Великие люди от Авраама до Хокинга 16

Восемнадцатый век (продолжение)


Велики заслуги итальянских композиторов в воплощении русской патриотической темы. Катерино Альбертович Кавос сочинил оперу «Иван Сусанин» в 1815 году, тогда как Михаил Глинка создал гениальную оперу «Жизнь за царя» в 1836 году. Заслуживает внимания тот факт, что через 40 лет опера Кавоса имела больший успех, чем опера Глинки. Не следует забывать, что Кавос написал более 50 опер, а Глинка – только две. Остается догадываться, какой богатый материал итальянский маэстро оставил младшему коллеге!

 Выдающимися результатами отмечена педагогическая деятельность профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, воспитавшего трех выдающихся живописцев: Карла Брюллова, Фёдора Бруни, сына Александра Иванова.

Талантливый французский композитор Франсуа-Адриен Буальдьё – любимец славы. С 1803 по 1810 годы он работал в России. Ему благоволил император Александр I. В лице Буальдьё мы имеем оперного мастера, обладающего редким мелодическим талантом, предшественника Россини и Верди. Об опере Буальдьё «Дочь кардинала» Пётр Ильич Чайковский писал, что она «едва ли… не самая лучшая выразительница традиций и духа французской оперной школы». Это позволяет ставить рядом «Белую даму» Буальдьё и «Пиковую даму» Чайковского. И та, и другая – лучшие их оперы.

Итальянский архитектор Карл Росси – автор Михайловского дворца, зданий Генерального Штаба, Сената и Синода, Александринского театра в Санкт-Петербурге. Эти творения принесли ему славу и – увы! – нищету в конце жизни. Так великая держава отблагодарила выдающегося зодчего.

Эрнст Теодор Амадей Гофман – чудотворец немецкого романтизма.

Богато одаренный Гофман вплетает в венок немецкого романтизма три прекрасных цветка – поэзию, музыку, живопись!

В изысканном хороводе Муз поэт, писатель, композитор, художник Гофман – всегда желанный гость!

Художник Василий Тропинин рисовал портреты москвичей просто и ясно, с душевной теплотой. Его искусство демократично.

Портретная живопись Василия Тропинина сопоставима с песнями Алябьева, Варламова, Гурилёва., в свою очередь, романтическая взволнованность картин Ореста Кипренского – с романсами Глинки и Даргомыжского.

У британского художника-романтика Джона Констебла свободная, энергичная манера письма, опирающаяся не столько на предмет изображения, сколько на собственную фантазию. Художник «изучает» природу, чтобы отдалиться от нее. Он делает первые шаги к импрессионизму и даже экспрессионизму.

Александр Осипович Орловский – русский художник со шляхетским духом. Он приобретает широкую известность в обществе. Его имя упоминает Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: «Но что-то добрый витязь наш? / Вы помните ль нежданну встречу? / Бери свой быстрый карандаш, / Рисуй, Орловский, ночь и сечу!». Вот что значит прижизненная слава!

Сентиментальный и добрый государь Александр I, волею судеб занявший трон в бурную эпоху наполеоновских войн, был воистину Благословенным. Его толерантность, привычка не торопиться с принятием важных решений, уберегли Россию от катастрофы во время Отечественной войны 1812 года. Кому Бог в помощь, тот творит чудеса!

Поклонник очаровательных дам Александр – император-сладострастник. Победил Наполеона, не участвуя ни в одном крупном сражении!

Фернандо Сор – испанский гитарист-виртуоз и композитор, один из самых значительных классических гитаристов XIX века.

Фантазии Сора делятся на бетховенские, радостно-гимнические, и романтические – те, что ближе к музыке Вебера и Шуберта с их эмоциональностью и драматизмом.

Австрийский пианист-виртуоз и композитор Иоганн Непомук Гуммель – беспечное дитя в музыке.

Гуммель одаривает своих поклонников светлыми и радостными произведениями.

В спокойной музыке Гуммель погружается в тихую меланхолию.

