Рецензия на фильм Гранд Канкан 2021 год

Годовые кольца на сердце зрителя - это премьеры. Премьерами Театр Оперетты богат, как никогда. Сказалась изоляция и четкая политика руководства, о которой никто не знает, но она работает.
Позади "Куртизанка", впереди "Сильва", посередке - "Гранд Канкан".
А таперича, по нонешней моде - смм-маркетинговый ход!
Секс в театре оперетты! Существует ли он?
Как выяснится по ходу пьесы и статьи, существует, но грозит всяческими неприятностями.

Фильм Михаила Нестерова "Гранд Канкан". Для справки - в театре оперетты существует одноименный спектакль, посему лично я искренне верила, что спектакль Инары Гулиевой обрел кино-версию.
Нет. Это не тот самый спектакль-поппури, в котором все поколения оперетты на сцене. Фильм Нестерова - это европейски признанный двухактный роман о...
Это "о..." неспроста.
Первый акт, Павел Иванов. Второй акт, Елена Зайцева.
И голые ягодички. Ах да, еще инцест. Но его нет.
Первый факт и первые минуты фильма. Ну, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не заставляйте семейные пары играть постельную сцену. Потому что Павел и Яна Ивановы, исполнители-участники-соучастники в жизни муж и жена, и получился фанк, пранк и стеб. Не умеют у нас снимать постельные сцены. Не умеют наши профессионалы играть секс. Не тот жанр.
Во-первых, поклонницы Павла приуныли, в кинозале они сидели за мной. Я не являюсь поклонницей Павла Иванова, просто знаю его спектакли и радуюсь ему каждый раз в театре. Сложно быть поклонницей в моем возрасте. Потому что когда талантливый человек на своем месте, в своем амплуа, да еще и попал в условия, гарантирующие всестороннее развитие - это праздник. Павел - счастливый случай в русском музыкальном театре. У него есть голос, школа, дар, хобби, репертуар и необозримые возможности для развития. И самое главное - он не попал на галеры мюзикла. И слава Богу.
Но секс на экране в его исполнении - это пранк, а по-русски розыгрыш чистой воды. Сюжет ему тоже достался с подвывертом, а потому абсолютно,  неестественно скучный.
Красавец, что уж скрывать, но не надо его засовывать крупным планом в объятия. Потому что актер, которому достаточно запеть, чтобы добрая половина зала покраснела от эротических мыслей - смешно смотрится в кино в жарком простите-можно-я-закрою-глаза.
Но логика у картины своя. И первый акт, начинающийся с пародии на семейное видео заканчивается ужасом абортария. Вывод - не мечтайте о Павле, кончится плохо. По крайней мере, зритель подумал так. Посередке расположилась скучненькая история - уход из семьи, новая жена, работа в театре и малость проходных сцен и крупных планов. Ах, да, для поклонников - можно увидеть обнаженного, полуобнаженного и переодевающегося Павла Иванова. Он очень мил, и теперь я боюсь, что Европа его украдет, так как он ей понравился.
Второй акт. Собственно, кино начинается со второго акта. Разрешите поменять стиль, господа.
Елена Геннадьевна Зайцева. Актриса, которую хочется видеть чаще, чем это возможно в театре, на экране и в жизни.
Последняя сцена - на разрыв, первая сцена - на разрыв. А между ними - жизнь самой обычной русской женщины, пускай и в необычных декорациях. Страстная любовь режиссера и сценариста, влюбленные с первых же эпизодов зрители и корона королевы Морганы, которую Елена исполняет в Театре Оперетты - теперь свершившиеся факты.
Насколько глубоко ныряет сюжет, постановка и идея, как только начинается вторая часть кинокартины.
Успешная актриса падает в объятия "балетного", как зовут танцоров театра. "Клубничка" постельной сцены срывается, звонок в клинику, где умирает муж, а затем и вовсе улетает к черту на рога, в недоступную Францию, а там на острова Средиземного и дальше - в фейерверк нарезок из спектаклей, закулисья, Москвы, Рэдиссоновских теплоходов...и поверх всего этого красными чернилами по белому русскому снегу написано одно: "Елена Зайцева, русская актриса". До последней сцены, душераздирающей, ядовитой настолько, что никогда больше не буду возвращаться той улицей из Театра Оперетты. Потому что там навсегда застыла тень женщины, у которой горе - настолько оскароносной получилась предпоследняя глава фильма "Гранд Канкан".
Насколько невнятен и слаб сценарий первой части для Павла Иванова (толкнули или ударили беременнную, потом вдруг патология, искусственный аборт - черт ногу сломит, что это было: убийство, взбесившиеся хромосомы или намеренное желание), слабейший эпизод с самоубийством первой жены, невнятные проходы "сцена/жизнь". Настолько же все огрехи второй части перехлестнула работа Елены Зайцевой.
Казалось бы, элементарный пасс - ведущая актриса и балетный, номер в отеле, съемка сверху, чулочки, ножки. И всё сальноватенько написанное сценаристом - исправлено тем, как актриса работает "опамятовалась", а дальше всё кристально чисто, просто: и обида жены богатого мужа, и страх перед болезнью его, и собственное желание лучшей жизни, и творческая необходимость в новой крови, в новых впечатлениях, а над всем этим, сильнее всего этого - совесть. Понимайте сами, смотрите сами, но сыграна - совесть женщины, для русских равнозначная душе.
И мерзейший эпизод, когда сын матери заявляет: за два оргазма?, притом голышом ластится. И если Европе сие позволено, то как бы на пресс-конференции режиссер ни объяснял, что мать сына воспринимает маленьким, оттого задница крупным планом, и голым он к ней с такими словесами подкатывает, но - нормальный зритель видит мерзость. Голые ягодицы для евроконкурсов и плохого сынишку. Актёр слабоват, но тут сыграно хорошо.  И непередаваемое для театрала "опускание" общего тона фильма - тут и "Брак по-итальянски", и отсылки к опереттам старым, и репетиционные документальные кадры, пойманная и запечатленная атмосфера того театра оперетты, который любим и лелеем сердцем, и тут инцестик, голозадость и мерзейшая ситуация. И фильм приобретает черты фанфикшена, который щедро плодят на просторах интернета великовозрастные и младые поклонницы мюзиклов, буйно развратничающие словом по поводу монтекристов, карениных, вильфоров и прочих. В начале фильма заявлено - фильм основан на реальных событиях. Имена реальных актеров сохранены, выходит, что режиссер записал и снял реальные факты биографии актеров? Нет ответа. После фильма возникает ощущение, что снят фанфик высокобюджетный, но оттого не менее странный, а благодаря эпизоду сына и матери - неудобный.
Если это фанфик о театре - хорошо, тогда плохо снятый секс и инцест простительны. Но почему тогда так хорошо для фанфика снят сам театр, куски спектаклей и куски арий? Если это кино, то почему так плохо и рвано сделаны линии героев, обе части и т.п.?
Скорее всего, это три проекта, слитых в один: документалистика о театре оперетты вне мюзиклов, фильм о Павле Иванове и его простой жизни, кинофильм о Елене Зайцевой, где можно не заморачиваться - Елена Геннадьевна может сыграть всё. И спеть. И просто пройти по улице. Все всё поймут.

