Сказки бабушки Томы

ОКЕАН

Ну, ты представляешь магазин Океан? Длинный такой, большой, везде рыба была навалена, консервы… Сейчас захожу в магазин – ничего нет, все витрины и морозилки закрыты. У самого входа сидят два кассира. Что продают. Стоит что-то яблочно- облепиховое. То ли сок, то ли напиток. Сладкий рулет, печенье, тесто, яйца. Яйца по три двадцать, но без талонов. А в магазинах три сорок, по талонам. Правда, торчали лапки кальмаров, 5 рублей кило. 25 рублей – вареный краб. Удручающее впечатление производят пустые витрины, я впервые такое вижу. А продавщица говорит:” Да что вы тут возмущаетесь, может, мы завтра вообще работать не будем. Может, нас завтра купит какой-нибудь кооператив. Цены сразу подскочат. Вот тогда узнаете.”  Я говорю: ” Ну ладно, хоть появится что-нибудь, будем ходить, смотреть да облизываться.”

РИС
         
Захожу в магазин – дают рис. Раньше давали 1,5 кило на талон, на квартал, а теперь дают кило восемьсот. Стою, а уже темнеть начало, света в магазине нет, я поняла, что это какая-то авария, огней нет в соседних домах. Тут продавщица говорит: ”Больше не занимайте за рисом, 10 мешков всего привезли, в каждом мешке по 50 килограмм”. Ну, мы так погадали-погадали: 10 мешков много, что же мы будем не занимать, мы тут подсуетились и стали очень даже не не занимать. И стоим. Кто-то берет на 8 талонов, кто-то на 15. Темнеет. Потом вдруг свет включился. Мы обрадовались.  Через минуту опять выключился. Ну думаем, в темноте она не будет торговать. Говорим: ”Эй, мужички, у кого есть фонарик?” У мужичков фонарика нет. А тут женщина, которая за мной, говорит, что дескать, отстояла 2 часа за подсолнечным маслом, по 4 рубля литр. Говорит, горькое, но надо щепотку соли кинуть, она всю горечь возьмет. А другая говорит – я бросала, все равно горькое. А что делать? Подсолнечного масла долго не было, вот его и берут.
Продавщица говорит: ”Осталось два мешка риса, больше нет”. Ну, мы посчитали так – вроде бы нам должно хватить. Мы уже поворачиваем к стеночке, так что все пока хорошо. Продавщица говорит: ”Остается полмешка риса”. Толпа стала возмущаться. “Как это так! Мы вот тут стояли, не заворачивали, было 10 мешков, сейчас повернули и уже половина. Мы простояли два часа, вы что, 500 килограмм продали?” Она, значит, шумит: ”Идите проверяйте, я вообще деньги сейчас пойду сдавать!”
Тут какой-то мужичок фонарик притащил из машины, взяли продавщицу и пошли искать, где рис. Приходит вдруг заведующая и говорит: ”Ну, я не знаю, будет ли она торговать – по инструкции не положено в темноте, денег не видно, весов не видно”. Толпа завозмущалась: ”Что значит – захочет не захочет, мы 2 часа отстояли, сколько можно над людьми издеваться!” Тут привели продавщицу с двумя мешками риса и фонариком, потом притащили свечку, поставили свечку около весов. С той стороны поставили, отсвечивает, сколько там чего, а с нашей стороны ни черта ж не видно! Ну вроде по привычке она взвесила, взяла я рис и пошла домой.
Но мы были очень тронуты их заботой, что они в нарушение инструкций стали отоваривать талоны. Мне говорят: ”Ну, если бы они не стали торговать, магазин бы разнесли”. Да кто разнес бы? Там одни женщины и стояли. Мужичок с фонариком культурный был, а еще один был подпитой, тоже с “фонариком”, но он не светил, а выражался, вот он может быть и разнес бы.

СЫР

А продавщицы, которые продают бутерброды с сыром, тоже разные: полненькая – ничего, черненькая – ничего, а молоденькая – вредная. Я подхожу и говорю: ”Дайте мне пожалуйста три бутерброда с сыром”. “Только два даем”. “Но мне три надо, у меня трое”.
И даю ей мешочек полиэтиленовый, чтобы она сразу туда положила. Она мешочек отодвигает и говорит: ”Нет, только два и только здесь.” Приносит мне два бутерброда в маленькой узенькой бумажечке и всё. То есть не на вынос, а чтобы тут есть, в мешочек она сунуть не может, она может сунуть их в маленькой узенькой бумажечке, чтобы съесть эти бутерброды ЗДЕСЬ.

1990 год

(ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО В КНИГЕ "ДРУЗЕЙ НЕ ЗАБЫВАЮТ", ТЕЛЬ-АВИВ, 2016)


Рецензии