ГИЯР
********
В древний период лезгинской истории выше современного расположения села Курах находился античный город-крепость Гияр, от которого ныне остались руины. Считается, что со дня основания Гияр прошло не менее 2000-2500 лет. Население города-крепости исповедовало христианство с некоторыми остатками язычества. Так как более древний период истории Гияр не изучен, археологические раскопки не проводились, то мы имеем возможность рассказать только о средневековом периоде на основании имеющихся скудных сведений. Некоторые стены крепости кое-где просматриваются ныне, но с каждым десятилетием состояние руин всё хуже. Население города-крепости в указанный нами период (позднее средневековье) были исключительно горцы-воины, которые постоянно жили в этой крепости. Это были предки современных лезгин. Постоянные нападения кочевников и различных захватчиков вынуждало местное население, в том числе и крестьянское, вести полувоенный образ жизни. Поэтому практически все лезгинские горные сёла древности представляли собой военизированные укреплённые крепости. Сами селения возводились на неприступной высоте, некоторые имели на своей территории военную крепость, в котором жили воины, а всё прочее население содержало его. В случае с крепостью Гияр, считается, что поселение вокруг него возникло позже самой крепости. Первично функционировала сама крепость с военным сословием, а гражданское население стало селиться у стен крепости в поисках защиты. Возможно, была своеобразная договорённость между крепостью и населением вокруг него. Совершенно очевидно, что в древности в лезгинском традиционном обществе существовало отдельная военная каста, которое занималось исключительно военным делом. При необходимости военная каста защищала близлежащее население в период войн и внезапных нападений. А войны были часты. При первой же опасности военные крепости выставляли вооружённых всадников в количестве от 200 до 1000 человек, в зависимости от размеров самой крепости. Вокруг таких крепостей располагались поселения земледельцев и ремесленников, которые содержали воинов или имели с крепостью договорные отношения.
Относительно топонима Гияр профессор Раджидин Гайдаров в своё время выдвинул мнение, что он происходит от старинного лезгинского слова гияр (гиярар) - ремесленники. Отсутствие пахотных земель в данной высокогорной местности привело к тому, что здесь жило, в основном, ремесленное население. Земледелием здесь занимались очень мало. Хотя краевед Тажутдин Исаев придерживается версии некоторых историков, утверждающих. что в данном античном городе был культа бога плодородия Яр, выводя топоним «Гияр» от имени бога плодородия древних леков «Яр». Ремесленники вокруг крепости создавали предметы культа, обихода и роскоши, изделия высокого качества и искусства, которыми торговали уже торговцы. Услуги торговцев предоставляли горские евреи. Так как сами лезгины не желали в те времена заниматься торговлей, считали это низким неподобающим для горцев занятием. С этим обстоятельством связано наличие широкой прослойки еврейских посредников-торговцев в лезгинских селениях, которые служили связующим звеном между свободными общинниками, ремесленниками, воинами и торговыми центрами, продавали и обменивали изделия ремесленников на продукты земледелия и животноводства. Воины расплачивались в денежном эквиваленте с теми и с другими. Возможно, что за свою защиту ремесленники бесплатно предоставляли воинам необходимые им изделия. При осаде города-крепости в первую очередь страдали ремесленники «гиярар», их дома и мастерские подвергались разграблению. Поселение вокруг служили своеобразным щитом основной крепости, давало время подготовиться и выработать эффективную тактику боя. Именно крепость в итоге отражала нападение и прогоняла захватчиков. Потому такой симбиоз был в те времена жизненно необходим обществу. Подобное сотрудничество напоминает примитивное государство со своей армией в микроструктуре.
Разрушение государственности кавказских албан привело к тому, что произошёл распад страны не только на более крупные части, но и на микроструктурные горные сообщества потомков албан в целом напоминающие собой мини государства. Такие структуры были замкнуты и изолированы в горах. Они не смешивались ни с кем по родственным узам и имели строгий внутренний порядок. Распад в такой форме свидетельствует о сохраняющемся высоком уровне самосознании потомков албан на тот момент, дающая им возможность соединиться в одно целое (государство) при более благоприятных условиях. Каждое даже самое малое лезгинское село имело свою собственную военную крепость или по договору содержало крепость в другом селе. Оборонительная система средневековых лезгинских горных сёл была совершенной. Изучение архитектурных особенностей заброшенных древних горных сёл лезгин показывает, что на первом плане при их строительстве была военная оборона: ни одно строение, ни одна стена в селе не могла быть построена хаотично вне общей военной системы оборонительных укреплений. Потому было чрезвычайно сложно сломить оборону этих сёл, а тем более их захватить. Осада таких сёл могла продолжаться долго. В целом только многократное численное превосходство противника решало итог сражения.
Из города-крепости Гияр до реки Кьурах-вацI вели подземные ходы длиной более чем в 1км. По свидетельствам исследователей, ходы живы до сих пор и даже частично сохранились в хорошем состоянии. По версии профессора Р.Гайдарова, попытавшим восстановить историю Гияр, ремесленное поселение вокруг крепости уже в средние века было полиэтничным, то есть различного этнического происхождения, и что очень важно, он называл и наличие в поселении у города-крепости христианского населения. Археологические раскопки и новые исследования история Гияр смогли бы пролить свет на имеющиеся у нас предположения о нескольких волнах переселения кавказских албан с равнин с самого крайнего юга (Кура-Аракс) глубоко в горы. По сложившейся традиции, когда любое христианское населения называлось «эрменияр», не удосужившись выяснить их истинное этническое происхождение, то некоторыми авторами считается, что некоторая часть населения ремесленников, живших вокруг крепости Гияр, были «эрменияр». Мы считаем, что все определения «эрменияр», «дашнакар» относительно позднейших христианских кварталов, групп населения, заброшенных культовых сооружений, захоронений в Южном Дагестане не соответствуют реальности, что на самом деле это были местные народы, сохранившие остатки христианства. Высказываются данное предположение на основании факта наличия многочисленных следов христианства в этих местах, что исключает случайную привнесённость христианского элемента некими мигрирующими группами «эрменияр», случайно попавшими в эту высокогорную зону. А тем более, что все советские исследователи развалин Гияр утверждают, что скорее всего христианство исповедовали воины, жившие в самой крепости: почти все захоронения вокруг крепости христианские. Археологические раскопки пролили бы свет на все эти моменты. Многочисленные христианские захоронения, которые открываются иногда при размытии горных почв после ливней, говорят об многовековом устойчивом пласте христианской культуры здесь. Эти захоронения многоярусные, то есть десятки или сотни поколений захоронены в них. Но наземные культовые христианские сооружения не сохранились. Они были, видимо, окончательно уничтожены при нашествиях сельджуков, войск ширваншахов и Надир шаха.
