Поучительная доброта

 

        Антракт подходил к концу. Прозвенел звонок. Люба нетерпеливо ждала соседку, их места были впереди, в партере. Пора было пробираться в середину ряда.  Люба оглядела  зал, чтобы приветливо помахать рукой, думая, что её случайная соседка, возможно, забыла номер ряда и места... Жаль, она не успела спросить её имя, профессию. Что-то знакомое мелькнуло в лице и в интонациях её голоса. Вот и свет медленно исчезает, пошёл занавес и начались главные  монологи и мизансцены спектакля, раскрывающие сложности жизни  Льва Николаевича Толстого в последние месяцы пребывания в Ясной Поляне.
 
        На сцене были родственники, личный врач, секретарь, приглашённый из города психиатр, сыновья, дочери и, конечно же, Софья Андреевна, жена и верная спутница в течение долгой сорокавосьмилетней, совместной, многотрудной, семейной  жизни. Между родственниками зрела распря по вопросам о литературном наследии и тексте завещания. В главной роли - Игорь Ильинский. Вся советская страна знала его как незаменимого комедийного артиста: в кино и в спектаклях мелькали образы разных  мошенников, глупцов, чиновников-бюрократов, неутомимых начальников в его особом исполнении. А тут ему надо было создать недостижимую высоту человеческой мысли великого писателя, философа и старца, классика мировой литературы, перешагнувшего грань восьмидесятилетнего возраста. Задача наисложнейшая для актёра. 

        Это был первый спектакль и самая значительная и трудная роль:  Лев Николаевич Толстой  в спектакле с библейским названием "Возвращение на круги своя" по пьесе молдавского драматурга Ионы Друце в необычном жанре "драматическая баллада". Достать билеты было почти невозможно. Любовь Алексеевна поспешно возвращалась домой, на Урал, делая пересадку в Москве. Она очень хотела попасть в Малый театр, посмотреть этот спектакль. Её поезд уходил поздно ночью. Времени было достаточно, она часа за два подъехала к театру и встала у афиши, терпеливо вглядываясь в лица спешащих людей в поисках лишнего билетика. Но его всё не было. Люба вспомнила, как во время посещения Ясной Поляны она, оказавшись в кабинете великого писателя, увидела в открытой витрине обыкновенную, простую ручку Толстого, которой он писал свои сочинения, заносил отдельные мысли для памяти в тетради, ставил подписи в документах. Как ей  хотелось дотронуться хотя бы кончиком пальца до этой ручки, погладить бы её осторожненько, но нельзя. Музей, Реликвия, Память. Вето!

 - Ну, неужели мне не удастся побывать на этом спектакле? - отчаивалась Люба, вглядываясь во всё более плотные ряды идущих к Малому театру счастливчиков с билетами. Видимо её сильное желание попасть на премьеру создало такое мощное биополе вокруг неё, что довольно пожилая дама сама подошла к ней и спросила:
 - Хотите пойти в театр?
 - Конечно. Давно мечтала. Вы тоже ждёте лишнего билета?
 - Пойдёмте со мной! - решительно сказала дама и взяла Любу за руку.
 - Сколько я Вам должна? - на ходу поторопилась выяснить Люба.
 - Нисколько. У меня пригласительный на два лица. Мне ничего не надо. Поспешим!

        Они сразу же прошли в партер, сели в середину ряда.
 - Я прямо с поезда, даже цветов не успела найти...
 - Сегодня будет много цветов. Расскажите лучше о себе. Вы - литератор?
 - Нет, работаю в Военном ВУЗе, на Урале, и учусь в аспирантуре. На кафедре политэкономии. Просто я с детства люблю читать, когда-то даже мечтала стать драматургом...
 - А почему же не стали? Попробую угадать: муж - военный, дети, да?
 - Так точно! Муж - полковник, преподаёт спецпредмет, а я сейчас заканчиваю работу над диссертацией. Толстого я в свободное время всю жизнь читаю, пришлось перечитывать сначала с дочкой, теперь с сыном...
 - Мне вы показались совсем юной, а дети уже такие большие? Тоже любят читать? Проблем не бывает?
 - Ещё какие! Вот сын однажды пришёл из школы, я спрашиваю: "Что сегодня интересного было? А он мне: "Скукотища! "Евгения Онегина" начали проходить. Никому не понравилось..."
 - Ну и ну! И как же вы?
 - Я прошла на кухню, поставила всё необходимое для приготовления ужина и крикнула: "Помоги мне, сынок, пожалуйста, скоро отец придёт! Не успеваю..."
 - Что будем делать?
 - Быстро почисть картошку, а я тебе "Евгения Онегина" почитаю "...не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой!" Попутно объясняла все непонятные слова, вводила в эпоху Х1Х века...
 - Всё! Я начистил, теперь ты заканчивай, у тебя всё вкуснее получится.
 - При одном условии: ты будешь продолжать читать мне вслух. Я тоже хочу с тобой вспомнить и оценить...
        Сын стал читать дальше, спотыкаясь только на новых словах. Наконец мы услышали звук открывающейся двери. Муж переоделся в "гражданку", умылся и вошёл в нашу маленькую кухоньку.
 - Так... Почему не приветствуете главу семьи?
 - Здравия желаем, товарищ полковник! - дружно ответили мы, а сын предложил:
 - Теперь ты, папа, почитай вот отсюда, твоя очередь, а я маме помогу салат нарезать...

