Сокровища московии 2

2. Предсказание в  трактире "Весёлый гусь"

Случай ли свёл нас или кто -то намеренно двигал нами, как фигурами на шахматной доске, но мы оказались в нужном месте в нужное время. Моя кираса уже была местами оцарапана католиками Марии Медичи, орлиноносое лицо Анджея пересекала черная лента:бесстрашный потомок славного шляхтича, порубившего немало тевтонов во время Грюнвальдской битвы, потерял глаз в стычке поляков с московитами и походил на свирепого пирата. Сдвинув кружки с пенным пивом, мы побратались.
-Известно ли тебе, пан Жак, - спросил Анджей, -что в Московских теремах, а паче того за Кремлёвской стеной, сундуки ломятся от жемчугов, золота и парчи, называемой московитами "узорочье". А ещё Московия славится соболями, какими короли оторачивают свои мантии и необыкновенно вкусными яствами...Ты когда-нибудь осетра видел?
- Osetra?Mea culpa*!Нет!-признался я, как делает правоверный католик на исповеди, хотя мог соврать, ведь я -гугенот.
-Ты много потерял, Жак!
И он начал в красках описывать гастрономические особенности осетра. Мираж гигантской рыбы возник в алкоголических парах трактира и был так зрим, что в него хотелось впиться зубами даже без ножа и вилки. Это желание было тем неодолимее, что j'ai faim comme un loup** , на столе кроме уже практически пустого кувшина с пивом на тарелке топорщился шпангоутами выброшенной на берег брандеры тонкорёбрый скелет балтийской селедки, кою мы растерзали после первых же глотков пенного.
 Увы! От Испании до Голландии, от Франции и до Польши поля Старушки Европы сначала вымочило холодными дождями, затем приморозило ранними холодами, не давшими собрать даже скудный урожай. Скот дох от бескормицы. У крестьянок-кормилиц  пропадало молоко и деревенские плотники не успевали сколачивать маленькие гробики.Их закапывали за деревней под гнусавые отпевания -и совершившие сей скорбный обряд возвращались в дома к пустым горшкам , кастрюлям и сковородкам.
-Знай, Жак,у нас говорят glod — najlepszy kucharz, голод — лучший повар, а посему давай заварим с тобой кашу да мотанём-ка на Русь! И деньжат зашибём, и наедимся...
 - О чём вы, синьоры?- брякнув шпагою, подсел к нам верзила в заломленной набок шляпе со страусовым пером ,с бодающими полумрак усами на  роже со впалыми щеками и бородкой а ля кардинал Ришелье.-Я услышал краем уха - вы судачили о Московии? О стране, где на деревьях растут не бананы, а  бараны, а сокровищницы ломятся от злата, как когда -то закрома во дворцах и храмах инков и ацтеков?
- У них купола церквей златом кроют! Иконы на досках малюют, а оклады-золото, серебро и драгоценные каменья!- воскликнул Анджей.
-Я ж говорю-как у ацтеков! Мой дед воевал в отряде Кортеса! И кое-что добыл...Испанец отстегнул пуговицу на изрядно обрёмканном камзоле с рукавами -воланами и сунув запазуху волосатую руку вынул нечто, блеснувшее в мерцании свечей.

-Nota bene, синьоры! Ацтекский талисман дающий обладающему ему предвидеть будущее и возвращаться в прошлое...
- Ты что, колдун?- перекрестившись, взял Анджей в руку маленького языческого божка с нефритовыми глазками-бусинами. Скалясь, идол болтался на засаленном снурке.
-Я не колдун. Но дед мой был испанец, а мать тласкланка...И я знаю что говорю, клянусь своей бородой-и он дёрнул себя за волосяной клинышек на подбородке.

-Вroda medrcem nie czyni***- хмыкнул Анджей и выпустил из руки талисман.
-Ну и ладно!- спрятал дон, чем-то напомнивший мне сервантесовкого полудурка,  за пазуху своё сокровище. -Не верите и не надо. Но я готов отправится с вами в Московию, где в реках водится исполняющая желания , золотая рыба chuka, я пробовал её вяленой здесь, в "Весёлом гусе". Ибо, как говаривал спустивший в картишки всё дедово состояние мой папаша, вarriga llena, corazon contento****Не будь я Хуан Мария де Родригес, если я тут же не совершу предсказание: наше предприятие будет успешным! Наймёмся матросами на судно к какому-нибудь голландскому купцу - и через пару недель будем там , куда, как говорят московиты - Makar telat ne gonial!
 
Вываливаясь из трактира с песнями, мы устремились в сторону манящих портовых огней. И пожалуй,едва подсвеченный фонарём, провожавший нас весёлый гусь над входом в этот вертеп, в самом деле веселился: француз в кирасе с аркебузой на плече, испанец , брякающий шпорами на ботфортах, поляк в кунтуше и с кривой шляхетской саблей на боку - столь пёстрой и шумной компании он ещё не видывал.

****Полный живот, радостное сердце
*Моя вина(лат.)
** Голоден , как волк (франц.)
***Борода мудрецом не делает(польск.)
****Полный живот, радостное сердце
(испанск.)


Рецензии
Анжей, пан Анжей выглядело бы более аутентично, но автору конечно лучше знать как преподносить историю. Но захватывающе!
С интересом
Искандар

Заметки Географа   07.06.2021 21:02     Заявить о нарушении
Это пока только эскиз. Спасибо.

Юрий Николаевич Горбачев 2   07.06.2021 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.