Таким образом, вокруг крепости Гияр жили ремесленные тухумы кузнецов, гончаров, седельников, ткачей и прочий мастеровой люд, а также торговцы (чувудар). Важно отметить, что упомянутые категории гражданского населения в поселении у стен города Гияр никогда не допускалось во внутрь крепости. Воины, жившие внутри города-крепости, имели со всей этой категорией населения вокруг крепости исключительно торговые отношения. Никакого смешения или родства между воинами и прочими категориями населения не допускалось. Сам по себе город-крепость чрезвычайно интересен для изучения и археологических раскопок. Его территория была обширна и представляла собой самый настоящий античный военный город. Чрезвычайно интересно городское устройство внутри крепости, быт, особенно, старинный водопровод, который снабжал весь город водой из источника Киткен-булах, расположенного на расстоянии 6 километров. Вода в город-крепость Гияр поступала по водопроводу из весьма искусных гончарных керамических труб (гунгар). Даже поверхностное изучение пластов говорит о том, что это был хорошо укреплённый военный город с весьма продуманной фортификационной системой, со своей культурой, законами и порядком.
В архитектуре Гияр проявился высокий уровень военно-инженерного искусства народа. Оборонительные стены, полностью окружавшие этот город-крепость, были построены в соответствии с горным рельефом местности с учетом эффективности их защитных функций. При этом стены окружали и незастроенное пространство, внешняя обкладка стен сооружена, судя по остаткам руин, из наиболее больших правильных каменных блоков (квадров). Особого внимания заслуживает толщина этих стен. Оборонительными башнями укреплялись наиболее уязвимыми места линии обороны города. При осаде такого города-крепости, конечно, все преимущества были на стороне обороняющихся. Внезапный захват крепости был исключён, штурм чрезвычайно сложен. Поэтому нападающим оставалось только изнурительная осада до полного истощения обороняющихся, для ускорения захвата, применялся поджог всего города со всех сторон. Так как Гияр располагал достаточными запасами продовольствия и источниками воды на случай блокады, то его осада могла длиться долго. По местным легендам о «замке Гияр», где жила после захвата города-крепости сестра Надир шаха, Сария, то скорее всего речь идёт о цитаделе. Если легенда передаёт достоверные сведения, то это означает, что город имел еще и внутреннюю систему укреплений (цитадель), которая являлась второй линией обороны.
Основа общественного строя города-крепости Гияр, когда население крепости занимается исключительно военным искусством, а ремесло, земледелие, торговля было уделом поселения вокруг крепости, напоминает собой устройство и общественный строй греческих военных городов-государств, в частности, древней военной Спарты. В средние века крепость Гияр могла отражать самые мощные атаки и противостоять многократно превосходящему по численности противнику. Успешной обороне способствовала и искусно возведённая система военной фортификации с оборонительными укреплениями. Но всему был предел. Если численность атакующих была чрезмерно высока, то, конечно, уже только своей численностью и изнуряющей длительной осадой могли сломить оборону крепости. А тем более, что крепость постоянно поджигалась и пожар ускорял его захват. Надо учесть и то обстоятельство, что захватчики, в армиях которых был разноплеменной состав и наёмники, совершенно не стремились избежать человеческих потерь в своей армии. Средневековый захватчик ставил себе очередную военную цель и любыми варварскими средствами стремился достичь её. Если же это не удавалось с первого раза, захватчик отступал, но только чтобы вернуться вновь с новой армией. Самое раннее письменное упоминание об осаде и уничтожении Гияр связанно с Сасанидами в V в., когда сасанидские войска стерли город-крепость с лица земли. Другое сохранившееся письменное историческое упоминание об осаде и последующем разрушении Гияр связано с тюрками-сельджуками. Крепость была разрушена и уничтожена, как и всё поселение вокруг него, нашествием сельджуков в XV веке. Крепость восстанавливалась десяток раз в течении 200-250 лет в противоборстве с тюрками-сельджуками и ширваншахами. От сельджуков исходило масштабное разрушение местности, уничтожение крепостей, сёл, поселений. Причём сельджуки были организованы, многочисленны и ставили себе вполне конкретные цели. Одна сельджукская армия сменяла другое. После них мало что осталось. Они сжигали и уничтожали сёла, массово вывозили предметы искусства и материальной культуры, грабили всё, что только встречали по пути. «Пройдя Дербенд Ширвана, татары…ограбили и убили много лакзов мусульман и неверующих…, и произвели резню среди встретивших их враждебно жителей тех стран…» (арабский автор Ибн-ал-Асир).
Географически сельджуки подходили вплотную к Боковому хребту (Кавказский боковой Хребет). Этот Хребет естественным образом защищал Нагорный Дагестан. За Хребет сельджуки так ни разу и не прошли, с хребта сельджукские армии поворачивали назад и шли назад по тем же разорённым селениям, добивая кого встречали на пути. Это был действительно страшный период: период войн с сельджуками. Зверствам сельджуков поражались видавшие виды арабские географы, оказывавшиеся невольными свидетелями их кровавых расправ над местным населением. Даже при поверхностном рассмотрении стен и почвы крепости Гияр на глубине полутора метра видны слои многочисленных пожаров, свидетельствующие о многократном сожжении крепости, на глубине от метра уже явственно видны следы ожесточенных битв. Но при всём этом новые слои между ними говорят, что сколько раз захватчики уничтожали и сжигали город-крепость Гияр, столько же раз его восстанавливали вновь, город всегда во все времена поднимался из пепла, местность вновь расцветала, и так до новой беды, до нового нашествия. Именно беспрерывные нашествия причина того, что лезгинский народ никак не мог прийти в себя, восстановиться полноценно, подняться вновь как государственность. Имеются сведения о более чем полувековой войне гиярцев с армиями ширваншахов, не оставлявших в покое лезгинские территории. Это были те же тюрки-сельджуки, но уже закрепившиеся на чужих землях, создавшие себе новые армии и расширяющие сферу своего влияния вглубь гор и на север.
