Он долго ее забывал к 100летию Розановой Манефы Ив

Они познакомились теплым весенним днем. В Москве зацветала  сирень и каштаны. Девушка шла в светлых туфельках на каблуке, в бежевом плаще и коричневой шелковой косынке с белыми  крупными горошинками. На носу у нее были очки с крупными линзами, которые делали глаза очень большими и вечно удивленными как у маленьких детей, которые играют в парке. Из-под косынки выбивался русый непослушный локон, это девушку слегка раздражало, она его поправляла назад под косынку за ухо, но непослушная прядь все равно выскальзывала и снова лезла в глаза и рот. Она уверенно шла через парк, в сторону дома.

Тут же в парке на скамейке обосновалась веселая компания молодых людей. Они отдыхали после смены, и хохот ореолом витал вокруг. В компании на скамейке сразу было видно заводилу Юрика. Его было легко узнать по вихрастому светлому чубу и неизменной кепке. Курносый нос был весь в веснушках, а с лица не сходила довольная улыбка.

Девушка быстрым шагом пыталась миновать скамейку с веселой компанией, но Юрик это заметил, и вскочил со скамейки, и заступил дорогу незнакомке:

– Девушка, а можно с вами познакомиться? Девушка, а как вас зовут?

Девушка слегка растерялась, от нахальства и прямоты отдельных товарищей, и ответила, особенно не собираясь ввязываться в разговор:

– Я спешу, мне некогда с вами разговоры разговаривать, –  и попыталась обойти хулигана по большой дуге, но не тут-то было.

Парень был очень настойчив и хотел услышать ответ на свой вопрос, поэтому перегораживал дорогу, каждый раз как девушка делала шаг в сторону, он тоже его повторял в ту же сторону. Друзья на скамейке покатывались от смеха, наблюдая за нелепой картиной со стороны.

Чтобы быстрее отвязаться от парня, и пойти своей дорогой, девушка решила ответить:

–  Меня зовут Манефа, пропустите, я очень спешу.

Юрик все еще стоял на дороге, но попыток задержать больше не предпринимал, Манефа его обошла и пошла дальше, а в спину прилетело самоуверенное заявление:

– Я найду тебя Манефа, жди, мы снова встретимся.

Она даже не обернулась, пошла себе дальше, а в спину летели свист и улюлюканье друзей:

– Тили-тили-тесто, жених и невеста, – прогорланил самый здоровый.

– Смолкни, дурень, – шикнул на него Юрик, – Много ты понимаешь, может это моя судьба.

Манефа пришла домой и думать забыла, о каком-то балагуре из парка.

Прошло несколько дней и может и недель. Манефа ехала на автобусе из института, думала о прошедшей лекции и решала, когда лучше готовится к семинару, стояла и держалась за поручень, время было обеденное и не очень загруженное, в автобусе даже свободные места имелись, но ей так лучше думалось. Внезапно на дорогу перед автобусом выскочила собака, и водитель был вынужден резко дать по тормозам. Все пассажиры начали заваливаться от резкого торможения. И Манефа, не удержавшись на своих неизменных каблуках, и крутанувшись вокруг поручня, приземлилась к кому-то сидящему на колени. Сразу же встать на ноги не вышло, потому как автобус, остановившись, довольно резко начал новое движение и Манефу прижало к спинке сидения.

– Извините, – поспешно сказала девушка, смутившись из-за своего положения, и глупой ситуации в целом.

Молодой человек, к которому на колени она угодила волей случая, радостно воскликнул:

– Ба, какие люди! Манефа, это ведь ты? Я тебя по всему городу ищу, а тут такая встреча.

Это был тот самый парень из парка, и он весело смотрел на смущенную девушку, и искренне был рад встрече.

Манефа поспешно встала, Юрик тоже встал, вежливо поклонился и сказал:

– Позвольте представиться, меня зовут Юрий, а для друзей Юрик. Я работаю на заводе токарем и учусь в институте заочно. Давайте с вами встречаться, – за всей напускной бравадой было видно, что ему важен ответ.

– Сейчас моя остановка, мне пора, до свидания, – ответила Манефа и поспешила к дверям.

– Я вас провожу, – вызвался Юрик.

Автобус плавно притормозил у остановочного пункта на Ленинском проспекте. Из него вышла Манефа, а за ней выскочил Юрик и предложил локоть в качестве опоры.

– А вы где работаете, Манефа? – первым нарушил тишину Юрик.

– Я учусь в институте, – ответила девушка.

– На кого? Или это секрет? – продолжал допытываться Юрик.

– На торфяника, – ответила Манефа.

– Неожиданный выбор профессии для девушки. А вы живете на квартире? Я что-то не помню, чтобы в этом районе были общежития от института – Юрику было очень интересно у нее все расспрашивать.

– Я живу у родственников тети с дядей, – ответила Манефа.

– А я пока с родителями живу, но от завода обещают квартиру дать. Давайте будем с вами встречаться. Я с самыми серьезными намерениями, можете хоть сегодня с тетей и дядей знакомить, – Юра из кожи вон лез, чтобы понравится, это умиляло и немного смешило.

– Вы так считаете? Давайте немного повременим, я им про вас расскажу, а потом познакомлю, – предложила Манефа.

После этого разговора они еще много раз встречались, разговаривали и, конечно же, влюбились. Встречи продолжались. Молодые люди были счастливы, строили планы на будущее, и как все влюбленные ничего вокруг не замечали.

