Потерять легко... Найти труднее

             
«Чтоб позвонить в семь утра, нужна веская причина!» - подумала я,  и пошла искать по звуку мобильный.
Абонент меня озадачил. Только два дня назад  он, т.е моя подруга Ольга, более часа посвящала меня в свои  проблемы.  О чём же опять?!
     - Ты когда собираешься на кладбище?  - без  вступления и приветствия бросает Ольга.   Ну и вопросик!
 Ладно, думаю я, если у неё такое игривое настроение, надо её поддержать.
    -  Ты считаешь, что мне уже пора?
    - Лучше не задерживаться. Когда соберёшься, дай мне знать.  Я уже собралась. Жду тебя.
    -  Но я ещё   не готова, дай ещё  годика три пожить!
    Несколько секунд  она осмысливает мой ответ. Наконец, она горестно вздыхает:
     - Могла бы хоть сегодня обойтись без своих
шуточек! Жду через полчаса на остановке. О цветах  не беспокойся.

    Ну, вот такая она у меня с детства: серьёзная, практичная, добрая и заботливая. И мне с ней легко. Отсутствие юмора - не помеха!
    
    Наступал первый день поминальной недели после Светлой Пасхи.
  На 2-е Христианское  кладбище, где похоронены  наши  с   Ольгой родители,  нам ехать минут 45.   
     Пропустив меня в автобусе к окну,  Оля, будучи дамой весьма упитанной,  устраивается удобнее и, переложив на  меня часть цветов и пакеты, говорит,  волнуясь:
       - Надо поговорить. Срочно. Совет твой будет кстати.
   Я удивлена:  позавчера она почти час  обсуждала со мной по телефону свои «срочные» проблемы, пока я ужинала – неужели часть проблем осталась?!
       Однако, напрасно я мысленно иронизировала:  десятки лет скрываемая семейная тайна потребовала, чтоб её  разблокировали.
  Постараюсь  сначала кратко рассказать, что за тайна объединяла нас с Ольгой, и которая касалась её брата
Максима, могилу которого нам предстояло навестить первой.

   Конец 50-х. Максим, старший сестры нА 10 лет, молодым лейтенантом приехал в свой первый отпуск домой и к своей любимой, да угодил прямо на её свадьбу!  Банальная история, скажет кто-то.
Но Макс перенёс  тяжело измену?  И не только её!  Вернувшись в часть под Мелитополем, заболел гриппом.. Теперь, соприкоснувшись с ковидои, с уверенность думается. и тогда свирепствовала его разновидность, просто не исследованная. Эпидемия не объявлялась, статистика была неизвестна, или закрыта, диагноза «грипп» избегали – только ОРЗ в тяжёлой форме. А «форма»  у Макса была настолько сложная, что на трофейном «Дугласе» его спешно переправили в Одесский военный госпиталь , где после долгого лечения присвоили инвалидность и демобилизовали.
   
   Вот там его и приметила «практичная» лаборантка Соня и быстро «оженила» на себе!  На свою и его беду она искренно полюбила Макса, и боясь его потерять,  скрыла от него «ошибки молодости».  По тем временам такие ошибки серьёзно осуждались, не то, что теперь. Кто знает, как сложилась бы их жизнь, признайся  она Максу раннее
о своём прошлом?!
    Когда у Сони начался токсикоз, и Макс приехал забрать её с работы, медсестра, её коллега, сказала:
    -  Не переживайте напрасно!  Первую беременность она перенесла прекрасно, перенесёт и эту!
    Я никого не хочу осуждать в этой житейской драме,
 рассказываю в преддверии того, что произойдёт далее.
      Вот так случайно  открылось то, что Соня хотела скрыть. У неё был  3-хлетний ребёнок,  которого она отдала его отцу, моряку из Болгарии.   То, что МачтоМакс навсегда ушёл от Сони,  и даже родившийся ребёнок не мог изменить  его решение, остро переживала мать Макса, но переубедить  сына не могла.
    Через года три Макс встретил настоящую свою любимую, родился у них сын Алёша.  Макс исправно  пересылал Соне алименты и не только, но по  требованию  жены в новой семье наложено было строжайшее табу на  упоминание о Соне и девочке Наташе.  Мы с Ольгой оканчивали в то время школу, а в свободные выходные бегали тайком к Соне погулять с годовалой девочкой. Ольга с ней связь  не теряла, пока не узнал о наших визитах Макс и «выдал» Ольге строгий выговор.
Но к Соне судьба благоволила:  она вышла снова замуж  уехала из страны.  А перед отъездом новый муж попросил у Макса письменное разрешение на усыновление Наташи.

