Мои первые пленэры или танец под дождём

Это было в середине восьмидесятых.После окончания средней школы ,я не добрала баллов для поступления на худграф в университет и папа  записал меня на годичные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства. Как говорится- корочку получить и без дела не болтаться. Не знаю ,почему именно так курсы были названы.Видимо ,для пущей важности. На самом деле выпускались через год обучения на этих курсах художники- оформители.Хорошая была платформа для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении. Что я в последствии и сделала. Программа была достаточно интенсивная, занятия проводились ежедневно,кроме воскресенья .Каникул у нас  никаких,разумеется, не было. Так что общение с одногруппниками было очень тесное и базовые знания были получены неплохие.
   Группа  была очень разномастной,
разновозрастной . Из краевого центра было совсем мало слушателей.Я была в их числе. В основном ,обучались приезжие со всего края.Они снимали комнатушки у местных бабулек, проживающих в частном секторе неподалёку.
   Несколько человек было таких же как и я- семнадцатилетних,остальные постарше: от двадцати до тридцати пяти.
   Кто-то выглядел забавно,кто- то нелепо,кто- то странно,кто- то эффектно . Но вы , наверное, встречали  таких людей,которые сразу тянут к себе внимание ,толком ещё не показав свою внутреннюю суть.Просто притягивают взгляд: внешностью, голосом,мощной энергетикой.
   В нашей группе тоже был такой человек. Звали его Иван. Ему было двадцать четыре года. Это был сельский парень,довольно скромно,неброско одетый; крепкого сложения ,какое бывает обычно у работящих парней,с детства привыкших к физическому труду; у него были тёмные,чуть волнистые волосы,чётко очерченные брови,густые ресницы; прямой ,красиво слепленный нос; тонкие губы и невероятно- зелёные глаза.Глаза были необыкновенные! В них жили искорки ! Лёгкий прищур выдавал в нём человека весёлого, всегда готового пошутить и посмеяться над чьей- то шуткой.
  Я,как юная нецелованная барышня,начитавшаяся романов и мечтавшая о прекрасном, благородном , красивом принце ,почти сразу в него влюбилась. Ну а как иначе? В кого же,если не в него? В нашей группе уж точно было не в кого,да и в двух параллельных аналогично.Не то ,чтобы я потеряла голову и жила этим чувством. Нет! Просто возникло новое для меня  состояние -состояние тонуса. Ты -натянутая струна,которая хочет ,чтобы её заметили и услышали её красивое звучание; ты готова зазвучать,но для этого необходимо прикосновение  гитариста.
  К тому же,очень быстро выяснилось,что ко всем своим достоинствам,гитарист(то бишь- Иван), ещё и  самый талантливый из всех. Его живопись впечатляла ! Он схватывал мгновенно и писал очень быстро и эффектно. Не боялся открытого цвета,контрастов и завоёвывал моё наивное сердечко этим ещё больше, чем внешностью и характером. А характер у него был ,надо сказать,просто замечательный. Он был очень лёгок в общении, и наделён от природы искромётным юмором. Остроумию научиться невозможно. Оно или есть,или нет. Пара слов ,сказанная им в нужный момент по определённому поводу,могла всю группу ввергнуть в приступ нескончаемого хохота. Таких людей называют -душа компании.Их всегда окружает множество друзей и приятелей,они знают кучу весёлых историй и анекдотов и всегда желанные гости в любом доме.Иван был именно такой. Но в моменты творческие он становился серьёзен и сосредоточен.Всегда,по всем предметам- он был первым.
  О моём к нему интересе Ваня ,конечно,не догадывался. Тогда(впрочем,как и сейчас),я считала,что ,как бы сильно тебе не нравился представитель противоположного пола- первый шаг должен исходить от него.Я умела скрывать свои чувства.
 Даже в школьные годы ни одна из моих подруг не знала кто мне нравится из одноклассников ( и до сих пор не знает).
Среди повышавших квалификацию художников я с первого дня сблизилась  с
Раечкой. Она  была замечательная- добрая,открытая,порядочная  . Но и ей моя тайна доверена не была. Рае было всего двадцать шесть,но мне тогда  она казалась взрослой,мудрой женщиной. У неё была крепкая любящая семья,которую она обожала: муж, пятилетняя дочь,были свои проблемы,своя взрослая жизнь.Каждый выходной Раечка на всех парусах летела в станицу,скучая и радуясь встрече с родными.
Мы с Раисой были единственными девушками в группе ,кто не водил хороводы вокруг красавца- Ивана .Остальные юные дамочки,словно пёстрые курочки возле породистого петушка кружили и кудахтали вокруг красавчика,хлопая нарядными крылышками.Разумеется,Ванечка наслаждался всеобщим вниманием по полной и ему было наплевать на двух подружек, игнорирующих  ажиотаж,вызванный его яркой персоной. Он купался в феерическом внимании поклонниц,сыпал остротами,веселил  байками и радовал девичьи сердца своим мимолётным вниманием.Завлечь нас с подружкой в лагерь своих поклонниц ,он не пытался.
   
