Долгая дорога к Богу Гл. 5 Часть 7-10-8 1943 год

На фотографии: Борис, Милочка и Ираида.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 5  ДЕТИ  АЛОИСА  И  ПРАСКОВЬИ
ЧАСТЬ 7-10 - 8    1943-44 гг.

                Д Н Е В Н И К   Б А Б У С И
               
                1 9 4 3 год               


    24.01.43. Суровые морозы.  Ветер. Страшно за Идку. Бужу её 20 минут 7-го.  Сорок минут вожусь с ней. Иногда всласть придётся и наругаться.
 Не было случая, чтобы у неё не пропало что-нибудь: или валенок или ещё чего-нибудь. Ничего не могу поделать с её неряшеством.  В данном  случае надо следить за каждым её шагом,  а что я могу сделать, когда к вечеру я уже даже говорить не могу от слабости.

В 7 часов она уходит. Когда её маленькая закутанная фигурка потонет в предрассветном сумраке, я захлопываю дверь, предварительно напутствуя её, чтобы она осторожно переходила дорогу и уже не перестаю  волноваться до тех пор,  пока её замороженный носик не  покажется  в  дверь.

На новый год у них в школе была ёлка. Ида взяла Борю с собой.  Очень были довольны:  - "Нам дали вот такую булку!  С  вареньем!"  -  "Скушали?" - "Мы её разделили пополам.  Очень вкусно". Перед этим им  4 дня не давали завтрак:  копили к празднику. Показывая, каких размеров булка,  Ида развела руками чуть не в полтора метра. Хотелось показать, какое чудесное угощение было!

К седьмому  закололи свинку.  Прошло сравнительно спокойно,  хотя  Ида волновалась. Скрыть в нашей обстановке такое живодёрство, конечно, было нельзя, но опытная рука провела эту операцию мгновенно и из  подвала не было слышно ни малейшего звука (да ничего и не  было).

За  удалением кишок следили оба.  Мечтали о жареном...,  о колбаске.  И,  действительно, вышел чудесный плов, лапша... Испекли пироги: с капустой, с картошкой,  с сагой и луком, с ливером, лепёшки сладкие.

Воля  привёз масла, сметаны, селёдки, колбасы, сушек, конфет. Всё это, конечно, в минимальных порциях, но целых 4 дня мы отдыхали от ... Пили  вкусный кофе мокко с молоком и сахаром.

Только к Рождеству я привела комнаты в надлежащий вид. Дети нарадоваться не могли,  когда были повешены занавеси,  панно. Даже Милка  покачивала в ту и другую сторону головой,  что означало:  - "Ах, как  хорошо!
 Канун я была уже одна до утра праздника: и Нина и Воля сутки  дежурили. Я встала в  5 утра, и к их приходу было все готово: тепло,  уютно, празднично накрыт стол и празднично одеты дети.  Я  им  обоим  сшила из коричневой бумазейки платье и блузу.  А брючки Боре сделала  из брюк Воли

Ида, оказывается  только  притворялась  спящей и следила за мной,  как я готовила в 11 часов ночи платочки с гостинцами. Утром восторгу  не было конца.  Просила завернуть опять,  чтобы показать папе.  Увы!  Показывать было нечего - все прикончили.

Ида выучила стихи и сказала  их, конечно,  прекрасно.  Рассказала  и немецкое стихотворение (Увы!  Der Lenz ist angekommen!).  Боря самостоятельно готовил -  "Вот  так  "запутаник""), повторяя  слова и днём и вечером.  Но...  прочесть не  решился.   Расплакался и т.д.  Но позже всё же рассказал.

Ёлку за 50 руб.  купили на редкость стройную. Ида пригласила свою  подругу, а Боря - Эдика.  Славили ёлочку.  Танцевали.