Когда Гуммель мелодически красив, его музыка незабываема.

С годами стиль музыки Гуммеля меняется: образы счастливого детства уступают место возвышенным романтическим эмоциям.

В фортепианной музыке Гуммель нередко дает работу пальцам, а не голове!

Фортепианного Гуммеля нельзя сравнивать с Бетховеном, хотя в балетной музыке он нисколько не уступает венскому классику.

Мессы Гуммеля прокладывают путь к ораториям его ученика Феликса Мендельсона-Бартольди. Религиозная музыка этих композиторов и мелодична, и масштабна.

Если вам неизвестна музыка Гуммеля, то, узнав, что он – ученик Гайдна, Сальери, Моцарта и друг Бетховена, вы невольно почувствуете интерес к его творчеству.

Свет и тьма извечно рядом. Потеряв зрение в 42 года, поэт Иван Козлов пишет свое первое стихотворение «К Светлане». В последствии его поэзию высоко оценил Александр Сергеевич Пушкин.

Живописец Алексей Гаврилович Венецианов раскрывает в картинах духовную и нравственную красоту русского народа.

Изображая жизнь и быт крестьян, Венецианов хочет сказать, что и эти сирые существа имеют высокие моральные качества.

У Венецианова обучалось около 80 учеников. Его художественная «артель» была предшественницей «Могучей кучки» Балакирева. Венецианов и Балакирев – подвижники в воспитании творческой молодежи. Правда, результаты у них разные: в кружке Венецианова не оказалось гениев, тогда как в «Могучей кучке» их было трое: Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Самые сильные ученики художника изменили наставнику, и перешли в более престижные места, остальные были серой массой. Трагедией окончилось подвижничество Венецианова, да и Балакирева тоже. Самое призрачное, что есть на земле – это надежды педагога!

Французский поэт Пьер-Жан Беранже – певец свободы. Его неоднократно заключали в тюрьму за публикацию обличительных стихов, хотя о поэтическом творчестве Беранже положительно высказывался великий Гёте.

Выдающийся французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр продолжал развивать традиции классического искусства в эпоху романтизма.

Вращаясь вокруг солнца Рафаэля, Энгр озарял Европу светом итальянского Возрождения.

Немецкий философ Карл Вильгельм Фердинанд Зольгер оказал заметное влияние на Гегеля, хотя был на 10 лет моложе его и рано скончался. «Ироническая эстетика» Зольгера преломилась в «Эстетике» великого мыслителя.

Гитара итальянского композитора Мауро Джулиани – не та, что «подстерегает вздохи и стоны», извлекает «рыданья души усталой», - как выразился однажды гениальный испанский поэт Гарсиа Лорка. Она другая: радостная и счастливая. Слушая ее, хочется воскликнуть: «Мир чудесен, в нем есть место для сердечных излияний, слов нежности и любви. Ее вдохновляют небо и природа Италии, Божий рай на земле!».

Композитор Даниэль Обер – один из основоположников Большой французской оперы с ее героико-патриотической темой. Обер также автор веселых комических опер.

Премьера оперы «Немая из Портичи» Обера вызвала демократическую манифестацию, переросшую в победоносное восстание народа, которое привело к отделению Бельгии от Нидерландов. Это редкий случай прямого воздействия музыки на общественную жизнь!

Живописные портреты Ореста Кипренского классические по форме и романтические по духу. В них присутствует взволнованный тон и возвышенные эмоции.

Портреты Кипренского отмечены оттенком трагизма. Это вызвано тем, что на протяжении всей жизни, начиная от рождения и кончая смертью, художника преследовал мстительный рок.

Скрипка Никколо Паганини – светлоликая красавица!

Скрипка Паганини звенит колокольчиками радости.

В драматической музыке скрипка Паганини трепещет, словно ласточка в когтях ястреба.

Паганини творит на скрипке одухотворенную поэму любви и счастья.

Музыка Паганини соткана из итальянского солнца и цветущей природы.

Музыку Паганини отличает глубина чувства и высота духа.

