Горы и горцы. Папаха. Канатоходцы. Кони

Каждый кулик хвалит своё болото,так и я хвалю свой Азербайджан,свой Кельбаджар,свои горы.
 Где находятся самые красивые горы? Конечно же,в Кельбаджаре!.И предлагаю отправиться туда,чтобы вдоволь полюбоваться на отвесные скалы,крутые обрывы,горные пики и бездонные пропасти.Насладиться переменчивой горной погодой и разноплановой природой,подняться на очередной перевал и окинуть взором такие окрестности,какие никогда не увидишь с равнины.

 Кельбаджар-это абсолютно особый мир,Его жители-особая каста,имеющая удивительно замечательный талант рассказчика,их обояние является частью национального характера.

 Горцы,подобно величественным орлам,живут в суровых горных условиях и у них выработался несгибаемый характер,свободолюбие и безграничное ГОСТЕПРИИМСТВО.

  Попробуй,доберись к ним по горным тропам,за время пути ты потратишь столько энергии,что падаешь без сил у первого порога.

  Горцы прекрасно это понимают и ценят потраченное путником усилие,поэтому и раскрывают свои широкие объятия навстречу гостью,пусть и незваному,и обогреют тебя и досыта накормят,и спать уложат как родного.



  ПАПАХА



Это традиционный головной убор у горских народов.Знаменитый танцовщик МАхмуд Эсамбаев даже в паспорт фотографировался в папахе,хотя это противоречило советским законам.

  Однако мало кто знает,что азербайджанская,кельбаджарская, папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.

 Никто не знает,когда на Кавказе появились первые папахи.Исследователи Чеченской Академии наук приводят интересную легенду  об их происхождении,которую слышали от вайнахских старожилов.

  По сюжету,чеченцы в VII веке,услышав о проповеди пророка Мухаммеда,отправились принять ислам на Аравийский полуостров.Когда горцы добрались до Медины,их ноги оказались сбиты до крови.Увидев паломников в таком плачевном состоянии,посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки,чтобы обёртывать ими ноги.Но паломники решили,что шкурки слишком красивы для этого,да и уважение к пророку Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом.Вместо этого горцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок,чтобы носить их с гордостью...

  Каракуль в горы привозили издалека,папахи богатых людей назывались "бухарскими",а менее состоятельные горцы довольствовались обычной овчиной.

 У вайнахов шитьё папах было важным промыслом.Большое значение для кавказцев имело качество покроя, и на папху не жалели денег.

 С папахой обращаются очень аккуратно,насаживая ее на стеклянную банку,обёртывая тканью для сохранности.

  "Перед тем,как надеть папаху,её непременно нужно осмотреть,стряхнуть видимые и невидимые пылинки,расправит мех и буквально двумя пальцами надеть на голову",пишут исследователи кавкахских обычаев.

  "Шапку(папаху) носят не для тепла,а для чести",считали горцы.

 По этой же причине папаху не снимали и в помещении,даже если было жарко.

  В Азербайджане папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 см и выше.

 Такой покрой отличал азербайджанские папахи от головных уборов других кавказцев.
 Ещё немного про головной убор горцев
         ЧАЛМА

Чалма(тюрк)-мужской головной убор,в  прошлом широко распространенный среди исповедующих ислам народов Северной Африки,Передней,Южной и Средней Азии,в незначительной степени -Кавказа.
 Чалма-полотнище ткани,обёрнутой вокруг головы,её обычно носят поверх шапки,фески или тюбетейки,реже(например ,в Индии и Пакистане) без другого головного убора,прямо на голову.
 Чалма имела и обрядовое значение: мусульманину,умершему в пути,она служила саваном.Шиитское духовенство наматывают чалму на голую голову. Для его изготовления обычно требуется 6—8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи
 Чалма отличается по цвету,качеству материала,размерам,способу обёртывания,указывая не только на национальную,но и на социальную принадлежность носителя.Например,зелёную чалму носили лица,считавшиеся потомками пророка,или люди,побывавшие в Мекке(совершившие хаджж),белую -остальные мусульмане.

     ЧАДРА

  Чадра(тюрк)-покрывало белого,синего,реже черного цвета,в которые женщины -мусульманки закутывались с ног до головы или с головы до ног,что одно и то же,при выходе из дома,оставляя открытыми только глаза.
  Чадра бытовала,в основном в городах,у некоторых народов Афганистана,Ирана,в арабских странах(Йемен,Ирак и другие),в Азербайджане и в Средней Азии.
  Сохранилась чадра,как пережиток,только в Иране,Афганистане и в некоторых арабских странах...               
  Чадра – дословно переводится с персидского как "палатка". От этого же слова в русском языке появилось слово "шатёр". По сути чадра это покрывало, ношение которого регламентируется термином "аврат", что можно перевести на русский как "срамные места". У мужчин это область от пупка до колен (включая их), у женщин всё, кроме кистей рук и овала лица.