На Идин день  рождения опять зажигали ёлочку. Воля нарядился медведем,  чем изрядно напугал Милку и даже " героя - мужчину".  Воля "гадал" по руке  и  Иде и Боре,  чем привёл в большое смущение Борю,  как это папа узнал  по руке, что Боря щиплется. На другой день Боря спрашивает: - "Бабуся, а почему у меня на руке линия не стала короче?  Я,  ведь, совсем  не щипался целю ночь!" - "А ты подожди ещё.  Это не так скоро будет!  Вот папа посмотрит и тогда он узнает".  - "А ты,  бабуся, умеешь гадать по руке?" - "Нет,  только папа".  - "А откуда он  научился?"  -  "Его научил дедушка Вася. Не велел никому секрет открывать. Когда ты  вырастишь большой, папа тебе расскажет, и ты будешь тоже всё узнавать  по руке".  - "А правда папа узнал,  что мы поедем на дачу?" - "Правда". - "Эх, Ида, давай говорить про дачу!" ...
И рассказам их и мечтам не  было  конца!  Тут  и  огород,  и  речка и купанье,  свинка и  цыплятки...

Ида на  ёлке  была  очаровательна!  Я  ей сшила из чёрного своего  крепдешинового шарфа платье, чуть тронутого из красного шёлка строчкой, красный бант в волосах...  А Боря - в дядюшкином белом атласном  костюме. Что за прелестная мордочка!
   
Ида, прочитав  в газете (в которую была обёрнута какая-то книга),  понравившееся ей стихотворение, выучила его мне, конечно, вполне самостоятельно  и  по  собственной инициативе переписала его.  Надпись  трогательная: обещание слушаться и не расстраивать меня. Адресовано:  милой,  дорогой,  золотой,  серебряной, медной бабусе. Вот я от души  хохотала последнему эпитету.  А Боря спрашивает между прочим:  -  "А  Нина Васильевна скоро к нам придёт?" - "Не знаю,  а что?" - "О,  она  добрая - предобрая, пригожая моя, золотая, серебряная... (смотрит на  стол,  на котором капуста),  капустная... шоколадная... Я люблю её и крепко поцелую".  Это сослуживица Воли и красивая  женщина,  имеющая  много поклонников. Всегда очень внимательна -  к моему внуку.

Недавно Боря поёт: - "Мама, я дам тебе задание: ("поёт") Раз-два,  раз-два, да-да-да, дай, пожалуйста, молока! Рифм? Да?" - "Не дам!" -  говорит мать. - "Ну я все равно буду петь!"
Из его  лексикона:  - "Я буду жуть" (жевать),  "я подаваю" (узнаваю), "Милка смотрит, смотрит, не навидится" (не насмотрится).

    Стихи, которые Ида выучила папе:

    Вот узнала я секрет!
    Умолчать терпенья нет!
    В зале видела я в щёлку:
    Мама нам готовит ёлку.
    Все игрушки заводные,
    Да орехи золотые.
    Куклы с пышными косами,
    А бойцы стоят рядами.
    А какой висит там пряник!
    Хватит нам на целый праздник!   
    Сбоку от стихотворения приписка:

Первая половина стихотворения - из моего детства, а конец придумала сама).

   
    27.02.43. Почти весь февраль я недомогала. Очень ослабла. Выгляжу  прескверно. Даже Дочка раз спросила:  - "А ты,  бабуся, доживёшь до  конца войны?" 21.02.  Дочка ходила в госпиталь. Декламировала. Учительница говорит,  что очень хорошо сошло. А она чрезвычайно довольна. На другой день разговорам не было конца. Познакомилась с ранеными. Боря с завистью слушал.

Ида ходит к  учительнице,  подтягивается  по  чистописанию,  т.к.  из-за этого  ей ставят "посредственно" по русскому письменному.  Остальное - всё отлично.  Есть у них в классе какой-то Юра Щербаков. -  "Бабуся, вырасту я большая и женюсь только на Юре.  Ах, какой он хороший мальчик!  Я люблю его!" Возвращаясь из госпиталя,  шла впереди  всех с Юрой... Я сказала, что про это слишком рано думать. Читая теперь "Приключения Тома Сойера",  видимо,  обращает  внимание на отношения Тома к Лорене.

А Боря не забывает Нину Васильевну.  Видит её во  сне.  Посылает  привет. Интересуется ей. Не слишком ли рано?

