Англия

Зимой 2000-го года довелось мне в составе группы топ-менеджеров ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" - самого крупного дочернего общества компании ЛУКОЙЛ побывать в Англии. Сейчас, спустя 20 лет, я понимаю, что со своими «отсталыми», не побоюсь этого слова «совковыми» представлениями, воспринимал эту поездку как ознакомительно-туристическую и не сильно вписывался в компанию.
 
Как только сели в автобус достал видеокамеру «Сони» и начал снимать всё, что видел по пути из аэропорта Хитроу в Лондон. Камеру взял у друга Валентина Васильевича Шелепова. Ближе к центру британской столицы «Сонька» сдохла. Пришлось просто глазеть по сторонам.

Рассказывая в автобусе о Лондоне, гид упомянула, что выражение «лондонские туманы» было актуально вплоть до 60-х годов. Вызвано оно было тем, что дома отапливались углём. Старинный центр города был застроен кирпичными малоэтажными домами. Стены соседних строений примыкали друг к другу без промежутков. Чтобы войти в дом надо подняться по нескольким ступенькам. На некоторых улицах вдоль домов тянулись полутораметровые чугунные решётки с калитками напротив входа.
 
Нас сразу привезли на правый берег Темзы, к мосту напротив Биг Бена. Справа медленно крутилось громадное колесо обозрения – Лондонский глаз. Перейдя пешком Вестминстерский мост свернули направо на Уайтхолл. Потом прошли по Даунинг- стрит поглазев на резиденцию премьер-министра Тони Блэра, напротив которой в почётном карауле при входе в здание парламента стоял гвардеец в медвежьей шапке. Картинка ничем не отличалась от ранее виденных по телевидению.

Затем прошли в Сент-Джеймс парк. Вот тут начал удивляться. Середина февраля, а у них на зелёной травке между зелёными куртинами деревьев и кустарников граждане лежа попивают какие-то напитки и играют в футбол с детишками. А на водяной глади озера посреди парка плавают лебеди и утки, которых любые желающие подкармливают специально покупаемым кормом.

Это сильно впечатлило меня после недавних 45 градусных морозов, пару дней назад стоявших больше недели в Когалыме. Да и в Москве снежная каша на тротуарах и улицах сильно контрастировала с увиденным в центре Лондона.

Заселили нас в отель Хилтон на Эдвард Роуд, более чем 20-ти этажном здании. Мне достался одноместный номер на 16-ом этаже. На этом же этаже номер занял генеральный директор самого крупного территориального предприятия нашего дочернего общества «Когалымнефтегаз» Николай Владимирович Инюшин.

В качестве гида у нашей группы была некая Светлана Джонсон. Сегодня, если погуглить, то можно узнать, что она является гидом высшей категории профессионализма с Синим значком. Видимо тогда она только начинала. Так как в один из моментов наших экскурсий рассказала, что жила в Чебоксарах, вышла замуж за инженера из Англии, работающего на строительстве ЧТЗ, из ворот которого в советское время выходили тракторы, которые в народе назывались «Чувашпиллеры».

Ещё в порыве откровенности она вдруг сообщила, что, будучи девственницей ей пришельцы сказали невероятную новость, что она беременна.
 
А как-то сидя за обеденным столом вдруг призналась, что пыталась поступить  в известную разведслужбу МИ-6.  Там же во время обеда, при гробовом молчании присутствующих, работающих столовыми приборами, Джонсон начала активно критиковать Россию за её агрессивную политику. Все воспринимали эти её сентенции молча.

Я не вытерпел и вступил с ней в дискуссию, приведя в качестве аргументов колониальную политику и работорговлю, за счёт чего островное английское государство разбогатело и стало империей над которой никогда не заходит солнце. В ходе обмена мнениями напомнил ей также о внутренних распрях королевства, Ольстере и даже Шотландии.

Также видимо обогатил её познания в истории, рассказав о массовом расстреле индийского населения сочувствующего восставшим сипаям, всего лишь 150 лет тому назад.  А ещё о том, как Англия подсадила на опиум Китай. Опиумный мак, кстати, выращивался на экспорт в соседней Индии, деньги от продажи которого шли к толстосумам метрополии. После моих слов «не судите, да не судимы будете» дискуссия пошла на спад и Света замолчала.