Музыке Паганини свойственны рыцарское благородство и нежная лирика: ее автор словно признается в любви даме сердца.

Скрипка и гитара в музыке Паганини – это пальма на берегу моря и ее тень. Когда пальму окутывает блаженная дрема, тень поет ей нежную колыбельную. Что может быть поэтичнее такого дуэта?

Паганини – смелый новатор! Его принято считать первым романтиком в музыке.

Музыка Никколо Паганини – это драгоценный сплав красоты, изящества, блеска Антонио Вивальди и энергии, воли, благородства Арканджело Корелли.

Когда умер Никколо Паганини, Ференц Лист написал: «Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него, видимо, собрав для этого все свои силы, чтобы тут же его погасить. Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства родится лишь раз, единственный раз!».
Высказывание Листа было напечатано в некрологе «Жизненное пламя».

Французский писатель Стендаль рассеивает мрак жизни светом художественной красоты.

Стендаль – заложник любви и славы.

Любовь в романах Стендаля трагична, ибо она, сметая общественные преграды, теряет точку опоры.

Стендаль – известный теоретик и практик любви.

Стендаль – знаток прекрасных дам. Он определяет идеал женщины тремя словами: целомудрие, красота, ум!

Стендаль знает о душе и теле женщины то, что она сама о себе порой не ведает.

Каким нужно быть романтиком, чтобы с восторгом описывать самоотверженную женскую любовь после того, как был вознагражден ею дарами Венеры! Таков Стендаль.

Стендаль – гражданин реальной и, прежде всего, воображаемой наполеоновской империи.

Стендаль таскает каштаны из костра Наполеона: горячо, но соблазнительно!

Победоносные сражения Наполеона канут в Лету, герои романов Стендаля всегда будут бороться с лицемерием и несправедливостью.

Баллады поэта Василия Жуковского чаруют романтической таинственностью средневековых легенд.

Поэтическое творчество Жуковского – это светлый майский день русской литературы.

Сановный поэт Жуковский – ангел-хранитель гениального Пушкина. Однако он не сумел предотвратить роковую дуэль поэта с Дантесом.

Поэтическая строка «Я помню чудное мгновенье» принадлежит не Пушкину, а Жуковскому, «Белеет парус одинокий» – не Лермонтову, а Бестужеву-Марлинскому, «Как хороши, как свежи были розы» – не Тургеневу, а Мятлеву. Эти гениальные заимствования обогатили русскую литературу!

Ирвинг Вашингтон – американский писатель, подсмеивающийся над примитивными соотечественниками.

Вашингтон в язвительной сатире обличает грубые нравы американцев.

Попытки Симона Боливара создать Соединенные Штаты Латинской Америки не увенчались успехом: пламенный революционер после ряда блестящих побед все чаще начал терпеть поражения. Да и то, что он сделал для народов Южной Америки – неоценимое благо!

Симон Боливар, Джузеппе Гарибальди, Эрнесто Че Гевара – отчаянные борцы за свободу народов. Отсюда следуют их блестящие победы и сокрушительные поражения.

История знает несколько примеров, когда женщины идут на войну, скрывая свой пол. Среди них – девица-кавалерист Надежда Дурова.

Имея горячее патриотическое сердце, Дурова отличается доблестью в ратном деле и замечательными успехами в литературе.

В «Записках» Дуровой присутствуют русский дух и любовь к Отчизне. Их пронизывает экзальтированная восторженность женщины, участвующей в боевых сражениях наравне с мужчинами.

Мемуары Дуровой дышат антивоенным гневом. В них осуждаются бессмысленные убийства.

Воспоминания Дуровой представляют собой гимн свободной личности. Перед нами первая в России феминистка, выступающая за равноправие женщин.

Николай Иванович Гнедич обессмертил свое имя переводом на русский язык «Илиады» Гомера. Одноглазый поэт выразил почтение слепому певцу.

