Югозапад Гагарин Гагарин

Из-за цейтнота не стали заезжать в Гагарин – родину первого космонавта. Конечно, логично было бы заехать, поскольку в первый день путешествия мы были в городах, связанных с именем отца русской космонавтики Циолковского. Но… не судьба.
Так что буду рассказывать о Гагарине по сведениям из Интернета.
Сначала о городе.
Гага;рин (до 1968 года Гжатск) — город в Смоленской области России. Административный центр Гагаринского района и входящего в него Гагаринского городского поселения.
Площадь города — 14,46 км;, население — 28 866 чел. (2020 год).
Город расположен на реке Гжать (бассейн Волги) в южной части Гжатско-Вазузской низины, в 180 км к юго-западу от Москвы и в 239 км к северо-востоку от Смоленска.
Название Гжатск происходит от местного названия реки Гжать, данного за ржавый оттенок вод.
В 1703 году по указанию Петра I основана как пристань на реке Гжать (называлось Гжатской пристанью). «Наконец, по исправлении всего, Великий Государь возвратился в Москву; и в сем же году неусыпным попечением Его Величества построена в Сестребеке оружейная и литейная фабрика, и на реке Гжати пристань, с коей бы удобно было грузиться барками, следующим к Петербургу, которую в сем же году и населил Монарх зажиточными купцами, переведя оных из Можайска, Вереи, Боровска, Калуги и других ближних к оной городов.»
 В 1719 году первый караван барок доставил продовольствие в Санкт-Петербург. С тех пор Пётр I повелел считать Гжатскую пристань житницей Петербурга. С середины XVIII века — Гжатская слобода; в 1776 году по указу Екатерины II она была преобразована в уездный город Гжатск и получила герб: «нагруженную хлебом и готовую к отправлению баржу в серебряном поле в знак того, что при сем городе славная хлебная пристань».
Город сформировался на пересечении водного и сухопутных путей — Московского (с востока на запад) и Смоленского (с юга параллельно реке). По регулярному плану 1773 года получил форму треугольника, одна сторона которого была вытянута параллельно реке Гжать, другая — параллельно дороге на Москву, основание треугольника соединяло обе стороны. Город был обнесён валом, внутри которого прямоугольной сеткой располагались улицы. Недалеко от Гжатска в селе Царёво-Займище 29 августа 1812 года М. И. Кутузов принял командование русской армией. В день вступления наполеоновской армии ночью город загорелся и горел несколько дней. Под Гжатском начал действовать партизанский отряд Дениса Давыдова. Русская армия вновь вступила в город 2 ноября 1812 года. При восстановлении города в 1817 году была, в основном, сохранена прежняя регулярная планировка.
В середине 1905 года в гжатском селе Ново-Покровском во время многолюдной ярмарки прошли демонстранты с красным флагом. 31 октября (13 ноября) 1917 года в Гжатске и уезде провозглашена Советская власть. Через год вспыхнул контрреволюционный мятеж. В июне 1919 года был организован Союз Коммунистической Молодёжи.
До Великой Отечественной войны в городе работали льнозавод, лесопилка, кирпичный завод, вальцовая мельница, хлебокомбинат, ткацкая фабрика, электростанция и артели. В 1935 году открыт звуковой кинотеатр. Действовали районный клуб, библиотека, Дом учителя.
9 октября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. После окончания боевых действий из 1600 зданий города осталось 300, немцами были взорваны, сожжены и разрушены городская электростанция, водопровод, больница, сельскохозяйственный техникум, два общежития техникума, дом учителя, детские ясли, детский дом, кинотеатр, городской клуб, клуб Красной Армии, пекарня, баня, завод промысловой кооперации "Металлист", дом инвалидов, районная ветлечебница, здание райвоенкомата и другие государственные организации и учреждения. Церкви были превращены в конюшни и склады, в дальнейшем Казанская церковь (XVII—XVIII века) и Предтеченская церковь были взорваны, в Благовещенской церкви была устроена бойня для рогатого скота. Колодцы при отступлении были отравлены и заминированы. 6 марта 1943 года войсками 5-й армии Западного Фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобождён.
23 апреля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Гжатск переименован в г. Гагарин в честь Ю. А. Гагарина, родившегося 9 марта 1934 года в д. Клушино Гжатского района и погибшего 27 марта 1968 года.
