Баку-1990. Старлей Саша

"Случай – это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать." © Вольтер.

В столице Азербайджанской ССР городе Баку я учился в школе №221 и затем год работал техником лингафонного кабинета кафедры русского языка третьего факультета КВВМКУ имени Сергея Мироновича Кирова, до поступления в Севастопольское ВВМИУ. Русскому языку помогал учить курсантов стран социалистической ориентации. В общей сложности я прожил в Баку тринадцать лет, и события, развернувшиеся там в далёкие уже годы, естественно не оставили меня равнодушными.

В свой первый офицерский отпуск я попал в город Баку на третий день после ввода танков. Вообще-то на отправление офицера фактически в зону боевых действий необходимо разрешение старшего начальства. Но мой старпом не дозвонился до комбрига, замполит – до начпо бригады, и меня отправили просто так (справится!).

Я справился, конечно. Воспользовался системой "Сирена" и купил авиабилеты по маршруту Мурманск-Баку-Симферополь-Оренбург-Мурманск. Родители, санаторий, любимая бабушка (на сладкое). Перед посадкой на рейсовый автобус до аэропорта на мурманской площади "Пять углов" заскочил в универмаг "Волна", чтобы купить пару милых пустячков в подарок мачехе (тогда я считал её матерью) и сестре. Аргентинская помада модных тогда номеров (№17 и №19, последний писк, с перламутром) сразу насторожила своей ценой. Она была значительно меньше, чем в Баку, на пять с чем-то рублей. Я помню это чётко, поскольку звонил домой накануне отъезда и получил подробнейшие инструкции. За пару секунд оценив обстановку, я купил заканчивающийся №17, вместе с коробкой. И примерно такое же количество девятнадцатого номера. Эта помада ещё будет упомянута в моём рассказе, а пока скажу только, что в коробки данного формата помещалось 144 (122?) штуки. Купил я же в общей сложности аж пятьдесят.

В аэропорту столицы Азербайджана лайнер ТУ-154 совершил посадку глубокой ночью. Поскольку багажа у меня не было (для пожиток холостяка-отпускника вполне достаточно спортивной сумки), на стоянку такси я вышел одним из первых.

Чувствовал я себя бодро, поскольку по времени полным ходом шла подготовка второй боевой смены к заступлению (кодовая фраза "ноль три тридцать"), поэтому уже через пару минут пожилой общительный азербайджанец уже вёз меня домой. На выезде из аэропорта дорога в сторону города была наполовину перегорожена БТР*ом, я предъявил авиабилет, удостоверение личности офицера и отпускной билет и шлагбаум открылся.

-"А три дня назад Вы тоже работали?" – спросил я.

-"Конечно, уважаемый! Только по тройному тарифу." - ответил водитель - "Так куда говорите, Вас везти, командир?"

У меня было отличное настроение, и, сделав серьёзное лицо, я произнёс:

-"Я не командир, я НАЧАЛЬНИК. Зых, училище."

И погрузился минут на пятнадцать якобы в глубокомысленные раздумья. Тем, кто знает психологию коренных жителей Закавказья, я не буду объяснять, почему в итоге я расплатился "со скидочкой". А точнее, меня не ободрали, как липку. Для непосвящённых же вкратце поясню:

-"Такой молодой, а уже начальник!!!" – безусловно подумал местный kisi (*).

Командир он и в Африке командир, подумаешь! Да любой офицер - командир! А вот начальник звучит весомее. Поскольку я фактически в то время с гордостью носил бирку "НХС" ("не хочу служить", согласно флотского фольклора) на подводницком "платье РБ", получается я никого не обманул. Да и в том, что я отвечал односложно, с серьёзным видом, ничего плохого не было. По практически пустой ночной дороге домой я за полчаса узнал все последние новости. В том числе и то, что беспорядки прекратились, водка в магазинах не  продаётся ("… люди в Сумгаит ездят, представляете?!"), и все ждут, что будет дальше.

