Сказка о мужской неверности и женской мудрости

Жили-были в стародавние времена король Генрих с королевой Маризой.
Королева была так прекрасна ликом и стройна телом, что молва о ней достигла самых дальних королевств, и каждый, кто повидал Маризу, не мог забыть её красоты. Король Генрих часто уходил воевать, чтобы защитить границы своего государства, а королева оставалась в замке и, чтобы не скучать, устраивала балы.
Так и жили они мирно и счастливо, но с годами становилась королева всё злее и сварливее, потому что хотела быть самой красивой в мире, но всегда появлялась соперница красивее её. Мариза наряжалась в самые лучшие платья, надевала самые дорогие украшения, пользовалась самой лучшей парфюмерией, но молодость её прошла, а стареть и дурнеть она ни в коем случае не хотела. Она завидовала всем молодым женщинам чёрной завистью, обвиняла мужа-короля, своих придворных, весь белый свет в том, что есть более прекрасные принцессы и более богатые королевы. Но не замечал ничего этого муж, король Генрих, продолжая любить прекрасную жену, как и раньше. Долго изводила Мариза всех своей завистью, пока не умерла в одночасье, не выдержав собственной злости.

После смерти любимой жены слёг король Генрих и от горя так заболел, что забросил все свои королевские дела. Заметили это тут же враги его и стали медленно подступать к границам королевства, пытаясь захватить его. Но хотя Генрих и ослабел от своей печали, нашёл он в себе силы распознать коварные планы врагов и укрепил границы королевства войсками.
Долго ли, коротко ли, но время траура подошло к концу, и король решил вновь жениться, чтобы не быть в одиночестве. Он стал опять ездить на балы и на одном из них, который давал его давний друг герцог Карл-Фридрих, увидел принцессу Гудрун. Она была так прекрасна, а король так одинок, что они оба сразу же полюбили друг друга.

Король, не откладывая дела в долгий ящик, начал готовиться к свадьбе с принцессой Гудрун. Его враги, узнав об этом, решили помешать их счастью, а заодно и завладеть королевством. Они начали ещё активнее готовиться к войне с Генрихом, окружать его владения своими войсками и даже назначили день решающего наступления. Ничего не оставалось делать королю, как отложить бракосочетание. И начал собираться он на битву, потому что сам решил вести своих верных рыцарей в бой, а Гудрун сказал только: «Я должен идти воевать, чтобы защитить мой народ и моё колролевство. Ты обязательно меня дождись, потому что я вернусь к тебе с победой и тогда мы будем с тобой вместе». Сказал он так – и ушёл.
Села Гудрун после этого у окна, стала смотреть на дорогу и ждать Генриха, как он и велел. Ждёт день, ждёт неделю – нет от короля ни весточки, ни гонца, ни письма. Прошёл месяц, пошёл второй. Она уже все глаза выплакала, когда видит: скачет по дороге гонец на чёрном коне. Подъехал он к ней, спешился и сказал, поклонившись, что король в битве был тяжело ранен и от ран скончался. Заплакала тогда принцесса ещё больше, запечалилась, пить-есть перестала, от горя такого чуть не умерла, да вспомнила вовремя, что говорил ей король, уходя на войну: «Помни: что бы ни случилось, я всегда буду с тобой и стану оберегать тебя, чтобы ты и дальше жила за нас двоих». Не хотела она тогда слушать такие слова, а теперь вот припомнила. Собрала она последние силы, высушила слезы и стала жить дальше, лелея в сердце память о Генрихе.
А в это время, прослышав, что король Генрих погиб и принцесса Гудрун опять свободна, стали вокруг неё собираться женихи, один лучше другого. Все хотели иметь такую красивую и умную жену, но всем отказывала Гудрун, не в силах забыть своего Генриха.
И вот однажды прискакал на белом коне к дому Гудрун принц Фердинанд – свататься. Он был и сам хорош, и конь его был красив, и слова он говорил ласковые и чарующие. Заслушалась речей его сладких принцесса, подумала-подумала, да и согласилась выйти за него замуж. Долго ли, коротко ли, стали они готовиться к свадьбе. Гудрун переехала в замок Фердинанда и жила там в высокой башенке. Уже прибыли гости, заполнив свободные комнаты замка, и через несколько дней должна была состояться свадьба.