Как-то им задали "Мужичек с ноготок" Некрасова.  Я ей  предложила  прочесть в классе в лицах. - "А с кем?" - "Возьми Нонну и Юру. Так и  сделала.  Юра сконфузился.  А она своим чтением произвела уже  и  на  класс впечатление. 
Учительница, пожалуй с ней носится, как с Wunder  Kind'om.  Недавно пришла из школы и говорит: - "Ах, бабуся, как было  сегодня утром красиво.  Солнце только что заходило!" - "Восходило" -  поправляю я.  - "Ну,  да.  Своими лучами осветило деревья,  покрытые  снегом... А снег блестит, горит... Какой красивый пейзаж!"...

Борька научил Милку танцевать, она сидя, вертится волчком, дрыгает ножками,  поднимает ручки к голове, сама "поёт", строя уморительные рожицы и играя глазами. Боря в восторге. Иногда увлекается и сам  играет с ней. Учит её говорить, но она только пока знает, кроме "мама", "папа", "няня", "ляля" - "кто там?" Становится понемногу на ноги. Опять-таки Боря замечает все её " новости".

     29.03.43. Вчера Милочке исполнилось 2 года.  Она  уже  потихоньку  ходит, держась за что-нибудь.  Сознательна вполне. Видимо, очень хочется говорить,  но кроме - "ым-ым" с верными интонациями, ничего не  выходит. Мимика удивительная. Музыкальна весьма. Видимо, и Борю беспокоит, что он до сих пор говорит, как маленький: - "Мы посьли в театль, там  была  больсяя кукла и т.д".  Стихи стал запоминать  легко  (прислушивается к Иде) и читает выразительно. Пишет "папа" и "мама",  но машинально, не разделяя на звуки, видимо ещё не понимает.

Сегодня с Волей они пошли к 10 часам утра в  кукольный  театр  на  пять сказок,  а  к  12 в Большой драматический театр на комедию –
"В  степях Украины". Меня очень интересует, поймет ли Ида и, вообще, какое произведёт на неё впечатление.  Борю,  конечно, взяли только для  того, чтобы он не устроил истерики. Так как шла и Нонна Васильевна с  ними, то Боря целое утро не давал покоя с Ниной Васильевной, а когда  она пришла,  оделся и вышёл во двор: от соблазна дальше. Видит её во  сне. Импровизируя песни и сказки, даёт всем героиням имя - Нина.

У Иды маленькая ревность:  Юра как-то пошёл  провожать  москвичку  Эллу. Каково!  Тот же самый Юра с мальчишками как-то в атаке продержал её и Эллу с час, по крайней мере, и только проходящий мужчина  остановил шалунов, и девочки в это время сбежали.
Теперь каникулы и в последний день  учения  две  девчонки  из  её  класса преследовали  Иду  на далёкое расстояние,  замахиваясь на неё  сумками. Она пришла вся в слезах.  Вот нравы! А я 19 лет подряд училась, и никогда ничего подобного не было ни со мной,  ни с братьями и  сёстрами! Такие выходки хулиганов на меня всегда очень тяжело  действуют.

Жизнь становится все тяжелее:  картошка вышла вся. Если не подвезут, будет очень, очень трудно. Рынок всё так же дорог: покупать ничего не приходится.

Занимаемся с  Идой  немецким,  но  лишь  настолько,  чтобы она не  забыла языка.  Книгу шестого класса закончили давно и нового  ничего  нет.


    11.04.43. Дети ушли с Волей в цирк. Мать с 8 до 8-ми дежурит. Целыми днями льёт дождь. Грязь. Снег еще не весь стаял. На дворе - горы грязного снега.  Детям негде играть.  А они всю  зиму  безвылазно  просидели дома.  У детей нет калош и обуви. Ходят кое в чем. Недавно  Ида промочила ноги в худых калошах.  Идти в школу было не в чем: она  закатила чуть не истерику.  Её утешают,  а она: - "Я в шко-лу хо-чу!  У...у..!" -  Прямо целая трагедия!

Сшила ей из зеленой плюшевой скатерти пальто.  Плюш был уже выгоревший,  так что получилось немного разнотонно.  Вдруг обратится  на  это внимание и ребята будут дразнить?  Вся моя работа пропала тогда!  Ида принесла табель:  русский письменный - хорошо,  остальное - отлично.

