Привет из прошлого -12

РЖЕВСКИЙ НЕРВ…

       Часть 3.

     «За два дня метель уже затянула снегом воронки, выбоину, битую технику. Куда ни глянешь - пустота. А ведь это были удивительно красивые края Верхневолжья. Земля здесь никогда не была особенно щедра, но люди с любовью  возделывали ее, и льны здешних мест славились на всю область длинным, тонким, шелковистым волокном, а льноводы – умением и мастерством выращивать их. В последние годы колхозы здешние богатели, обрастали новыми избами, обзаводились добротными хозяйскими постройками. Молодые сады начинали давать первые и еще робкие урожаи, появился племенной скот.
      И вот пустыня. Ни дома, ни амбара, ни риги, ни даже колодезного журавля. Ни одного теплого дымка…
      Да, вот здесь, у развилки дорог, на карте помечена Сидоровка. Развилка есть, а Сидоровки нет. Ровное поле. Какие-то холмики, занесенные снегом. Сухой бурьян торчит из-под сугробов… Только развалины силосной башни, да торчащие из снега заржавленные седловины льняных комбайнов, да прибитая к колу аккуратная дощечка с немецкой надписью «Сидорофка» - вот и все, что напоминает теперь  о сильном, богатом хозяйстве».

                Б.Полевой, «Сокрушение «Тайфуна»,
                М., Советский писатель, 1971 г., стр. 205.

     Такой предстала перед фронтовым корреспондентом зимой 1942 года ржевская земля. Не случайно и сегодня, по крайней мере  со стороны Старицы,  по трассе на Ржев,как и у самого города,  нет деревень…
                *  *  *
     Коротким и сильным ударом  во фланг дивизия сбила противника с глубинных укреплений и тот отошел к укрепленной высотке. Это дало возможность авангардному подразделению младшего лейтенанта Романова, преследуя врага по снежной целине, ворваться в немецкие доты, опередив при этом свой батальон. Высота была занята без потерь,  взвод занял вражеские укрепления
     Но прошло время и отступившие опомнились Против горстки наших бойцов  наступал батальон, поддержанный танком.
     - Ребята,- призвал лейтенант, - нам эта высотка досталась даром. А сколько  ляжет здесь наших, если пустим сюда немцев, а потом снова придется ее брать?  К бою!
     Так началась схватка двух десятков  храбрецов с вражеским батальоном и танком. Неравный бой  длился с  полудня до темноты, но высотку бойцы удержали. Когда стемнело,  наши приблизились к высотке, у подножия которой догорал вражеский танк, а впереди еще слышался гул схватки. Обогнув высоту и оставив  на ней санитаров и походную кухню, батальон двинулся дальше… 
               
    То был лишь один из эпизодов рядового дня той битвы, который донес до нас писатель Борис Полевой. Но были в тот день и другие…
                *  *  *

   ОТ АВТОРА. На другом участке наступления лейтенант Джура, командир тяжелого танка, пробив вражескую оборону и оторвавшись от своих, прокладывал путь пехоте. А тут, как на грех, вражеской миной у танка сорвало гусеницу, а у экипажа, кроме личного оружия боеприпасов не оставалось. Враги подползли к обездвиженному танку и стали стучать прикладами автоматов по броне, предлагая экипажу сдаться…
     В ответ услышали такое, что не смоги перевести, но поняли – добровольной сдачи не будет. Подвезли тол и попытались взорвать танк- не вышло! Тогда обложили его соломой и собирались поджечь, но в танке раздалось несколько пистолетных выстрелов. «Покончили с собой!» - поняли враги и оставили пустой танк в покое.
    Но когда полк, наступая, атаковал укрепленные позиции врага, у себя за спиной, от танка, фашисты услышали русское «ура!» и загремели выстрелы. Это лейтенант Джура с экипажем, выбравшись из подбитого танка в нижний люк, наносил неприятелю удар в спину!
   
                *  *  *
    ФАРС ИСТОРИИ. В тот же день  сержант-минометчик Славка, уже имевший медаль «За отвагу», был направлен в составе своего расчета на передовую под деревню Дешевка, что на подступах к Ржеву, рядовым пехотинцем, в опустевшую после очередной безуспешной атаки траншею.
     - А винтовку где взять? – поинтересовался он у отдававшего приказ офицера из его батальона.
     - Там найдешь! – отмахнулся тот…

     И верно. В траншее, перешагивая через убитых, Славка наглядел вторнутую штыком в землю винтовку, оказавшуюся вполне  исправной. Проверил, передернув затвор, - работает. Патронов вот в магазине не оказалось… Нашел в бесхозном подсумке, что был присыпан землей  на дне траншеи, и патроны. Вооружились, кто чем мог, и его бойцы.

     - За что медаль-то? – переспросил сержант, повторив вопрос одного из молодых бойцов, опасливо присевшего рядом. – Да за такую же примерно атаку.Тогда у меня в руках пулемет оказался. Вот  и покосил десятка два фрицов, пока наши не подоспели…

    - Взво-од!- хрипло выкрикнул вдруг оказавшийся неподалеку незнакомый лейтенант, привстав в траншее, - За мной, в атаку, ура-а-а!
   И сполз к ногам Славки с пулевым отверстием во лбу чуть ниже среза каски…Бойцы, дернувшись было следом, замешкались…

    -  В атаку!- выкрикнул Славка, вытянув вверх левую руку с винтовкой и выпрыгнув из траншеи. Следом метнулись бойцы его минометного расчета,
ставшие, как и он, пехотинцами.
   И тут кнутом незримо хлестнуло в локоть левой руки, выбив винтовку.

   В тот миг он еще не понял, что локтя левой руки у него теперь нет, а ужалившая осой пуля спасла его, одного из немногих этого взвода, выписав счастливый лотерейный билет в тыл и послевоенную жизнь…

   Не знал, придерживая перетянутую выше локтя  солдатским ремнем окровавленную руку и спрашивая у встречных санитаров дорогу к батальонной медсанчасти, что война для него окончилась. А встречные санитары, указывая ориентиры, трижды записывали фамилию и номер воинской части  сержанта-минометчика в свои  отчеты как вынесенного под огнем с поля боя.
    Не знал и того, что через три года после войны  станет моим отцом…

    А потом, не дожив до установленных позже льгот фронтовикам, будет ежегодно, до последнего своего дня в 1978 году, подтверждать третью группу инвалидности  на  медкомиссиях: не вырос ли у него новый локоть и не стала ли левая рука разгибаться?

                *  *  *
     ФАКТ  ИСТОРИИ. Город Ржев был освобожден 3 марта 1943 года войсками 30-й армии Западного фронта, находясь в оккупации 17 месяцев. В полностью разрушенном городе на берегу Волги, где до войны проживало около 56 тыс. человек, осталось в живых 362 жителя…
   
                ( Продолжение следует)

На снимке: в боях за Ржев.

Фото из интернета


Рецензии
362 из 56 000... Страшная статистика.
Вечная память всем защитникам Ржева и Вашему папе, настоящему герою. Земной ему поклон за его любовь к родной земле и великий подвиг.

С благодарностью и самыми добрыми пожеланиями,

Александра Немтина   09.06.2021 07:43     Заявить о нарушении
Вновь тронут, Саша, глубиной Вашего прочтения,
понимания и сопереживания - мой Вам поклон!

С добром и теплом -
Володя

Владимир Федулов   09.06.2021 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.