Как мы отмечали выше, и тюрки сельджуки, и войска ширваншахов доходили только до северного предела распавшейся раннее Кавказской Албании - до Бокового Кавказского хребта. Казалось, за него они уже физически не были в состоянии пройти. В любом случае, они не пытались переходить хребет. Полководцы точно рассчитывали свои силы и с усталыми армиями, уже прошедшими изнурительные войны с лезгинами, не позволяли себе риск идти дальше. Единственный завоеватель средних веков, который всё же перешёл за Боковой хребет, был Надир шах. Исторический факт, что город Гияр успешно функционировал как военная крепость вплоть до нашествия Надир шаха. Только после Надир шаха, собравшего огромную многочисленную армию из различных племён (имейте в виду, что в армии Надира, больше чем персов, был большой процент наёмников афганцев и тюрков, которым оставлялась часть военной добычи), зверства и жестокость которой выходит за понимание человеческого разума, город-крепость Гияр окончательно пал...
Является ли Курах прямой преемницей города-крепости Гияр?
Вопрос спорный. Во-первых, как известно, весь воинский состав Гияр оказался полностью уничтожен в боях с армией Надир шаха. Потомственная каста гиярских воинов, из поколения в поколение защищавшая крепость, была убита. После их смерти в опустошенной крепости Гияр обосновалась на какое-то время сестра шаха, Сария. По местным легендам сестра шаха была такая же кровожадная, как и её брат. А перед тем, как армия шаха покинула местность, крепость Гияр разрушили до основания. Другое дело ремесленные поселения вокруг Гияр. Какова была их судьба? Как известно, Надир шах угонял в Персию огромное количество ремесленников отовсюду. В том числе из лезгинских поселений. Поэтому, скорее всего, ремесленники были насильственно увезены при уходе армии. Кто-то из ремесленников, возможно, мог уцелеть, а возможно, и нет. Но то, что в самой крепости- городе Гияр не оставили в живых ни одного воина из тех, кто жил там из поколения в поколение, кто защищал крепость, это вне сомнения.
Во-вторых, в источниках всплывают сведения о том, что село Курах возможно существовал и до нашествия Надир шаха вблизи города-крепости Гияр и являлось одним из пяти обнаруженных археологом М.Исаковым поселений вокруг крепости. То есть не сама крепость Гияр, а одно из тех ремесленных поселений вблизи крепости возможно является древним аналогом современного Кураха. Согласно данным М.Исакова – первого и единственного советского археолога, который изучал развалины Гияр и множество других развалин древних сёл в данной местности ещё в 1947-1948 годах, в урочище Гияр находилось более древнее поселение. В 4-х км к западу от Кураха на левой стороне реки КурахвацI, археолог обнаружил ещё одно поселение, к 3 км к западу от села Курах на левой стороне долины реки КурахвацI – третье поселение Юрхвал. Четвертое поселение - Кикенхуьр и пятое Сернегар были расположены в 3 км от села Курах. На поверхности всех пяти обнаруженных поселений археолог нашёл однотипные обломки средневековой керамики. Мысль о том, что село Курах под тем же названием существовало уже в ХIV веке вблизи города-крепости Гияр свидетельствуют записки Л.И.Лаврова. Л.И.Лавров пишет, что Курахская стела является важным документом не только для истории села Курах, но и всего окрестного края – Кюре, он также сообщает, что в хронике Мухаммеда Рафи, составленной в ХV-ХVI в.в., упоминается и общество Каралал, т. е. Кюре. В 1356 году впервые в исторических книгах дано сведение об имеющейся водяной мельнице в селении Курах. Хронограф 1710-1712 г.г. упоминает разорение Кураха ширванханом Ибрахимом (Шейх-шахом) в 1510-12 г.г. То есть до нашествия Надир шаха. Во второй половине XVII века у Эвлия Челеби записано, что в Курахе имелось «1000 прекрасных домов, мечеть, сады, но нет базара. По пятницам люди собираются в одно место, и обмениваются новостями. Они не знают золота. Поскольку здесь нет в обращении денег, люди обмениваются товарами. Насчитывается около 10000 человек населения». Все эти сведения наводят на мысль о том, что, Гияр и Курах существовали параллельно в одной местности. По преданиям села Курах, сестра Надир шаха, Сария, обосновалась в крепости Гияр и забирала в крепость всех видных юношей из всех окрестных поселений. В предании говорится о соседстве Кураха с Гияр, «близ Гияр».
Беспорно, что Гияр и Курах были очень близки, но можно ли при этом говорить о прямой исторической преемственности «Гияр-Курах»?
Современный Курах в таком своём составе и облике, как сейчас, образовался после ухода Надир шаха из 7 разных сёл. Возможно, это единственное поселение вокруг города-крепости Гияр, которое было восстановлено и в ней возродилась жизнь. Только археологические раскопки прольют свет на все эти предположения. Считается, что в образовании села Курах участвовали и «беженцы из крепости Гияр». Это утверждение весьма сомнительное, учитывая то, что из крепости воины не могли уйти никак, они все погибли в сражении при осаде крепости. Но даже если и допустить такое, что кто-то и выжил из самой крепости, то тогда почему же не был восстановлен сам город-крепость Гияр? С чем связано, что новое село возникло на соседней горе, а не на месте разрушенного города? На наш взгляд, это также свидетельствует о том, что никого из защитников самой крепости не осталось в живых, а те, кто построил Курах были уцелевшие горцы их различных окрестных сёл, а также примкнувшие к ним переселенцы из других мест.
