История на все времена

Действующие лица:
Автор
Ефрем 
Ангел
Старец
Жар – птица
Руководитель
Девушка



Действие первое.
Время года – зима.
Место действия – небольшая комната в доме Ефрема.
Появляются Автор и Ефрем.

Автор
В одном российском городе жил молодой человек по имени Ефрем. И был он недоволен своей жизнью, а что делать, не знал или …не хотел знать.

Ефрем
Да что же это за жизнь у меня?! Все какие-то неприятности, огорчения, сложности. Неужели не может быть по-другому?!

Ефрем ходит по сцене, держась руками за голову.

Автор
Да, часто в жизни человек оказывается как бы на распутье – и бывает трудно сделать правильный выбор; так и с Ефремом случилось.

Внезапно откуда-то сбоку появляется Жар-птица.

Жар – птица
Не печалься, Ефрем! Ты лучше посмотри вокруг - какая красота! Новый Год наступил: стольким можно полакомиться, кроме того, кругом - веселье, танцы. А сколько зимних забав – лыжи, коньки и т. д.

Ефрем
Да не радует всё это: от обильной еды болит живот, и, катаясь на коньках, я упал и травму получил. Кроме того, зима нынче суровая – морозы сильные.

Жар – птица
Ну, в таком случае не знаю … столько радостей жизни, а ты… (взмахивает крыльями).

Ефрем
Всё это не то… Как писала Зинаида Гиппиус: «Всегда чего-нибудь нет – чего-нибудь слишком много… А мера – только у Бога».

Появляется Ангел.

Ангел
Да, ты абсолютно прав – мера только у Бога. И не надо отчаиваться: к Богу может обратиться любой человек в любое время, пока живёт на этом свете.

Ефрем
С чего же начать?

Ангел
Нужно, прежде всего, самому захотеть измениться и попытаться изменить свою жизнь. А для этого нужно возлюбить Бога всем сердцем и всей душой. Наступает Рождество, и  в сердце каждого должен родиться Христос, который повёдет нас к новой жизни.


Ефрем
А как узнать, в чём нужно изменить свою жизнь?

Ангел
Для этого нужно разобраться в себе, проверить свою жизнь по Божьим заповедям.

Жар-птица
Вот, ещё! Копаться в себе. Лучше веселиться, пока есть такая возможность. Летим лучше на карнавал!

Ефрем
(опустив голову)
Да, это великий труд так жить!

Ангел
Но без этого нам не почувствовать Божьей благодати, которая сделает нас по-настоящему счастливыми.

Действие второе
Время действия – весна.
Место действия – огород перед домом Ефрема.
Ефрем копается в огороде. Видно, что он очень устал.
Появляется Автор.

Автор
В жизни иногда бывают лёгкие пути достижения целей, вот, только конечный результат может быть неоднозначным.

Ефрем
Вот, если бы в жизни всё было просто, и доставалось бы всё легко, и делать бы  ничего не было нужно.

Появляется Жар-птица, в руках она держит целую пачку лотерейных билетов.

Жар-птица
А вот лотерейные билетики, выбирай любой.

Ефрем смотрит с сомнением на билеты.

Ефрем
Да-а, это сколько всего можно купить на эти деньги. Можно будет и вообще не работать.

Жар-птица
Бери – бери, что-нибудь выиграешь, если не сейчас, то потом обязательно.

Появляется Ангел, Ефрем отдёргивает руку.

Ефрем
Как-то слишком легко это получается: богатство как будто-то ворованное.

Ангел
А труднее всего богатому приблизиться к Богу, потому что человек очень привязывается к своим деньгам.

Ефрем
Но без денег прожить невозможно в наше время.

Жар-птица
И у одних их много, а у других их мало. И, как правило, много их у тех, кто этого совсем не заслуживает!

Ангел
Бог все решит для всех, каждый получит своё, разве вы не слыхали притчу о безумном богаче?! Бог знает о наших потребностях - Он никогда не оставит нас в нужде.

Ефрем
Мне кажется, что у всех должно быть всего поровну, или хотя бы к этому нужно стремиться, как-то перераспределять богатства.


Ангел
Возможно, ты прав, но человеку без Бога сложно разобраться в этом. К тому же, азартные игры часто доводят до беды.

Ефрем
А что если … Если я попытаюсь как-то изменить жизнь тех, кто в этом действительно нуждается, на средства, выигранные в лотерее.

Жар-птица
Возьми билетик и подари кому-нибудь.

Ефрем
Я обещаю, что если я выиграю крупную сумму, то обязательно отдам деньги нуждающимся.

Ангел
Смотри сам, это твой выбор, но помни: соблазнов в мире много и сложно их избежать, но горе тому человеку, который поддаётся этим соблазнам.

Ангел и Жар-птица уходят, остаются Ефрем и Автор.