Музеи
- Объединённый мемориальный музей Ю. А. Гагарина
- Музей первого полёта
В 1970 г. в целях увековечевания памяти о первом космонавте Земли создается Мемориальный музей Ю.А. Гагарина. В 1984 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ создается художественная галерея, в собрании которой – произведения художников, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства, посвященные родному краю и космосу (в т.ч. работы А. Леонова, А. Соколова и др.). Решением исполкома Смоленского Совета народных депутатов № 387 от 30.ХI.1988 г. на базе краеведческого, мемориального и художественного музеев создается объединенный Мемориальный музей Ю.А. Гагарина, что позволило расширить мощности музея, создать новые экспозиции и выставки: воссоздать дом родителей Ю.А. Гагарина (1989 г.), в котором развертывается мемориальная экспозиция; осуществляется реставрация и реэкспозиция мемориального Дома-музея школьных лет Ю.А. Гагарина (1991 г.), открываются воссозданные Дом-музей семьи Гагариных и землянка в с. Клушино (1994 г.); завершается создание мемориального комплекса Ю.А. Гагарина открытием в Доме космонавтов историко-биографической экспозиции “Сын России” с воссозданием гостиной А.Т. Гагариной и кабинетом Ю.А. Гагарина из Звездного городка.
Логическим продолжением развития мемориального комплекса стало создание в 1989 г. отдела истории первого полета человека в космос, а в 1991 г. – открытие экспериментальной научно-технической выставки с одноименным названием. В настоящее время творческой группой сотрудников музея с привлечением большого числа специалистов ведутся работы по созданию концепции и Музея Истории первого полета человека в космос.
Ежегодно коллектив музея создает 10-15 стационарных и передвижных выставок, в т.ч. организует региональную художественную выставку “Время. Пространство. Человек”. Музей – участник многих российских и международных выставок, в том числе: Ля Бурже (Франция, 1991 г.), г. Казерта (Италия, 1992 г.), г. Москва (ЦДХ, 1994 – 1995 гг.), г. Хьюстон (США, 1997 – 1998 гг.).
Коллекции музея насчитывают более 52 тыс. ед. хр., в т.ч. уникальные, связанные с жизнью и деятельностью Ю.А. Гагарина, первыми строителями космодрома Байконур, ведущими конструкторами космических кораблей, членами первого отряда космонавтов, деятельностью ССО на Смоленщине, этнографические коллекции и предметы быта ХIХ – ХХ вв. и др.
Музей – Смоленское отделение Федерации космонавтики России и ВАКО “Союз”, член Ассоциации музеев космонавтики (АМКОС), Ассоциации музеев регионов России (АМР). Партнеры музея – ведущие музеи России и стран ближнего зарубежья. Научные сотрудники музея ведут большую научно-исследовательскую работу по истории и персоналиям гжатской (гагаринской) земли, жизни и деятельности Ю.А. Гагарина, истории подготовки и осуществлении первого космического полета и другим темам.
Ежегодно, в марте, на базе музея и при его непосредственном участии в г. Гагарине проходят Общественно-научные чтения, посвященные памяти Ю.А. Гагарина (с 1974 и по 1993 гг. – Гагаринские чтения), в работе которых принимают участие летчики-космонавты, ветераны космонавтики, ведущие специалисты в области ракетно-космической техники, сотрудники музеев, молодежь – представители России, стран СНГ и дальнего зарубежья (5 секций, пленарные заседания). Председатель Оргкомитета чтений – летчик-космонавт СССР А.А. Леонов. По итогам работы чтений выпускаются труды “Гагаринский сборник”. В ноябре музей организует региональные научные краеведческие конференции различной тематики, участники которых – ведущие смоленские краеведы, научные сотрудники музеев близлежащих областей.
В научно-просветительской деятельности музея сочетаются традиционные и новые формы работы с посетителями (занятия по программе “Музей и дети”, конкурсы рефератов, игровые турниры “Краеведческий ринг”, “Колесо истории”, представления Театра вещей, различные познавательно-развлекательные программы, театрализованные народные гуляния “Широкая масленица”, “Троица” и др.). В рамках развития экскурсионно-туристической деятельности разработаны программы “Гжатские посиделки”, “В гостях у семьи Гагариных”, “Гагаринская рыбалка” и др.
Перспективы развития музея – создание Музея Первого полета человека в космос, Этнографического музея, воссоздание исторического и ландшафтного облика территорий охранных зон музея, в т.ч. торговых рядов “Гжатская ярмарка”, реализация различных турпрограмм и др.
Музей Первого полета был открыт 7 апреля 2011 года. (То есть в 2005 году, когда мы путешествовали, его еще не было.) В его экспозиции представлены предметы космической техники, имеющие непосредственное отношение к первому космическому полету с человеком на борту, ракеты ГИРД, тренажеры, на которых занимались члены первого отряда космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин, катапультируемое кресло КК «Восток» с парашютом, приборы, рабочий стол С.П. Королева с уникальными документами и многое другое, отражающее подготовку и осуществление первого полета человека в космос.
Центральное место в экспозиции занимает интерактивная система «Земля – Космос». Здесь представлена интерактивная площадка «Гагаринская орбита», благодаря которой посетитель сможет проследить те географические объекты и океанские акватории, над которыми проходила трасса полета космического корабля «Восток». На фоне звездного неба вокруг макета земного шара с четко обозначенными материками и странами движется, оставляя за собой светящийся след, символический КК «Восток», управление которым производится из Центра управления полетом. С рабочего места, оборудованного компьютерами, посетитель не только наблюдает, но и принимает непосредственное участие в происходящем процессе.