 Тем неожиданней было для меня событие ,произошедшее в один из погожих летних дней на моем первом в жизни пленэре.
 Наша педагог по живописи предложила нам писать акварельные этюды с натуры в очень живописном месте,на берегу реки.В то время ещё не было моста через реку. Катер возил пассажиров на другой берег,где находились старые дачи. Мы отправились туда со своими этюдниками .Поехали не все.Некоторые нашли себе другие живописные уголки. Нас было человек десять. Весёлые,молодые, энергичные,мы восторгались летом,шутили,смеялись,поддразнивая друг друга...Я сетовала по-началу,что подружки моей с нами не было,но позже заразилась всеобщим весельем и перестала об этом думать.
   Высадившись на дачном берегу мы расположились кто где,выбрав себе местечко поудобнее  с хорошим видом на реку,берег и строения .
Я примостилась на травке у  широкого ствола старой берёзы.Остальные разбрелись по берегу,пристроившись кто где .
  Все принялись рисовать . Пейзаж был восхитительный: солнечные блики переливались на поверхности реки,делая её живой и нарядной; раскидистые ивы полоскали свои нежные ветви,низко склонившись над водой,а небо было такого насыщенного голубого оттенка,что не существовало краски,чтобы передать его цвет. Хотелось прямо в небо окунуть кисть и притянуть этот волшебный колер на бугристую поверхность бумаги.
  Живопись погрузила меня в сказочное действо...
  Когда эскиз близился к завершению,я услышала чьи- то шаги.Подняв голову, увидела Ваню. Он сел на корточки и протянул мне шоколадную конфету:
-На вот. Подкрепись.
-Спасибо.
-Как рисуется?Получилось?
-Пытаюсь.Сохнет очень быстро.
-Да. На улице быстро нужно кистью работать.А в такую погоду вода испаряется моментально.
 Я кивнула и откусила половинку  конфеты .
-Вкусная?-спросил он.
-Очень!
-Дай попробовать,- попросил Иван и придвинулся ближе.Зелёные искорки в его глазах бешено забегали.
 Я протянула половинку,что держала в руке.
-Нет. Не эту,- почти шепотом возразил он,-Я хочу узнать вкус другой половинки .Он придвинулся ещё ближе,уверенно привлёк меня к себе и жадно,долго и с каким-то необычайным,странным волнением принялся целовать меня в губы.Вначале я испытала шок от неожиданности произошедшего,но потом ощущение чуда,счастья и восторга стало заполнять мой мозг,моё тело и откуда-то из глубин подсознания раздобылось вдруг женское умение отвечать на мужскую ласку,удерживая и продлевая её...Струна зазвучала...

-Вы чего тут делаете? Алё!- прервал сладостное помутнение моего рассудка Юрка - наш одногруппник,закончивший пейзаж и бродивший по берегу ...

- И вправду вкусная,- тихо сказал Иван ,отрываясь от моих губ и дожёвывая половинку конфеты, перекочевавшую к нему во время поцелуя.

