Чудо чудное, диво дивное! Садко

"Чудо чудное, диво дивное!"

"Садко", опера Римского-Корсакова,  историческая сцена Мариинского театра,  8 апреля 2021 года

Ну, как можно не любить эту оперу, где рефреном проходят слова, вынесенные в заголовок?  Она и сама  "Чудо чудное, диво дивное!", и постановка Алексея Степанюка 1993 года - тоже. С восстановленными костюмами и декорациями Константина Коровина, сделанными для спектакля 1920 года, опера радует глаз, а появление новых замечательных исполнителей главных ролей, радует слух.
 
Сюжет, созданный по мотивам русских былин, очаровывает. Это типичная, наша родная, волшебно-героическая богатырская сказка. Прелесть спектакля как раз в том и состоит, что он бережно,  с большим вкусом и тактом передает эту особенность либретто. Низкий поклон режиссеру, что не поддался в лихие девяностые общему поветрию, не стал "наращивать" и "дополнять" смыслы, не стал вносить отсебятину (а ведь мог придумать что-то в стиле "Адвоката дьявола", сюжет вполне позволяет), чтобы верхом на великом произведении прошлого въехать "режиссерский рай" и получить свою долю скандальной славы ("Ай, Моська, знать она сильна,  что лает на слона!" - эти строки из басни Крылова сегодня впору сделать отправной фразой в начале любой режиссерской работы, чтобы остудить их безудержную разрушительную фантазию), а создал красивый русский спектакль из кипучей жизни посадских людей  Великого Новгорода "в полусказочное-полуисторическое время". Получилась настоящая новгородская Одиссея, с приключениями на море и в  подводном царстве, с  испытаниями красотой и приязнью морской царевны Волховы, с проверкой Садко богатством и удачливостью, с   верной ждущей женой и счастливым концом, когда "стали пир пировать и добра наживать". Ведь автор оперы - не только один из создателей русской оперы,  но и морской офицер.
Это самая морская опера Римского-Корсакова, где одним из действующих персонажей стал Окиян-Море, царь Морской. Музыка оперы равна по жипописности картинам Айвазовского! Море у композитора,  то ласковое и приветливое, то кипучее и  штормовое, то замирающее в полном штиле, то несущее беду и погибель! Все это не случайно! Николай Андреевич Римский-Корсаков писал о том, что знал и любил больше всего! Он - выходец из новгородской земли (уездный город Тихвин, где он родился, до 1918 года был частью Новгородской губернии)  из дворянской семьи,  где многие ее представители служили на флоте. Он и сам окончил Морской корпус, стал гардемарином, затем в звании мичмана провел три года в морских походах к берегам Серерной Америки, побывал в США  и Бразилии, во многих  европейских странах. Кроме того, он был близок со своим
 старшим братом Воином Андреевичем, морским офицером и будущим контр-адмиралом. Поэтому морская тематика так волновала композитора. И хотя опера "Садко" появилась  в 1897 году, симфоническая картина с таким же названием была написана им в 1867 году, через два года после возвращения из большого плавания. В ней появился и русский сказочный сюжет, который всю жизнь увлекал композитора. Ее музыка частично вошла в оперу. Для изображения моря и сказочного мира Римский-Корсаков придумал и здесь впервые использовал так называмый симметричный лад или «гамму Римского-Корсакова», которую  он с этих пор применял в своих музыкальных произведениях.
Заморские гости оперы "Садко" не были для него  пустым звуком, особенно веденецкий (Владислав Куприянов) и варяжский (Михаил Кит), ведь и в Италии, и в Норвегии он побывал во время  морских походов. Как не были чуждыми и былинные сюжеты родной новгородской земли. Это тот случай, когда участие композитора в написании оперного либретто оказывается удачным.
Ну, и как в "хождении за три моря" Садко обойтись  без индийского гостя (Денис Закиров)? Замечательно прозвучала ария!
Композитор нигде, даже в сказочном либретто, не погрешил против истины. Царевна Волхова, прибывшая с Садко из Подводного царства в Новгород, на берег Ильмень-озера, становится полноводной рекой Волхов, соединяющей его с морем, через  Ладожское озеро и Неву, обеспечивая тем самым свободный путь "из варяг в греки". Милая легенда!
В этот вечер, когда в Мариинке давали "Садко", трудно было не поддасться очарованию оперы и музыки Римского-Корсакова (дирижер Михаил Синькевич).   
Отличный Садко Олега Видемана, обворожительная царевна прекрасная Волхова Марии Баянкиной, очень выразительная и трогательная Любава, молодая жена Садко Екатерины Сергеевой.
Такой красивый спектакль! Особые эмоции вызывает сцена на берегу Ильмень-озера, где стая лебедей превращается в девушек во главе с царевной Волховой, а также свадебного торжества в Подводном царстве,  с изящными балетными номерами: златоперые рыбки, кораллы, морские коньки, водоросли, другие обитатели морских глубин - все танцуют!  Воистину: "Чудо чудное, диво дивное"!
Спектакль - настоящий подарок любителям оперы. Спасибо режиссеру!
Гармония, понимание и вкус - главные качества первоклассного постановщика оперных представлений. Я в этом убеждена.


Рецензии