СВЕТ В ОКНЕ. Судьба Токбике-аже. 18 часть

              Рахым  каждый день приходил с работы и  говорил о бедствующих людях в аулах. На дорогах много трупов, обходили все дома и юрты и собирали умерших , затем складывали в телегу и хоронили в общей яме . Да , великий джут-голод проглотил многих .

              В городе , где мы жили , богатые , бедные , середняки по своему воспринимали , происходящее вокруг и каждый из них приспосабливался к  этим условиям и люди старались идти вперед и продолжать жить дальше .

              На утро поднялся сильный ветер , я завязала платок и надела свою ватную безрукавку  и вышла во двор , принести дрова и затопить печку .Сова посмотрела в мою сторону, видимо ждал , что я вынесу мясо, но мясо не было дома. Острыми когтями она сцепивший за ветку повернула свою голову в мою сторону.Клювом своим она щелкнула , недовольная , что я ее уже второй день мясом не кормлю.Я подошла погладила за ее перья сказала- потерпи, самим есть нечего , но если сегодня принесут мясо ,обязательно принесу тебе кусок-Глаза ее были неподвижны, но направлены на меня.Она кажется поняла меня, опять клювом щелкнула.

              Пока Темир спал в бесике , я быстро затопила печь , поставила самовар и к этому времени проснулись все и мы сели пить чай. В это время проснулся Темир , я его развязала с бесика , он подтянулся  , начал  дергать ногами и руками =Ой , мой жеребенок проснулся , ну ка иди ко мне на руки= сказал Серик и взял его на руки. Покачал его на руках , затем передал Рахыму  , он тоже немного и поигрался с ним и хотел передать Дарие , но она была занята  , она разливала чай   . Все после чаепития , разошлись по своим делам , а я осталась дома с Темиром
 
             Ближе к обеду , я решила показать Темиру сову , который отвечал за его здоровье. Одела его потеплее и вышла во двор , где на ветке была привязана сова.Налила воды и дома от рыбы остался хвост и я решила сегодня угостить его рыбой.Сова почувствовала , что я что-то несу , сразу вышла из своего дупла,который смастерил Серик. Темир удивленно посмотрел на него и сова опять,как утром щелкнула клювом, видимо он поприветствовал его и сразу принялся за хвост рыбы. Мы решили не мешать ему и вернулись к себе, я снова уложила Темира в бесик, покачала и он быстро уснул .К этому времени ветер успокоился .Я пошла готовить обед , но оказалось закончилась вода

              Недалеко от нашего дом жила татарка Мария –апай, у нее был глубокий колодец , где мы иногда брали воду Взяла коромысло ,надела на обе крючки свои ведра и пошла в колодец набрать воды у Мария –апай .Домик ее находился, через улицу ,очень аккуратный , стекла на окнах блестели ,на подоконнике стояли цветы. Дверь ее была заперта и я постучалась, на мой стук залаяла  собака  и в это время раздался голос Мария-апай .=Кто там?==Да , это я с соседней улицы , хотела набрать воды=сказала я громко .

          Через некоторое время она вышла и вместе с ней ее собака , которая начала меня обнюхивать и ходить вокруг меня.=Пират, уйди= она начала отгонять от меня собаку. Мария –апай была женщина лет 40-45 , на ней было цветастый халат , на голове платок из которого выглядывали ее волнистые волосы . Я к ней уже несколько раз приходила набирать воду  и знала ее. В руках у нее была сигарета ,дым от которой шел тонкими , волнообразными струями  и она была очень красива в свои годы.=Ну , что ты стоишь , иди набирай воду=, сказала она , а я задумалась глядя на нее и даже забыла поздороваться с ней .=Саламатсиз ба=поздоровалась я .=Не бойся собаки ,я его заберу к себе=еще раз сказала она .

               Я быстро подошла к колодцу , набрала воду , аккуратно слила в свое ведро и поставила ее ведро на место ,закрыла крышкой колодец и перевернула ведро .Я знала , что она любит чистоту и порядок. Увидев на ней вязанные носки из цветных ниток я обратилась к ней= Мария –апай , я знаю , что вы вяжите носки и временами их продаете на базаре , научите меня тоже вязать==Поставь свое ведро и зайди ко мне=сказала она. Я сняла свои галоши и пошла вслед за ней . В комнате у нее тоже было чисто и аккуратно, печка побелено , вся посуда помыто и перевернуто и закрыто марлей , тоненький , нежный тюль закрывал окна , где стояли цветы-герань .Она подошла к шкафу и достала оттуда небольшие спицы и длинные и еще  пряжу=Этими спицами я вяжу носки, а этими длинными спицами безрукавки=сказала она.

                Она начала мне  показывать , как ими вязать , я посидела еще некоторое время , затем решила уйти , так как может проснуться Темир .=Приходи когда будет свободное время =сказала она и я поблагодарила ее .Все почему-то называли ее =Ногай айел= да не только ее , а всех татаров =ногай=.Затем я вышла , взяла свое дугообразное коромысло ,поставила свои ведра по обе стороны коромысло , надела на крючок и затем наклонилась под коромысло , руками взяла по обе стороны и под тяжестью этих двух ведер я слегка покачиваясь я встала .Коромысло покачиваясь , чуть скрипнуло и я медленными шагами пошла , чтобы вода не выплескивалось .Коромысло было сделано из дикой джиды , который рос недалеко от нашего дома. В прошлом году я показала Серику, эту изогнутую , дугообразную  ветку джиды , который был похоже на коромысло и попросила эту ветку  срубить и сделать мне коромысло , он так и поступил.