  Обратно к катеру,на удивление  одногрупникам ,мы шли в обнимку,сидели рядом и молчали. Мне казалось,что он также был ошарашен этой внезапной вспышкой,как и я.Иван пользовался таким безоговорочным авторитетом в группе,что никто не осмеливался что- то спрашивать у него по поводу нашего с ним резкого сближения или шутить на эту тему.Все знали как он мог остро и резко осадить ,если ему не понравятся чьи- то слова.Да и кулак, в случае чего ,у него имелся тяжёлый и ,хотя поводов не случалось его применить ,но было очевидно,что за ним не заржавеет.

   Мы не объяснялись,не говорили друг другу ничего о  чувствах.Не было ни обещаний,не признаний. Просто всё изменилось.

   Для меня мир вообще перевернулся.
Многие мои ровесницы уже не то ,что поцелуи познали,они были сведущи в вопросах,о которых я знала,лишь по- наслышке. И теперь,когда дверца в  мир чувственности чуточку приоткрылась передо мной,мне непреодолимо захотелось ,чтобы она распахнулась пошире...

 Следующая вылазка на пленэр планировалась через неделю. Всю неделю Иван был рядом,проявлял активное внимание,много говорил,помогал разобраться в тонкостях акварельных заливок,но искорки в его зелёных глазах были те же,что я видела на берегу под берёзой...

 Подружка моя всю неделю на занятиях отсутствовала из-за простуды,которая не позволила ей вернуться в город,но моя голова была так занята Иваном, что я не очень-то по ней скучала.

  В субботу после первой пары мы были отпущены на пленэр.Ребята,которые жили в станицах, уехали домой,воспользовавшись моментом и планируя выполнить задание в живописных уголках своей малой родины. Компания же из шести человек,в которой были и мы с Иваном, отправилась теперь в совсем противоположный район мегаполиса- туда где жила я. В то время это была окраина. За нашей девятиэтажкой располагалось огромное пшеничное поле,за полем небольшой лесок,а за ним речка- текучка с песчаным пляжем.Вот туда мы и направились ,предварительно переодевшись в пляжное у меня в квартире и, взяв гитару и нехитрый сухой паёк. Мы решили совместить приятное с полезным и раз уж идём в такой расчудесный денёк в импровизированный поход,то весь соответствующий этому реквизит, был взят с собой .

   До пляжа  было не меньше получаса ходьбы ,но зато какой чудесный вид предстал перед нами! Чистый и мягкий песочек  так приятно охватывал босые ступни; ивы и  вербы танцевали под шум подвижной прозрачной воды,нежно касаясь листочками наших плеч и рук,когда мы проходили мимо; птицы щебетали весело и задорно...На другой стороне широкой реки мирно паслись пёстрые коровы,а вокруг просто буйствовала всевозможная растительность! Казалось,что этот милый уголок природы так рад нашему приходу,что хочет показать это нам любыми доступными способами.
  Люди ещё очень редко посещали этот диковатый пляж- лишь по праздникам и большими компаниями. И сегодня ,если не считать парочки рыбаков,мирно удивших рыбку с берега, он был пустынен.
  Первое,что мы сделали- смыли с себя в журчащей прохладной речке всю городскую пыль. Мы резвились,хохотали и радовались совсем по- детски :  брызгались,ныряли,
шутя топили друг друга..
 Наплескавшись,все расположились на покрывале,расстеленном у берега и с  аппетитом поглотили бутерброды,закусив спелыми сочными грушами.Затем  стали оглядывать окрестности,выбирая каждый себе красивый вид для  живописи.
 Но тут наше внимание привлекли  рыбаки , упомянутые выше. Надо заметить ,что их внешние данные так разнились,что их тандем изначально выглядел несколько комично. Один был ростом под два метра,
широкоплеч,с заметным брюшком,а другой, был не выше метра пятидесяти,щуплый и тщедушный.Когда эти двое принялись совершать действия явно браконьерского характера,  эффект комичности усилился в разы. По всей видимости,они отчаялись добыть улов с помощью  удочек и решили воспользоваться другим способом рыбной ловли. Из рюкзака мужчины достали длинную,не очень широкую сеть и прикрепили её с обеих сторон к палкам,найденным поблизости.Следующим  шагом браконьеров было очень удивительное, на наш взгляд, распределение ролей. Маленький зашёл в воду по самый подбородок, держа в руках один конец сети,закреплённой на палке,а большой пристроился с такой же палкой с натянутой сетью на берегу. Затем они пошли в одну сторону,растягивая сети: маленький по дну,подпрыгивая и чуть ли не захлёбываясь речной водой; а большой спокойно и воляжно по песчаному берегу,озираясь по сторонам. Это было так нелогично и смешно,что мы забыли вообще зачем мы сюда приехали и с любопытством наблюдали чем закончится эта охота на рыб.Мы высказывали разные предположения по поводу странного распределения расположения товарищей по ловле и пришли к общему мнению,что большой просто не умеет плавать. Однако ,мы не могли и подумать насколько дальновиден был план закононепослушных рыбачков. Большой озирался не напрасно.Оказывается ,эта акватория активно патрулировалась  катером Рыбнадзора. Как только большой слышал звук мотора
приближающегося катера ,он кричал маленькому:
-Лёха!!! Шухер!!!
По этой команде Лёха приседал,теряясь в глубинах речки,а большой падал на спину ,прикрывая телом палку с сетью, и замирал в позе загараюшего курортника. Это было так изобретательно и так неожиданно,что мы чуть не зааплодировали ,увидев этот спектакль в первый раз. Надо отметить,что на Бис актёры прибрежного театра сыграли эту сценку за время нашего там прибывания не единожды .И каждый раз это было артистично и слаженно. Мы просто давились от хохота! Рыбнадзор   ничего и не заподозрил.Но и рыбаки  ничего не поймали,не смотря на приложенные усилия.
Несколько блестящих небольших рыбёшек, попавшихся в сеть,с досадой были выброшены назад- в среду естественного обитания.
  Наш интерес к столь необычной рыбалке тоже иссяк и мы,наконец,разбрелись по берегу со своими кистями и красками .
 
