Переход в бимсх

Время не любит, когда его тратят впустую.
Генри Форд

…не проворным достается успешный бег, не храбрым победа, не мудрым хлеб,
и не искусным благорасположение, но время и случай для всех их.
Эклизиаст, 9.11.

Самое главное-это правильный порядок ходов.
Тигран Петросян

Хорошо помню один из первых ученых советов ЦНИИМЭСХ, на котором мне пришлось присутствовать. На нем подвергся экзекуции заведующий лабораторией механизации животноводства Ф., который даже не был в силах оправдаться от предъявленных претензий, а только молча кивал головой. Каково же было мое удивление, когда я через несколько месяцев узнал, что этот ученый, разменявший уже шестой десяток лет, был избран по конкурсу заведующим соответствующей кафедрой БИМСХ. Для этого необходима была положительная характеристика из предыдущего места работы, и из этого вытекал простой вывод: характеристика далеко не всегда объективно отражает реальное положение дел, а является одним из инструментов управления в руках администрации.

Ответственный работник МСХ БССР мой товарищ Бракоренко по его словам был не раз свидетелем, как министр в его присутствии  вызывал кадровика и давал ему поручение подготовить характеристику на определённое лицо. И получал от кадровика  встречный вопрос: "На повышение, или понижение?"

 Когда человек молод и нужен, то получить хорошую характеристику для перехода в другую организацию без волосатой лапы сложно. Даже если моя фотография в то время висела на доске почета ЦНИИМЭСХ, и я награждался незадолго до увольнения Почетной грамотой института. Когда ты уже отработанный материал, то хорошую характеристику получить значительно проще. Это в кино загнанных лошадей пристреливают, в НИИ им могут выдать хорошую характеристику для перехода на другую работу. Или написать отличный некролог от стаи (группы) товарищей.

Когда мы спросили нашего товарища по аспирантскому общежитию ЦНИИМЭСХ Квасова, работавшего завлабом во Всесоюзном НИИ защиты почв от эрозии города Курска, как он сумел получить хорошую характеристику пройти по конкурсу на должность заведующего кафедрой гидравлики Курского политеха, то он честно ответил:
-Повезло. Дали характеристику в военкомат, а тут как раз объявили конкурс. Я сказал, что характеристику в военкомат потерял, получил вторую и отнес ее на конкурс.

Любой трудящийся в СССР мог написать заявление на увольнение по собственному желанию, и через месяц получить трудовую книжку на руки. Меня приглашали на работу во ВНИИТИМЖ, и после такого увольнения, приказом директора ВНИИТИМЖ (а с ним я встретился и побеседовал, получив его согласие) могли зачислить в штат, а затем через несколько месяцев повести по конкурсу. Но менять один НИИ на другой не хотелось. Это был запасной вариант, на всякий случай.

Приглашали принять в конкурсе на должность доцента в Институте повышения квалификации работников министерства ЖКХ, где работал Николай О. и усиленно лоббировал мою кандидатуру. Но область для меня была новая, и коллектив кафедры там был довольно конфликтный. Идти туда я не решился, и правильно сделал. Через некоторое время этот институт влили в структуру вновь образованной академии управления при Президенте РБ, а Николай О. с должности доцента предпочел перейти на должность ассистента в БИМСХ.

Наконец я увидел в газете о конкурсе на замещение вакантной должности ассистента кафедры теоретической механики и ТММ БИМСХ. Я любил эти науки и подошел на кафедру, где познакомился с ее заведующим профессором, доктором физико-математических наук, будущим министром образования и ректором БГУ Стражевым Василием Ивановичем. Он посмотрел мои научные труды и сказал, что я ему подхожу, но на объявленную должность человек уже приглашен из академии наук. Однако через полгода у них появится точно такая же должность, и он готов меня взять на работу.

Стражев В.И. работал некоторое время заведующим отделом науки и образования Минского горкома КПБ и пользовался огромным авторитетом в БИМСХ. Это был чуть ли не единственный человек в институте, который мог самостоятельно подбирать себе кадры, без оглядки на ректора. Я этого тогда не знал, но знал, что директор ЦНИИМЭСХ и ректор БИМСХ очень тесно связаны друг с другом (например, сын ректора БИМСХ Скотникова В.А. учился в аспирантуре и работал в лаборатории директора ЦНИИМЭСХ Нагорского И.С.) и даже согласовывают переход сотрудников из одной организации в другую.

Здесь мне сильно помог очередной зигзаг в жизни Советской Армии. Стали призывать со студенческой скамьи мальчишек в армию. Естественно, что часть преподавателей, при этом попало под сокращение. Через два года студенты стали возвращаться и, одновременно призыв студентов был отменен. На несколько лет подряд появились вакансии в существенных количествах.

