….Он никогда прежде ничего подобного не слышал и никто ему никогда таких удивительных вещей не рассказывал. Он каждый день радовался новому дню, солнцу, ослепляющему его лаза, ему нравилось бегать по полю с Каштанчиком и ловить букашек, и он не представлял что есть что-то еще, кроме неба, солнца, реки и маленькой деревушки с его единственным и верным другом Каштанчиком. Мир перевернулся и Вячко погрузился в размышления, какие ранее его не беспокоили ,да и знать он не знал, что мысли так сильно могут изменить его мир.

-Каштанчик, сегодня нам предстоит узнать много нового, и я хочу понять, что же такое происходит и почему мы раньше этого не знали?

Мальчик с верным другом вышли из дома и спокойно ,не торопясь направились к полю, через которое держали путь к дому деды. Вячко не спешил, будто хотел подготовиться, обдумать и они шли молча, погрузившись в думы. Каштанчик иногда лаял, но мальчик даже не отвечал, он целенаправленно шел к дому и был готов к получению всех ответов.

-Каштанчик, смотри, дверь открыта, может он уже того? Вячко быстро побежал к дому, вошел и увидел, что старик сидит в кресле, не то спал, не то помер. Каштанчик, тихо, айда, посмотрим, что с ним. -Деда! -Деда! Вы спите? Деда!

Старик, открыл глаза и немного осмотревшись и попытавшись разглядеть все вокруг, ответил наконец- А, Вячко, это ты, жив я, жив, пока что. Ну что, ты вчера не пришел, я уж думал не придешь больше, наругали, наказали. Ну проходи, садись.

-Ну вы и напугали, у вас дверь открыта была, я думал вас уже нет.

-Да наверное забыл закрыть или ветром. А кто же его знает, может и помер уже.

-Да нет, я же вижу ,что не померли, живой! Каштанчик, деда живой!

-Живой, живой….а толку то

-Как толку то, вы мне расскажите еще что-нибудь про космос?

-Про Космос? Ох, вон видишь, сколько у меня книг про Космос, вот бери, читай, да хоть все забирай!

-Да не умею я читать! Плохо читаю, по слогам и то, не учат меня.

-Начни с малого. Книг много, но у тебя есть время и целая жизнь!

-Ох, деда, как же это я смогу столько прочитать, тут нужна очень длинная жизнь! Лучше расскажите вы!

-я все детство провёл, как и ты в деревне, но моя мама меня обучала чтению и письму, тогда я стал читать книги, они увлекали меня в миры иные, я познакомился с научной фантастикой

-фантастикой?

-да, тогда я наткнулся на одного автора, он писал про другие планеты и иные языки, рассказывал про машины, которые могут летать в небе, тогда мы и представить не могли, что такое может быть в жизни! Представляешь, Вячко? это было так давно… и все мои мечты были только о том как полететь на таком корабле на другие планеты, где говорят на других языках, я мечтал и жил этими мечтами, читал книги, изучал литературу, но моя жизнь не сдвинула меня ни на шаг к мечте, я прожил здесь всю свою жизнь, я жил иллюзиями и мечтами, фантазировал и думал что когда-нибудь окажусь где-то там ,высоко и смогу как герои этих книг увидеть другие миры с другими языками, где летают машины и разговаривают животные….

-вот это да! а такое может быть?

-нет, Вячко, это выдуманные истории, но Космос, да, существует, и теперь люди могут летать по небу, и даже в Космос!

-Ух ты! Но почему вы не полетели? Деда? !

-я уже стар к тому моменту был, когда это стало возможным, я жил в книгах, в фантазиях, но родился не в то время, чтобы полететь в космос и осуществить свои мечты.

-Но деда, тогда откуда вы все это знаете, что там в Космосе?