Недавно пришла со двора и рассказывает, что она в разговоре с ребятами, упомянула о Юре,  как о товарище,  сейчас же Нинка Игнатьева  подхватила: - "А!...  Значит он твой жених! Ты поженишься - на нём!"...  Я сказала,  чтобы она не обращала на это внимания.  Прямо становится  борьба невозможной с этим хулиганьем.

Как-то Боря,  наевшись солёных груздьев, спросил: - "А грибы солёные растут?"

     29.04.43. Сегодня 5-ый день праздника. Какой убогий! Перед праздниками на одну карточку взяли муки,  на один кирпичик хлеба выменяли  масла, за  1/2 к.  - молока,  и так трудно пришлось с хлебом - беда!  Испекли из просеянной муки куличик,  пирожок с саго.  Сделали сырник  (сотни ухлопали!).  Сколько  детям было радости!  Как они ждали того  момента, когда можно было сесть за завтрак!

И тому и другому сшила новые платья… День был тёплый и можно было одеть весеннее пальто. Ребята нагулялись вдоволь.

Числа 15-го бросила топить печку.  Вчера первый раз открыли дверь  во двор на целый день. Волга вскрылась. Открылась навигация.

На фронте уже давно нет существенных изменений.

Дочка увлекается игрой во дворе.  Совсем бросила чтение. В школу  пошла в новом платье и с красным бантом на голове. Хулиганки назвали её "воображалкой", преследовали её из школы и сорвали бант. На дворе   такие же  хулиганки  сочинили про неё  целую гадость:  - "Когда у Юры  Щербакова не было дома мамы,  Юра повел к себе Иду и там что-то  такое..." Ну как бороться с этим злом!  Хорошо, что она приходит и всё  передаёт мне.

Милка  охотно ходит по стеночке. Недавно Ида утром так же не могла  найти чулки.  Начались поиски.  Нигде!  Конечно,  целая драма. Боря,  спустя долгое время, взял валенки свои и хотел одеть, а там Идин чулок. Милка запрятала. В другой раз пропал сосок (Милка жить без него  не может).  Снова  драма.  Случайно Ида обнаружила его запрятанным в  карман Милкиного фартука.

У Бори  левая  ножка косолапит.  Меня это прямо убивает.  У него,  кроме валенок нечего надеть, а у Иды нет чулок. Перешиваю кое-как из  больших, но хватает - не на долго.

Ида поймала на окне муху. - "Ну, Ида, зачем ты задавила  муху?" - "Она разносит заразу". - "А бабуся любит первую муху на окне. Не надо давить её" - говорит Боря... Молчание. - "Ида, ты хочешь  жить?" - "Хочу". - "Ну вот и мушка тоже хочет жить"...

У Борюшки сухой кашель. Как бы - не расхворался.

Проводила в 6 утра Нину.  Поехала за картошкой.  Возможно, на месяц. Дети на удивление равнодушны к отъезду матери.

Милка, как просыпается, сразу же кричит - "ням-ням!", Боря - "хочу кушать"...  И так целый день. А чем кормить? Особенно скверно почему-то стало с хлебом. Не хватает. Хорошо, что перед праздником дали  свет. Можно хоть воду кипятить на плитке.

     30.05.43. Стоят теплые дни  вперемежку с дождями.  Боря снова болен. Бронхит.  Целую ночь горел.  Вчера вызвали врача. Измучилась за  него. Страшно капризничает. Нина ещё не приехала.

Ида перешла в третий класс.  Русский письменный и чистописание - хорошо,  остальные -  отлично.

Ида продолжает обманывать:  взяла из комода монетку, а сказала, что нашла во дворе.  Взяла тихонько сахару,  селёдку и  т.д...  Несмотря на то, что даёт слово, сейчас же его не выполняет. Учительницу продолжает любить.  За то,  что Елена Николаевна  занимается  с  Идой чистописанием,  Ида отнесла ей 5 яиц и полкилограмма картофеля.  Ида была прямо счастлива,  вообще любит раздавать,  дарить, подавать  милостыню. Была  бы  возможность,  она,  кажется,  везде бы посадила  счастье.