Однажды вечером, за два дня до церемонии, когда невеста, по обыкновению, была одна, разбилось за её спиной оконце от удара камня. Испугалась Гудрун, обернулась и увидела, что лежит на полу камешек с привязанной к нему запиской. Подняла она камень, отвязала записку, и сердце замерло у неё в груди, потому что узнала она почерк короля Генриха. И писал он ей: «Свет очей моих, Гудрун, я жив и очень хочу тебя видеть. Мне пока нельзя открыться, поэтому выйди сегодня вечером тайно, как стемнеет, к пруду, чтобы тебя никто не заметил».
Обрадовалась принцесса Гудрун весточке так, что словами не описать, еле вечера дождалась, думала, никогда он не наступит. В сумерках спустилась она к пруду и увидела, что её любимый Генрих уже ждёт, прислонившись к дереву. Долго обнимались и целовались они, не в силах вымолвить ни слова. Наконец разжали они объятья, Гудрун взглянула на своего любимого и с трудом узнала его: выглядел он измождённым, худым, старым и был одет в какие-то лохмотья.
– Это я стал такой от ран и скитаний, – объяснил он ей. – Мои воины потеряли меня, раненого, на поле битвы, а одна женщина, найдя меня под телами убитых, увидела, что я ещё жив, отнесла в своё жилище и выходила. Я тебя с трудом отыскал и узнал, что ты выходишь замуж за Фердинанда, поэтому и пришел благословить тебя.
– Как благословить? – спросила, не поняв, Гудрун. – А что же будет с нами, с нашей любовью? Или ты обо всём забыл? Зачем ты пришёл, если не хочешь быть со мной вместе? Неужели для того, чтобы ещё раз разбить моё сердце?
– Я очень хочу быть с тобой, потому что люблю тебя больше всего на свете, но не могу взять сейчас с собой. Я проиграл битву и потерял своё королевство. А вернулся для того, чтобы сказать тебе: я вновь собираю верных людей, чтобы продолжить борьбу и вернуть королевство и власть. Пока я этого не сделаю, я не могу быть с тобой.

– Я тоже хочу быть твоим верным рыцарем, возьми меня в своё войско, я стану сражаться вместе с тобой!
– Нет, этого я тоже не могу сделать, – отвечал ей печально Генрих, – потому что женщина не должна воевать – это мужское дело. Но если я выиграю эту битву, то вернусь к тебе на белом коне и заберу к себе навсегда – я это тебе обещаю! А пока оставайся с Фердинандом, он даст тебе кров и пищу. Я видел, как он смотрит на тебя, – он тебя любит и может сделать счастливой. Прощай и будь счастлива!
С этими словами король незаметно исчез в зарослях кустарника, которые начинались сразу же за его спиной, как будто его и не было.
Осталась опять Гудрун одна и стала над последними словами Генриха думать. Думала, думала, горевала, горевала, что опять потеряла его, но решила послушаться умного короля во второй раз и выйти замуж за Фердинанда, как Генрих ей наказал.
Фердинанд был очень счастлив, что добился наконец-то руки Гудрун. Все ему завидовали, что у него такая красивая и молодая жена. После свадьбы принц Фердинанд сказал Гудрун:
– Все люди говорят, что ты не только красивая, но и умная, так докажи мне это. Свои деньги я прокутил, и раз уж женился на тебе без приданого, ты должна сделать так, чтоб хотя бы твой ум приносил нам доход!
Сказал, засмеялся и уехал с друзьями праздновать и веселиться.
Заплакала опять Гудрун, вспоминая своего Генриха, но помнила, что сказал он ей на прощание: что заберет её отсюда, когда победит врагов своих. Собрала она тогда все силы, высушила слёзы, переоделась в простое платье и пошла на рынок торговать цветами, которые выращивала у себя в комнатке в горшочках. У неё была лёгкая рука и доброе сердце, поэтому её цветы оказались самыми красивыми и быстро раскупались. Все заработанные деньги Гудрун отдавала Фердинанду, оставляя себе самую малость, чтобы купить семена, землю и горшочки для новых цветов.
Однажды, достав из заветной шкатулки записку Генриха, влетевшую с камнем в окно, чтобы перечесть её в тысячный, наверное, раз, она увидела прилепившееся к уголку непонятно откуда взявшееся зёрнышко. Как оно попало туда – неизвестно, но Гудрун взяла его, принесла из подвала старый треснувший горшок, который никто не хотел покупать, насыпала туда земли и посадила в неё зёрнышко, оросив его своими слезами.