Захотелось отремонтировать сдохнувшую «Соньку». Поэтому, когда вся группа поехала на экскурсию в Тауэр, я с помощницей гидессы (запамятовал имя) отправился по мастерским. Посетив несколько из них, пришёл в разочарование. Так называемые мастера по ремонту бытовой электроники оказались ничем не лучше меня как балетного танцора.

Этот день вообще выдался неудачным. Вернувшись в отель, решил принять душ. В конце водной процедуры вдруг раздались непрерывные звуки сработавшей противопожарной сигнализации. Вспомнилась поговорка:

"Кому суждено сгореть, тот не сгниёт".

Кое-как высохнув, начал собирать вещи в чемодан и документы готовясь к эвакуации. Особо не спешил. Вдруг в номер постучали. Думал это персонал с просьбой поторопиться. Открыв дверь увидел соседа по этажу Николая Владимировича.
 
Оказывается он второпях захлопнул дверь своего номера, оставив в нём все вещи, одежду, обувь, а главное ключ от номера и в трико, футболке и тапочках оказался в коридоре. Он попросил меня спуститься на первый этаж в рецепцию и взять дубликат ключа, чтобы попасть в свой номер. Пришлось мне, лифты не работали, идти вниз по лестнице.  Пока спускался выстраивал  мысленно фразу собрав все мои скудные познания в английском, для того чтобы изъясняться со служащими отеля. На рецепции царила паника. Было не протолкнуться. Весь холл отеля был занят плачущими и стенающими людьми. Между которыми сновали люди в белых халатах. Отовсюду слышалось:

- Гад демет. О май гад.
 
Стоял стойкий запах мяты и аммиака. Кое-как изложил просьбу и получил дубликат. Но после получения заветного ключа подниматься по лестнице на 16-ый этаж было ещё тяжелее.

Была экскурсия в Вестминстерское аббатство. В одном здании и действующий храм, и палата лордов, и усыпальница королей. С шуточками восприняли рассказ гидессы о том, как в течении, если мне помнится года, лорды Верхней палаты парламента Великобритании обсуждали законопроект, обязывающий котов и кошек носить ошейник с колокольчиком, чтобы мышки слышали их приближение и прятались в норки. За зданием аббатства находится конная статуя короля Ричарда Львиное сердце. Удивительно было узнать, что он был геем.

Поездка в Виндзорский замок – резиденцию королей была немного скучноватой. Часть замка открыта для посещения туристами. Нам показали стеклянную витрину с игрушечной комнатой покоев королевы и рассказали о причудах жившей тогда королевы матери. В свои 100 лет она каждый день выкуривала по сигаре и выпивала по бутылке шампанского. А ещё она каждый день меняла обувь и шляпки.

Прогуливаясь вдоль ограды Букингемского дворца – королевской резиденции в Лондоне, Джонсон рассказывала нам о том, как хоронили принцессу Диану и как её любил народ, тысячами пришедший на церемонию.

В один из дней мы посетили Бейкер-стрит 221 – квартиру Шерлока Холмса. Ничего примечательного не увидели. Всё как-то мелко и притянуто за уши. А после получасового ожидания в очереди вошли в музей восковых фигур мадам Тюссо располагавшегося недалеко. Рядом с нами ожидал очереди бронзовый Шерлок Холмс на высоком постаменте с трубкой в руке. Пока ждали, встретил Максима Евентьева– заместителя Инюшина по экономике. Лондон оказался тесен для земляков.

При входе на лестнице стоял на одной ноге восковой официант с подносом с бутылкой и фужером. Глаза его выражали панику, так-как фигура изображала падение через низкие перила лестницы на спину. Захотелось похулиганить.  Я попросил нашего начальника отдела кадров Николая Васильевича Ларченко пофотографировать меня рядом с восковыми фигурами мадам Тюссо.
 
Погрозил пальцем Сильвестру Сталлоне и Наоми Кэмпбелл. Постоял в компании Мэла Гибсона и Брэда Пита. Поговорил с Ринго Старом, сидящем на диване в компании Битлз. Пообсуждал план предстоящего сражения с Наполеоном. Ну, и в конце экскурсии сымитировал удар правой боковой в челюсть Мохаммеда Али.