   На этот раз ни у Ивана,ни у меня с живописью  совсем не заладилось.
Как только ребята скрылись из виду,наши губы снова встретились и мы погрузились в какой- то свой сюрреалистичный мир ,где никого больше не было.Я находилась ещё в том наивном неведении юности,когда прилюдия кажется не подготовкой к действию,а самим действием,когда именно она кажется сердцевиной запретного плода. Поцелуи длились бесконечно-будто в другом измерении,где время течёт иначе или его нет вовсе .Остановиться было совершенно невозможно...
  Я вздрогнула,когда Иван,оторвавшись от моих губ, спросил меня совершенно чужим,изменившимся голосом:
- Ведь ты же ещё салага? Ничего у тебя не было?
 Я кивнула. Он вздохнул :
- Я не трону. Я понимаю...
Он снова покрыл поцелуями моё лицо,глаза,лоб,губы...

 - Ау! Ребята! Вы где? Надо уходить! -послышалось издалека,-Дождь будет!

  Мы нехотя побрели к товарищам . Все уже собрались в обратный путь . Четверо наших одногруппников быстрым шагом шли впереди,опасаясь попасть под дождь,а мы шли сзади,останавливаясь буквально на каждом шагу. Ваня крепко прижимал меня к себе и целовал,целовал ...
  Пошёл дождь. Наши товарищи перешли на бег,скрывшись из виду,а мы ,даже не прибавили шаг.
  Мы всё также останавливались и нежно и долго и беззвучно объяснялись друг другу то ли в любви,то ли в симпатии,то ли ещё в чём ... Он держал над моей головой гитару.Дождь барабанил по ней ,выстукивая ритмичную дробь и хотелось  танецевать  под этим летним дождём,на узкой тропинке,между зарослями дикой ежевики и тополиной порослью.
-Как музыка,- произнёс Иван,вторя моим мыслям,- Давай потанцуем.
 Я рассмеялась:
-Давай!
Мы стали медленно танцевать ,крепко обнявшись. Гигантские капли летнего дождя падали на корпус  с гулким звуком,задавая ритм музыке .Одной рукой Иван прижимал меня к себе,обхватив талию,а другой продолжал держать инструмент над моей головой...
  Потом мы достали из пакета покрывало и спрятались под него вместе с подругой шестиструнною.Конечно,оно быстро промокло,но  нам было так жарко и так радостно,что мы этого не заметили.
Мы продолжали делать долгие остановки,
целуясь и наслаждаясь
необыкновенными ощущениями,которые ещё сильнее обостряла непогода.Мы как могли пытались отдалить окончание этого эмоционального,яркого дня.