Всё так же ходила на базар Гудрун продавать свои цветы, чтобы мужу всегда хватало денег на застолья для друзей. Время шло незаметно, и из зёрнышка проклюнулся росток и потянулся вверх. Каждый вечер брала бедная женщина треснутый горшок с ростком и ставила на террасу, чтобы подросший цветок увидел, как прекрасна луна. Никто не знал о том, что Гудрун каждый день разговаривала с ним, делилась своими печалями и поливала его слезами, поджидая Генриха. Это была её тайна, о которой никто не должен был знать. Постепенно маленький тонкий росток превратился в красивый розовый куст, на котором появились красные и жёлтые бутоны. Принцесса подолгу любовалась ими, разговаривала с ними и лила слёзы до тех пор, пока не приходило время идти в постель.
Однажды на рынке она услышала от людей, что король Генрих вернулся домой – не только с победой, но и с молодой красавицей в придачу и что готовится их свадьба. Не поверила Гудрун и решила проверить, верны ли слухи. Взяла она свой горшочек, завернула в красивую бумагу, чтобы скрыть его трещины, надела новое платье и оправилась в замок короля. Когда о ней доложили и она вошла в зал, то её сердце чуть не выпрыгнуло от радости, потому что она вновь увидела своего Генриха. Он же сидел, весь покрытый шрамами и гордый своей победой, и вначале даже не узнал подошедшей к нему принцессы.
– Здравствуй, женщина! – произнёс он. – Подойди поближе и скажи, с чем пришла.
– Это я, твоя Гудрун, неужели ты не узнал меня? – прошептала та дрожащим от волнения голосом и заплакала. – Я ждала тебя всё это время с победой, и этот цветок вырастила специально для тебя. Ночью я выносила его на балкон, чтобы его листья наполнились лунным сиянием, а днём поливала своими слезами, чтобы он мог ими напиться. Он не видел солнца так же, как и я, потому что без тебя не было для меня солнца на небе. Посмотри, какой он вырос красивый и стройный, какие у него необычные красные и жёлтые лепестки. Я хочу его подарить тебе, чтобы ты был счастлив!
– Зачем мне твой цветок? – сказал презрительно король. – Я и так счастлив, ведь у меня теперь есть всё: и королевство, и подданные, и молодая Инза, моя будущая жена. А тебе я могу дать денег, чтобы ты купила новый горшок для твоего цветка и новое платье для себя и не ходила в этих лохмотьях.
– Ты забыл всё, что мне обещал, о чём мы с тобой вместе мечтали, – сказала печальным голосом обманутая Гудрун. – Скажи, здоров ли ты после всех боёв, нет ли у тебя тайных печалей, ведь тело твоё всё покрыто шрамами?
– Почему ты спрашиваешь об этом? – нахмурился Генрих. – Такие вопросы задавать королю не полагается. 
– Я спрашиваю, потому что ты не выглядишь счастливым, как это всем говоришь. И потом не забывай, что я хоть и бедная, но тоже принцесса, а не простолюдинка и когда-то тоже была невестой короля, потому и вправе задавать ему такие вопросы.
– Да, ты права, Гудрун, – сказал король, немного помолчав, и нахмурив брови. – На самом деле я не так счастлив, как хочу это показать. Я очень болен, у меня внутри всё горит от моих многочисленных ран, и мои лекари не могут мне ничем помочь. Мне становится легче только тогда, когда я забываюсь в объятиях моей Инзы, – её молодое тело даёт мне силы.
– Ты обманываешь сам себя, если думаешь, что будешь вечно счастлив в объятиях молодой жены. Рано или поздно ты ей надоешь своими болячками и однажды утром просто не проснёшься, потому что боли съедят тебя. Молодая красивая вдова будет приходить на твою могилу и станет править твоим королевством, но уже без тебя.
– Ты лжёшь, потому что не можешь пережить, что я счастлив! – сказал король зло. – А теперь иди, мне некогда с тобой больше разговаривать. Советник, – крикнул он в сторону и хлопнул в ладоши, – выдай этой женщине денег на новый горшок для её цветка и на новое платье для неё самой. Я пришлю за тобой, если ты мне понадобишься, – сказал он Гудрун на прощание и отвернулся, чтобы не видеть больше её печального лица и заплаканных глаз.
Бедная Гудрун вернулась в свою маленькую комнатку с зажатыми в кулаке двумя серебряными монетами. Она хотела поставить свой цветок на стол, но задела его как-то неловко, острый розовый шип впился ей в палец, и оттуда полилась кровь. Рана была очень глубокая, и кровь лилась, не переставая. Не найдя ничего подходящего под рукой, Гудрун оторвала самый нижний листик от распустившейся розы и прижала к ране. Кровь тут же остановилась, а листочек прилип к пальцу и из зелёного превратился сначала в красный, а потом в розовый и втянулся под ноготь, как будто его и вовсе не было. Гудрун очень удивилась, но ещё больше удивилась она, когда увидела, что на пальце не осталось даже следа от укола розовым шипом.