В первом зале можно увидеть предметы космической техники, имеющие непосредственное отношение к первому космическому полету с человеком на борту. Здесь экспонируется многотонный двигатель ракетоносителя «Восток» РД-108, сурдобарокамера СБК-48, в которой проходили предполетную подготовку члены первого отряда космонавтов, панель с пультами управления полетом КК «Восток». В следующем зале центральное место занимает интерактивная система «Земля — Космос». Здесь представлена интерактивная площадка «Гагаринская орбита», благодаря которой посетитель сможет проследить те географические объекты и океанские акватории, над которыми проходила трасса полета космического корабля «Восток». На фоне звездного неба вокруг макета земного шара с четко обозначенными материками и странами движется, оставляя за собой светящийся след, символический КК «Восток», управление которым производится из Центра управления полетом. С рабочего места, оборудованного компьютерами, посетитель не только наблюдает, но и принимает непосредственное участие в происходящем процессе.  В зале экспонируются ракеты ГИРД, тренажеры, на которых занимались члены первого отряда космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин, катапультируемое кресло КК «Восток» с парашютом, приборы, рабочий стол С.П. Королева с уникальными документами и многое другое, отражающее подготовку и осуществление первого полета человека в космос.

 - Историко-краеведческий музей
Краеведческий музей рассказывает об истории города. Здесь хранятся этнографические предметы, архивные материалы и многое другое. Если вы хотите увидеть, каким был Гжатск сто лет назад, посетите выставку «XX век: город Гжатск – город Гагарин».В экспозиции вы сможете увидеть атрибуты купеческого быта: печные изразцы и медные самовары, гири и аршины для измерения веса и длины, монеты и банковские билеты ушедших времен. Если вы хотите побольше узнать о природе края, посетите экспозицию «Природа и экология Гагаринского района». Здесь вы сможете побывать в смешанном лесу в разные времена года. В разделе «Экология» освещены не только глобальные проблемы, но и региональные. Вы познакомитесь с работой природоохранных обществ, узнаете о состоянии окружающей природной среды города и района, сможете самостоятельно сделать выводы и дать экологическую оценку городу и району.

Достопримечательности. Поскольку городу уже больше 300 лет, то ясно, что здесь есть несколько старинных церквей.
- Благовещенский собор (1897—1900)
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы был возведен по приказу Петра I в 1718 году. В 1930 году храм закрыли для богослужений, а в 80-х годах прошлого века – после реставрации и перепланировки – в здании разместились музейные экспозиции. Передача храма Смоленской епархии началась в 2013 году, а в октябре 2014 губернатор Алексей Островский и епископ Смоленский и Вяземский (ныне митрополит Смоленский и Дорогобужский) Исидор подписали Соглашение о намерениях между администрацией области и Смоленской епархией о передаче архиерейского подворья Благовещенского собора Русской Православной Церкви.
На сегодняшний день (ноябрь 2019года) в Благовещенском соборе демонтированы внутренние кирпичные перегородки и этажи, заменены стропила, выполнен ряд других работ. Помимо прочего, на данный момент уже изготовлены позолоченные купола и кресты, также ведутся работы по изготовлению дверей и окон, оштукатуриванию стен, подготовке к монтажу теплого пола.
- Церковь Скорбящей Божьей Матери (Марии Египетской) (1753)
Не действующая. От церкви Скорбящей Божией Матери (Марии Египетской) остался лишь нижний ярус. Вытянутый равновысокий объем, в плане прямоугольный, с восточной стороны заканчивается тремя закругленными апсидами. От прежнего наружного убранства сохранились лишь плоские пилястры, полуколонки между апсидами и завершающий стены простой карниз. Внутри апсид уцелели конхи с распалубками.
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (1734—1737)
Кирпичный храм, в основном объеме - четверик, увенчан двумя убывающими по ширине восьмериками. Имеет пять главками, к западным углам храма примыкают небольшие однокупольные приделы. Построен на средства гжатских купцов в 1734-1737 гг., в центре города на левом берегу реки Гжать. Храм освящен в 1744 г. по благословению епископа Феофилакта, Переславского и Дмитровского. Рядом с Богоявленским храмом в 1756 г. на средства купца Петра Афанасьевича Немчинова построен каменный храм во имя святителя Николая чудотворца с приделом Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Храм пострадал в войну 1812 г. и был частично перестроен. В Богоявленском храме хранилась небольшая икона Казанской Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, пожертвованная в 1705 г. при основании Гжатской пристани императором Петром I. К Богоявленскому храму был приписан Вознесенский кладбищенский. Недалеко от храма стояла каменная часовня, построенная в XVIII в. В ней хранилась большая древняя икона святителя Николая, почитаемая всеми горожанами включая и старообрядцев. В 1930 г. храм был закрыт и разграблен, колокольня разрушена. Реставрация храма проведена в 1980 г., и он приспособлен под выставочный зал и картинную галерею. Храм передан приходу в хорошем состоянии. Центральный престол освящен митрополитом Кириллом 18 апреля 1992 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1996-1999 г велись ремонтные работы на фасадах и в интерьере храма.
