Экстерн

Сам не знаю, отчего это получилось. То ли потому, что колбасы переел. То ли потому, что с нервами что-то случилось (вчера на алгебре математичка как заорет – от лампочки кусок стекла отвалился и рядом со мной упал). Но решил я, товарищи дорогие, зоологию экстерном сдавать.
Предмет этот мне легко дается.
А надобно сказать, что у нас в школе даже слова такого никто не знает – экстерн. У нас его спокон веку никто не сдавал. А я про него в газете прочитал.
На следующий день в школу прихожу, Максу (своему другу) говорю: так, мол, и так, зоологию сдаю экстерном. Он мне лоб потрогал и говорит: “Говорил я тебе чая в нашей столовой не пить. “ Я полчаса потратил, чтобы объяснить, что не в чае дело. Наконец он говорит: ”Ну ладно, я тогда вместе с тобой сдам”.
Вместе так вместе. Решили к завучу идти. Подходим мы к учительской и тут-то нас начинает трясти. От страха. А вдруг завуч заорет на нас страшным голосом? А вдруг её длинная и очень тяжелая длань опустится на наши грешные и ни в чем не повинные головы? А вдруг с точки зрения завуча экстерн – это что-то антиперестроечное и противоречащее советским законам и т.д. и т.п. ? И сразу же звонок на работу родителям со всеми вытекающими последствиями (которые кстати очень болезненны).
Такие мысли терзают нас и трясут, как вдруг открывается дверь учительской и прямо на нас идет завуч, блестя очками, яркость которых сравнима с лучом гиперболоида инженера Гарина. Мы с Максом побледнели, позеленели, съежились (кто хоть раз видел гиперболоид в действии) и голосами кранов после отключения воды извергаем водопад слов: ”Лина Сергеевна, мы…это…ну…как его…экстерн…по зоологии…можно сдать?” Завуч на нас очень уважительно смотрит и говорит: ”Я на вас, мальчики, просто поражаюсь. Так дела не делаются. Надо заявление написать, красочно оформить, чтобы все было по правилам: с чувством, с толком, с расстановкой. А там посмотрим.” И ушла.
Я отдышался. Не заорала! Не опустила! Не позвонила! Мы её, видно, здорово ошарашили, она, наверное, до сих пор в себя прийти не может. И видно, способность соображать у неё отшибло – она свои уже в сотый раз заученные предложения понесла. “Красочно оформить, видали?”
Тут звонок прозвенел. Мы с Максом – в класс. После уроков договорились дома эти заявления написать. Назавтра прихожу в школу, поднимаюсь по лестнице, и вижу, как сверху спускается завуч. Она меня этак останавливает и спрашивает: ”Ну что, написал заявление?” Я ей подаю. Она как пошла визжать:” Это ты почему надо мной издеваешься? Какое моральное право ты имеешь плевать мне в лицо? Ты посмотри, что ты пишешь! Это не буква “ж”, это закорюка какая-то антисоветская! Хочешь заявление писать – составь наброски, потом черновичок, потом черновик, потом перепиши начисто, потом набело! И чтобы все как полагается!” Посверлила еще немного своими гиперболоидами и стала вниз спускаться, вся красная, как перезревший помидор.
Тут вижу – Макс рядом стоит, все слышал. После уроков остались в кабинете и стали действовать по плану завуча. Через два часа все было готово. Мы чистую 48-листовую тетрадь наполовину исписали, пальцы в мозолях, ручки протерлись. Поднимаемся наверх, к учительской. Завуч сидит, тетради проверяет. Макс говорит:” Мы это… написали заявление.” Завуч посмотрела, взяла лупу. 15 минут она листок разглядывала, потом посмотрела с обратной стороны, понюхала, потрогала на зуб и говорит:” Вот сейчас хорошо! Вот так и надо было! Только это не ко мне обращаться надо, а к директору.”
Взяли мы наше заявление (одно на двоих) козырнули завучу и смылись. Бежим вниз, Подбегаем к кабинетику товарища директора, открываем дверку рученькой (а не ноженькой), протягиваем свое прошение. Директор читает, отодвигает заявление и говорит отечески, что экстерн имеет право сдавать только тот, кто по всем предметам имеет 5 и идет на золотую медаль. Мы стоим с таким видом, как люди, у которых из кармана куртки украли килограмм конфет “Мишка на севере” и 2 килограмма жвачки “Дональд”. “Хоть бы убыток возместила”,- ворчит Макс. “Я весь стержень исписал. И уже (вот гадство) пять билетов выучил.”         
Назавтра он получает по зоологии пять!!!

1989 год

(ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО В КНИГЕ "ДРУЗЕЙ НЕ ЗАБЫВАЮТ", ТЕЛЬ-АВИВ, 2016)


Рецензии