Приключения поляков на Кавказе

Большая часть польской эпиграфики на Кавказе связана с пребыванием в этом районе поляков в то время, когда часть земель Речи Посполитой находилась в составе Российской империи. Известно, что новобранцев с территории бывшей Речи Посполитой на Кавказ начали высылать после 1773 г., т. е. после ее первого раздела. Отправка ссыльных на службу на Кавказ в качестве наказания часто происходила во время войн, как, например, после похода Наполеона на г. Москва.


Польский историк Людвик Видершаль привел информацию, что в 1812 г. на Кавказ, по-видимому было отправлено 10 тысяч поляков, хотя в 1815 г. почти все они вернулись на родину. Другими польскими группами ссыльных на Кавказ стали участники восстаний за независимость, а также те, кто был репрессирован за участие в различных организациях, которые по мнению царского правительства создавали угрозу существовавшей тогда системе. По мнению профессора Веслава Цабана, с 1832 по 1855 г. на Кавказ попало ок. 41,5 тыс. жителей Царства Польского, то есть 21% от общей численности населения Царства, включенного в российскую армию. Поляков на Кавказ высылали до 1855 г., т.е. до последнего набора, проведенного в Польше перед январским восстанием, которое вспыхнуло в 1863 г.


Одним из самых ценных источников для исторических исследований польской эпиграфики на Кавказе, несомненно, являются воспоминания поляков, оказавшихся в этом регионе в XIX в. Чаще всего мемуары, писали политические ссыльные. Информацию о польской эпиграфике можно найти, например, в работе Матеуша Гралевского (1826–1891), который пребывал на Кавказе на рубеже 40-х и 50-х годов XIX в. Польские надписи находились на католических костелах, построенных польскими солдатами. Их начали возводить в середине XIX в., как, например, костелы в Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакске) или Дешлагаре (ныне село Сергокале). М. Гралевский заметил, что среди четырех святынь, находящихся в первом городе — православной, мусульманской, армянской и католической – наиболее ухоженной была последняя, расположенная на главной улице, ведущей с рынка до общественного сада. Костел был построен в форме квадрата с огромными окнами и с башенкой, украшенной картинами, представляющими четырех евангелистов.


Первые польские могилы, о которых сохранились сведения, связаны с пребыванием пленных на Северном Кавказе, после наполеоновской кампании. В свою очередь, на территории современного Азербайджана самым известным поляком, который там похоронен, является Павел Потоцкий. В 2005 г. была отреставрирована его могила, расположенная на берегу Каспийского моря. Тогда на ней поместили надпись на трех языках, польском, азербайджанском и английском: «Polski in;ynier Pawe; Potocki (1879–1932), kt;ry doprowadzi; do osuszenia zatoki Bibi Ejbat, umo;liwiaj;c tym samym pierwsze wydobycie ropy spod dna morza» (рус. «Польский инженер Павел Потоцкий (1879–1932), который осушил залив Биби Эйбат, что позволило добыть первый раз нефть со дна моря»). Из дневника М. Гралевского известно, что за пределами г. Баку, на территории, соответствующей тогда Кубинскому уезду Дербентской губернии, могилы с польскими надписями были в лезгинском Кусары. Однако, они не сохранились до наших дней. В Кусары находился также католический костел, построенный польскими солдатами в середине XIX в. Точная дата его возведения пока еще не установлена. Из работы М. Гралевского следует, что это произошло не ранее, чем в 50-е годы ХIХ в., так как на момент отъезда польского ссыльного из Кусары, что состоялось на рубеже 40-х и 50-х годов XIX в., там находилась только католическая часовня, переделанная из беседки. Здание костела в Кусары сохранилось, и в настоящее время в нем расположена художественная галерея.



Автор-составитель: ‘Али Албанви



Литература


1. Пшемыслав А. Обзор польской эпиграфики на Кавказе // История, археология и этнография Кавказа. Т. 17. №1. 2021. С. 61–68.


Рецензии