Взаимопонимание - источник альтернативной энергии
Тем не менее, теория расходится с фактом. Мы живём в эпоху повышенной конфликтности – межнациональных, внутрисоциальных и внутриличностных противоречий. Мир сотрясают войны и революции, и только в некоторых странах внешние реформы приводят к внутреннему прорыву, обогащению и развитию ментальности нации.
Именно сейчас растущая ментальность украинцев как никогда чувствительна и уязвима. Давайте обойдёмся без повторения затёртых тезисов о том, что нами управляют СМИ. Нами управляют прежде всего наши желания и слабости. Это не хорошо и не плохо. Это следует просто признать.
В окружающем мире информация струится мощными потоками, мы живём в ней, поглощая её в невиданных прежде количествах. Наличие внутренних (психологических) и внешних (технологических и социальных) фильтров далеко не всегда облегчает восприятие мира. Скорее, напротив, мы часто получаем тенденциозную картину мира.
В этом материале я ставлю перед собой задачу по возможности прояснить термин «картина мира» и раскрыть его в присущей ему полноте. Это напоминание не будет лишним в век нарастающей специализации и активного практицизма.
Картина мира — совокупность основанных на мироощущении, миропонимании, мировосприятии и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человека (мыслящего субъекта) о нашем мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
Итак, в этом определении мы видим четыре компонента: мироощущение, мировосприятие, миропонимание и мировоззрение. При этом в обыденной речи на слуху только последние два понятия, возможно, потому что они легче поддаются вербализации. Что же касается мироощущения, кажется сложным его анализ и изложение. На протяжении многих веков цивилизация и культура накладывают запрет на проявление и вербализацию инстинктов, привлечение внимания к сфере ощущений. Мы видим мир индивидуально и редко говорим об этом. Что, если принятие инстинктивной (лимбической) сферы приблизит человека к внутренней гармонии и придаст ему энергии? Что, если уже при жизни нашего поколения будут раскрыты «подводные камни» психики и пересмотрены определения состояний психики человека? Названное удобно и привычно. Неназванное сложно и пугающе. Сама динамика переходов между состоянием максимального самоконтроля и концентрации на высших потребностях и погружением в глубины бессознательного и захваченностью психики инстинктивной сферой может быть не атавизмом, а мощным источником творческих ресурсов и запасом прочности и адаптивности для экстремальных ситуаций.
Нам нужно (физическое - прим.авт.) тело для принятия сигналов внешнего мира и сознание для постановки задач, а также язык со всеми его аспектами и стилистическими нюансами. Нам нужна еще большая осведомленность о процессах нашей психики и ещё большая свобода от ярлыков. Человеческий мозг – одна из самых загадочных территорий во Вселенной. Именно поэтому синергия даже двух сознаний способна творить чудеса, что уже говорить о больших коллективах.
Этот рисунок предельно схематично показывает четыре основных компонента картины мира. В данный момент трудно найти человека, чьё сознание предельно гармонично и интегрировано. Есть определённые преференции, основанные на изначальных автоматизмах психики, а также на опытах освобождения от рамок этих автоматизмов. Картина мира создаётся и нарабатывается в течение всей жизни человека, а действия его могут быть обусловлены ею в большей или меньшей степени. 21-й век - век эпигенетики (системы представлений о том, что гены уже не являются определяющим фактором антропогенеза) и синтеза научных течений, а также активного включения в мышление результатов трансцендентных/трансперсональных опытов и состояний. Теперь религиозная и мифологическая картины мира из самодовлеющих становятся дополнительными, предельно рационализируемыми элементами общей синтетической модели мировосприятия. Обращение к мифологическим архетипам – это всего лишь способ усилить креативность и артистизм в соответствующих ситуациях, повысить ресурсность психики и мощность воображения. Религиозная картина мира может выполнять в этой модели мотивирующую функцию, терапевтическую или стабилизирующую, переплетаясь в общим философским базисом. Итак, возможно, правильный выбор – не опираться на авторитеты, а синтезировать элементы картин мира и, получая больший доступ к устройству своей личности, безупречно регулировать её проявления даже тогда, когда со стороны отдельные поступки кажутся немотивированными и импульсивными.