Дома Клара Юрьевна и Таня, получив свои подарки, пощебетали полчасика и отправились спать. А с батей мужской серьёзный разговор под домашний коньячок растянулся надолго. Здесь я сделаю лирическое отступление и расскажу, почему у нас не переводился сей ароматнейший, нежнейший на вкус благороднейший напиток.

Заступил как-то капитан 1 ранга Лапшин Геннадий Иванович дежурным по училищу имени Сергея Мироновича Кирова. Время было жаркое. И не только из-за обжигающего летнего бакинского солнца, в КВВМКУ производился новый набор абитуриентов. В принципе, по рассказу отца, всё шло дежурно – штатно. И вдруг телефон с азербайджанским акцентом попросил самого главного начальника.

-"Ну я тут сегодня самый главный, слушаю Вас!" – резонно заметил отец.

-"Я из города Тауз звоню. У меня сын (Ф.И.О.), поступает. Вы не могли бы помочь?"

-"Тауз, говорите? Нет проблем, везите бурдюк коньяка, поможем!" – тут же нашёлся отец.

Южане таких шуток не понимают. По смене с вахты на следующий день отца ждал у КПП училища звонивший накануне. Знакомились в гараже отца, благо он был неподалёку. А сын оказался умницей, сдал все экзамены на "отлично" и поступил без всякой посторонней помощи. Отец же его много лет подряд потом привозил домашний коньяк в качестве благодарности. Мой батя настоял на оплате, правда, абсолютно смехотворной. Поскольку азербайджанец в свою очередь упёрся и сказал, что наживаться в данном конкретном случае не намерен. Покупать же за копейки, хорошо, рубли виноградный нектар, заботливо сделанный для себя; либо разведённый коньячный спирт в магазине – надо ли объяснять разницу?

День отоспавшись, я убыл в Город. По дороге к автобусной остановке встретил свою крайнюю на тот момент несчастную любовь, по школе ещё, леди М. Которая к тому времени уже успела не только удачно выйти замуж, но и ещё более удачно развестись. Ибо нефиг тихоокеанскому лейтенанту-подводнику сюрпризы делать, прибывая к месту службы без предварительного согласования. Как сейчас помню, остро-презрительно-коротко я глянул на неё (подумав про себя – а ведь ты похорошела, расцвела, став матерью?) и не поздоровавшись, с высоко поднятой головой гордо прошёл мимо. Сейчас вот сижу и думаю, а перекинуться парой фраз, хотя бы из правил приличия, мог бы ведь? Сейчас я бы так и поступил. Но тогдаааааа?!! ГыГы (гипертрофированная гордость), и на этом всё.

Удачно завершив единственную в своей жизни коммерческую операцию, подробно расскажу в приложениях, ведь рассказ не об этом, я не на шутку проголодался. И решил по дороге домой перекусить в одном из любимых подвальных кабачков, расположенном в центре Баку. Не знаю как сейчас, но тогда по вечерам эти заведения, истинные "Baku pubs", хотя и имели вывески "национальная азербайджанская кухня", etc., по вечерам служили местом неторопливого мужского общения. В стопроцентном мужском обществе, исключая лишь обслуживающий персонал. В кабачке было немноголюдно, стоявшая за стойкой Гюля меня сразу не узнала.

-"Axsaminiz xeyir" (**) – поздоровался я.

-"Женя! А тебя и не узнать, как ты возмужал. Что будешь?"

Сделав заказ, я услышал её обеспокоенное, сказанное шёпотом:

-"Женя, а ты не мог бы составить компанию вот тому мужчине в углу? Если можешь? Он страшно пьёт и не ест ничего почти, а мне тут проблемы не нужны. У меня же приличное заведение, ты же знаешь. Только если тебе не тяжело?"

-"Разберёмся" – ответил я – "Принеси  попозже ещё пива, пожалуйста".