            Топором отрубил ветку , затем почистил от коры ветку и в обе концы сделал крючки, куда я цепляла ручку ведра  и я теперь этим коромысло всегда ходила за водой , когда вода кончалась.В нем было удобно нести воду .Пока дошла до дома , конечно вода плескалась и выходила снаружи. Принесла воду , отдышалась и пошла посмотреть не проснулся ли мой жеребенок. Только отдернула одеяло , смотрю сидит на его личике муха не шелохнувшись, видимо дышал ароматом , запахом младенца и как он сюда попал , казалось все кругом      закрыла марлей , но Темир спал крепко и ему не было дел до мухи.=Уф, как хорошо , что он еще спал= я прогнала муху, опять закрыла его и быстро приступила готовить обед.

            Оставалось немного пшена и я ее разделила на несколько дней, чтобы хватило на неделю. На дверях кухни у меня не было шторы ,  она была открыта и сюда залетали  мухи и всякие насекомые. Вот залетел жук ,расправив свои крылья он пожужжал , покружился и снова вылетел. Надо сказать Дарие , чтобы купила сюда марлю , а то мухи , комары не дадут покоя , вечером надо ей сказать .Двери нашей комнаты закрыты и все равно они находят лазейку и залетают .Завтра займусь этим-подумала я.Вот  только , что делать с гнездом ласточки , который свило себе гнездо , прямо над дверью , совсем забыла про нее . Придется на время забыть про занавеску , пока птенцы не улетят .Это трудолюбивая ласточка без отдыха работала , чтобы построить свое гнездо для будущих своих птенцов .С утра до вечера со своим другом они приносили на клюве , то глину , то тоненькую веточку и лепили свое гнездо. Вместе чирикая они создавали  такой шум на кухне , как бы Темир не проснулся-подумала я .Затем пальчиком пригрозила  им ,чтобы они  сильно  не шумели, они на время замолкали , будто поняли о чем я их прошу , а затем вместе улетали . Вот так весело , вместе со всеми я готовила свой обед.


             Шли дни и месяцы .С каждым днем жизнь людей ухудшалось . Город кажется был переполнен голодными в лохмотьях  людьми и детьми которые , на каждому углу сидели и просили милостыню или просто сидели молча , от слабости не могли вымолвить словечко . Я временами носила им , то что было дома , немного пшена , хлеба .Многие у кого что было давали , хоть и самим было нечего есть .Жалели детей .

        Рахым каждый день с бригадой милицией  объезжали  все аулы   и вечером   уставший приходил с работы, а сегодня пришел весь расстроенный. За ужином он рассказал ,=Сегодня объезжали несколько  аулов и в одном из отдаленных аулов  заметили далеко  от аула , расположенный дом , с  трубы которого шел дым . Мы решили проверить и зайти . В доме   лежал от голода исхудавший мужчина ,  а недалеко от него сидела женщина , которая сидела неподвижно и смотрела в одну точку , бесцветными глазами =Кто нибудь есть дома?= , подали мы голос ,она продолжала сидеть неподвижно , затем еле двигаясь встала и подойдя к нам сразу сказала=Сынок , мы умираем с голода , сегодня умерла наша дочка и мы , варим умершую дочку , чтобы не умереть с голода=Мы застыли возле порога , не зная , что сказать и молча ушли оттуда =Вот такие события происходят в аулах=закончил свой рассказ , расстроенный  Рахым .

           Мы долго молча сидели , никто не смог промолвить слово от шока .После рассказа Рахыма у меня перед глазами стояла та женщина и мужчина .Я   помолилась перед сном , чтобы все было хорошо и что все пройдет и все нормализуется и долго не могла уснуть после  всего этого и мне все время казалось , что и с нами может это случиться .Я помолилась еще раз , чтобы голод обошел нас стороной , чтобы мы не покинули этот мир от голода.Каждый день Рахым  приносил буханку хлеба из своего пайка и мы не так голодали , как все.

       Ночью приснился сон , как голод с голодными глазами и с раскрытым ртом гуляет по городу и заходит в каждый дом , не жалея никого , ни малых , ни больших  проглатывает всех подряд и вот он приближается к нашему дому.Я быстро убегаю от него , стараюсь закрыть дверь от него , он держит за ручку хочет открыть , а я  крепко держу и не пускаю его домой и мне удается его выгнать Я гоняю голод  со двора веником  и он бежит от меня .=Уходи , прочь со двора = кричу я ему вслед  и в это время меня разбудил Серик=Да , что ты там кричишь , кто за тобой гнался и кого ты там выгоняла= спросил он .Я раскрыла глаза , не понимая что случилось. Оказалось  это был сон =Как хорошо , что это был сон и что я выгнала его, голода из дома =подумала я . Значит будем жить и я рассказала  ему про свой сон.Он молча выслушал меня и ничего не сказал.

Никто не забудет , год суровый
И стар и млад , земли степной
Когда кругом , свирепствовал голод
И всех сметая , уносил с собой

И в этот период голода
Осталась я жива с детьми
Наш дом , обошел он стороной
За , что я благодарна богу

Кто смог , тот выжил, а кто нет
В голодный период страны
Пусть никогда не вернется вновь
И дети не узнают , что значит голод
               


Рецензии