Праздник 2000-летия Рождества Христова прошел в городе Гагарине 21 июля 2000 г. По окончании Божественной литургии в Казанском храме совершенной митрополитом Кириллом, Крестный ход проследовал на центральную площадь города, где состоялись торжественные мероприятия.
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1841)
В 1832 году священнослужители и прихожане Благовещенского собора обратились к епархиальному начальству с просьбой разрешить им разобрать старинную двухпрестольную церковь «по тесноте и ветхости» и выстроить на ее месте новый трехпрестольный храм. Главный алтарь планировали освятить в честь Тихвинской иконы Божией матери, боковые – во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая. План и фасад новой церкви был представлен на утверждение Смоленскому гражданскому губернатору, который, в свою очередь, направил его для отзыва губернскому архитектору. 29 апреля 1833 года архитектор доложил губернатору, что “равномерно составленный план и фасад для теплой церкви согласен с правилами архитектуры». 2 мая губернатор направил епископу Иосифу ответ, что со стороны гражданской власти препятствий к возведению новой церкви в Гжатске не имеется. Строительство Тихвинского храма по утвержденному проекту архитектора Григоровича шло до 1841 года. В этом же году церковь была освящена. В 1930-м году Тихвинский храм был закрыт, через полвека – отреставрирован и передан художественной галерее. В прошлом году Соборный комплекс вернулся в лоно православной церкви.
- Вознесенская церковь (1791)
Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия построен в 1791 году. Возведен на месте более древнего деревянного храма. Место, где он стоит, называется Тарантаевским кладбищем. Храм был приписан к Богоявленскому (Казанскому). После революции 1917 года Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. Верхние ярусы колокольни восстановлены в 1987-1988 годах, к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Сохранилась масляная роспись и иконостас конца XIX века, с иконами XIX – начала XX века. В 1997 году проведен ремонт фасадов храма. По преданию, в храме длительное время хранилась Колочская чудотворная икона Божией Матери, обретенная в 1413 году в с. Колоцком. Иконописный тип ее – Одигитрия с двумя створками, на которой изображены Илия пророк и Николай Чудотворец. Обретенную икону монастырь передал Ивану Грозному, с нее были сделаны списки, которыми царь одаривал другие церкви и монастыри. Одну из таких чтимых икон удалось спасти прихожанам, и лик очутился в Вознесенской церкви. К несчастью, в 80-е годы XX века ее похитили. Сейчас написали новую икону, подобную прежней. Каждое воскресенье вечером перед ней совершается акафист. В 1933-1934 годах проживал и 14 июля 1934 года был арестован в городе Гжатске новомученик, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) В 20-30-е годы именно Вознесенский храм стал кафедрой гжатских викариев Патриаршей Церкви. Храм закрывался, был разрушен, значительно пострадали колокольня и алтарь, можно сказать, что храм перенес общую судьбу церквей России. Официально нет свидетельств, но, скорее всего, после войны он был возвращен Церкви. Есть документы, подтверждающие, что в 1946 году горисполком передал храм общине верующих. В храме проводятся богослужения. При поддержке игумена Александра (Карпикова) действует православная молодежная арт-студия «Зов».

Теперь о самом Юрии Алексеевиче Гагарине.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (в настоящее время — Гагаринский район Смоленской области), то есть по месту жительства (прописки) родителей. Фактическое место рождения — роддом города Гжатска (переименованного в 1968 году в город Гагарин). Является выходцем из рабочей среды: отец, Алексей Иванович Гагарин (14 (27) марта 1902—30 августа 1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (20 декабря 1903—12 июня 1984), работница молочно-товарной фермы, награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов. Дед, Тимофей Матвеевич Матвеев (1871—1918), рабочий Путиловского завода, проживал в Санкт-Петербурге, в Автове, на Богомоловской (ныне Возрождения) улице в конце XIX века.
В семье Гагариных было три сына и дочь. Юрий был третьим по старшинству.
Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревня оказалась в оккупации, и его учёба прервалась. Семью с малыми детьми немцы выгнали, а в доме устроили мастерскую. До начала зимы Гагарины выкопали небольшую землянку, накрыли дёрном, выложили печку. Немецкие солдаты избивали отца и заставляли его работать. Незадолго до отступления немцы угнали старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Юра видел, как матери бежали за машиной, увозившей детей, а немцы отгоняли их прикладами. В дальнейшем Юрий Гагарин не упоминал о военных годах. Почти полтора года деревня Клушино оставалась в оккупации, пока 9 апреля 1943 года её не освободила Красная армия. Учёба в школе возобновилась.