За угловым столиком сидел молодой человек примерно моего возраста, но седой как лунь, и смотрел в никуда пустыми глазами.

-"Разрешите?" – коротко спросил я, и получив приглашающий жест, расположился со своими шашлыками и пивом напротив.

-"Ты кто?" – спросил незнакомец, наливая мне сто грамм водки в мой стакан.

Однако, вечер обещает быть интересным, подумал я. Водки на столе было много. Очень. Я представился, узнав в ответ, что моего соседа зовут Саша, и он старший лейтенант. Разговор не клеился. От предложенного мной пива Александр отказался. Мы беседовали как это зачастую бывает, обо всём и ни о чём. Возможно, откровенному разговору мешали изредка поглядывавшие на нас, хотя и занятые вроде своей неторопливой беседой пожилые уже азербайджанцы, расположившиеся за двумя столиками неподалёку от нас. Внезапно в кабачок вошёл молодой человек, из местных, и что-то сказал на ухо самому пожилому из них. Они тут же расплатились и вышли.

-"Уходим" - тихо, но твёрдо сказал Саша. Мы аккуратно упаковали бутылки и что-то там из закуски в мою спортивную сумку, расплатились и ушли. Я торопливо попрощался с Гюлей, в ответ услышав:

-"Sag ol!" (***).

На улице никого не было. Буквально через пару минут мы остановили проезжавшее мимо такси, сделали круг по центру города и вышли на набережной. На Югах темнеет быстро. У моря было абсолютно безлюдно, мы нашли ближайшую лавочку и начался разговор. Сразу скажу, что я в основном слушал, не перебивая. И было что…

Со слов моего нового знакомого, он служил в Афганистане. Был довольно серьёзно ранен, но коммисоваться отказался. Его нынешняя часть, как я понял, была расположена в Сальянских казармах (в обиходе так назывался целый район, который правильнее было бы называть Красный Восток).

Когда всё началось, казармы были блокированы. И помочь конкретно его семье не смог никто. Малолетней дочери проломили череп булыжником и бросили её трупик в подвал жилого дома. Жену изнасиловали, убили, нанизали её голову на пику и демонстрировали…

Как его оттаскивали, отрывали, от рычагов боевой машины, я подробно рассказывать не буду. Пъяное и обкуренное быдло из НФА (народного фронта) с гоготом ложилось на асфальт перед КПП, провоцируя. В результате Саша потерял сознание…
К сожалению, я абсолютно не помню географических названий, подробностей. Ведь столько лет прошло. Да и выпили мы потихоньку всё, кроме пива.  А ведь про свою войну в Афгане он тоже рассказывал. Алкоголь нас не брал. Бывает такое… Да и свежий ветерок с моря бодрил.

На прощание я настоял и отдал ему сумку вместе с пивом (тебе поутру будет нужнее!). Мы уже вроде попрощались, но тут он вдруг на секунду задумался и сказал:

-"Женька, я хочу, чтобы у тебя всё в жизни было хорошо! И… знаешь что… береги свою семью, очень береги, уверен, что она у тебя скоро будет!"

Мы уже вроде собрались расходиться в разные стороны, но тут он попросил сигарету. Я открыл пачку "Newport" (модные одно время сигареты с ментолом, отмечу, что в Баку купить пачку импортных сигарет прямо на улице никогда не было проблемой, требовалось всего лишь от трёх до пяти рублей) и мы закурили. Неторопливо попыхивая ароматным дымком (я не курил тогда ещё, а только баловался), я услышал следующее:

-"А ты знаешь, я спецом очень часто хожу в патрули. Со мной ходят мои ребята (я так понял, прошедшие Афган) и мы их просто убиваем. Тех, у кого есть оружие. Уводим в безлюдное место и убиваем. В милицию их сдавать бесполезно, она их отпускает. А я их убиваю, зверей, и буду убивать, пока они не убьют меня!!!"