После нашествия Надир шаха лезгинские земли представляли собой чёрное пепелище. Большая часть населения была физически уничтожена, много народу угнано в плен, большое количество ремесленников и мастеровых было увезено с остатками войска в Персию. Произошла насильственная депортация лучшей части ремесленного и активного лезгинского населения в Персию и в Афганистан. Фактически нашествие Надир шаха является геноцидом лезгинского народа. Тысячи лезгинских сёл были сравнены с землёй, мирное крестьянское население физически уничтожено без всяких на то оснований, просто за то, что оно встречалось на пути армии Надир шаха, а тысячи сёл уже не возродились никогда после, так как их население было поголовно убито. Как мы писали выше, перед уходом армии шаха был окончательно уничтожен и Гияр, который был сожжён, разрушен до такой степени, что никогда больше не восстановился. Об этих трагических днях говорится в старинной народной песне: «горит славный город Гияр, подожженный злым врагом, в огне плавятся золотые и серебряные кувшины…». Уничтожение всего военного состава города-крепости Гияр в смертельном противостоянии с армией Надир шаха говорит о невероятной силе народного духе. На лезгинских землях сопротивление любому завоеванию шло повсеместно и всенародно. Потому, до сих пор стоят пиры над могилами героев, которые отдали свои жизни в борьбе с войсками Надир шаха. Они и были те самые храбрые самоотверженные воины из крепости Гияр. Например, пир Ибрахима: Ибрахим был одним из бесстрашных воинов из крепости Гияр, возглавлявшим отряды в битве с войсками Надир шаха, отличившимся невероятной храбростью, отдавшего жизнь за свободу своей родной земли. Считается, что практически все пиры местности были воздвигнуты над могилами именно народных героев, защитников родной земли, сражавшихся с войсками Надир шаха. По преданиям, в одном из пиров захоронена отважная женщина-воин из крепости Гияр по имени Шантур, которая, переодевшись юношей, вступила в борцовский поединок с пехлеваном из армии Надир шаха и победила его. Именно после нашествия Надир шаха повсеместно были возведено множество культовых сооружений над могилами наиболее отличившихся защитников земли, мучеников за свободу и отчаянных воинов. Существует братская могила воинам Гияр, погибшим в боях с войсками Надир шаха, над которой также возведён пир. Позже множество таких могил стали почитаемыми пирами. Все эти пиры можно назвать пирами шахидов – могилы воинов крепости Гияр, отдавших свои жизни за освобождение родной земли, не сдавшихся врагу, предпочитавших смерть рабству. Шахидом не может считаться тот, кто пошёл с мечом на чужую мирную землю, которая ничем ему не угрожала, но только тот, кто стал бороться с теми, кто пришёл на его землю, в его дом, не смирился с гнётом иноземцев на его родной земле.
Период после падения Гияр.
Возрождение земель после нашествия шло очень тяжело и медленно. Некоторые новые поселения строились на новых местах остатками жителей из уничтоженных Надир шахом городов и сёл. Вероятно поэтому в народе Курах получил название «Ирид хуьруькай арадал хтай Хуьр», то есть «Возродившееся из семи селений». Есть исторические сведения, что в составе Кураха, возникшего не на месте Гияр, а на соседней горе, были и абхазы или грузины («гуржияр»). Откуда они пришли, каких родов были, каким образом попали в Курах, мы не располагаем сведениями. Тем не менее, название народа «гуржияр» фигурирует в свидетельствах по этническому составу Кураха. В Курахе к концу XIX века сохранились кварталы иноэтнического элемента переселенцев: «Чувудрин мягьле» (еврейский магал), «Яхулрин мягьле» (лакский квартал), в котором жили «ЦIахъарар»- цудахарцы и «ТIухшерар» лакцы из села Тухчар, квартал МирчIияр – считаются переселенцами из области Табасаран. Также есть сведения о присутствии некоторого числа переселенцев из села Рутул и старинного города Ахцах. Названия некоторых курахских тухумов — «Пухшар», «СумбатIар», «ЦIахъарар», «Ресар», «Гуржияр», «Аварар» и другие свидетельствуют об иноэтничном компоненте в Курах. Также часто происходило переселение целых тухумов из одних мест в другие, связанное, в основном, с кровной местью, чрезвычайно распространённой в те времена. Так люди пытались сохранять свои роды от уничтожения, пусть и переселившись в незнакомое село. Именно переселение давало иногда тухуму единственный шанс выжить в те времена. Это одна из причин. Вторая причина, бегство из ханств. Как известно, дагестанские ханы бесчинствовали вплоть до русского завоевания. Поэтому переселение в Курах иноэтнического элемента было связано именно с бегством от кровной мести и ханского гнёта, так как это была ещё и территория Вольного общества.
От независимого военного города Гияр до «Кюринского ханства».
Серьёзнейший вопрос: как такое могло случиться, что принципы свободы и независимости древнейшего города-крепости Гияр после его уничтожения оказались попраны в новом возродившимся курахском вольном обществе, и более, того, привели к состоянию «ханства» - совершено чуждого лезгинским землям форме феодального подчинения? Какие внешние обстоятельства привели к таким переменам в столь гордом свободолюбивом обществе? Это чрезвычайно болезненный момент и тем не менее нельзя его обходить.
Если исторической преемницей Гияр действительно стал Курах, то необходимо провести параллели «Гияр-Курах» более глубоко. Гияр был независимым военным городом-крепостью с обширными ремесленными поселениями свободных горцев вокруг себя. Нет ни одного сведения о том, что когда-либо Гияр был под чужим управлением, протекторатом или подчинялся какому-то более крупному политическому образованию. Именно данный принцип независимости Гияр и привёл к его полному уничтожению Надир шахом, Гияр стёрли с лица земли даже после того, как он же был опустошен после убийства всех его защитников. Крепость Гияр не оставили просто так, а сожгли дотла как символ Свободы местного народа. Важный исторический факт: отсутствие любых форм феодального гнёта на лезгинских землях после распада Кавказской Албании и царства Лакз. В северной части лезгинских горных земель образовались союзы вольных сельских общин, в которые входили десятки сёл. «…до образования Кураха предки его жителей обитали в сел. Гияр, которое находилось выше, на соседней горе. Там до сих пор видны фундаменты построек. В Гияре не знали ни ханов, ни беков. Одним из гиярских военноначальников был некий Мукаил, выходец из крестьян.» [Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 156]. Ещё одно историческое подтверждение о существовании независимого вольного общества на территории вокруг города-крепости Гияр в более ранее время зафиксировано в надписи, выбитой на каменной стеле, которая датируется 1356 годом. После окончательного изгнания орд Надир шаха, область Кюра, включая и местность вокруг Гияр, представляла собой страшное зрелище, разорённое, сожжённое дотла, обезлюдевшее.Самый невосполнимый урон понесли именно лезгинские земли в войне с Надир шахом, как человеческие жертвы, так и полное разрушение местной культуры, уничтожение огромного количества сел и городов. Эта земля приняла на себя самый страшный сокрушительный основной удар нашествия. И потому лезгинская земля и была самой разорённой в Дагестане после изгнания Надир шаха, в отличии от Центрального и Нагорного Дагестана. Это и стратегическое место Гияр, которое сложно было бы просто так прийти и завоевать любому феодалу, и практически Гияр никогда никто в его истории не сумел подчинить. Гияр имел для всей той местности огромную духовную и символическую значимость, в памяти народа Гияр всегда отражал все удары врагов и всегда побеждал.