Фильм уже взял много наград на еврокинофестах в условиях пандемии. Одна из наград - за звук, если не ошибаюсь. Вопрос - почему в фильме одна из арий Иванова записана так, что волшебный голос Павла звучит из мучного мешка? Если не ошибаюсь, именно ария Раджами. Арии Зайцевой записаны хорошо. Если режиссер хотел снять фильм о Елене Геннадьевне - не надо было мучить Павла и Яну семейным видео. Молодые актеры достойны лучшего сценария и другого жанра в кинематографе.
Но надо быть доброй.
Буду доброй. Про театр получилось. Про актеров вышел фанфик. Про нашу жизнь - сомнительно. Антуражи - дорого-богато, но напрасно. Ладно, Франция. Но панорамная квартира и тут же абортарий - контраста не вышло, диссонанса не получилось. Наш телевизор и так забит сериалами, снятыми в Алых Парусах и тому подобных местах. Францией нас тоже не удивишь, а вот хорошим сюжетом и актерами - возможно. Сюжетом не вышло, актеры оперетты удивляют каждый вечер, в любом спектакле оперетты. Можете сами увидеть, билеты онлайн, театр оперетты на Большой Дмитровке. Кстати, удивитесь, какое количество хороших актеров, мэтров и легенд собрано в одном театре оперетты.

Но радостно. Что кусками, неровно и грубовато - про театр. Что закулисье и распевки. Что документальные кусочки. Что про людей.
Отдельный герой фильма - дирижер Константин Хватынец. Это надо видеть.

 Постфильмум. Но картина есть. В ней есть театр, но нет того замечательного спектакля Инары Александровны Гулиевой, что зовется "Гранд Канкан". Катастрофически мало мэтров театра и очень много европы/для европы.
Но в целом - неплохо. Неплохо для первого фильма после пандемии, но не для того времени, когда эпидемия закончится.
И, конечно, Елена Зайцева. Ради неё надо потерпеть первую неудачную часть про Павла Иванова, который достоин лучшего сценария и записи звука. Просто Павел не в своем кино.
И ради предпоследней сцены - переулка, по которому актриса идет после успешной премьеры...

Несмотря ни на что, с уважением и благодарностью, Диана Галли.


Рецензии