Как мне кажется, именно интеграция субъективных картин мира – это большая, яркая, внушительная и актуальная задача. Уже само развитие контроля над эмоциями спасает жизни людей и улучшает их качество. Соотнесение индивидом (попр.авт.) своей субъективной картины мира с обыденной или научной – это длительный и тонкий процесс. При этом вероятны внутренние метания, рост и падение качества жизни, продиктованные аксиологическими переменами и кризисами. Умение осознать и признать свою систему ценностей ведёт человека к состоянию внутренней ясности и самоактуализации, но и здесь возможны «подводные камни», такие как излишняя привязанность к доказавшим свою эффективность привычным моделям мышления. Умение же сменить угол рассмотрения текущей темы, чтобы выйти за пределы привычного мышления и перевести проблему в задачу, уже говорит о высоком уровне рефлексии и креативного потенциала.
Сейчас многие авторитетные издания говорят о том, что ясное мышление автоматически повышает качество жизни. Увы, это не совсем так. Ясность мышления – это маленький бонус ко всем остальным важным качествам человека. Она не гарантирует побед и достижений во всех сферах жизни, но даёт дополнительную мерность восприятия происходящего, следовательно, может привести к повышению контроля над жизненными ситуациями и уменьшению количества ошибок.
Давайте говорить хотя бы иногда неторопливо и вдумчиво о наших картинах мира, об идеалах, ведущих нас, с целью правильно применить отпущенное нам время жизни и выйти на максимальный уровень эффективности.
2016
Написано в Одессе для журнала "Чёрный мел"
***
Марина Чиянова, приглашённый соавтор экспериментального молодёжного журнала "Чёрный мел", с информированного согласия главного редактора Александра Макарова, г.Одесса, перенесла данный материал на портал Стихи.ру во избежание блокировок как украинской стороной ("Мининформполитики"), так и российской стороной ("Роскомнадзор").
Согласие главного редактора на републикацию данного материала было получено в электронном письме от конца марта 2021 г.
Как корреспондентка данного журнала, украинская журналистка Марина Чиянова не всегда разделяет позицию главного редактора по вопросам свободы слова, религии, украинской и советской национальной памяти и особенно - законодательства о социальной и миграционной политике.
NB! На момент начала сотрудничества с редакцией онлайн-журнала "Чёрный мел" Чиянова Марина Викторовна не была в надлежащем порядке ознакомлена с полной биографией главного редактора, что могло повлиять на её выбор места производственной практики на старших курсах высшего учебного заведения ОНУ им.И.И.Мечникова.
С точки зрения философии и искусствоведения, дистанционные деловые отношения между главным редактором Макаровым А. и журналисткой Чияновой М. базировались на их общем
академическом и практическом интересе к эстетике футуризма в литературе и методикам написания научно-фантастической прозы.
Как автор и соавтор журналистских материалов на различных языках, Чиянова Марина Викторовна давно (как минимум, с 2005 г.) выступает с позиций умеренного просвещённого мультикультурализма в электронных коммуникациях, а также, как правило, при наличии времени и средств, в т.ч. технических, педантично цитирует доверенные ей открытые источники информации.
Любые комментарии, написанные в состоянни аффекта, вызванного реформами и изменением законодательства, касающегося работы СМИ, являются экспериментальными работами и также защищены авторским правом.
Авторы не несут ответственности за ситуации и эпизоды открытой дискриминации по этническим, возрастным или экономическим признакам, в которые могли попасть при исполнении журналистских/редакторских обязанностей или в свободное время.
В случае, если данная корреспондентка получает информацию из закрытых или привилегированных источников, она использует дозволенные законами и подзаконными актами псевдонимы, криптокоды и/или другие методы защиты данных.
К сбору средств на счета украинской ООО "Светлый дом" данная журналистка по состоянию на 2021 г. отношения не имеет и отказывается давать свидетельства о распределении финансовых средств данной организацией и/или её филиалами, т.к. согласно украинскому и зарубежному налоговому законодательству счета ООО, базирующихся на территории Украины и сопредельных государств, являются динамическими и защищены банковской/коммерческой тайной.
Нецелевое распределение средств на официальном уровне запрещено уставом ООО и исключено самой системой финансирования, за исключением форс-мажорных ситуаций.
Свидетельство о публикации №221041100695
У меня появилась мысль сделать своеобразный перевод на язык обычного читателя. Но тогда статья сократится более, чем наполовину.
Это просто мои размышления, не более того.Повторю: статья очень понравилась.
Вадим Егоров 17.05.2021 23:16 Заявить о нарушении
Можно сделать и рерайт, но только если газета будет не против.
Марина Чиянова 18.05.2021 08:55 Заявить о нарушении