В свободное от экскурсий время несколько моих коллег и я посещали торговую улицу Оксфорд стрит. Несмотря на убогое владение английским мне было доверено в отсутствии гида кое-как изъясняться с продавцами. Ларченко и Корунов упросили меня, озвучив перечень необходимых покупок. Заранее в уме откатав набор слов перед посещением очередной торговой точки я кое-как справлялся с этой задачей.
 
Для сына купил модную тогда музыку на виниловых пластинках. Для себя – куртку в стиле «милитари» с кучей внутренних и накладных карманов и какую-то обувку. Куртка, кстати, до сих пор ещё жива.

В одной из лавочек привлекли наше внимание необычные предметы. Запомнилась только голова Тони Блэра, которая, озираясь по сторонам медленно поднималась вверх. В конце подъёма она вдруг издавала громкий пук, и, как бы испугавшись пряталась обратно в прилавок.
 
Вскоре наша группа должна была лететь в Шотландию. Там в Абердине, расположенном на восточном берегу Северного моря, базировались сервисные компании, работающие на морских нефтяных платформах. Стояла цель ознакомиться с работой учебно-курсового комбината, готовящего специалистов.
 
В аэропорт Хитроу приехали рано утром. Нам в руки, вместо билета была выдана картонка синего цвета. Ждать посадки пришлось часа три. Самолёты не взлетали. Никаких объявлений не было. Зона вылета оказалась переполнена. Народ терпеливо ждал. В помещении стало жарко, и я вышел на лётное поле спустившись по металлической лестнице. Недалеко от меня стояла служащая аэропорта в униформе - тётенька уже в возрасте.

Наконец подошёл автобус. Коллеги мои начали спускаться по лестнице. Внизу у них синие картонки забирала эта сотрудница аэропорта забыв про меня. Я вместе со всеми пассажирами прошёл со своей картонкой в автобус.

Мы летели в весьма стеснённых условиях на Боинге 737. Колени некуда было девать. Очень даже был удивлён тем, что за небольшую порцию картошки фри и бутылочку воды Перрье пришлось заплатить не помню уж какую сумму. Летать приходилось много в России и в Германии, и во Франции, но везде стоимость самолётной еды входила в цену билета.

После того как самолёт начав снижение пробил облачность стали видны горные хребты, покрытые снежными шапками. Из аэропорта в Абердин нас везли в минивэне. Причём свободного места после нашего размещения в нём уже не было.
По пустынному шоссе, с обеих сторон которого тянулись метровой высоты ограды сложенные из камней разной формы, собранных видимо на полях, отгороженных друг от друга такими же камнями, въехали в нефтяную столицу Великобритании.
 
Посещение учебного комбината особого впечатления не произвело. Единственно, что привлекло наше внимание – тренажёр, имитирующий рабочее место бурильщика. В застеклённой кабине находился монитор перед вращающимся креслом и пара джойстиков, управляющих тормозом лебёдки и клиновым захватом, служащим для удерживания буровой колонны в роторном столе. Все необходимые показатели бурения выводились на экран монитора.

Затем нас провезли в старый центр, застроенный готическими зданиями со шпилями из гранитного камня с блёстками. Гид завёл нас в лавку, торговавшую шотландскими сувенирами. Там были килты старых шотландских родОв с кожаными сумками-кошелями на цепочках, волынки и, естественно, большой выбор шотландского виски.

По дороге обратно в аэропорт мы проехали вдоль берега Северного моря. Удивление вызвала спокойная, без единой волны, его синяя до горизонта гладь.
 
После 2-х часового ожидания мы получили в руки картонки такой же формы только красного цвета. При посадке в самолёт я отдал в руки сотрудницы аэропорта обе картонки. Удивлению её не было предела. Были вызваны служащие аэропорта и переводчик. После разбирательства, длившегося минут 15, мне разрешили подняться в самолёт.

Уже ближе к завершению командировки у нас состоялся однодневный семинар, проходивший в здании Лондонской биржи. Объяснял особенности англосаксонского подхода к ведению коммерческих финансовых операций высокий, худой, с лошадиным лицом дедушка. На лысине у него был приклеен кусок лейкопластыря. В отличие от коллег я вёл записи в выданном нам блокноте, который за давностью происходящего утерян. Запомнил только то, что английский бизнес ведётся в консервативных традициях. Агрессивный стиль  американского  ведения бизнеса дедушка продемонстрировал нам на картинке, изображавшей дядю Сэма,  кнутом погоняющего торговцев и финансистов.
 
