94. Пророческое предостережение

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в духовные смыслы стихов, «зашифрованные» в образах этого мира.

В иудаизме и этот псалом приписывают Моисею, «Моше Рабейну», то есть «нашему учителю». Это – ключевая фигура в историческом плане и ведущее свойство в духовном плане (именно ведущее – ведущее к Творцу). Говорится, что он мог говорить с Всевышним, когда того требовали обстоятельства, а не когда это требовалось Богу.

"Приидите, воспоем Господу, воскликнем, твердыне спасения нашего;
предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами."

Перевод с оригинального еврейского текста «Идите … восклицать радостно скале спасения нашего!» говорит о Господе как о «скале спасения», и это имеет духовный смысл: скала означает не только твёрдое основание, но и возвышение над миром, над своими мирскими свойствами, без которого невозможно спастись. Ныне эта скала есть Христос.   

Духовная радость является «сердцем и душой» благодарственной хвалы. Интересно отметить разнообразие выражений, с помощью которых описывается истинное поклонение вследствие ощущения величия Творца. Ощущение величия представляется в предшествующих псалмах 91 и 92, также приписываемых Моисею.

«Мы должны воспевать этот псалом со смиренным почтением и святым благоговением перед Божьим величием, испытывая страх перед Его справедливостью, желая угодить и боясь обидеть Его» – указывается в толкованиях Псалтири.

Почему Бога нужно прославлять, и что должно быть сутью нашей хвалы? Он не нуждается в прославлении, в прославлении наше сердце обращается к Нему и становится расположенным к тому, чтобы Господь взял «из плоти вашей сердце каменное», и дал «сердце плотяное», «сердце новое» (Иез. 36:26).

"В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же;
Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его."

Так как же велик Бог, которому принадлежит вся земля и всё, что наполняет ее! Глупо думать, что что-то может принадлежать тому, кто топчется по ней ногами. Какой бы силой ни обладало творение, она получена от Бога и должна Ему служить. Он создал море, собрал его воды и определил берега. В представлении духовных традиций море – это стихийные силы народов, и они – «в берегах» и во владении Всевышнего.   

"Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:"

Теперь видим второй призыв поклониться Богу как Творцу, – припасть, преклонить колени. Это звучит тема праведности и смирения. Так как Он – наш Бог, то находится с нами в особых взаимоотношениях.

Он не только сотворил нас, Он хранит и ведёт нас. Всех сынов человеческих ведёт и окормляет Его провидение, которое заботится о них и руководит, как пастырь овцами.

Для всех, кто является «народом паствы Христа» и «овцами руки Его» сам Спаситель говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин. 10:27). Тогда послушайте гласа Его! Почему не слышите?! Послушайте глас Его, а не голос какого-то «шибко умного»! «О, если бы вы ныне послушали гласа Его»! Да, ныне – стих применяя не только к евангельским дням, ибо пока Он говорит вам! Завтра может быть слишком поздно.

"«не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё."

В Мериве возле Рефидима израильтяне возмутили Бога своими жалобами на отсутствие воды (Исх. 17:7), в Мериве возле Кадиса Моисей «оскорбил Бога», ударив по скале вместо того, чтобы заговорить с ней (Чис. 20:10-12). Одно событие случилось в начале странствий по пустыне, другое – в конце, а сами названия этих пунктов, «Мерива», означающее «бунт»; другое название места «Масса» – «искушение», прямо говорят о неверии людей, которые видели чудесные дела Бога, но остались «родом упорным и мятежным. И это – в пустыне, где они были предоставлены Его милости!

Жестокосердие является корнем недоверия Богу и недовольства Им, такое сердце не принимает божественных проявлений и не видит стремлений божественной воли.

И псалмопевец предостерегает от ожесточения сердца, несовместимого с верою и послушанием воле Божьей. И не вняв предостережениям, евреи не поверили Евангелию Христа, так как их сердца были ожесточены. Они не откликнулись на предложенное спасение.

"Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой»."

От лица Бога приводится толкование их греховности: «заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих».

Эта выразительная речь, некогда обращенная к Израилю, цитируется апостолом Павлом в Послании к Евреям и обращена к евангельским дням, когда Бог обращался к Своему народу через Своего Сына. Но те не приняли Его.
Неверие лишает людей Божьего водительства во все времена. Это предупреждение и на «последние времена», ибо так же неверие лишит Божьего Царства.

Израиль в «духовном срезе» означает «идущие прямо к Творцу». Ещё ветхозаветными пророками предвещалось: «если весь Израиль вернётся к Господу, то Машиах воцарится прямо «сегодня»; Машиах лишь ждёт, когда мы будем готовы к Его приходу» ©. Уже более двух тысячелетий Израиль с нетерпением ждёт прихода Мессии-Машиаха. Но, как уже говорилось, избранный народ не внял предостережениям узнал и не принял Мессию и истинного Царя – Христа.


Рецензии