Прошло некоторое время, и был уже назначен день свадьбы короля Генриха и принцессы Инзы. Однажды вечером прискакал в дом Фердинанда гонец из королевского замка с приказом Гудрун явиться к королю. Она этому не удивилась, как будто всё время только и ждала, что её позовут, взяла свой горшочек с цветком и пошла вслед за гонцом. Войдя во дворец, она увидела, что Генрих сидит один и лицо его печально.
– Здравствуй, Гудрун, – произнёс он с усилием. – Инза не знает, что я послал за тобой, – она перед свадьбой в гостях у своих родителей, а я хочу поговорить с тобой без свидетелей. Садись, – и он указал ей место рядом с собой. – Я был тогда несправедлив к тебе, прости меня за это. Ведь это я заставил тебя выйти замуж за Фердинанда, которого ты не любила и с которым ты сейчас несчастлива. Скажи, как могу я исправить эту несправедливость? Хочешь, я дам тебе много денег, ведь я очень богат? Я дам тебе столько, что тебе не надо будет работать и ты сможешь уйти от своего мужа, если захочешь.
– Нет, мой король, мне не нужны твои деньги, мне хватает того, что я получаю за свои цветы на рынке, и если я не буду работать и разговаривать с людьми, мне будет скучно. Но спасибо тебе, что ты захотел со мной поговорить, я тоже этого хотела, но не решалась тебе сказать.
– Если тебе не нужны деньги, то какую награду ты хочешь за свою любовь?
– Что-то ты путаешь, Генрих. За любовь не требуют награды, она и есть сама награда, если любишь. Твои деньги застили тебе глаза, и ты всё меряешь на них, а это неправильно.
– Ты говоришь не совсем понятные мне вещи… Ладно, спрашиваю в последний раз: чего желаешь ты и могу ли я это желание исполнить?
– Прежде чем сказать тебе моё желание, разреши задать один вопрос, мой господин.
– Говори!
– Болят ли теперь твои раны меньше, когда ты держишь в объятиях свою молодую невесту?
– Нет, – ответил, помолчав, король, – её тело не греет меня так, как прежде, и её объятия не возбуждают. Мои раны болят и днём и ночью, и нет мне от этого покоя. Почему ты спрашиваешь? Хочешь мне помочь? Говори же, Гудрун, полная загадок!
– Да, мой король, теперь я могу сказать тебе моё желание – и это будет истинная награда за мою любовь. Моё желание – освободить тебя от твоих болей, и я знаю средство, которое тебе поможет.
– Дай мне скорее это средство! – протянул руку король, от нетерпения даже прищёлкнув пальцами.
– Нет, мой господин, я не дам тебе его в руки, потому что ты нарушил своё слово и я не могу верить тебе, как прежде. А теперь я скажу тебе дальше моё желание, только не перебивай меня, – Гудрун пристально посмотрела на короля и продолжила: – Удали из твоего дома твою невесту Инзу на два месяца, пока будет длиться лечение, – это моё условие. Если я тебя за это время не освобожу от болей, ты сможешь сжечь меня на костре за обман. Но если я вылечу тебя, то ты женишься на мне. Решай, что ты хочешь: обнимать молодое тело, которое давно не приносит тебе никакого облегчения, потому что твои раны болят сильнее, чем прежде, или освободиться от болей и жить счастливо, не думая, сколько лет тебе ещё осталось жить? Спроси себя, хочешь ли ты меня так же, как раньше, не забыло ли меня твоё сердце? Я сейчас уйду, а ты подумай. Где меня найти, ты знаешь. Прощай!
Принцесса повернулась и пошла к выходу. Но не успев дойти до дверей, она услышала окрик Генриха:
– Погоди, Гудрун, не уходи, останься. Я сделаю так, как ты просишь. Я пошлю гонцов к Инзе и запрещу ей здесь появляться два месяца. Если ты меня не излечишь, я не буду тебя казнить, а просто изгоню из своего королевства, потому что не люблю лжецов. Если же ты меня вылечишь, мы сможем остаться вместе – я даю тебе слово короля. А теперь иди ко мне, я хочу обнять тебя, как раньше, и послушать своё сердце – что скажет оно.
Король обнял подошедшую к нему Гудрун и вдруг почувствовал, как радостно забилось его сердце, как легко и весело стало на душе, как отпустила вдруг боль, цепко держащая его в своих объятиях всё то время, пока они не виделись. И понял король, что не хочет он больше молодой и красивой Инзы, а хочет остаться со своей Гудрун, которая слушала и ждала его всё это время.
Через сорок дней сделала Гудрун с помощью лепестков розы, взращённой на её слезах и любви, короля Генриха здоровым и весёлым и зажили они после этого долго и счастливо.

Что же стало с Фердинандом и Инзой? У каждого из них есть своя сказка…

ссылка на книгу: https://www.litres.ru/lin-hendus/11-skazok-o-lubvi/


Рецензии