Автор
Через некоторое время Ефрем узнает результаты лотереи…

На середину сцены выходит Ефрем, в руках он держит лотерейный билет – он растерян.

Ефрем
Да, я ожидал большего…Что же мне делать с этой суммой: она слишком мала, чтобы я истратил её на других, и слишком велика, чтобы я истратил её на себя. Подскажите же мне, Ангел, Жар-птица, как мне поступить?

Автор
Частенько человеку приходится самостоятельно принимать решение, и это и есть та мера свободы, которая дана Богом каждому человеку.
Действие третье
Время действия – лето.
Место действия – кабинет Ефрема.
Ефрем сидит в кабинете за столом, смотрит в окно на летний пейзаж и вздыхает.
Появляется Автор.

Автор
Считается, что начальникам надо повиноваться, но порой это бывает очень нелегко.

В кабинет входит Руководитель Ефрема.

Руководитель
Вот, Ефрем, ещё работа для тебя, это всё нужно сделать и поскорее.

Ефрем
Но я ещё не закончил и ту, которую Вы мне дали несколько дней назад, я не могу сделать всё это так быстро.

Появляется Жар-птица.

Жар-птица
Правильно не бери – он только тебя одного всегда и загружает, а сам только и умеет, что командовать.

Руководитель
Ты сейчас у нас один работаешь; лето – у людей отпуска.

Ефрем
А я ещё и в отпуске не был в этом году, не отдыхал.

Жар-птица
Проси свой заслуженный отпуск: он не соблюдает твои трудовые права.

Ефрем
Вы нарушаете Конституцию, Трудовой Кодекс и ещё множество законов!

Руководитель
Как ты смеешь со мной так разговаривать?!

Появляется Ангел.

Ангел
Нужно учиться смиряться с тем, что мы не можем изменить.

Жар-птица
Да как же можно мириться с такой несправедливостью?!

Руководитель
Да и потом – ты сам напросился на самый сложный участок работы.



Ефрем
Я считаю, что способен на большее, и получать денежное вознаграждение должен соответствующее.

Ангел
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. И, кроме того, уверен ли ты, что справишься с ролью начальника – это ведь не только привилегии, но и ответственность. 

Руководитель
Если не выполнишь работу, я просто уволю тебя – и всё.

Руководитель смеётся и уходит.

Ефрем
Ну, вот теперь работать, работать и работать…

Жар-птица
Ничего, Ефремушка, будет и на твоей улице праздник.

Жар-птица и Ангел уходят. Ефрем какое-то время сидел неподвижно, затем начинает рыться в бумагах, которые лежат у него на столе.

Ефрем
Что ж, может быть, кому-нибудь мои труды принесут пользу, тогда хоть это меня немного утешит.




Действие четвертое
Время действия – разгар лета.
Место действия – аллея парка.
Появляется Автор.

Автор
Любовь – самое сильное чувство – оно может и спасти и погубить.

Ефрем сидит на скамейке, по дорожке парка идет Девушка – она приближается к Ефрему.

Девушка
Зачем ты звал меня, Ефрем? У меня совсем нет времени - такая прекрасная погода! Да, и нечего нам больше обсуждать.

Ефрем
Но почему? А как же любовь?

Девушка
А здесь её, скорее всего, и не было: любовь – это когда двое людей выбирают одну дорогу в жизни, а у нас слишком разные жизненные пути и ориентиры.

Ефрем опускает голову – он очень расстроен. Появляется Ангел.

Ангел
Не печалься, Ефрем, она права – вам не идти одной дорогой.

Ефрем
А как же любовь?! Ведь Бог заповедовал: любите друг друга.

Ангел
Она никогда не сможет полюбить тебя.

Ефрем
Но почему?

Ангел
Не все могут оценить по достоинству те дары, которые даёт им Господь Бог. Мой совет – ищи, прежде всего, Царствия Божия, а всё остальное приложится.

Появляется Жар-птица.

Жар-птица
Нельзя так это оставить – нужно обязательно отомстить, чтобы она поняла, что нельзя так поступать с тобой.

Ангел
На всё воля Божья – значит, так  должно было случиться. И это к лучшему, что так всё произошло, ты сам это впоследствии поймешь. Беды и несчастья, которые приключаются с человеком, должны как бы очищать его, делать светлее, добрее. А тебя, Ефрем, в жизни еще ждёт большое счастье. Сейчас же тебе нужно научиться прощать.   

Девушка
Тогда я пойду – нам больше не о чем разговаривать.

Ефрем
Прости меня за всё, а я тебя прощаю. Желаю тебе счастья.

Девушка молча  поворачивается и уходит. Ефрем с крайне удручённым видом сидит на скамейке.

Ангел
Не надо так сильно печалиться, уныние – большой грех.


Действие пятое.
Время действия – осень.
Место действия – городская улица.
Появляется Автор.

Автор
Часто кажущиеся, на первый взгляд, гениальными вещи, оказываются очень простыми.