Ещё раз подчеркнём, Гияр был символом Свободы. Несмотря на своё физическое разрушение, Гияр победил и в войне с Надир шахом, его дух и воля не были сломлены, потому Гияр и сравняли с землёй. По местным легендам, после ухода армии Надир шаха, на территории крепости были обнаружены тысячи черепов, построенные в виде треугольника. Страшное свидетельство того, куда исчезали самые мужественные лезгинские юноши из окрестных сёл, которых насильственно увозила в крепость сестра Надир шаха, Сария… Убивали тех, кто сопротивлялся и не желал служить завоевателям. Поэтому было чрезвычайно важно для всего народа именно восстановление Гияр, его возрождение из пепла, как происходило до того во все прежние века. Но этого почему-то не произошло, что, скорее всего, связано с тем, что ни одного воина из самой крепости не уцелело.
Вот почему приграничная область лезгинского вольного общества стала впоследствии лёгкой наживой для казикумухских ханов. Как мы писали выше, воспетый в веках великолепный город-крепость Гияр пал и, к огромному сожалению, так и не восстановился больше с тех пор.
Разорённый край, ослабленный, потерявший своих лучших воинов и наиболее активную часть населения, переживших настоящий геноцид, с огромным трудом вставал из руин. Воспользовавшись трагедией соседнего народа, на земли кюринских лезгин посягает Сурхай-хан Казикумухский. Казикумухские ханы были необычайно жадны, неистовы в захвате соседних общинных земель и в разграблении вольных обществ, действуя практически как бандиты, они сумели силой оружия на короткий промежуток времени захватить множество участков различных соседних вольных обществ в конце XVIII века. Итак, рассмотрим Курах до бандитского захвата его территории казикумухскими ханами. Курах входил в географическую область Кюра.
Общественный строй в этой области после падения города-крепости Гияр и изгнания Надир шаха. Курахское вольное общество.
После падения Гияр, образованный в близлежащей местности из семи сёл Курах был ещё абсолютно независимым, состоящим из свободных крестьян-общинников, ремесленников и животноводов, вольным обществом. В то время вся Кюра состояла из вольных обществ: Котуркуьринский, Чилейский, Кабирский, Ахмарлинский, Курахский, Картасский, Гуьнейский, СтIал-Чиле и Гуьгджейский. Известный российский историк П.Бутков область Кюра описал следующему образу: "Область Кюра или Кура, обитаема Лезгами, лежит в горах, между табассаранского и кубинского владений"(Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год.)
После изгнания Надир шаха основная часть южных лезгин была занята уже новой войной – на этот раз уже с русской колонизацией, продвигавшейся с юга со стороны Кубы вглубь Дагестана, откуда русские военные линии постепенно продвигались к Дербенту и Нагорному Дагестану. Русская колонизация на Кавказе шла с двух сторон, с северо-запада - убыхи, черкесы, грузины, абхазы, осетины, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, а с юга - лезгины. Только покорив, усмирив эти народы, русские военные силы смогли приблизились вплотную к Нагорному Дагестану, которое само по себе по своему географическому положению было наиболее неприступной частью Дагестана. Пользуясь тем, что с юга в земли лезгин уже начала продвигаться русская царская армия, казикумухские ханы самовольно захватывали большие участки незащищенных земель свободных горных лезгинских общин со стороны Нагорного Дагестан. Стоит отметить, что, когда лезгины в одиночку отражали первые тяжёлые удары царских войск, Нагорный Дагестан практически жил своей обычной жизнью и совершенно не страдал в этом отношении, а напротив, имел возможностью не только восстановиться, а даже стал посягать на приграничные лезгинские земли, о чём говорит множество и русских военных источников той поры. Русские очень долго не трогали Нагорный Дагестан, а сосредоточили все свои военные силы на территориях лезгинской этнической общности. Покорение шло с юга.
" ...странные отношения между Нагорным Дагестаном и русскими властями на Кавказе, которые поражают на первый взгляд своей неестественностью. Собственно, Нагорный Дагестан никогда не был и не мог быть театром борьбы его жителей с северными пришельцами. В самые острые моменты борьбы, даже в последние дни окончательного покорения страны, русские войска не проникали далеко внутрь ее гор, где совершенно не было путей, и ограничивались почти только окраинами ее" - (Потто. Грузия. стр. 257).
Нагорный Дагестан вступил в войну с русскими самыми последними на Кавказе, уже подготовленными идеологически шейхом Мухаммадом Яраги. Но это не тема этой статьи. Сейчас мы рассмотрим именно тот роковой промежуток времени, когда вольная Кюра вдруг стала «ханством», причём оказалась присоединена к чужому иноэтническому ханству. Почему такое могло вообще произойти и какие обстоятельства привели к такому исходу для Кюры?
После предательского пленения турками военно-политического лидера лезгинского народа Хаджи-Давуда, лезгинские вольные общества, вчастности, вольное общество «Курах», на северо-востоке уже с конца 1780 года столкнулись с большой агрессией со стороны казикумухских ханов, которые начали повсеместное наступление на кюринские земли с целью их незаконного захвата и присоединения к ханству. Именно в тот роковой промежуток времени, когда лезгинская земля залечивала свои раны от нашествия Надир шаха, а с юга уже подверглась попыткам русской колонизации и все военные силы лезгин уже были сосредоточены на юге для отражения новой угрозы, область Кюра стала главной мишенью казикумухских ханов. Это самая чёрная страница истории Кюры - незаконная экспроприация земель кюринских крестьян-общинников казикумухскими ханами - осталась практически неизученное в истории Дагестана, ей не дана надлежащая оценка, хотя последствия захвата кюринских земель казикумухскими ханами сыграли крайне негативную роль для Кюры в целом. Надо сказать, посягательства на земли лезгин со стороны казикумухских ханов имели место ещё раннее с момента пленения турками Хаджи-Давуда. До того таких действий не было и в помине. Стоит упомянуть факт скрытого политического соперничества Сурхай-хана I Чулака с Хаджи-Давудом. Именно по уговорам Сурхай-хана I Чулака и поехал на роковые «переговоры» с турками Хаджи-Давуд. Предав своего недавнего союзника Хаджи-Давуда, Сурхай Чулак в первую очередь захватил и разорил родовое село самого Хаджи-Давуда. И стал бесчинствовать. В нач.1730-х гг. он со своей хорошо вооружённой бандой терроризировал ряд городов (Куба, Нуха, Шемаха) и лезгинских сёл, на которые постоянно совершал разбойничьи набеги. При этом, ему было совершенно неважно ни вероисповедание тех, кого он разорял, ни этническая близость. Ни о каком «дагестанстве» или единоверии речи не было и не могло быть. «Гений» Сурхай-хана Чулака проявлялся в хитроумных интригах против своих соперников, в бесконечных грабежах и набегах на всех, кто был беззащитен, в захвате чужих земель, в присвоение чужого имущества. Жестокость его в отношении подданных не имела предела. Источником его доходов была как военная добыча, так и подати с подвластных ему обществ. После избавления от политического соперника Хаджи-Давуда, руки Сурхай-хан I Чулака оказались развязаны, он начал наступление на соседние союзы сельских обществ не только лезгин, но и аварцев, даргинцев, подчинил ряд селений последних своей власти.