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Юра окончил шестой класс Гжатской средней школы. Родители и учителя уговаривали его окончить семилетку в Гжатске, но Юрий хотел продолжить учёбу в Москве, где жили родственники. Попасть в Москву не удалось: пока родители готовили сына к отъезду, набор в московские ремесленные училища уже закончился. Только 30 сентября с помощью дяди, Савелия Ивановича Гагарина, Юрию удалось поступить в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно Юрий поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Во время учёбы, 16 декабря 1949 года, вступил в комсомол. Седьмой класс вечерней школы окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение, где помимо учёбы проявил себя как хороший физкультурник и секретарь ДСО «Трудовые резервы». 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ СССР. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в г. Оренбург (в то время — город Чкалов) в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в то время лётчика-инструктора Я. Ш. Акбулатова. В военном училище Юрия Гагарина назначили помощником командира взвода. Несогласные с высокими требованиями, несколько подчинённых избили Юрия, после чего он около месяца провёл в госпитале. Но, вернувшись в училище, сержант Гагарин не снизил требовательного отношения ни к себе, ни к товарищам.
В учёбе Юрий по всем дисциплинам имел самые высокие баллы. Не удавалось ему освоить только момент посадки — самолёт то и дело клевал носом. Руководство училища приняло решение об отчислении. Но приказ не подписывали, потому что Юрий плакал, говорил, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, что влияло на угол обзора и снижало чувство земли. Гагарину подложили на кресло толстую подкладку, после чего он справился с заданием. 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием.
В течение двух лет служил в Луостари (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный лётчик 3-го класса». Воинское звание — старший лейтенант.
Решение о наборе в отряд космонавтов и их подготовке к первому полёту на корабле «Восток-1» было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров СССР № 569—264 от 22 мая 1959 года.
Отбором и подготовкой будущих космонавтов занимались Военно-воздушные силы СССР. Планировалось отобрать 20 кандидатов.
Кандидатов в космонавты отбирала особая группа специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя[22]. Психологи же обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:
Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.
9 декабря 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.
11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина была организована специальная войсковая часть (В/Ч) № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов (в дальнейшем, часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС). Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта вместе с семьёй выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
То, что первым космонавтом должен был стать лётчик реактивной истребительной авиации, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике С. П. Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало.
Для работы с космической техникой понадобились особые кандидаты — абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям.
Кроме Гагарина, на первый полёт в космос было ещё несколько претендентов; всего их было двадцать человек (Первый отряд космонавтов СССР). Кандидаты набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25—30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70—72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Рост Юрия Гагарина, по данным первого космического туриста Денниса Тито, опубликованным в журнале «Time», составлял 157 см. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение.
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, ими стали: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. В период с декабря 1960 года по январь 1961 года шестеро кандидатов в космонавты готовились к первому полёту в космос в городе Жуковском, где удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Центр подготовки космонавтов был уже учреждён, но практически ещё не работал, поэтому основные тренировки проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института (ЛИИ), в лаборатории № 47, где находилась модель космического корабля «Восток-3А». Позже Центр подготовки космонавтов всем наличным составом перебрался на постоянное место базирования — в Звёздный. Неподалёку, около станции Чкаловской, был создан первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Тренировками космонавтов руководил знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Когда кто-то из них занимал своё место в «шарике» корабля, Галлай говорил: «Поехали!», — и начиналось воспроизведение штатных и нештатных ситуаций полёта. Команда «Поехали!» звучала на каждой тренировке, к ней привыкли. А Марк Лазаревич рассказывал потом, что команду эту ещё до войны давал на тренировках один из лётчиков-инструкторов ленинградского аэроклуба, где учился летать сам Галлай.
К сдаче выпускных экзаменов 17—18 января 1961 года были допущены все 6 кандидатов в космонавты. Первый экзамен прошёл в филиале ЛИИ. Во время экзамена кандидаты в космонавты поочерёдно влезали в кабину космического корабля «Восток», служившую тренажёром. После экзамена на тренажёре будущий космонавт в течение 40—50 минут докладывал приёмной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки «отлично» получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, «хорошо» — Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме около посёлка Чкаловский (сейчас это город). Там все показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики и результаты экзаменов, приёмная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович».
25 января приказом Главкома ВВС № 21 все члены группы были первыми зачислены на должности космонавтов.
23 марта 1961 года командиром отряда был назначен Юрий Гагарин.
Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент — на заседании Государственной комиссии выбрали Гагарина, его дублёром был назначен Герман Титов.
3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.
8 апреля 1961 состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным: Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта.
После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта.
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» выбрали ряд неоптимальных, но простых и быстро осуществимых решений. Создание некоторых компонентов задерживалось, поэтому решили отказаться от систем аварийного спасения на старте и мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» убрали дублирующую тормозную установку. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске на низкую 180—200-километровую орбиту корабль в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Интересно, что первоначально на шлеме Гагарина не было надписи «СССР». Это можно видеть даже по кадрам съемки в автобусе, ехавшем на старт. Шлем изготавливался на заводе. Но в последний момент эту надпись нанесли вручную.
Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени (06:07 UTC) с космодрома Байконур. Позывной Гагарина во время полёта — «Кедр». Начальником стартовой команды («стреляющим») во время запуска назначили инженера-подполковника ракетных войск (впоследствии генерал-майор) А. С. Кириллова — он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублёром у второго перископа был Л. А. Воскресенский — заместитель главного конструктора С. П. Королёва по испытаниям.
В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая на сегодняшний день уже успела стать крылатой: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327;180 км. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова: Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!… Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!
Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных пяти космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8—10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки расплавленного металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
В 2011 году рассекретили значительную часть документов, часть из которых была опубликована в двухтомнике «Первый пилотируемый полёт», изданным к юбилею Федеральным Космическим Агентством. В издании содержится множество документов, прошедших цензуру. В частности, опубликован документ о рекорде Гагарина с указанием 108 минут, и стенограммы поздравлений, где тоже указано 108 минут. Но в документе из ОКБ-1 опубликованы настоящие данные: посадка пилота в 10:53 при старте в 9:06:5 (итого 106 минут). Это стало широко известно в кругах специалистов и опубликовано с разбором в журнале Новости Космонавтики #6, 2011. В варианте с цензурой, Гагарин сел в 10:55, то есть 108 минут, в реальности в 10:53 (42 страница второго тома), то есть 106 минут.
Относительно обстоятельств встречи Гагарина есть разные версии. 12.04.1961 г. в 10 час. 55 мин. 2 км юго-восточнее н. п. Подгорное приземлился лётчик-космонавт майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич, совершивший первый космический полёт на космическом корабле «Восток». Первый заметил ефр. Сапельцев В. Г., а прибыл к месту приземления майор Гассиев А. Н., который доставил первого в мире лётчика-космонавта Героя Советского Союза майора ГАГАРИНА ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА в подразделение для встречи с личным составом. — Выписки из Исторического формуляра в/ч 40218, раздел VII. Лист № 4, параграф 6.
По другим сведениям, первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолёта Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в город Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалёку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. Пока в кабинете генерала И. К. Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (Первому секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.
После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Чтобы избежать шумихи, приняли решение произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полёт в космос.
Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.
Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва:
Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: «Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании». Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: «Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте». Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором.
Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.
По другим свидетельствам, очередное звание капитан Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Ф. Устинов предложил произвести его сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о своём звании майора только после посадки. Во всех сообщениях ТАСС 12 апреля уже говорилось о «майоре Юрии Гагарине».
14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный авиационный эскорт, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии — подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:
Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…
Дальше была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР».
Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не назывались. Леонид Брежнев вручил Гагарину «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и орден Ленина. Многих новорождённых мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина — Юрием.
На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На это Гагарин ответил: «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал».
Почти через месяц после полёта Юрия Гагарина отправили в первую зарубежную поездку с «Миссией мира». Первый космонавт посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет.
Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».
Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у памятника Алёше.
В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах.
В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. В Англии на машину «Rolls-Royce Silver Cloud-II» установили специальный номер YG 1 (Юрий Гагарин 1). Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от Фонда развития космоса (первый экземпляр) и встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный и потому нарушения этикета нет.
За 1961 год Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу (21—22 июля), Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.
В январе — феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику (Египет) по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Гагарина высшим орденом республики — «Ожерельем Нила».
В сентябре 1963 года Гагарин посетил Париж, где принял участие в XIV Международном конгрессе астронавтов.
Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.
3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. М. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии.
В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс.
В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественно-политическая деятельность. Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР 6-го (избран в Совет Союза в 1962 году по Сычёвскому округу) и 7-го (в 1966 году от Совета национальностей) созывов, являлся членом ЦК ВЛКСМ (избирался на XXIV и XXV съездах ВЛКСМ) и руководил внештатным отделом космонавтики газеты «Красная Звезда» (с 1964 года). Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы.
В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа.
Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.
Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов.
В 1964 году, во многом по инициативе Ю. А. Гагарина, была создана Федерация воднолыжного спорта СССР, а в 1965 году проведён первый чемпионат СССР по водным лыжам.
27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Тела Гагарина и Серёгина были кремированы. Прощание с Гагариным и Серёгиным состоялось 30 марта 1968 года, в Центральном Доме Советской Армии были установлены урны с их прахом, на Красной площади состоялся траурный митинг, в стране была объявлена минута молчания, урны с прахом Гагарина и Серёгина были захоронены в Кремлёвской стене с воинскими почестями.
Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива Президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию.
Исследования группы специалистов под руководством С. М. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Вследствие этого МиГ-15УТИ Гагарина и Серёгина попал в плоский штопор. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя катапультироваться было уже поздно.