В один из дней нас пригласили на обед в отель, в котором, по словам организаторов, останавливались только особы королевских кровей. Запомнился холл с прозрачной крышей под облаками. Специальный служащий кухни удостоил нас объяснением набора продуктов из которых готовилось очередное блюдо. Так на второе, по его словам, было подано мясо оленя, бегающего под особым наблюдением в лесах Тирольских Альп, приправленное соусом авторского приготовления. Рассказ служащего длился с десяток минут. Когда открыли крышки, закрывавшие блюдо, взору нашему предстал цилиндр высотой со спичечный коробок. По вкусу это была обыкновенная говяжья тушёнка. Вообще английская кухня, по моему мнению значительно уступает русской, не говоря уж о французской и даже китайской.

В конце нашего пребывания в стране была вечерняя речная экскурсия по Темзе. До обеда было свободное время, поэтому я решил отдельно от всех посетить комплекс исторических и военных музеев. История как таковая и история войн всегда меня интересовали. Надоело быть проводником и переводчиком у Корунова и Ларченко. Хотелось одному побродить по городу.

В холле отеля стоял автомат с виду похожий на современные банкоматы. За какую-то мелкую монету, с помощью различных кнопок и сенсорного экрана можно было определить адрес и местоположение того или иного объекта для экскурсии. Выбрав нужное мне место и распечатав карту с указанием музея я взял такси и поехал.
 
Поездка в лондонском такси-кэбе очень понравилась. Чёрного цвета с жёлтой надписью TAXI над лобовым стеклом кэб напоминал ретро-автомобили середины прошлого столетия. Крыша покрыта кожей по виду и наощупь натуральной. Салон для пассажиров, по сравнению с современными автомобилями просто огромный и он только один при внушительных габаритах кэба. Сидя в удобной позе на кожаном диване, можно вытянуть во всю длину ноги. Кабина водителя отгорожена от пассажиров сплошной перегородкой со стеклом, открывающимся только с его стороны. Спиной к перегородке по её бокам имеются два откидных сиденья. Очень удобные поручни и двери салона для пассажиров, открывающиеся под прямым углом. Перед лондонским кэбом не грех снять шляпу. В общем такси для людей.

В имперском военном музее запомнились подвешенные под потолком боевые самолёты, ракеты Фау-1, Фау2 и фотографии разрушенного Лондона. Я ожидал чего-то большего невольно вспоминая посещение военно-морского музея в Ленинграде.

Выйдя из музея, направился к реке. Оставив справа офисное здание Прайс Ватерхаус Куперс вышел к Темзе. На реке увидел магазин, стоящий на двух баржах. Решил посетить. Зайдя внутрь, удивился многообразию товаров для рыбалки всех видов, включая морскую и подводную, а также канаты, верёвки, якоря, компасы, кнехты, спасательный круги и жилеты, и прочий мелкий инвентарь для яхт и катеров.

Прощальный ужин в этот вечер перед отъездом, прошёл на речном пароходике. Причал располагался по правому берегу Темзы, напротив широко известного по фильмам о Джеймсе Бонде здания разведывательных служб Британии МИ-5 и МИ-6. Небольшое судёнышко снаружи оказалось внутри ресторанным залом со стеклянными крышей и бортами. На небольшой сцене исполняла песню «Нью-Йорк-Нью-Йорк» статная дама в обтягивающем красном платье, а мы предавались чревоугодию. По берегам горели огни реклам и фонари вдоль набережной. Нам было приятно.

Проплыв под Тауэрским мостом наш кораблик разошёлся правым бортом с крейсером «Белфаст», стоящем на приколе. Потом дойдя до барьерных заграждений, защищающих Лондон от нагонной волны со стороны моря, кораблик развернулся, и мы приплыли обратно.

Утром в день отъезда, принимающая сторона не прислала за нами транспорт. Взяли пару кэбов и поехали в Хитроу. По дороге с правой стороны заметил странный летящий объект типа НЛО. Посадка в самолёт и взлёт прошли в штатном режиме без приключений. Запомнились хорошо видимые из окна самолёта белые меловые утёсы британского берега, Ла-Манш и побережье Франции.

 П.С. Видеокамеру "Сони" отремонтировали Когалымские умельцы.
 


Рецензии