О каком «дагестанском единстве» в историческом прошлом при этом говорят и пишут некоторые современные историки Дагестана, когда у нас есть исторические факты недружественных, если не сказать враждебных, действий казикумухских ханов относительно земель других дагестанских народов? В целом, все дагестанские феодалы действовали аналогично в других местах. Вот конкретные примеры. Нашествие Надир шаха это одно, то было действительно «иноземное нашествие», ну а как объяснить захват приграничных земель соседних народов со стороны казикумухских ханов уже после изгнания Надир шаха? В чём и как проявляется тут «дагестанское единство»? Вот каким образом впервые в своей истории свободные лезгинские земли вокруг Кураха, сам Курах и обширная часть кюринских земель вдруг оказались в руках ханов из Казикумуха. В 1791 году преемник Сурхай хана I Чулака, казикумухский правитель Сурхай-хан II всеми неправдами и прямым террором присоединил дотоле свободную Кюру к Казикумухскому ханству.
В состав так называемого Кюринского «ханства» вошел Курах, который стал столицей так называемого нового «Кюра-Казикумухского ханства». Кюринцы категорично не признали власть казикумухского хана и оказывали ему яростное сопротивление. Чтобы усмирить и подчинить себе кюринских лезгин, казикумухские ханы применяли жесточайшие методы, сравнимые с этноцидом местного населения. По сведениям из источников, Сурхай хан захватил обширные земли области Кюра тогда, стал грабить и выжимать последние соки из и так разорённой Надир шахом земли. Об этом промежутке времени осталось крайне плохое воспоминание в народной памяти в Кюра и в Курахе. Выдающийся народный поэт Саид Кочхюрский выразил всю боль народа в своих стихотворениях, а главное, ненависть к ханской власти, презрение к ханам и полное неприятие над собой такого рода гнёта. Поэт категорически отказался прославлять хана в своих стихотворениях, как того хотел хан. Он отказался быть придворным поэтом казикумухского хана. В отместку, обманом заманив поэта «в гости», казикумухский хан ослепил его. В этом преступлении казикумухского хана проявилась вся его суть. По всем законам гор, любой гость является неприкосновенным. Какой же низменной должна была быть натура хана, который, пригласив в гости, совершил чудовищное преступление против безоружного, ничего не подозревавшего, человека? Но даже ослеплённый Поэт не сдался и не предал свой народ. Вот где истинный героизм! В строках поэта выразилось глубоко презрительное ненавистное отношение народа, какон обоснованно называл, к «вору и злодею Сурхаю», подло посягнувшего на святое святых лезгин: на свободу.
ЗЛОДЕЙ
О камень огненный, тебе
Что надо от людей? Злодей!
Твой почерк — не в одной судьбе –
Как черный знак скорбей,злодей.
В крови твоей тонет вилаят,
Тебя клянет и стар и млад.
Ты в мире никаких услад
Не знал среди бичей, злодей.
От дюжины, Сурхай, ты жен
Да будешь смертью разделен.
Пусть бросит по миру сквозь стон
Судьба твоих детей, злодей.
И пусть огонь небесный в прах
Сотрет твой терем на кострах.
Услышь меня, о мой Аллах!
Проклятье! Сгинь скорей, злодей!
Вокруг исчезли соловьи,
Вороны каркают твои.
В твоей предательской крови
Нет совести лучей, злодей.
Ты, наподобие осла,
Не отличишь добро от зла.
Просить, чтоб жалость снизошла,
Не буду, хоть убей, злодей!
(Перевод А.Кардаша)
Приход русских и сохранение формы «ханство» в области Кюра.
В 1812 году русский генерал Хатунцев разбил отряды Сурхай-хана и тем самым освободил курахское вольное общество от этого зла. На самом деле было несколько сражений между отрядами Сурхай-хана Казикумухского, который тяжело угнетал Курах, и русскими войсками, в результате которых хан был отброшен, а вся эта местность освобождена от угнетения и непосильных поборов в казну хана. Именно приход русских войск поставил точку на этой чудовищной эксплуатации. Для того, чтобы Сурхай-хан не посмел вернуться назад, в Курахе был постоянно размещен гарнизон русской армии, состоящий из двух батальонов солдат и казачьей сотни. Не от защиты от нападения ширваншахов, которые не предпринимали никакие походы вглубь гор с момента прихода русских, как пытаются представить некоторые дагестанские авторы, а от возвращения жестокого казикумухского хана. Однако саму форму ханства русские не спешили расформировать. При этом важно понять, что форма ханства не была создана русскими в Кюра, как пишется в истории Кюры в настоящее время, а оно (форма ханства) было уже здесь за 30 лет до прихода русских и насильно навязано области казикумухскими ханами с 1791 года. За этот промежуток времени с 1791 по 1812 год – 30 лет - кюринские лезгины понесли огромный материальный ущерб, не имели возможность полноценно восстановиться после нашествия Надир шаха из-за тяжёлых непосильный ханских поборов и угнетения. Поэтому Кюра оказалась и неготовой противостоять русской колонизации. Как управление над местными народами структура «ханства» была удобна русскими. Потому они временно сохранили в Кюре ханство. Никогда до 1791 года на этой земле, как и на всей лезгинской, не было ханской или любой иной феодальной власти, вся эта территория была вольным обществом, где жили воины, ремесленники и свободные общинники. Поэтому само определение «ханство» крайне чуждое подлинной истории данной территории и Кураха, не соответствует историческим реалиям. Историки ещё дадут адекватную оценку тому, что произошло в 1791 году в Кюра и насколько искусственное привнесение формы «ханства» повлияло на изменения в этнической психологии и в мироощущении кюринских лезгин в дальнейшем. В любом случае, современники должны осудить исторический факт посягательства на земли лезгин со стороны дагестанских феодалов центральной части Нагорного Дагестана в конце XVIII века. Промежуток истории «Кюра-Казикумухского ханства» есть чёрная страница в истории всей области Кюра. А «Кюринское ханство» уже следствии всего происшедшего с Кюра. В 1812 году Кавказская администрация на месте «Кюра-Казикумухского ханства» образовала в Южном Дагестане отдельное «Кюринское ханство», объединявшее только этнические территории самих лезгин: территорию Кюринской плоскости, Агульского, Кошанского, Курахского и Ричинского сельских обществ.
