Мой египетский сад. Финиковая пальма

Phoenix dactylifera L., финиковая пальма. По древнеегипетски «бенрет», а по-коптски «беннэ» (и дерево, и плод).

Трудно теперь представить себе египетский ландшафт без финиковых пальм: на берегах Нила XIX-го столетия они стояли даже дикими лесами в сотни тысяч деревьев, прогулку в котором Клот-Бей уподоблял посещению величественного готического храма. Но в древности, до экокатастрофы, вызвавшей закат Древнего царства, египтяне не превозносили финиковую пальму – они больше лелеяли виноградники и сады смоковниц. Как фрукт и деликатес, финик был им, впрочем, известен с палеолита, а на одной абидосской палетке нулевой – первой династий выгравированы уже садовые пальмы, которые норовят объесть приблудные жирафы. По разбивке финиковых плантаций Южное Двуречье долго опережало Египет, но когда злая засуха оставила последний у разбитого корыта, тот с лихвой наверстал упущенное.

Трудно сказать, насколько виртуозно и во все ли времена удавалась египтянам культура этого дерева, но к исламской эпохе они вывели уже двадцать четыре его сорта. А об успехах времени фараонов известно лишь, что первостатейные финики всегда давали оазисы, и, кроме того, плоды финиковой пальмы были тем лучше, чем южнее они росли. То есть, если изысканнейшие фиванские финики таяли во рту как мёд, то сухие финики из Дельты жевала только беднота (впрочем, в устье реки зато разводили многие другие фруктовые породы). И всё же слово «бенрет» – «финиковая пальма» так же означало «сладостный», как и слово «ноджем», чьё первое значение – «рожковое дерево» («кароб»). Там, где плоды пальм были посредственны, само дерево всё равно посвящалось как символ богам (например, Тховту, Хору, Хат-Хор), им украшали аллеи и сады многочисленных храмов.

В царицы восточных садов финиковая пальма вышла за свои стойкость к зною и долголетие: она вечнозелёная и может расти и плодоносить до двухсот лет. Но адский зной она терпит лишь если рядом есть обильные (часто подземные) источники воды. Вот почему она «оккупирует» оазисы, вырастающие как раз на артезианских скважинах. За долгие годы, которые отмечаются на стволе зазубринами от отпавших старых вай, похожих на зелёные перья, она достигает высоты не менее тридцати метров, а «зонт» её кроны расходится метров на шесть. И, право, надо родится мартышкой, чтобы без страха ощипывать с верхушки этой живой мачты гроздья лакомых бордово-коричневых костянок. Но пока пальма ещё молода и невысока, её плоды можно стряхнуть на циновку, расшатав хорошенько ствол (нечто подобное упоминает мудрец Анхшешонк, у которого «финикопад» вызывает брыкливый осёл).

На старое и огромное, как колонна, дерево, влезали, застраховав себя верёвкой, обвязанной вокруг пояса и ствола, который от природы, по счастью, сильно шероховат и бугрист. Такой допотопный метод наблюдал ещё Клот-Бей. Есть немало древнеегипетских изображений сбора фруктов (в том числе фиников) ручными обезьянками – вот уж кому не грозило свернуть себе шею и без всякого страховочного троса, но такие акробаты скорее наносили урон саду. Эти сценки были, видимо, не более чем частью забав именитого хозяина сада, а вовсе не серьёзным сбором урожая. Как и инжир, финиковая пальма двудомна и египетские садовники должны были знать о её женских и мужских деревьях. Но, впрочем, одного мужского экземпляра довольно для «гарема» из двадцати пяти женских.

В верховьях Нила финики можно собирать уже в конце июня, а в более северных регионах на месяц и более позднее. Сочные, крупные и сладкие сорта идут на десерт (в том числе для варки сладкого пива из полуполбы «беша»), а мелкие и сухие – для хлебного теста (аналогично делают хлеб и из ягод христова тёрна). Косточки фиников тоже дробили и растирали на мельницах, но такая мука предназначалась либо для скота, либо для лекарственных зелий. Из отжатой в воду мякоти фиников делали вино, и именно пальмовым вином полагалось омывать тело покойного в ходе церемонии мумификации. Так же, как и месопотамцы, египтяне умели выгонять сладкий финиковый сок подсочкой оснований соцветий женской пальмы и готовить густой тёмный экстракт из сахаристых фиников, но так как они разводили пчёл, «мёд» (т.е. патока) из фиников или сока соцветий у них не играла особо важной роли. И всё же в гробнице Тутанхамона был, по крайней мере, один кувшин из алебастра с такой патокой.