В 2013 году Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии данная версия полностью подтвердилась: в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон. Пройдя в облаках на расстоянии 10—15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина, истребитель, шедший на скорости сверхзвука, возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели. Вместе с тем, документального подтверждения версия А. А. Леонова не имеет и доказательно оспаривается членом комиссии по расследованию А. Д. Мироновым.
Почётные звания и награды
В качестве премиальных первый космонавт получил от Правительства СССР:
• 15 000 рублей,
• автомобиль «Волга» (номер 78-78 МОД),
• четырёхкомнатную квартиру по месту службы с меблировкой,
• множество подарков.
Звания
• Герой Советского Союза (14 апреля 1961, медаль «Золотая Звезда» № 11175)
• Лётчик-космонавт СССР (27 июня 1961)
• Герой Социалистического Труда ЧССР (29 апреля 1961)
• Герой Социалистического Труда (НРБ) (24 мая 1961)
• Герой Труда (СРВ) (28 апреля 1962)
Советское правительство также повысило Ю. А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора (стартовал в космос в звании старшего лейтенанта).
Звание «подполковник» Юрию Гагарину присвоено 12 июня 1962 г., а звание «полковник» — 6 ноября 1963 г.
• Президент Общества советско-кубинской дружбы
• Почётный член Общества «Финляндия — Советский Союз»
и других.
С 1966 года Юрий Гагарин являлся почётным членом Международной академии астронавтики.
• Заслуженный мастер спорта СССР (1961, звание присвоено за совершение космического полёта и установление первых мировых рекордов в космическом пространстве)
• Военный лётчик 1-го класса (1961, квалификация присвоена за космический полёт[21])
Ордена
• Орден Ленина (СССР, 14 апреля 1961)
• Орден «Георгий Димитров» (Болгария, 24 мая 1961)
• Орден Звезды Индонезии II класса (Индонезия, 10 июня 1961)
• Орден «Крест Грюнвальда» I степени (Польша, 20 июня 1961)
• Первый кавалер ордена «Плайя-Хирон» (Куба, 18 июля 1961)
• Орден «За заслуги в воздухоплавании» (Бразилия, 2 августа 1961)
• Орден Знамени ВНР I степени с бриллиантами (Венгрия, 21 августа 1961)
• «Ожерелье Нила» (Египет, 31 января 1962)
• Большая лента ордена Звезды Африки (Либерия, 6 февраля 1962)
• Карла Маркса (ГДР, 22 октября 1963)
Медали и дипломы
• Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР» (СССР, 1958)
• Медаль «За освоение целинных земель» (СССР, 12 апреля 1961)
• Медаль «Золотая Звезда» (СССР, 14 апреля 1961)
• Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961
• Золотая медаль правительства Австрии, 1962
• Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (СССР, 9 мая 1965)
• Медаль «За безупречную службу» III степени (СССР, март 1966)
• Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (СССР, январь 1968)
• Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР)
• Медаль де Лаво (ФАИ)
• Золотая медаль и почётный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики
• Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции
• Золотая авиационная медаль ФАИ
• Медаль Колумба (Италия)
• Золотая медаль города Сен-Дени (Франция)
• Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007
и другие.
Почётное гражданство
Юрий Гагарин был избран почётным гражданином городов:
• СССР — Байконур, Калуга, Новозыбков, Клинцы, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит (современный Азербайджан), Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, Тюмень, Гагарин.
• Россия — Оренбург, Щёлково
• Болгария — София, Перник, Пловдив
• Греция — Афины
• Кипр — Фамагуста, Лимасол
• Франция — Сен-Дени
• Чехословакия — Тренчьянске Теплице
Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).
Воинские звания
• Сержант (22.02.1956).
• Лейтенант (5.11.1957).
• Старший лейтенант (6.11.1959).
• Майор (12.04.1961, минуя воинское звание капитана).
• Подполковник (12.06.1962).
• Полковник (6.11.1963).
Семья
• Дед (по отцу) — Иван Фёдорович Гагарин (1858—1914), крестьянин, плотник, столяр.
• Дед (по матери) — Тимофей Матвеевич Матвеев, рабочий Путиловского завода, революционер.
• Бабушка (по матери) — Анна Егоровна Матвеева.
• Бабушка (по отцу) — Анастасия Степановна Гагарина (1864—1928).
• Отец — Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), плотник.
• Мать — Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), работала на молочно-товарной ферме.
• Сестра — Зоя Алексеевна Гагарина (в замужестве Бруевич, 1927—2004), работала медсестрой в Гжатской больнице. Её дочь, Тамара Дмитриевна Филатова — заведующая отделом Музея Ю. А. Гагарина (г. Гагарин).
• Братья:
o Валентин Алексеевич Гагарин (1924—2006), плотник.
o Борис Алексеевич Гагарин (1936—1977), рабочий Гжатского радиолампового завода.