Другой важный вопрос: почему русские стали назначать на место хана в Кюра ставленников из числа родственников Сурхай-хана, сбежавшего в Персию? Во главе «Кюринского ханства» был поставлен Аслан-хан, племянник Сурхая, тут же произведенный в полковники. Вопрос: почему именно он? Ответ прост. Потому что не было ни одного лезгина, которого русские могли бы поставить во главе «Кюринского ханства», настолько на тот момент лезгинам был чуждо само понятие «ханство», причём на тот момент не было ни одного лезгина, который бы служил русскому военному командованию против своего народа и имел бы чины русской армии, в отличии от других представителей дагестанских народов. Это чрезвычайно важный факт в истории! Именно поэтому во главе новообразованного «Кюринского ханства» был поставлен представитель иноэтничного происхождения. Русским было совершенно безразлично с точки зрения этничности кого ставить во главе «Кюринского ханства». Была бы кандидатура из самих лезгин, который бы служил русской армии на тот момент, то поставили бы его. Ведь русские назначали «ханов» просто за заслуги перед колонизационным военным командованием. А заслуги эти основывались исключительно на помощи русским продвигаться вглубь и завоёвывать местные народы за чины, подарки и жалованье. Примечательно, что, когда дядя бежал в Персию, родной племянник с лёгкостью занял его место и стал сотрудничать с колониальными властями против него и своего народа. А.П.Ермолов: «Куринское ханство получило бытие в недавнем времени. Им управляет полковник Аслан-хан, человек, правительству приверженный. Население малое, жители обременены налогами, дань 30 тыс. четвертей пшеницы, платимая казне, чрезвычайно их разоряет. Казыкумыцкое ханство во владении Сулхай-хана, человека самого коварного, готового на всякие злодеяния. По древности своего происхождения он весьма уважаем; между горскими народами имеет сильные связи, ко вреду нашему им употребляемые. Участвуя во всех предприятиях дагестанцев против нас и будучи наконец наказан отделением части владения его, из коей составлено Куринское ханство, данное родственнику его врагу его непримиримому, отмщевающему жестокую обиду, бежал в Турцию. В командование генерала Ртищева возвратился, изгнал в отсутствие его управлявшего владетеля и, пользуясь твердыми и почти непроходимыми местами гористой страны, остался без наказания».
Аслан-хан дослужился до чина генерал-майора русской армии. Сподвижник А.П.Ермолова, В.Г.Мадатов вручил Аслан-хану императорскую грамоту, знамя с российским гербом, драгоценную саблю и орден Святого Георгия 4-й степени (специального, установленного для нехристиан образца) «За отличия при покорении Табасарани, Кайтага и Казикумыка». После кончины в 1836 году Аслан-хана Кавказская администрация передала бразды правления в Кюринском ханстве — штабс-капитану российской службы Гарун-беку. Его сын подполковник русский армии Юсуф-бек за свое усердие был произведен в генерал-майоры свиты его величества. Он и стал последним ханом «Кюринского ханства», получивший после этого титул Юсуф-бек хан «Кюринский», не имея к Кюре никакого родственного или этнического отношения, назначенец русского военного командования. Юсуф-бек хан Кюринский правил с 1848 до самого конца существования Кюринского ханства в 1864 году. По сведениям из источников Юсуф-бек Кюринский отличался корыстолюбием, жестокостью, пренебрежительным отношением к своим подданным, чем и настроил народ ханства против себя. Кюринские лезгины не принимали и не признавали ни одного из назначаемых им русскими ханов. Военные отчёты по Кюринскому округу тех лет полны многочисленных жалоб крестьян-кюринцев на Юсуф-бека Кюринского. В 1864 году Кюринское ханство было ликвидировано как политическое образование, а на его месте был образован Кюринский округ, включённый в состав Дагестанской области. [Источник: Казикумухские и Кюринские ханы// ССКГ. Тифлис, 1869. Вып.2.].
Вот какова краткая история последующего «ханства» на независимой дотоле свободной земле Курахского вольного общества. Как видите какая огромная идеологическая разница между историей Гияр и последующей историей Кураха до 1864 года: всё, что произошло после уничтожения Гияр в данной местности предстаёт совершенно другой историей других людей. Разница колоссальная между этими двумя историями, хотя речь об одной и той же местности и в течении одной эпохи. Первая история о городе-крепости Гияр и о его борьбе за свободу и независимость. На наш взгляд, падение Гияр после нашествия Надир шаха и то печальное обстоятельство, что его не восстановили на прежнем месте, и явилось причиной того, что новое село Курах, построенное рядом, оказалось в руках казикумухских ханов, как и часть области Кюра.
Крепость Гияр как памятник истории Южного Дагестана и как архитектурный объект культурно-исторического наследия народа.
В советском и в постсоветском Дагестане не были проведены никакие археологические раскопки на месте действительно столь значимого исторического объекта как город-крепость Гияр в Курахском районе близ села Курах, что вызывает много вопросов к ИИАЭ ДНЦ РАН. Заброшенность и ненужность крепости на несколько веков после своего разрушения не могло не привести к размыванию ценных археологических слоёв крепости. История города-крепости Гияр должна быть полноценно изучена и воссоздана. Город-крепость Гияр является памятники истории и архитектуры лезгинского народа и должен быть включен в Перечень особо охраняемых исторических объектов Республики Дагестан.
Горы Южного Дагестана необычайно богаты не только природными достопримечательностями, но и тысячелетними памятниками истории, остатков древнейших сёл, крепостей, башен и древних защитных сооружений, некрополей, дольменов, многоярусных захоронений. К сожалению, даже малая толика всего этого исторического богатства не изучена. Уникальность большинства лезгинских военных комплексов в горах на территориях заброшенных сёл в том, что они построены как естественное продолжение скал и сразу их бывает трудно выделить среди окружающей природы, особенно, когда всё поселение огорожено каменными стенами, а в целом, когда весь комплекс уже давно и в руинах. Выложенные из камней и заросшие растениями стены разрушенных древних крепостей почти всегда сливаются с горами. Наибольший интерес в научно-историческом и культурно плане представляют руины города-крепости Гияр. Остатки античного сооружения Гияр и его подземные ходы при малейшей возможности необходимо исследовать, провести археологические раскопки на серьёзном глубоком научном уровне. Даже при поверхностном изучении города-крепости Гияр, его территориальный размах и величие впечатляет.
