Обучение и образование

Обучение и образование

Чему нас учат в обычных системах обучения?  Вроде бы очевиден ответ на этот простой вопрос. Вроде бы там учат новым знаниям. Но так ли это? И помнят ли обученные все ту информацию, которую получили в процессе обучения? Что такое новое знание? Это в нём важно – структура или содержание?


На мой взгляд, получение новых знаний является вторичным и даже побочным продуктом обучения.  Скорее в процессе обучения нарабатывается система работы с информацией на уровне привычки. Потому что не в объёме новой информации, получаемой обучаемыми,  дело.

Пример из своей жизни. Я как-то раз готовился к экзамену по физики по справочнику. Выучил его полностью, и в результате получил неудовлетворительную оценку. Потому что я изучал не образ решения типичных физических задач, не вырабатывал «физическое мышление», а тупо усвоил всю справочную информацию, которую не смог применить адекватно в процессе сдачи экзаменов. Да и сам процесс экзаменов и успешное его прохождение часто не зависит от объёма реальных знаний. Есть люди которые просто умеют сдавать экзамены, любые  экзамены! Кое-кто умеет сдавать тесты. Но причём тут реальные знания и умения?

К следующему же экзамену я готовился по совершенно другому методу. Я изучил досконально задачник с объяснёнными решениями ряда физических задач, исчерпывающих курс изучаемого предмета. Результат экзамена был отличным. А формулы и законы физики я помнил только применимые на практике в процессе решения задач.

То есть учащихся обучают технологиям решения набора определённых  задач. А насколько глубоко они проникнут в тему и какой теоретический уровень подготовки продемонстрируют – это не столь уж важно. Самое интересное, что учат в школах не практическим приёмам, а скорее теоретическим. И, через несколько лет после получения школьного образования от него у многих  не остаётся  и следа. Сколько людей может  обосновать выбор сечения проводов для оптимального их использования в быту? То-то же. А всё все  проходили в школе, на уроках физики.  И, как обычно, прошли мимо
.
Так чему же, на самом деле, учат в школе, раз не новым знаниям? Почему образование – это основа развития любого общества? Да потому что, направление развития  этого общества зависит от системы образования и методов его осуществления. Технологии образования определяют технологии потом применяемые в жизни «образованных» людей.

«Образованных людей», то есть сделанных кем-то! Обучение – это система подчинения и управления.  Подчинение по собственной воли личности – это так не просто. Потому что подчиняющегося человека надо создать, образовать. Иначе он не захочет подчиняться.

И тут возникает главное противоречие образования: противоречие между критическим мышлением и управляемой личностью. Отсутствие критического мышления достичь при образовании достаточно просто, но я здесь не об этих технологиях.  После этого образованные личности будут легко управляемые, за счёт блокировки критического мышления или отсутствия его навыков, технологий в сознании хорошо образованной личности. Но тогда прощай наука, до свидание творчество и, как следствие, технологическое отставание в развитии.

Можно, конечно, как США завозить обладающих научным потенциалом личностей из-за рубежа, или иметь узкое элитарное образования не для всех. Но этот подход рано или поздно приведёт к деградации системы. Потому что сознание по своей природе является общим на той или иной территории.  И сознание большинства, а не его голоса в рамках «демократических процедур» на самом деле определяют развитие страны, провинции или территории.

Я про территории не просто так сейчас заговорил.  На территории, например, Новосибирского Академгородка совершенно другой уровень развития общественного сознания, чем  даже в Новосибирске. И это закономерно. А страна в целом обладает обычно той или иной системой образования и суверенитетом над его организацией. Провинция же может обладать своей системой образования, но суверенитетом по его организации  не обладает.

Так что если говоришь об образовании и обучении, то на самом деле говоришь о развитии всего общества и его будущем.  Но кого это волнует?!  Кто обучает современных детей на самом деле? Кто им даёт образование?  Учителя?  Родители? Кто ещё?

Парадоксально, но значительную часть своего образования дети получают посредством гаджетов. И с большим удовольствием это делают. Но  какой характер этого удовольствия? Подчинение по собственной воле гаджету – сильнейшая наркологическая зависимость, формирующаяся с детства.  Полностью «цифровое» обучение – это создание «цифрового» человека будущего. 

Страшно это или нормально – вопрос нравственный. То есть , кому что нравится, тот пусть это и делает. Мораль здесь не применима в принципе, потому что ни добра, ни зла в этих процессах нет.  А вот есть ли развитие или деградация человеческой личности – это для меня лично определено давно.   А вы определились с этим вопросом?  Или за вас этот выбор уже сделал кто-то?

P.S. «Книги бывают только бумажные. Всё остальное просто информация»

Это произведение включено в Книгу 217.  Цикл - Хроники. Серия - Проза Жизни.  На все вопросы ответит  Литературный Агент , у него же легко можно заказать и приобрести бумажные книги. #мёднаш, #пирогнаш, #борщнаш, #внаукраину
Литературный Агент: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru   


Рецензии