И спустя некоторое время:

-"Хотя знаешь, легче мне не становится… Женя, у меня жизнь закончилась…"

На этом мы и попрощались. В салоне увозившего меня домой такси я беспрерывно курил. Хотя этим в Баку никого не удивить…

Вы знаете, я до сих пор помню глаза этого человека. Старлея Саши. Хотя это были глаза не человека уже, а скорее демона. Горящие яростным неугасимым пламенем глаза Демона по имени Месть.


Купив в Сумгаите без проблем водки и "Vana Tallinn" (К сожалению "R;gas Melnais balzams" в наличии не было; я же в то время водку не жрал, а предпочитал делать из неё коктейли, спасибо отцу, окончившему Второе высшее военно-морское училище подводного плавания), я конечно же встретился со своими приятелями по школе, и не только. Всех сразу собрать не удалось, и встреч было несколько. Но на постоянно задаваемый мной гневный вопрос:

-"Объясните, что тут у Вас творится?"

Мне неизменно отвечали:

-"Женя, ты же знаешь, мы привыкли, если что, бить по морде, а не по паспорту! У нас нет ни времени, ни желания заниматься этой мерзостью!!!"

И это было безусловно, правдой. Все мои товарищи настойчиво учились, всерьёз работали. А некоторые работали и умудрялись учиться "на вечернем". Отпахав же смену на нефтеперегонном, к примеру, заводе - выходить на демонстрацию? Устраивать погромы?! Я Вас умоляю…

Ссылки.  Вся транскрипция дана латиницей, согласно действующих требований к словам азербайджанского языка. К сожалению, приведённая мной транскрипция не совсем правильная...

(*) kisi – мужчина

(**) Axsaminiz xeyir – добрый вечер

(***) Sag ol – спасибо (в данном случае)

Приложение №1.

"… Даже секретарь ЦК КПСС Г.П. Разумовский, выступая на митинге в Ереване, выражал искреннее и неграмотное недоумение: …чего не могут поделить между собой «два братских мусульманских народа»…"

Армяно-азербайджанский конфликт в отражении общесоюзной периодической печати ВЛКСМ в период перестройки (на материалах газеты «Комсомольская правда» и еженедельника «Собеседник») | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350. ( )
 
В тексте даются ссылки на похожие статьи, в частности, "Вооруженные силы СССР в армяно-азербайджанском (карабахском) вооружённом конфликте (1988-1991 гг.)".

Приложение №2.

"Собеседник" я выписывал на войсковую часть 13127. А прочитав, отдавал нашим морякам – срочникам, "в команду", через приносившего мне его экипажного почтальона.

+ФОТО+ №1

Это была первая в СССР газета формата цветной печати. В которой, наряду с честными материалами по теме рассказа ( https://nashasreda.ru/tanki-i-istina-baku-vzglyad-iz-za-broni/ ) я прочёл однажды и то, что "… при вводе танков в Баку офицеры и прапорщики ВС СССР переодевались в гражданскую форму одежды и обстреливали вводимые колонны техники, чтобы вызвать ответный огонь по беременным женщинам и детям…" После этого откровенного растиражированного миллионом (!) экземпляров оголтелого вранья к этому печатному изданию интерес я мгновенно утратил. Экземпляр газеты я долго хранил, но подарил впоследствии, не помню уже кому, собиравшему материалы по теме январских событий 1990 года.

Приложение №3.

2011 год, но крайне интересная "статья про Азербайджан в Собеседнике" и её обсуждение ("...где располагается страна, название которой почему-то не умел выговаривать Михаил Горбачев" )))

( )

Приложение №4.

Десантники (и не только) вспоминают 20 января 1990 года.

( https://sapunov.livejournal.com/853122.html ), ( https://desantura.ru/forum/forum9/topic2812/ ).

Васильев Алексей Александрович. Баку, Январь, 1990 г.

( http://artofwar.ru/w/wasilxew_a_a/text_0010.shtml ), (http://artofwar.ru/w/wasilxew_a_a/text_0120.shtml ).

Приложение №5.

Прогулка по ночному Баку.

( http://woman-az.ru/viewtopic.php?t=1419 )

Баку. Часть 13: предместья (здесь Вы найдёте и фотографии Сальянских казарм)

( https://varandej.livejournal.com/1041430.html )

Приложение №6.

Немного ностальгии, поскольку в дальнейшем к бакинской теме в своих рассказах я возвращаться не намерен. На картах google-map 2021 года внизу Зых.

+ФОТО+ №2

+ФОТО+ №3

Название военному городку перешло от расположенного поблизости селения Зых. На территории КВВМКУ (на google-map слева) сейчас расположена Азербайджанская Высшая Военная Академия имени Гейдара Алиева (Az;rbaycan Ali H;rbi Akademiyasi). Дом 43 по улице Нахимова, где проживала моя семья, отмечен красной меткой. Он на фото внизу.

+ФОТО+ №4

Справа на google-map Вы можете рассмотреть и новое здание школы № 221 (мы переехали в старших классах). Жёлтой "галочкой" отмечена территория военно-строительного батальона. Когда в 1990 году я приехал в отпуск, здесь была размещена воинская часть ВДВ. Десантники не только совершали регулярные марши в сторону центра города, на броне, с развернутыми боевыми знамёнами; но и как-то на моих глазах жёстко прижали бессменного продавца продуктового магазина в доме №41 Тофика, сбив замок кладовой (ключи потерял!) и присутствовали совместно с военным патрулём, пока окрестные жители в свободной продаже не раскупили все припрятанные этим спекулянтом дефицитные продукты, купив себе лишь пару пачек чая. Да и то по многочисленным просьбам благодарных жителей-покупателей. На фото внизу вышеописанный дом. В месте, выкрашенном голубой краской, и располагался вход в продмаг.

+ФОТО+ №5

Неподалёку от школы №221 была расположена войсковая часть, почему-то называвшаяся в обиходе "Химдым". Вот что там было расположено на самом деле: ( ).

Дальше была Дамба. На неё мы бегали купаться и загорать. А в старших классах отправлялись туда целыми компаниями, иногда уже и с пивом.

+ФОТО+ №6

Солёное озеро. Вообще-то их было два. Но к дальнему, с красной лечебной глиной, мало кто ходил. Слишком уж оно было жгучее. В указанном на фотографии я неоднократно стоял и сидел в воде, принимая лечебные ванны. Плотность воды потрясающая, лечебный эффект тоже. Но поскольку проблем с суставами, etc., у меня тогда в упор не наблюдалось, чёрной глиной я не мазался.

+ФОТО+ №7

Маслиновая роща. Единственный в Союзе совхоз, промышленно производивший продукцию из оливок.

+ФОТО+ №8

Дорога в Тир. Конечная остановка городских автобусов маршрутов №51 и №143 так и называлась. Открытый тир КВВМКУ был расположен в стороне от дороги, справа. Будучи пацанами мы собирали там пули и гильзы. Учась в первом классе (!) я не побоялся как-то залезть на расположенный рядом шатающийся заброшенный дощатый барак и оторвать горбыли, по просьбе подполковника морской пехоты, для дооборудования огневой позиции. За этот "подвиг" нам всем дали пострелять из автоматов, выделив по три патрона. Из позиции упор лёжа, естественно с обеспечивающим. Мои товарищи попалили по кустам. По моей ответной просьбе (дяденька подполковник, а я хочу куда-то попасть!) держащий за цевьё автомат морпех лишь улыбнулся и чуть довернул руку вправо. От одиноко стоящего столба метрах в 50-ти полетели щепки!

+ФОТО+ №9

Когда в КВВМКУ прибыли представители НФА с требованием сдать оружие, начальник училища контр-адмирал Жданов Леонид Иванович ответил, что у него в арсенале миллионы патронов, на всех хватит, и ещё останется. А никакие разговоры разговаривать он ни с кем не собирается. Активисты НФА моментально всё поняли и убыли несолено хлебавши. На Востоке уважают, ценят и понимают только Волю и Силу.

Приложение № 4.

Интернационализм в моём понимании.

+ФОТО+№10

Фарух Алиевич Ахундов был у меня в училище ЗКР*ом роты. На Северах служил начальником РАСТ в службе РХБЗ КСФ и мы не раз и не два пересекались. Сижу я как-то на сборах, его лекцию по применению ОМП слушаю. Зевнул с натуги. Алиевич моментально среагировал:

-"А господину Лапшину моя лекция неинтересна?!!"

Оставил за себя помощника, вызвал меня в коридор и упрекнул:

- "Ты что, раньше зевнуть не мог?!! Женя, у меня же радость, представляешь – я стал дедушкой! Пошли в кафе кофе пить, хрен с этой лекцией!!!"
Первого внука ему подарила средняя дочь, естественно азербайджанка по национальности. А зять у Фаруха русский.

+ФОТО+№11

А это мы у меня дома с Гасумовым Андреем Маликовичем. Андрюшин отец – азербайджанец, мама – русская. Андрей отслужил срочку в ВДВ, закончил Бакинский институт нефти и газа и отправился работать в Тюмень мастером на буровую. На проводах в армию дядя Малик, как мы его называли, выставил на стол в том числе и три с половиной ведра свежайших шашлыков из осетрины. Мы объелись, и по-настоящему пъяным никто себя не чувствовал. Гуляли до шести часов утра.

Интернациональным, как Вы можете увидеть, был и наш выпуск 1983 года, на фото внизу:

+ФОТО+№12

Не наблюдал я и проявления враждебности в разгар "карабахских событий" между армянином, нашим "кокшей" (младшим поваром) Маргаряном и трюмным (азербайджанцем) Мехманом Алиевым. Эти парни, моряки срочной службы пла КС-149, лишь беззлобно подкалывали друг дружку, вгоняя очередной шар в лузу (бильярд стоял в кубрике "люксов" - месте проживания на ПКЗ-141 наших моряков, "бойцов" немеханических специальностей). То, что моя 149-ая подводная лодка волею нашего замполита Гайко Владимира Ивановича представляла собой СССР в миниатюре (особенно это касалось старшин и матросов срочной службы), я уже неоднократно рассказывал.

Приложение № 5.

Если бы женщины перестали пользоваться косметикой, мировая экономика бы рухнула. ® Юджин Джексон.

+ФОТО+№13

Знакомый мне хозяин и продавец в одном лице, комиссионного магазина, Мамед оставил за себя помощника и пригласил в свой кабинетик на кофе. В результате мы яростно поторговались (без этого никак нельзя – традиция) и я получил за каждый тюбик помады три рубля дополнительно. Я положил в карман  мурманскую стоимость 46 тюбиков помады плюс 138 рублей "сверху", моментально подумав, что я дурак, и надо было закупиться полными коробками. Для скептиков привожу свою "справку о платежеспособности". Поскольку я был холостяком, денежное содержание лейтенанта-подводника при Союзе позволяло мне очень многое…

+ФОТО+№14

Приложение № 6.

Баку последний раз в жизни я посетил летом 1991 года.

"Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе
И чувствую сильней простое слово: друг.

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!
Хладеет кровь, ослабевают силы.
Но донесу, как счастье, до могилы
И волны Каспия, и балаханский май.

Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму...
Чтоб голова его, как роза золотая
Кивала нежно мне в сиреневом дыму."

©Муслим Магомаев - Прощай, Баку (М.Магомаев, С.Есенин)

Приложение № 7.  Герб города Баку 1967 года ("Советский"), рисунок Владимира Лобачёва.

+ФОТО+№15

Желающие полюбоваться фотографиями приглашаются на сайт "Легал Алиен".
.


Рецензии