Крепость, основанная в самое древнее время, бесконечно восстанавливаемая в разное время и потому состоящая из ценнейших древних культурных слоёв, представляет огромный интерес для настоящих археологов. Крепость, имевшая важнейшее стратегическое значении, построенная на естественной возвышенности с учетом гор. Крепость, имеющая богатейшую историю и хранящая в себе еще множество тайн и открытий – Гияр это музей под открытым небом. Если город-крепость Гияр воссоздать близ руин ( не на самих руинах, а где-то недалеко от них) в его старинной архитектуре, то его можно сделать одним из самых значимых памятников античной и средневековой истории не только Курахского района, но и всего Дагестана.
Это древнейшая горная крепость с военными оборонительными сооружениями, окружённая каменными стенами, находящаяся ныне в руинах и разрушающаяся далее, является настоящим объектом национального культурного достояния лезгинского народа, а в общем, всего Дагестана. Возможное изменение статуса крепости Гияр как объекта культурно-исторического значения РД.
В ближайшее время необходимо подготовить обращение к НС РД и к главе РД с просьбой включить развалины города-крепости Гияр на территории Курахского района вблиз села Курах в Перечень особо охраняемых объектов культурного и исторического значения. На данный момент по имеющим у нас данным, территория развалин крепости Гияр застраивается домами, что нужно остановить. Потому что при любых благоприятных обстоятельствах в будущем могут начаться археологические работы на месте развалин. Эта территория должна оставаться нетронутой, чтобы специалисты имели возможность изучать историю места. Совершенно неприемлемо сооружение жилых домов на месте крепости Гияр. Районная администрация Курахского района должна пресекать попытки строительства в этой зоне и законодательно запретить в границах села Курах любое строительство на территории развалин крепости Гияр. Потому что развалины крепости Гияр являются номинально объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) лезгинского народа на территории Республики Дагестан.
Существует Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2009 года N 7 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан»(с изменениями на 10 ноября 2020 года), который направлен на реализацию конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Республике Дагестан на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания. Предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального, регионального, местного значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан(в ред. Закона Республики Дагестан от 08.10.2013 N 68). Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - объекты культурного наследия), основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также настоящим Законом и иными законами Республики Дагестан.
Запрет на любое строительство на месте развалин крепости Гияр.
По всем этим пунктом любое строительство на месте руин, попадающих даже номинально в разряд объектов культуры и исторического значения, является НЕЗАКОННЫМ. Такие сооружения должны быть снесены. А так как статус развали крепости Гияр может измениться в сторону официального объекта охраны, чего мы будем добиваться всеми силами через НС РД и прямое обращение к главе РД, то делаем и открытое обращение в данной статье к главе администрации Курахского района с требованием принять меры для охране развалин крепости Гияр и запрета строительства жилых домов на месте древних руин. Есть строгие правила относительно границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к строительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке (п. 8 в ред. Закона Республики Дагестан от 02.02.2017 N6). Развали крепости Гияр могут быть официально отнесены к объектам культурного наследия федерального значения (не включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, утвержденный Правительством Российской Федерации), расположенных в границах территорий к достопримечательным местам и определение пообъектного состава достопримечательных мест в соответствии с пунктом 5 статьи 56.5 Федерального закона (п. 13.5 введен Законом Республики Дагестан от 24.09.2019 N 77). Надеемся на понимание всех этих моментов.
Огромная просьба ко всем курахцам всемерно беречь, охранять, обеспечить по мере сил сохранность развалин крепости Гияр, а к администрации Курахского района создать условия для популяризации крепости Гияр как объекта культурного и исторического наследия муниципального значения, как минимум.
И напоследок.
Песни-посвещение ушедшей в прошлое славной истории крепости Гияр
ГИЯР ШЕГЬЕР
Ни лугьуда, Гияр шегьер
ХарапIайриз элкъвенава?
Инсанрикай йигарарна,
Ивид селдик эл кьенава?
Припев:
Гияршегьер-Кьурагь иер
Тахкурай мад пашмандиз!
Лезги чилин тарихда чи
Зур къалурна на душмандиз!
Иран шагьдин эмирдалди
Лезги шегьер терг хьанани?
Ваъ, ам гавур къажарриз лап
Виле кьадай верг хьана хьи!
Ша хъфин, дуст, Кьурагьиз чун
Пеле кьезил шагьвар акьаз.
Гияр шегьер кьилихъ галай
Зи хайи хуьр аквада ваз.
Аквада къе Кьурагьар ваз,
Цуьквед кIунчI хьиз безетнавай.
Акъвазнава ам жаван яз,
Ярдин темен гуьзетзавай.
Припев:
Гияршегьер-Кьурагь иер
Тахкурай мад пашмандиз!
Лезги чилин тарихда чи
Зур къалурна на душмандиз!
1978 год, автор: Шамсудин Исаев
НАКАПI АВУР БУЛАХРАЛ
Урус пачагь гуьгъуьн гьатна, гъуьлягъхьиз,
РикI сефил яз акъатнай вун Кьурагьиз.
Акьадарна лацу балкIанд пурара,
Ферикъатнай Архъул дагъдин тIулара.
Пайгъамбар хьиз, эй, Ярагъви Мегьамед,
Ругуд вацра хвенай вун, лезги уьлмет!
Припев:
Дамахзавакьурагьвийри, Эфенди,
Ви кIвач хкIур яйлахарал, Эфенди,
Темен гана, зикирзава, Эфенди,
Гъилер чуьхвей булахарал, Эфенди.
«Бецер кьацIал», на капI авур пIир ала,
«Эфенд карар», «Эфенд гимре», вир ала.
Къе виридан гъилерава калам ви,
РикIе Аллагь, сиверава салам ви.
На хкажай чирагъдин экв, эй Мегьамед,
Хкахьич гьич, амай кьван лезги уьлмет!
Алван-алван цуьк акъатай яйлахда,
КIуф эцигна хъваз кIанда заз.
Припев:
КIуф эцигнахъваз кIанда заз.
Къвалав вунни гваз кIанда заз.
(1963 год, автор: Шамсудин Исаев)
Статья выгружена также на канале «Гияр» Яндекс Дзен: «Крепость Гияр как памятник истории и объект культурного наследия Южного Дагестана»
На фото: Старая часть с. Курах (МАЭ РАН).
Свидетельство о публикации №221041101215