    Вот и пробежало больше сорокА лет.  Максим два года назад ушёл вслед за женой в лучший мир. У Алёши  личная жизнь не сложилась. Он расстался с женой, но остались  с ней в «приятелях».  Живёт «холостяком» в родительской квартире.  Дочь, его свет в окошке,
живёт с мамой. Ей  25, она работает и учится, у неё
 свои проблемы. А Алёша всё один, скрытный,  молчаливый, но, Слава Богу, имеет работу, где его ценят.

 
    Едем так мы уже полчаса, когда Ольга решается, наконец, коснуться запретного табу.
    - Знаешь, все долгие годы  я даже не притрагивалась в разговорах с братом этой темы. Чувствовала, что тема осталась больной для него, если бы это было не так, он бы со мной поделился. Особенно, когда он овдовел,  стал
болеть и очень огорчался разладами в семейной жизни Алёши, тосковал по внучке.  Ты же знаешь, последние месяцы я неотлучно была возле брата.  Как часто, ни к кому не обращаясь, он на разные лады повторял: «С кем  останется Алёша?! На кого я оставляю сына?!».  Конечно,  Алёша горевал по отцу, но всё держал, да и держит всегда в себе – характер такой. А я вот, когда перед Новым годом
очухалась после второго инфаркта, как- то подумала: ведь кроме меня  уже некому будет рассказать Алёше, что
где-то на свете есть у него сестра?  Кто знает, может сейчас они нуждались бы  в поддержке друг друга?  И вчера, когда Алёша достал и привёз мне лекарство, а мы с ним очень  сблизились в  последнее время, он в свои 50 с гаком стал так похож  на брата…
     Ольга долго молчала.  Я поторопила её:
     - Мы почти приехали, Оля! Заканчивай мысль!
     - Вот я и решилась спросить, знает ли он, что папа был женат?  « Знаю, что-то говорили они, когда я в первый класс ходил…»  Потом я добавила: «А про сестричку говорили?».   Я  ожидала, что его зацепит или удивит вопрос, но увы – удивлена была я!  Как-то устало и безразлично он промямлил: «Да бросьте, тёть Оля!  Какая сестричка?! Она уже старая тётка, ни я ей, ни она мне - не интересны и не нужны.».  На этом и распрощался. расстроилась, я почти не спала сегодня, веришь? Я не знаю, как теперь себя вести? Делать вид, что этого разговора не было?  Ну подскажи мне, как?  Кстати, мы договорились здесь с ним встретиться. А у меня мандраж, боюсь, что он осуждает меня. А ещё думаю всё время, как отнесся бы  брат, не осудил бы меня?
    - Олечка, поговорим вечером, а сейчас эти мысли из головы выбрось,  пусть командует время, доверимся ему, оно мудрое!

    Мы выгрузились из автобуса, и поискав в толпе у главного входа Алёшу, и не найдя его, пошли по привычному маршруту.

 Сворачиваем с центральной аллеи, и первые, к кому ведёт нас путь, это скромные могилы Максима и его жены, ушедшей десять лет назад.  Макс успел  поставить  ей скромный строгий памятник, а над ним пока высокий ухоженный холмик, весь покрытый живой, специально
выращенной зеленью. В изголовье большой деревянный
крест, который Алёша покрыл лаком и у основания креста
поставил небольшой квадрат мрамора с фотографией отца.   Видно Алёша приходил накануне, чисто убраны
следы зимы и на обеих могилах не увядшие цветы.