  Ребята нас заждались. Пока мы шли,они уже переоделись и моя мама,рассадив всех на небольшой кухоньке, поила  горячим чаем с пряниками.
  Мы ,притихшие,присоединились.
Ваня был не такой весёлый и искромётный как обычно. Он молча пил чай и смотрел на меня.А я на него. Приятели наши щебетали ,хохотали,обсуждали нашу вылазку и ,казалось,не замечали нас. А мы не касались друг друга,но ещё держали физическую связь,хотя и невидимую.
  Когда все ушли,мама подошла ко мне:
- Влюбилась?
- Как ты догадалась?
Мама рассмеялась и обняла меня.
- Красивый парень,- сказала она.
- А какой талантливый!- радостно подхватила я.
  Мы немного поболтали и я ,забравшись в постель вдруг снова ощутила его поцелуй.
Ощутила так явно,будто он был со мной здесь- рядом ,просто он был невидимый. Помните чувство,когда на море долго качаешься на волнах,а потом вечером ,засыпая,снова чувствуешь волны? То же самое было со мной в тот вечер.

  В понедельник я надела самое красивое своё платье. Я чувствовала себя счастливой,
привлекательной,меня переполняла радость
встречи с объектом моей пылкой влюблённости.

  Это был очень странный день.
Преподаватель по рисунку почему- то решила ,что у меня день рождения и поздравила меня ,хотя я сказала ,что это не так.
  А один из ребят,которому я нравилась ,сбегал на рыночек на углу и подарил мне  букетик белых гвоздик . Я объясняла,что у меня День рождения в Апреле,но почему-то меня никто не слышал.
 Странный  был день. Странный.

 Раечка, приехавшая накануне,  очень удивилась переменам в моей внешности и настроении .Ей не терпелось узнать в чём дело,но я неубедительно отмахивалась, ещё больше подогревая в ней любопытство.

  Иван чуть опоздал и пришёл уже во время занятия.Он окинул меня восхищённым взглядом,слегка улыбнувшись,от чего сердечко моё забилось часто- часто; потом удивлённо посмотрел на букет и невозмутимо присоединился к рисующим.
  На переменах я видела,что Ваня пытается уличить момент,когда я буду одна,но такого момента не было -рядом всё время была Рая.Он с какой-то непонятной мне тревогой поглядывал на наше шушукание и мрачнел.
 
-После занятий пойдём прогуляемся в сквер и ты мне всё расскажешь,- дала мне команду Раиса .
-Есть,- задорно ответила  я. Мне и самой хотелось выговориться . Мои эмоции требовали выхода.