Когда конкурс под меня был объявлен, то я обратился за характеристикой к заведующему лабораторией Владимиру Мармалюкову. Он схватился за голову и сказал:
-Проси что хочешь, все сделаю, но характеристику я тебе не дам! С кем я тогда буду работать?
Володя был очень талантливым и трудолюбивым парнем и его вполне заслуженно назначили заведующим лаборатории в место вышедшего на пенсию В.М. Доманькова. Мы с ним были друзья и его позицию я понимаю. При нем мне было бы по прежнему комфортно работать в лаборатории. Но, к сожалению, через несколько лет он умер от рака.

Я пошел по поводу характеристики к директору ЦНИИМЭСХ. Профессор, доктор технических наук Игорь Станиславович НАГОРСКИЙ был исключительно талантливым ученым. Его монография «Оптимизация сложных систем механизированного сельскохозяйственного производства» была событием в научном мире. Поговаривали, что всем своим аспирантам он сам писал теорию.
Когда его назначили директором, то многие удивлялись, как этот интеллигентный и культурный человек сможет справиться с таким сложным коллективом. Накачки и повышенный тон разговора у предыдущего начальства сменились на тихие и отточенные фразы Игоря Станиславовича, и оказалось, что этот человек, видит все насквозь, а пускать ему пыль в глаза вообще не представляется возможным.
 Вполне заслуженно Нагорский И.С. стал вскоре академиком ВАСХНИЛ и АН РБ.

Я знал, что Игорь Станиславович относится ко мне с симпатией, возможной причиной которой явилось то, что мы не только оканчивали оба БСХА, но и школьные годы провели в Горках. Когда я изложил директору свою проблему, то увидел, что он уже наслышан о моем возможном уходе.

-Да, вижу, что ты уже намылился и тебя уже не удержишь. Но я же не могу тебя отпустить просто так. Он берет мое заявление с просьбой о выдаче характеристики и пишет на нем: «Огибалову для принятия решения».

-Иди к председателю совета молодых ученых Огибалову, а я ему позвоню.
Захожу через пару минут к Огибалову, тот молча пишет на моем заявлении резолюцию: «Выдать характеристику!», на что Володя Мармалюков мне сказал:
-Ну и хитер, самого Нагорского И. С. смог упросить отпустить из ЦНИИМЭСХ!

27 октября 1987 года я, будучи избран по конкурсу на вакантную должность, приступил к работе в Белорусском институте механизации сельского хозяйства (БИМСХ).

"Пока ты мокнешь под дождём
Сверкают молнии и гром,
Пока ты сердцем не совсем остыл –
Тебе так много предстоит,
Но вот, смотри – прекрасный вид
И новый дом, и сад, и сын.
Среди совсем чужих земель
С меня в момент слетает хмель,
Слетает хмель на цифре ТРИДЦАТЬ СЕМЬ .
Теперь я знаю, что сказать:
Вы остаётесь зимовать,
Мы остаёмся насовсем
Оркестр играет сразу всем."
(Александр Васильев)

ЦНИИМЭСХ в перестроечные и последующие времена начал деградировать из-за скудного финансирования. Общая численность сотрудников НИИ, КБ, экспериментального завода в Минске и опытных мастерских  в Ждановичах уменьшилась более чем в 10 раз за 30 лет. Прервалась связь времен и поколений, и молодежь уже не видела экономического смысла в занятиях наукой. А для меня начиналась новая и не простая жизнь в эпоху перемен.

В новые времена лет через 30 переход на работу в ВУЗ из НИИ оказался для молодых сотрудников, с которых еще можно было что-то взять, ещё более затруднен. Можно подать на конкурс, но для этого необходима положительная характеристика и еще не факт, что работодатель захочет её дать. Поскольку система найма на работу контрактная, то он просто скажет, что контракт он не расторгнет досрочно даже в связи с прохождением по конкурсу в ВУЗ, а если сотрудник не явится на работу, то его уволят по статье за прогулы. Если вопрос не удастся решить полюбовно, что для человека без связей весьма вероятно, то сменить работу будет очень не просто.

Ведь по получении трудовой книжки прошедшего по конкурсу на должность как и положено на 5 лет  нового преподавателя ректор не только может заключить с ним контракт (как правило, на 1 год), но и отказать ему в этом, несмотря на результаты конкурса.

"Постой, пусть закат тебе ляжет на плечи,
Я ещe не дышал, я ещe не дослушал твой смех.
Постой, ты можешь спугнуть этот вечер
И мы потеряем друг друга во тьме.

Мы закрыли глаза и далeкий придумали остров,
Мы придумали ветер и себе имена.
И не знаем пока, кто из нас на рассвете
Станет ждать, чтоб скорее укрыла волна…

Этот остров, где всe не так,
Как когда-то казалось нам,
Этот остров, где каждый шаг,
Словно колокол, рвeт небеса.

Постой, пусть закат тебе ляжет на плечи,
Я ещe не дышал, я ещe не дышал так легко.
Постой, за тебя всe сделает ветер,
Он стирает следы наших ног, засыпает песком…"
(Пикник)


Рецензии