        Мы уже привыкли к тому, что секреты работы отца в семье не обсуждаются. Дочитав роман в стихах, мы принялись за ужин, попутно перебирая отличия жизни прошлого века от нынешней действительности... Через несколько дней сын принёс в дневнике несколько пятёрок за устные ответы и за сочинение.
- Поучительно!- оценила моя соседка. Раздался третий звонок, и свет в зале стал медленно угасать...

        Спектакль шёл к концу, а соседка - моя благодетельница так и не появилась. Между тем драма в семье Толстого становилась всё острее, Игорь Ильинский так точно передавал страдания великого старца, который чувствовал убивающее одиночество в окружении такого большого количества людей, от которых не было ни отдыха, ни просто покоя. Незабываемый монолог умирающего вожака волчьей стаи растравил все нервы притихших от сочувствия и беспомощности зрителей. Уход больного, изработавшегося и обманутого старика в туманную вечную пелену забвения способствовал нагнетанию абсолютной тишины переполненного зала. Пауза. Занавес и бурные аплодисменты.

        Занавес снова распахнулся, вышли исполнители, режиссёр, известные деятели культуры. Все они по-своему поздравляли коллектив, восхищались постановкой, игрой, отдачей актёров в создании таких разных и точно обрисованных образов.
        Вдруг на сцене появилась моя соседка - благотворительница.
 - Агния Львовна Барто! - объявил ведущий. - Её знают все присутствующие с детских лет, специально представлять её не нужно. Пожалуйста!

        Так вот почему её лицо, интонация, воспитанность и скромность показались мне такими обаятельными и давно знакомыми! Агния Львовна взяла микрофон и обратилась к залу: "Уже поздно, я не задержу вашего внимания: "Нет слова более простого: Играет Гений Гения Толстого!" Агния Львовна поклонилась залу и обняла  Игоря Ильинского. Зал снова забурлил аплодисментами.
       
        С тех пор прошло много лет, но кроме её краткого и сверхталантливого резюме, мне ни одно выступление не запечатлелось в памяти. А недавно, готовясь к 60-летию полёта первого человека в Космос, перебирая  подобранные материалы, я натолкнулась на описание встречи Юрия Алексеевича Гагарина с Агнией Львовной Барто. Он не только поблагодарил её за стихи для детей, но и отметил, что понял важность человеческой доброты только после её всем известного стихотворения: "Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу... Всё равно его не брошу, потому что он - хороший!"
        Да, во всём творчестве этой поэтессы сквозит ненавязчивая доброта. Всем миром была отмечена добрая улыбка Гагарина, а на сцене в исполнении Игоря Ильинского воочию предстала доброта великого русского писателя - Льва Николаевича Толстого. Наверное, доброта - это основное отличие по-настоящему русского и ещё советского человека!*


* Поздравляю всех читателей с Днём космонавтики! Желаю добра в лучшем понимании этого слова!

**Советую читателям открыть в Яндексе страницу "И.Ильинский, Малый театр, 1979 год, спектакль "Возвращение на круги своя".

*** Спектакль поставлен в форме драматической баллады по пьесе молдавского драматурга Ионы Друце.   
   
 
 


 


Рецензии
Замечательная история знакомства с поэтессой А.Барто. Не знал, что И.Ильинский играл Л.Толстова. Зная великого актера по другим работам, думаю, что он справился с ролью отлично, чему подтверждение стихи А.Барто. К своему стыду не смотрел этот спектакль.А про детей все верно...не хотят они теперь читать классику. Дерзну высказать предположение, что если бы роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина или "Война и мир" Л.Н.Толстого не входили в школьную программу, то очень немногие из современных детей имели представление, что написано в вышеперечисленных произведениях. Спасибо.

Антон Серебряный   13.04.2021 20:58     Заявить о нарушении