 После занятий мы с подружкой,как и планировали,отправились в ближайший скверик и,слопав по мороженому ,устроились поудобнее в тенистом уголке на старой лавочке . Я поведала Раисе о  делах своих сердечных и вопреки моим ожиданиям ,рассказ мой её вовсе не порадовал.
Напротив - Рая  выглядела  озабоченно и растерянно.Она
немного помолчала,а потом стала меня убеждать,что нужно забыть это кратковременное помутнение,что всё это не серьёзно и не стоит забивать себе голову всякой ерундой.
 Тут уже встрепенулась я. Ничего себе- ерунда! Первый поцелуй,первые чувства,пробуждение ото сна,можно сказать, а она: " Забыть!"  !?
Да как это возможно ? Да и почему, вообще-то?
  Рая,вздохнув, произнесла:
- Если бы ты знала ,Ларочка,как мне не хочется вести с тобой этот разговор! Как мне нравишься ты в этом возвышенном,
влюблённом состоянии,в приподнятом настроении! Такая красивая,такая улыбчивая! Только вот предмет любви оставляет желать лучшего. Поверь!
  Тут уж и я посерьёзнела основательно.Сердечко забилось громко и тревожно .
- Однажды мы с Иваном совершенно случайно пересеклись на рынке вечером ,- продолжила Раиса,-Он вызвался помочь мне сумку донести .Донёс до домика ,где я обитаю.Вошли. А он как прижмёт меня в коридоре! Аж дух перехватило. Ну,ты теперь уж знаешь как он может. Я от неожиданности так растерялась! Даже не попыталась вырваться.А потом опомнилась.Думаю- да что же это я делаю? Да как же это вообще возможно? Я же,Ларочка,мужа своего ,больше жизни люблю, доченьку обожаю ! Всё ведь хорошо у меня в семье - и ласки вдоволь и любви.  И тут такое!!! Поплыла ведь... Поплыла! Еле в руки себя взяла,еле остановилась.А мачо наш,видать,думал, что терять мне нечего,что здесь мужика моего поблизости нет и можно голову мне заморочить. И  чуть не поддалась ведь! На счастье разум ко мне вернулся.Под расстрелом бы никому не рассказала про это ,если бы не твоё откровение. Если бы я знала,что он нравится тебе,я бы остерегла,предупредила.Но у меня и в мыслях не было,а ты никак не показывала свои чувства.
  Я онемела. Сначала хотелось крикнуть Раисе,чтобы она замолчала,потом показалось ,что она наговаривает зачем- то  на такого расчудесного парня,а потом промелькнуло,что она сама его спровоцировала  .
  Все эти умозаключения ,видимо ,легко читались на моём лице.
  Рая снова вздохнула и сказала:
- Но это не самое главное .В жизни ведь всякое бывает: сначала с одной развлечься хотел,а потом другая полюбилась.Ладно бы,коли так. Это всё можно понять.
- Как? Ещё что-то?
- Ещё.Он потом,после того,как я его отшила не ушёл. Попросился чаю попить,поговорить. Я позволила. Он попыток приставать больше не возобновлял.Мы долго разговаривали о жизни,о семье. И он сказал мне,что пять лет уже  как женат.Фотографию мне показывал жены своей: маленькая такая, худенькая,с косой русой.Они ровесники-  со школы вместе.Детей вот только нет.Не получается. Четыре выкидыша уже было у неё. Бедняга...Рассказывал как любит её,как жалеет...Пойди их разбери...
Вот такие мужчины непонятные люди,подружка.Одних они любят и жалеют, других целуют, третьих хотят в постель затащить... Тебе ещё предстоит в этом не раз убедиться. Извини,что расстроила тебя,но промолчать сейчас было бы с моей стороны подлостью.

 Я слушала Раису, замерев. Мне казалось, что я превратилась в ледяную скульптуру, безмолвно застывшую в залитом солнцем сквере в жаркий летний день.Говорить я не могла. Да и нечего было говорить .И не о чем. Всё было совершенно ясно.

  На другой день Иван попытался как- то затронуть меня,но по моему  взгляду он понял,что с Раей у нас произошёл откровенный разговор. Как часто бывает у молодых- я не воспринимала полутонов: или холодное,или горячее; или да ,или нет; или подонок,или герой.Зарождавшиеся мои чувства к талантливому красавцу угасли так же быстро,как и разгорелись.

 Всё постепенно вернулось на круги своя. Мы все снова погрузились с головой в учёбу,
готовились к просмотрам,зачётам,
рисовали, писали,чертили...Иван стал для меня невидимым.Совсем.

 Это было первое  разочарование,которое ознаменовало собой начало взрослой жизни,полной противоречий, неожиданных поворотов,ошибок,огорчений и прекрасных,счастливых,радостных вспышек.

  И всё же ,спустя тридцать пять лет,я хорошо помню ту историю и всех её участников ,хотя после окончания курсов ни с кем,кроме Раисы никогда больше не виделась.Я хорошо помню тот свой первый в жизни поцелуй на первом в жизни пленэре и медленный танец под дождём ,открывшие мне глаза на то,как мы можем быть бессильны перед зовом природы,
отключающем в нашем мозгу  способность трезво мыслить.Мы падаем в глубокий колодец,летим туда с наслаждением и не думаем о том как потом выбираться. Хорошо,если кто поможет.Мне помогли .
Может поэтому я вспоминаю это первое своё знакомство со сложным, непостижимым миром мужчин без тяжести и горечи.
Просто не случилось глубокой раны.
А лёгкий порез заживает быстро .

 


Рецензии