Чужое счастье часто застит глаза окружающим и не всегда радостью.  А самые страшные поступки совершают люди, которым ты доверяешь. Вот и в отношения двоих вмешался случай.

Однажды, когда Манефы не было дома, в дверь квартиры на Ленинском проспекте позвонили. Тетя Вера открыла, и увидела на пороге Манефину подругу Люсю. Люся была очень взволнована и от того все время тараторила и срывалась на высокие ноты.

– Тетя Вера, можно с вами поговорить? Это важно.

– Да, конечно, Люсенька, заходи. Я собиралась чайку попить. Присоединишься? – пригласила тетя Вера.

– С удовольствием, – Люся повесила плащ в прихожей и прошла в столовую, в которой стоял круглый обеденный стол под лампой с зеленым абажуром, которая свешивалась с потолка прямо над столом, – все вокруг было красивым и казалось очень дорогим.

– Везет же некоторым, – невольно подумалось Люське.

– Что ты хотела мне рассказать Люсенька? – спросила тетя Вера, когда они уселись за стол.

– Вы знаете, что Манефа встречается с Юриком? – спросила Люся.

– Да, я знаю, но он пока к нам не заходил, – спокойно ответила тетя Вера.

– А вам известно, из какой он семьи? – продолжила Люся.

– Я что-то не совсем тебя понимаю, что ты хочешь сказать? – тетя Вера села еще ровнее и как-то вся подобралась.

– У него отец пьет, да и сам Юрик не далеко ушел, на заводе работает и в компаниях он главный заводила, – выдала Люся.

– А ты Манефе об этом говорила? – спросила тетя Вера.

– Конечно, но она и слышать ничего не хочет, сказала, чтобы я не в свое дело не влезала и она сама разберется, – расстроено выдохнула Люся.

– Хорошо, Люсенька, спасибо за информацию, я с ней поговорю, – сказала тетя Вера задумчиво.

В прихожей щелкнул замок и входная дверь открылась. На пороге возникла радостная Манефа. Прошла в прихожую и стала снимать верхнюю одежду, напевая под нос какую-то мелодию.

Люся увидела Манефу и стала собираться:

– Все тетя Вера, мне пора, засиделась я у вас, пора и честь знать, – сказала Люся и побежала в переднюю одеваться.

Манефа удивилась, встретив дома подругу, и даже слова ей сказать не успела, как та оделась и выскочила за двери.

Девушка посмотрела влево в дверном проеме стояла грозная тетя Вера и явно собиралась что-то сказать.

–Что-то случилось? –  Манефа решила начать первой.

– Да, случилось. Он тебе не пара. И пока ты живешь у нас, ты с ним больше встречаться не будешь. Ясно тебе? – тетя Вера казалась богиней, грозной валькирией.

Слова падали тяжелыми свинцовыми плитами давили на что-то внутри, перекрывали дыхание, сердце трепыхалось в груди, как пойманная птица, это конец, всему, любви, планам, надежде на светлое будущее.

– Мне надо с ним объясниться. А в чем причина? Почему он мне не пара? – попыталась понять случившееся Манефа.

– Нет, ты его больше не увидишь и говорить с ним не станешь, – тетя Вера иногда становилась непробиваемой к словам и доводам разума.

– Но так нельзя с живыми людьми, надо хотя бы причину объяснить, – возмутилась девушка.

– Можно, когда они молоды и не понимают, что творят, а если ты не согласна, то собирай вещи и едь назад, в свою деревню, не нужен тебе институт и высшее образование, коров доить иди, – закончила тетя Вера.

Это было так жестоко и несправедливо и от того было гадко, но скрепя сердце Манефа ничего больше не сказала и была вынуждена послушать старших.

А потом началась война. Великая отечественная война. И всех участников этой истории разбросало по миру. Женщины в тыл, мужчины на войну. После войны было много других важных дел, некогда было особенно задумываться о личной жизни.  Но слухами земля полнится, и не знаю, кто и как ей это сказал, но Манефа узнала, что Люська вышла замуж за Юрика. И у них дети, уже двое. Ей было горько на душе, но ничего она с этим сделать не могла да и не собиралась, были другие важные общественные дела, страну поднимать из руин. Отвлеклась, ушла в работу. Дали званий и героя труда и ударника и работника тыла и много других заслуженных, а жизнь как-то незаметно стала проходить мимо и одиноко. В 50 лет и муж появился, союз был интеллектуальным больше чем по большой любви. И все складывалось неплохо, но детей, так и не было. Поздно уж было.

И снова добрые люди рассказали историю о Юрике, что умер от тяжелой болезни в окружении семьи. Дети и жена были рядом, когда он уходил.

Жестом жену подозвал к себе и сказал:

– Прости меня, но я должен тебе это сказать. Я всю жизнь любил одну Манефку.
Люся зарыдала, спрятав лицо в ладонях, беззвучно, горько.

А человек на кровати больше ничего не сказал, и тихо ушел из жизни в тот же день.
Город – это просто очень большая деревня, и Манефе передали его последние слова. А мне эту историю рассказала моя бабушка. Она пыталась мне объяснить, почему, у ее родной сестры не было детей, и почему же она так долго не выходила замуж, да и подруг она держала на приличном расстоянии от себя, а женщинам не очень доверяла, мужчины прямее, честнее что ли, с ними говорить проще.

Март 2019.


Рецензии