Рубка финиковой пальмы в Египте – это целое событие, потому что на это идут только когда дерево уже абсолютно истощено. У финиковой пальмы не особенно хорошая, очень рыхлая древесина, но для крючьев колодезных журавлей, кровли или балок её применяют. А, кроме того, у самой макушки пальмового ствола дровосеки находят особое лакомство – это так называемое «сердце пальмы». Его было бы удобнее назвать пальмовой «кочерыжкой» – это просто кусок белоснежной, не одеревенелой ещё сердцевины в длину около 0,3 метра, по вкусу напоминающей свежий миндаль. Во времена Клот-Бея это утончённое и редкое лакомство было дорогим подарком в культуре египтян, и нет никакого сомнения в том, что так было и при фараонах.

У живой ещё финиковой пальмы, как, впрочем, и у других видов пальм, бесперебойно брали не только плоды, но и листья, обобранные кисти, лыко («сенну бенрет», или «волосы пальмы»). Всё это было нужно для сооружения кровли, лёгких клеток для птиц, решёток, для набивки матов, плетения корзин, ковров, стульев, коробов, выделки изящных и при этом «грошовых» вееров и париков, изготовления кистей, мётел, мочалок, верёвок, шпагатов. А когда с пальмовых вай срезали листья, то из гибких и хлёстких жил выходило нечто антипатичное финиковой усладе – розги для нужд армии стражей, надсмотрщиков, палачей и школьных учителей.

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. Рецепт кифи основа на интерпретации, предпринятой в труде В. Лоре (Victor Loret “Le kyphi, parfum sacre des anciens egyptiens”, 1887 г.). А последнее издание от 2006 г. (Published December 31st 2006 by British Museum Press) дополнено результатами исследований специалистов Лувра и лаборатории L’Oreal

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Редер Д.Г. Древний Египет и древняя Африка, 1967 г. Роль финиковой пальмы в экономике древнего Египта annales.info

Рычагова Искра и Натапов Лев, «Скажи мне, ветка Палестины… (Библейские растения на земле Австралии)» Королевским Ботаническим садам Сиднея посвящается. Сидней 2010 г. @ Рычагова И., 2010

Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Ивик Олег. Еда Древнего мира. Изд-во «Ломоносовъ», Москва, 2012 г.

Гленвилль С.Р.К. Каталог демотических папирусов Британского музея. Том 2-й. Поучения Анхшешонка (папирус Британского музея № 10508). Опубликовано попечителями Британского музея в Лондоне, в 1995 г./Catalogue of demotic papyri in the British museum. Volume II. The Instructions of Onchsheshonqy (British museum papyrus 10508) by S.R.K. Glanville. Published by the trustees of the British Museum, London, 1955


Рецензии
Финики - это, прежде всего, воспоминание детства. В советское время в магазинах, даже в провинции, продавались финики, по весьма приемлемой цене. Они были в больших коробках, слегка спрессованные и завернутые в бумагу. На вкус они были даже лучше конфет.
Тогда это было как чудесное напоминание о какой-то далекой экзотической стране, ведь никто не видел, как они растут.

Татьяна Сахань   11.04.2021 21:37     Заявить о нарушении
У нас лет 10 назад на рынке продавали иранские финики "Каспиран", тоже в коробке и дивного вкуса, мягкие и нежные, как сливы. Говорят, их теперь можно увидеть лишь в специализированных магазинах. У нас город маленький, провинциальный, и я их не видела даже в супермаркетах на праздники, а рынка уж давно нет. Финик были идеальные, исключительно аккуратно упакованные, но с забавными ошибками в тексте на коробке: "сущёные финики", "колоритность" (вместо "калорийность"). Теперь, быть может, этот курьёз исправлен, хотя при таком качестве продукта он простителен. А стоят они, должно быть, теперь зело дорого. На том же рынке и инжир отменный был - жёлтый, сладкий, крупный и мягкий чуть ли не как мармелад. Ни одного пересушенного! Но, что интересно, не в коробках или пакетах, а россыпью. Его выкладывали на деревянном противне. А теперь купишь инжир в магазине - даже кипятком зальёшь, лишь две-три штуки более-менее сносны на вкус. Как-то попадал развесной мягкий, очень светлого жёлтого цвета, беловато-палевого, но у него оказался едкий химический привкус. У того, что я брала когда-то на рынке и в помине его не было.

Екатерина Боталова   12.04.2021 17:17   Заявить о нарушении
Зато хоть приятные воспоминания остались. Инжир во времена моего детства в нашем Ейске в магазинах не продавали. Его иногда привозил отец, когда ездил в командировку в Москву. И в те далекие времена в Москве можно было найти многое из того, чего в провинции не было вовсе. А настоящий свежий инжир я увидела только много лет спустя, на экскурсии в Сочи, оказывается, он там растет.

Татьяна Сахань   12.04.2021 19:54   Заявить о нарушении