Дионисио Агуадо – вдохновенный исполнитель на гитаре, композитор страстных чувств и романсовой лирики. Его музыка – пряный коктейль из испанских и цыганских мелодий, приправленных виртуозностью и изяществом. Агуадо оказал заметное влияние на музыкальный стиль испанского скрипача-виртуоза Пабло Сарасате.

Если Денис Давыдов не Ахилл в поэзии, то, безусловно, Ахилл на поле брани! Он участвовал в сражениях русско-шведской, русско-турецкой, русско-персидской войнах, в Отечественной войне 1812 года, в подавлении польского восстания 1830 года.

Братья-сказочники Якоб и Вильгельм Гримм – первоцветы германистики.

Исследователи древнегерманской литературы Якоб и Вильгельм Гримм – молочные братья гениального поэта Гёте.

Среди отцов немецкого народа почетное место занимает Якоб Гримм – создатель грамматики германских языков.

Исаакиевский собор строился 40 лет и был завершен за месяц до смерти его автора – французского архитектора Огюста Монферрана. Для сооружения величественного здания понадобились огромные материальные средства, бесчисленные людские жертвы и выдающийся талант его творца.

Поэт Фёдор Глинка писал по-народному просто и ясно, что подтверждают его слова к известной песне «Вот мчится тройка удалая».

Немецкий композитор Карл Мария фон Вебер – музыкальная звезда первой величины.

Музыка Вебера содействует пробуждению национального самосознания немецкого народа. Его опера «Волшебный стрелок» оставляет глубокий след в душах соотечественников.

Вебер ослепителен в виртуозной музыке для фортепиано.

Кларнет Вебера – блестящий или задумчивый, но всегда – исключительно выразительный.

Если Михаэль Гайдн в опере безоблачный, то его ученик Вебер – драматический.

Карл Мария Вебер переплавляет красоту музыки Вольфганга Амадея Моцарта и энергию Людвига ван Бетховена в немецкую национальную оперу!

Карл Мария Вебер и Михаил Глинка содействуют пробуждению чувства гордости соотечественников за свой народ. После их оперных шедевров немцы и русские уже иначе смотрят на себя.

Создав романтическую оперу, Карл Мария Вебер совершает переворот в немецком музыкальном театре. Его творческую эстафету подхватывает Рихард Вагнер.

Музыка Вебера – подъемный мост к вагнеровскому замку оперного искусства.

Константин Батюшков прокладывает тропинку от классической римской поэзии к Александру Сергеевичу Пушкину.

Константин Батюшков – поэт с трагической судьбой, русский Торкватто Тассо. Тот и другой имели психические отклонения от нормы.

Архитектурно-пейзажная живопись Максима Никифоровича Воробьёва отражает красоту величественного Санкт-Петербурга.

Без легкой дымки на картинах Воробьёва величавый Санкт-Петербург утратил бы часть своей красоты.

Потомок немцев Николай Иванович Греч издал «Практическую русскую грамматику». Честь и хвала патриоту иноземного происхождения!

Александр Александрович Алябьев – композитор, пианист, дирижер. В XIX веке Алябьев пользуется большим успехом. Им написаны около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий. К лучшим романсам Алябьева относятся «Соловей» на стихи Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на стихи Козлова.

Знаменитый романс «Соловей» Алябьева – это автопортрет композитора, наделенного редким мелодическим даром.

Музыка Алябьева изливает красоту и свет.

Музыка Алябьева – чистая, прозрачная, как звенящий весенний ручей.

Музыка Алябьева – это позолоченное солнцем облачко на утреннем небосклоне русской оперы.

Фортепианная музыка Алябьева по-моцартовски изящна и по-бетховенски энергична.

Свежесть и чистота мелодий Александра Алябьева позволяет сопоставлять их с мелодиями Джоаккино Россини.

Александр Алябьев – русский Франц Шуберт: один пишет «Соловья», другой – «Форель». Эти песни получают широкое распространение в Европе.

Александр Алябьев, Алексей Верстовский, Александр Варламов, Александр Гурилёв украшают русское искусство мелодическими жемчужинами.


Рецензии