    Вот только скамеечку никак Алёша не соберётся сделать для Ольги. Сам он с дочкой здесь  не задерживаются.
А мы когда приходим с Ольгой, то нам нужно посидеть,
повспоминать не спеша. Обычно мы присаживаемся в трёх-четырёх метрах поотдаль, у недавно возникшего  холмика над  давним захоронением известного одесского врача. Теперь там покоится и его внук, молоденький милиционер, убитый неизвестными.
    Но сегодня скамеечка там занята молодой женщиной лет 25-ти, вероятно, женой или подругой убитого. Нам,  «старым тёткам», сесть сегодня негде. Мы  с любовью раскладываем по двум могилкам принесенные  нами цветы,  при этом  отмечая, как прекрасны и свежи у
 портрета Макса две красных розы.  Краем глаза мы  с надеждой замечаем, что молодая особа собирается уходить. Она встала, но направляется прямо к нам.  Мы в
ожидании. Здороваемся.
    - Простите, - говорит и держится она доброжелательно  и приветливо, - я была уверена, что кого-нибудь сегодня  здесь встречу.
    - Милочка, собственно, кого Вы ищете? – Ольга очень 
 не любит внезапных   незнакомцев,  всегда настороже, и всех, младше себя называет «милочка».   Но девушка,
чувствуется, не из робких! Спортивная фигурка, слегка волнистая короткая стрижка, джинсовый костюм, роста невысокого,  симпатичная и крепенькая на вид.
    - А я, собственно, уже нашла, кого искала!  А у Вас хочу спросить,  какое отношение имеете ВЫ  к моему дедушке
Максиму?
     Мы  ожидали любого вопроса или просьбы, но только не это! Жаль, скамеечка не рядом! Девушка, видя наше состояние, улыбается: - Я догадываюсь, что одна из вас – сестра дедушки, Ольга. Я даже уверена, что это Вы, - она берёт Олю под руку и ведёт к скамеечке, - давайте вы присядете, а я покажу вам фото. Правда, Вам там лет 15,
но недаром я психолог-физиономист,  да и ВЫ почти не изменились, - и они уже обе улыбаются. 
    Нам с Ольгой места хватило, а Ева, как назвалась нам обретённая родственница,  как девчонка присев рядом на корточки, достала из сумочки несколько фото молодого Максима с Соней, маленькой и взрослой своей мамы Наташи. Было здесь и небольшое, 6 на 9 см., фото Ольги  с  полугодовалой Наташей на руках, сделанное мной. Это был сюрприз!  «Мы так старательно прятали такое же своё, что в итоге его потеряли», - с болью сказала Ольга.

    Вкратце , что успела до прихода Алёши  поведать о себе Ева:  живут они в Израиле. Наташа и её муж служили в армии, сейчас на пенсии, Наташе недавно сделали операцию на бедре, вероятно, она сможет со временем ходить. Ева оставила третий курс  ин-та с военным профилем и уже успешно прошла собеседование, чтобы  быть зачисленной на второй курс нового факультета психологии в одесском водном институте.
     - Но как ты отыскала дедушку здесь?- спросила её я.
     - Проще простого. Я жила последние годы с бабушкой Соней.  Всю жизнь она хранила и эти фото, и все статьи дедушки, которые ей присылали отсюда. А из некрологов ясно стало, где и кем он работал.  Я  пришла туда, и его сотрудница привела меня сюда.  Бабушки Сони не стало три года назад, а я ей твёрдо обещала приехать сюда и принести ему две розы от неё…
    - Ой, девочки мои, что сейчас будет!!! – заойкала Ольга, заметив пробирающегося к нам Алёшу. – Иди, Евочка, встречай своего дядю!

   Подошёл Алёша, обнял нас, поздоровался с Евой.
       - Смелее, сынок, -подталкивает его тётя, - племянницу
 тоже можешь обнять.
    - Здравствуй, дядя, - тихо сказала Ева и первая  навстречу Алёше, застывшему, как большой медведь, протянула руки.
   
Поговорить нам - необходимо,
Годы торопят,  годы правы!
Где-то разлука ждёт впереди нас,
Старшими в доме станете вы!
Вам ещё предстоит узнать,
 Как не просто всегда  быть людьми,
 БЫТЬ  ЛЮДЬМИ!
  Здравствуйте, дети!
 Новые люди нашей Земли!
 ( из  песни «Здравствуйте, дети!»
 на сл. Дербенёва,
 в исполнении Марка Бернеса )


Рецензии
Спасибо, Валя, люблю такие рассказы,над которыми
тянет задуматься. По сути в коротком тексте Вам удалось
рассказать о нескольких судьбах, переплетённых друг с
другом. Как автор, вы правы, не осуждая никого, но
я как читатель,другого мнения: Обе жены Максима
заслуживают осуждения,и вина второй мне кажется более
значительной.Её понять можно, но простить не получается.
А Ева мне нравится! Ей предстоит прекрасная миссия
Спасибо за рассказ, читала с удовольствием и сопереживая!

Алика Магус   13.04.2021 15:44     Заявить о нарушении
Ты права, дорогач! Спасибо!

Валентина Марцафей   13.04.2021 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.