-Книги, Вячко, прочитай книги, тут все очень подробно рассказывается. Тебе нужно научиться читать, ты сможешь обучиться всему, ты еще совсем мал и у тебя жизнь впереди, нужно Вячко учиться. Уезжай из этой деревни, пропадешь ты тут, беги….

Они сидели молча и задумались о чем-то , каждый о своём...

-Я помню многое о Космосе, но почти ничего не помню из своей жизни, свое имя, когда родился, как оказался здесь и почему…(Внезапно заговорил старик).

-но как же вы забыли все про себя?

-ох Вячко, жизнь быстротечна и ты не успеешь оглянуться как окажешься немощным никому ненужным стариком…

-Деда, я не хочу оказаться таким немощным, я думал, что когда солнце восходит и ярко светит, это значит, что я могу смеяться, веселиться, гулять с Каштанчиком, бегать к реке и ловить бабочек, и что это самое веселое и жизнерадостное что может быть, а разве не так?

-всё так, всё так, Вячко, но только вот не может быть вся жизнь твоя только в этом, пойми, есть много всего интересного и важного, и радоваться восходящему солнцу это одна из большого числа радостей, и когда ты узнаешь о них, то главное не потеряться и не забывать о том, кем ты был и кто ты есть. В этом мире есть столько всего и не угнаться за всем этим, и жизни не хватит…Радуйся каждому солнечному и не солнечному дню, умей быть счастливым просто так, не растеряй это..Вячко

-но Деда, я и радуюсь, радуюсь, как могу, я не знаю, как не радоваться, мы с Каштанчиком любим радоваться, так ведь, Каштанчик? (лай Каштанчика в ответ). Мы любим нашу деревню и это поле, оно такое огромное и когда светит солнце то оно становится еще красивее, а река, посмотрите, когда потеплеет, ох и наныряемся мы с Каштанчиком!

Вячко начал бегать по комнате и демонстрировать, как он с разбегу будет прыгать в реку. Старик снова погрузился в свои мысли и отрешенно смотрел в никуда…

-Деда! Живой?

-живой, живой…Вячко

-Я обязательно полечу в Космос! я непременно узнаю что там, наверху, далеко и смотрит на нас!

-Ты можешь взять эти книги себе, да, возьми, все не унесешь сразу, ну понемногу бери, смотри читай, пойди в школу, учись читать, учись грамоте, это не будет лишним, не забивай голову всякой ерундой ,но науки учи разные, это пригодится. Вот посмотри, вон там ,на второй полке, видишь, книга в зеленом переплете, возьми ее, с нее и начнешь.

Когда начало вечереть Вячко с Каштанчиком вернулись домой, мальчик был счастлив, сколько интересного и сколько всего предстоит узнать.

-Дедушка, а ты бывал в космосе?

-в космосе? это ты где сегодня пропадал опять?

-я познакомился с одним стариком, он мне рассказал про космос и дал книги

-книги? а ты читать то умеешь?

-научусь!

-ох, Вячко, не до учебы нам, вон, смотри сколько дел!

-каких еще дел, дедушка, мне учиться надо, наукам всяким, чтобы полететь в космос потом!

-какие еще такие науки, я вон жизнь прожил и без наук обошелся, живу себе и живу, что еще надо, главное крыша над головой есть да хлеб, чего еще нужно, Вячко?

-а я в Космос полечу! а ты сиди и дальше тут, дедушка! а я не хочу, я хочу миры другие посмотреть и планеты, где на других языках говорят!

-Это где ты такому понабрался, Вячко? Давай, садись есть, и спать скоро! Ишь, ты, в космос, науки…. (говорит себе под нос)

-Каштанчик! Завтра мы будем учиться! Как только солнце взойдет, мы с тобой отправимся в новые миры!

Я смотрел из окна иллюминатора и вспоминал те детские безобидные мечты, наивные фантазии, поле и реку и ослепляющее глаза солнце, тогда казалось, что нет ничего прекраснее просто проснуться с утра и увидеть вновь ясное солнце в небе.


Рецензии