   ПАРАНДЖА – раньше это слово обозначало в Средней Азии и мужскую и женскую одежду. Сейчас им принято обозначать самый радикальный тип исламской одежды скрывающий кроме тела и лицо, где даже прорезь для глаз закрыта вуалью.               
   НИКАБ – переводится с арабского как "покрывало". Головной убор скрывающий лицо женщины. Никаб состоит из налобной повязки, которую с помощью тесёмок завязывают сзади. К ней пришиваются два платка. Один сплошной сзади – полностью закрывает волосы. Другой пришивают спереди, но только по краям, так что средняя часть провисает и получается прорезь для глаз.
 


 ПРО КАНАТОХОДЦЕВ

Умением мастерски держать баланс могут похвастаться не только артисты цирка.Для горцев в разные времена оно было жизненно необходимым пройти над горной речкой быстрее по канату,чем вброд.Но учиться этому умению нужно долгие годы.

 Когда я учился в 1-классе Мозгарачанлынской школы Кельбаджарского района(1969\70),об этом рассказывала мне моя прабабушка,прожившая к тому времени 130-150 лет(точно -неизвестно).

 В южной части Кельбаджарского района расположилось небольшое село,где из поколения в поколение передается ремесло канатоходцев.К сожалению,все меньше остается селян,а к настоящему времени вообще  не осталось желающих сохранить его и передать своим детям...

 Кендирбазы ,так называли здесь канатоходцев.Они были известными в XIX веке,Услышав об этом удивительном месте ,люди приезжали к ним из разных уголков Азербайджана.

 Умение канатоходца передавалось по наследству и к 18 годам каждый наследник должен был овладеть им,чтобы переходить через реку и общаться с остальным миром.

 Хитростям и особым трюкам канатоходцев мечтали научиться многие.Прабабушка рассказывала,что маленьким ребятишкам с удовольствием разрешали  попробовать постоять на канате,а взрослых пробовали научить сделать первую пару шагов...

    КОНИ.

  Почти всё своё детство и юность я провёл в селе,на конюшне.На каникулах я специально откладывал все насущные дела и помогал родителям по зозяйству,поскольку был старшим ребенком в семье.
  Именно в такие моменты ,помогая отцу,я многое узнал о лошадях.В 12 лет я уже различал все существующие породы лошадей.Особенно впечатлила меня порода "спортивная": это был очень крупный мощный конь,обладавший колоссальной силой.Отец использовал его на спортивных соревнованиях-скачках.Отец говорил,что эта порода выведена сравнительно давно и могла участвовать на всех рыцарских состязаниях.
СЕЛЬСКИЙ КОНЕВЛАДЕЛЕЦ должен уметь всё.
 Чем дальше от крупных городов,тем меньше ветеринаров на 10 кв.км.А специалистов по лошадям-ещё меньше.Поэтому приходиться им знать и уметь больше любого ветеринара.Умеют сами делать внутримышечные уколы,обрабатывать раны,диагностировать распространенные заболевания.Местного ветврача вызывают только если что-то внутривенное вводить или в более сложных ситуациях.
  Просто он обычно приезжает и обрабатывает сразу всю скотину,и коз,и коров,и овец,и лошадей заодно.
  Как-то давно,в 1980-е годы,лошадь в кустах на сук напоролась,порвала себе брюхо.Вызвали зоотехника,тот пришел,не знает,с какой стороны к лошади подойти.И подойти-то боится.Пришлось нашему соседу самому лошадиную рану зашивать,"под чутким руководством" "специалиста".
 НАСТОЯЩИЙ сельский коневладелец
 -знает ,как усилить освещение в сарае для работы коваля 33-мя удлинителями и одной лампочкой 220 вольт.
 -приходит на конюшню в 6 утра,чтобы откопать тропинку к двери,которую за ночь занесло снегом на метр в высоту.
 -выбирает сено из рулона руками,а не вилами,нежно вынимая из него куриные яйца.
 -не моет зимой своего коня ,потому что его сушить негде.Он знает,что по весенней линьке корка грязи с навозом сама с него отвалится вместе с шерстью.
 -да много чего ещё ...


Рецензии