Перечитывая Повесть... Варяги. 2

 Продолжаем знакомиться с отрывками из "Повести временных лет". "Поляне жили тогда отдельно от других...и были три брата Кий, другой Щек, и третий Хорив...И построили городок(так у Дмитрия Сергеевича Лихачёва, в оригинале град) во имя старшего брата и назвали его Киев. И нашли их хазары...и сказали платите нам дань...Поляне, посовещавшись дали от дыма по мечу...И сказали старцы хазарские не добра дань та...станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, с иных земель..
Так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день".
 Важный отрывок. Во-первых, в нём поляне напрямую отождествляются с русскими князьями. А, во-вторых, удивительна дань, которую они платят хазарам, дань мечами.
В чём удивительность? В то время славились франкские мечи, основа могущества франкских королей, создавших империю Карла Великого. И если в приведённой легенде есть элементы реальности, то выходит эти мечи доходили до славян полян, а до хазар, каганат которых располагался восточнее, на Нижней Волге, в Прикаспии, на Северном Кавказе, нет, не доходили. И хазары ими собирали дань у расположенных западнее народов. Замечу, что наличие франкских мечей на Руси признаётся часто маркером присутствия скандинавов в регионе. А Нестор прямо пишет, нет не так. Франкские мечи появились на Руси раньше, чем её стали посещать скандинавы. Впрочем, я похоже увлёкся. Дань мечами могла носить и легендарный характер. Хотя....
 Ну а дальше "Повесть..." начала излагаться с датами. Не всегда это выглядело удачно. Но это ведь не главное в повести. Главное, это суть описываемых событий.
И так. "...В год 6367(год от сотворения мира, авт.),859(от рождества Христова, авт.) варяги из заморья взимали дань с чуди(современная Эстония? авт.), со словен ( вдоль Волхова? авт.), и с мери(а это уже верхняя Волга? авт.), и со всех кривичей." Почему со всех кривичей, наверное потому, что их земли опоясывали земли всех перечисленных народов с юга. Хотя...
 Вопрос состоит в том, а как могли варяги собирать дань со столь огромной территории, с разных народов на ней. Какими они должны были быть мощными и многочисленными. И как они собирали эту дань. Методом полюдья, как позже русские князья, выезжая зимой для собирания дани по замерзшим рекам и сухопутным путям? Есть ли следы такой обширной деятельности? Короче говоря, Нестор утверждает, что вся эта территория, включая Белоруссию, Эстонию, Поволховье, Верхнюю Волгу была объединена некими варягами, собирающими с её народов дань? Или он пишет о чём-то другом?
 Что до археологов, то они говорят о том, что на этих территориях начинают создаваться торговые фактории. Труворово городище, к примеру, в землях кривичей и чуди, или Любша на берегу Ладожского озера. Существенно позднее Ладога на Волхове. Иными словами, на территориях, на которые начинают проникать народы с юга Балтики. И только позднее здесь появятся и скандинавы, как же без них. О каких народах, создателях этих факторий могла идти речь. О западных славянах, балтах? Эти народы могли вобрать в себя и память, гены прежних жителей этих мест,  кельтов рутенов и других. Впрочем, я начинаю углубляться в суть трёхсотлетнего спора между норманистами и антинорманистами. А задача у меня совсем другая. Читать Нестора!
 Ну и комментировать его слова моими непрофессиональными мыслями. И комментарий мой выглядит так. Соединяя первый приведённый отрывок со вторым, хочу предположить, что суть дела могла состоять не в сборе дани как таковой, а в процессе торгового обмена между таинственными варягами и местными народами. Что могли предложить варяги местным жителям. Может быть знаменитые франкские мечи? Ведь южные балтийцы непосредственно соприкасались с франками. Вели с ними многочисленные войны. В ходе которых могли захватывать и ценные мечи. А что получать взамен. Может быть меха?
Но это, конечно, только предположения. Посмотрим, какую пищу для размышлений даст нам следующий текст" Повести...". Но о нём в следующей публикации.


Рецензии
Да, машина времени бы не помешала, чтобы узнать точно:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   02.01.2022 07:52     Заявить о нарушении
Может быть изобретут! Мысль то материальна!

Игорь Тычинин   02.01.2022 08:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.