• Жена — Валентина Ивановна Гагарина, урождённая Горячева (поженились в 1957 году в Оренбурге; 1935—2020), работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётом. В Оренбурге, в доме, где жила семья Валентины, впоследствии был открыт Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных.
• Дети — дочери:
o Елена Юрьевна Гагарина (род. 17 апреля 1959) — генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль», кандидат искусствоведения;
o Галина Юрьевна Гагарина (род. 7 марта 1961) — профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета академии им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук.
Космонавт выразил своё отношение к религии в своей книге так: Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и всё связанное с его именем — выдумка и чепуха.
Но по мнению историка Тревора Роквелла из Университета Виктории, эту книгу («Дорога в космос») можно считать автобиографической лишь условно, относясь к её содержанию с большой долей скептицизма. Он обращает внимание на тот факт, что из уст Гагарина книгу записывали корреспонденты газеты «Правда» Н. Денисов и С. Борзенко, а редактором был высокопоставленный офицер Николай Каманин (это указано на титульном листе). Таким образом, официальная «автобиография» могла служить инструментом пропаганды и не обязательно отражает убеждения Юрия Гагарина.
Существует и другая точка зрения на отношение Гагарина к религии. Валентин Петров, один из работников Центра подготовки космонавтов в России из первого потока, в интервью агентству «Интерфакс-религия» сообщает, что они с первым космонавтом Земли посещали Троице-Сергиеву Лавру: Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещёным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остаётся наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. <…> Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Ещё даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.
Также Валентин Петров рассказывает о том, что Гагарин предлагал восстановить Храм Христа Спасителя: А спустя некоторое время после нашей поездки Юрий Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодёжи, в открытую предложил восстановить храм Христа Спасителя как памятник воинской славы, как выдающееся произведение православия. Одновременно он предложил восстановить и разрушенную в то время Триумфальную арку. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя — это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать.
Однако Петров неверно передаёт слова Гагарина. Юрий Алексеевич ничего не говорил ни о восстановлении, ни о «выдающемся произведении православия». В выступлении на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ Гагарин сказал буквально следующее: На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого.
Космонавт Алексей Леонов так прокомментировал эту ситуацию: Сейчас появилась тенденция, которая мне не нравится. Если в советское время утверждалось, что все космонавты - несомненные атеисты, то сейчас нередко всех их стремятся показать православными, воцерковлёнными людьми. Да, в советские годы откровенных безбожников практически не было, многие верили в Бога, но здесь не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя, он говорил о варварском отношении к патриотическим памятникам.
Гагарин не подписал осуждающее религию обращение советских космонавтов «Юным атеистам-ленинцам Страны Советов» (опубликовано в 1966 году в журнале «Наука и религия»).
Сразу же после полета стали появляться слухи о том, что до Гагарина были неудачные полеты человека в космос.
Краткое содержание мифа. Гагарин не был первым космонавтом, до него в Космос запускали ещё несколько человек, но все они погибли. Миф используется для «демонстрации» лживости и скрытности советского правительства и его наплевательского отношения к жизни своих граждан.
Примеры использования.
«До полета Юрия Гагарина при попытке покорить космос погибли три советских летчика – Ледовских, Шаборин, Митков. Их фамилии никогда официально не упоминались».
«Как сообщил бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 (в городе Химки) Михаил Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома Капустин Яр в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все трое, по словам Руденко, погибли во время полета, и их фамилии никогда не были официально обнародованы. Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями, которые не проходили никакой специальной подготовки».
Действительность.
Как показано в статье «Мифы космоса: Гагарин был двенадцатым?», слухи о том, что у русских есть погибшие космонавты, начались даже раньше самого полета Гагарина. Эти слухи активно муссировала жёлтая западная пресса. Отслеживание судьбы названных имен и персоналий позволяет с уверенностью утверждать, что всё это ложь.
И еще были слухи о том, что первыми космонавтами были в 40-х годах немецкие летчики в рамках программы создания ФАУ.
Об всех существовавших (и существующих до сих пор) мифах подробно рассказывается в отличной книге Александра Железнякова «Тайны ракетных катастроф» (http://epizodyspace.ru/bibl/jeleznyakov/tainy-r/01.html). Здесь также содержатся сведения о подготовительных работах к освоению космоса в 50-х годах в СССР и США, о многочисленных авариях. Правда, единственной катастрофой, приведшей к человеческим жертвам, был взрыв при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на космодроме Байконур 24 октября 1960 года. При этом погиб маршал Неделин. Всего 126 человек. Об этой аварии также подробно рассказывается в книге Железнякова. Кстати, об авторе. Алекса;ндр Бори;сович Железняко;в — российский инженер, руководитель работ в области создания ракетно-космической техники, писатель и журналист. Действительный член общественных научных организаций: Федерации космонавтики России, «Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского», «Европейской академии естественных наук».

Вот таким оказалось «виртуальное посещение» города Гагарин в Смоленской области, а также изучение биографии первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии