Радикулит во время командировки

Радикулит во время командировки 

Описываемая мной ниже весьма непростая история имела место во время моей командировки в город Иваново на рубеже 70-х — 80-х годов прошлого столетия. В то время я работал начальником электротехнического отдела в ташкентском проектном институте «Средазгипроцелинстрой». Помимо объектов на территории республик Средней Азии, в портфеле заказов нашего института имелось немало объектов, расположенных в Ивановской области РСФСР. По этой причине, сотрудникам нашего института приходилось довольно часто бывать в командировках в этом славном текстильном крае.

На этот раз я приехал в город Иваново вместе с ГИП’ом (главным инженером проектов) и очень умным человеком Исааком Давыдовичем Сирисом. Нам повезло в том плане, что иы без хлопот получили двухместный номер в одной из центральных гостиниц города, после чего сразу же направились в трест «Ивановоирсовхозстрой», подведомственный нашему Главку, чтобы сообщить о нашем приезде и составить вместе с сотрудниками данного треста план  совместных действий во время нашей командировки. 

Так уж случилось, что в первый же день нашего пребывания в Иваново у меня начался чрезвычайно сильный приступ пояснично-крестцового радикулита. Боль была страшная, но что удивительно, она давала мне возможность, хотя и с горем пополам, ходить. Вечером, уже в номере гостиницы, вдруг выяснилась еще одна сверхнеприятная особенность моего радикулитного приступа: полнейшая невозможность осуществления дефекации по причине чудовищного усиления болей в пояснице. Оставалось только надеяться на то, что со временем боль ослабнет.

Я приехал в этот город с заданием срочно решить ряд вопросов, связанных с электроснабжением проектируемых нами объектов. Исаак Давыдович, к сожалению, ничем не мог помочь мне в их решении, так как у него была совершенно иная специальность, поэтому мне приходилось ходить и ездить «по инстанциям», согласовывая все вопросы, стиснув зубы от непрекращающейся боли. Время шло, но боль не стихала. В середине третьего дня нашего пребывания в столице текстильщиц, я внезапно вспомнил (неслучайная случайность!) давний разговор с сотрудником нашего электротехнического отдела, руководителем группы, настоящим профессионалом и очень интеллигентным человеком Владимиром Кирилловичем Водопьяновым.

У него также, временами, проявлялись, в той или иной степени, болевые ощущения в позвоночнике, судя по всему, из-за защемления нерва между позвонками. В таких случаях он пользовался «народным» способом избавления от возникшей сильной боли. Для этого он брал медную проволоку диаметром, примерно, 3 мм, зачищал ее до зеркального блеска, находил то место, где произошло защемление нерва между позвонками, и оборачивал этот провод вокруг оголенного туловища на уровне найденного «аварийного» места, после чего скручивал друг с другом оба конца данного проводника, создавая, таким образом, своего рода короткозамкнутый виток. После этого он ложился спать. Наутро, по его словам, он вставал с постели, как правило, совершенно здоровым человеком: от радикулита не оставалось и следа, боль исчезала полностью. 

Я тогда слушал его рассказ, как говорится, «вполуха», так как у меня в то время ничто и нигде, к счастью, не болело. Но я неоднократно встречал в прессе информацию о том, что наше подсознание всегда все видит, все слышит и все запоминает, независимот от нашего желания. Это утверждение стопроцентно подтвердилось в данном конкретном случае: я вспомнил весь его рассказ в мельчайших подробностях и тут же рванул на такси к нашим ивановским коллегам по профессии — электромонтажникам, с которыми я был хорошо знаком, и попросил их о помощи. Они срочно разыскали в своих «закромах» большой кусок медного провода требуемого диаметра. 

Заканчивались третьи сутки моих мучений, и я проделал вечером все необходимые манипуляции с проводом, в точном соответствии с рассказом Владимира Кирилловича. Наутро я проснулся практически здоровым человеком: о боли напоминали только легкие остаточные явления. Я сумел благополучно осуществить все отложенные ранее из-за боли мероприятия, после чего мы с Исааком Давыдовичем отправились завершать наши действия по выполнению служебных заданий по командировке.

После возвращения домой, я неоднократно беседовал по поводу этого «народного» способа с разными сведущими людьми, которые высказывали различные мнения на этот счет. Они говорили о том, что нерв, первоначально имеющий диаметр около 0.6 мм, после защемления начинает распухать, и его диаметр почти сразу увеличивается до 3-х — 4-х мм, после чего он сможет выйти из защемления только после того, как его диаметр удастся каким-либо способом вновь снизить до нормального размера в 0,6 мм. Все они считали, что именно медная проволока в этом случае и являлась своего рода катализатором для такого уменьшения диаметра нерва. А дальше их мнения расходились. Одни считали, что именно короткозамкнутый виток оказывал электрическое воздействие на нерв, другие были уверены в том, что на нерв воздействовала окись меди, возникавшая вследствие окисления проводника (действительно, сам проводник за ночь полностью позеленел, и кожа под ним тоже была зеленой). Третьи считали, что воздействие на нерв одновременно оказывали обе эти причины. Сам я на этот счет не могу сказать ничего, так как не являюсь специалистом в этой области знаний. Однако, эти предположения высказывались больше сорока лет тому назад, поэтому сейчас на этот счет могут иметься совершенно иные мнения. Одно могу сказать совершенно определенно: этот метод великолепно работал.

Данная методика, рассказанная мне Владимиром Кирилловичем Водопьяновым, использовалась мной в последующие годы жизни неоднократно и всегда очень успешно, за что я ему чрезвычайно благодарен. Но, судя по всему, у всех методик имеется вполне определенный диапазон применения. Сейчас, по прошествии, как я уже упомянул выше, более сорока лет, она уже на меня не действует. Видимо, причины болей моего позвоночника сейчас совершенно иные, чем те, которые имели место в описываемые мной годы, и теперь необходимы совершенно иные методы его оздоровления, если они вообще возможны в моем сегодняшнем возрасте. 

Но в одном я продолжаю оставаться верным самому себе: несмотря на свирепейшие боли в позвоночнике, особенно при утреннем подъеме с постели, я не пользуюсь никакими болеутоляющими лекарственными средствами, включая мази. Все, или почти все, люди наверняка помнят слова Тараса Бульбы: «Терпи, казак, атаманом будешь». Хотя никто из моих предков не имел никакого отношения к казакам, я терплю боль, видимо надеясь, все-таки, стать атаманом.

Борис Пономарев


Рецензии