Ефрем уныло бредёт по улице, накрапывает дождь. Неожиданно он сталкивается со Старцем (тот плохо одет и идёт очень медленно).

Ефрем
Ой, простите, я Вас не заметил.

Старец
Значит, нужно было нам тут столкнуться – так вон там решили (указывает на небо).

Ефрем
А я и сам не знаю, куда иду, потому и не замечаю ничего и никого вокруг. Хотя нет, вижу, что дождь – пойдёмте лучше, вон там укроемся от него.

Старец и Ефрем идут под навес.

Старец
А я дождя не боюсь – это Божья вода.

Ефрем
Но как же?! Одежду можно промочить.

Старец
А что одежда? В Евангелие написано: не нужно заботиться ни о чём – Господь знает наши нужды – и даёт всё нам нужное в своё время.

Ефрем оглядывает Старца с головы до ног.

Ефрем
Но вы точно нуждаетесь. Я сейчас (начинает рыться в карманах). У меня должно было остаться немного денег.

Старец останавливает его.

Старец
Запомни – Христос говорил: милости хочу, а не жертвы. Поэтому если делаешь это, потому что я, по-твоему, нищий, а нищим принято подавать – то не делай этого.

Ефрем
Но Христос говорил и другое: когда вы напоили, накормили, приняли и одели одного из братьев Моих меньших, то сделали это и мне.

Старец улыбается, Ефрем протягивает ему деньги, Старец благодарит Ефрема и берёт деньги.
Ефрем
(вздыхает)
Да, теперь у меня ничего не осталось.

Старец
Не печалься. Ты поступал так, как велела тебе совесть, а совесть велела поступать тебе по Божьим законам.

Ефрем
Да, но, поступая так, я потерял всё: работу, любовь, деньги, все радости жизни.

Старец
А как же твоя душа?

Ефрем
А что душа?

Старец
Самое главное – ты сумел не потерять свою душу. Да, ты потерял что-то в этом мире, но какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит.

Ефрем
Но как же? Ведь, если ничего не осталось, то и в душе пустота…

Старец
Всё то, что ты имел, дал тебе Бог, он и взял это в своё время. Слышал про Иова: у него было всё в достатке, а в один прекрасный день Бог забрал у него всё. Иов не стал роптать на Бога, а смиренно перенёс все скорби, и Бог наградил его ещё большими дарами.

Ефрем
А Вы счастливы? У Вас же ничего почти нет?

Старец
Через все жизненные испытания я пронёс Веру в Бога и не перестал верить, что всё к лучшему. Вот, например, сегодняшняя встреча с тобой.

Ефрем
Но что здесь такого хорошего? Ведь пока мы тут разговариваем, Вам могли бы столько милостыни подать.

Старец насмешливо улыбается.

Старец
Я смею полагать, что тебе эта встреча принесёт несомненную пользу, а я таким своим обличьем подвигаю людей делать дела милосердия и этим спасать свою душу. Кроме того, стоя тут с тобой, имею возможность любоваться Божьим чудом.

Он указывает Ефрему на появившуюся на небе радугу.
Действие шестое.
Проходит год. На дворе снова зима.
На сцену выходят Автор, Ефрем.

Автор
Прошёл год, и жизнь Ефрема изменилась.

Ефрем
Да, вот, и целый год прошёл с тех пор, как я стал задумываться над своей жизнью и пытаться что-то изменить в ней. И странное дело – я уже не ощущаю себя таким несчастным как раньше.

Появляется Жар-птица.

Жар-птица
Знаешь, Ефрем, а ты не зря всё лето трудился. (Подаёт Ефрему какую-то бумагу).

Ефрем
(читает)
Ваш проект принят и будет реализован.
(заканчивает чтение)
Это означает, что по моему проекту будет построен социальный комплекс для нуждающихся. Господи, какое же это счастье знать, что и ты можешь что-то изменить в этом мире.

Появляется Ангел.

Ангел
Всё правильно ты говоришь, только не возносись. Знай, что всё это делается во славу Божию и для спасения души, а также для блага всех этих нуждающихся людей: стариков, сирот, инвалидов. Без добрых дел вера мертва.

Ефрем в раздумье достаёт из кармана лотерейный билет.

Ефрем
Что ж, теперь я думаю, на эти деньги я могу позволить себе отдохнуть.

Ангел и Жар-птица смотрят на Ефрема, он долго о чём-то размышляет.

Ефрем
Хотя знаете, а давайте-ка лучше на эти деньги купим еду и подарки для нуждающихся. Когда ещё построят все эти здания, а накормить их всех сейчас – это благое дело.

Жар-птица
Знаешь, Ефрем, я поняла, что, делая добрые дела для других, мы сами становимся счастливыми.

Ефрем
А я понял, что на меня, наконец, снизошла Божья благодать, и в душе воцарился мир.


Рецензии