Вчера у  нас было нашествие крыс,  больших,  как кошка.  Работали  принахально. Вот ещё ужас!

Милка говорит: да, ладно,  сама,  ещё, тоже, сейчас, кошка, сядь,  стать, ляг, дай, но меня все еще называет мамой, а Иду - няней.

     12.07.43. Мы с 19-го в Займище на даче.  Сижу на веранде. Милка и  Боря играют в травке в палисаднике.

Передо мной расстилаются необъятные луга с разбросанными там и сям озёрами, за ними протянулся тоненькой лентой лесок, за ним высокие горы, покрытые сплошняком хвойником,  а  у  подножья их спряталась от любопытных глаз наша любимая  Волга. Всюду зелень, как бархат. В какую сторону ни глянь, красивейшие пейзажи.  Не могу насмотреться,  не могу надышаться. Дети готовы  днями сидеть в воде.  Даже Милка плещется, как утка.

Ида или простудилась или,  действительно не хватает витаминов, заболела воспалением  десён.  Теперь уезжает с матерью в Казань через день,  где ей делают  прижигания.  Стала беспризорной. Мать дежурит с 7 до 11-30 ночи. Ида  предоставлена себе. Завтра ей кончают лечение и уже будет оставаться  здесь.

Чувствуют себя ребята великолепно. Очень поправились.
В особенности, заметно на Милке.  Начала ходить, говорить. Очень любит заниматься  составлением  предложений.  - " Мне пора спать,  папе пора  спать и т.д." и заканчивает фразой - " всем пора спать". Очень любит  наблюдать за колёмой,  баляшки, коза, лошадки. Милка чистушка, аккуратница.  Принимает участие в играх.
 Ходим в соснах. Собираем ягоды.  Раз набрали 4 стакана (на 60 руб.),  но зато попали под грозу и промокли до нитки.  Собираем в лесу шишки и Нина увозит  в  Казань  (60  руб.  мешок).  Тащим  и  хворост  и Милку,  а цветов уже не решаемся  рвать:  уже не под силу... 

Вчера приехали утром  всё:  Воля  (после  трехнедельной командировки), Нина, Ида и приехал дедушка из Горького.  День прошёл, как сон.

     19.07.43. Вчера у  Бори  целый  день  держалась температура 39,6.  Ужасно были напуганы.  Вечером родители, взяв Борю, уехали в Казань.  Обратились там к дежурному врачу. Ничего не нашли и сегодня приехали  обратно с  нормальной температурой.  А уж я как рада!

Воля достал 8  цыплят из инкубатора.  Дети пока что не  налюбуются,  а  Ида  "пока"  охотно ухаживает.  Вчера Воля,  я и Ида пошли на Волгу.  По дороге с  нами шла тётя к своему сынишке в Моркваши. Ида разговаривала с ней и  в заключение сказала: - "Приходите к нам в Казани. Мы живём на улице  Баумана, дом 30, квартира 39". Назвалась притом - Ирой, а не Идой.

Привезли сегодня соседского  Эдика  в гости.  Боря чрезвычайно рад.

А вечером... Эдик приехал домой и застал своего дедушку почти безжизненного. Паралич,  а на утро его не стало.  Когда Боря приехал, Эдик объявил ему "новость": - "мой дедушка умер".

     24.07.43. Дня  три тому назад достали рыбы. Я сварила и пожарила.  Дети не могли дождаться обеда.  Наконец,  сели за стол.  Боре и Миле  дала тёшку, выделив кости. Милка под шумок залезла в другую тарелку,  отковырнула кусок от спинки и о,  ужас! Я взглянула, а у неё изо рта  торчит косточка.  Когда  я  вскрикнула,  она постаралась поскорее её  проглотить и, видимо подавилась. Что тут было! Зная, что здесь медицинской помощи нет, я решительно принялась за извлечением кости. Измучилась вконец.  Милка уснула,  но видимо,  косточка " прошла".

А в  это время  Боря разгорелся до 40.  Дав ему аспирин на ночь,  уложила  его. Скоро температура начала спадать,  потом успокоилась. Я так намучилась, что  завтра не решилась уехать..  В довершение всего Милка  за ужином выпила полоскание Иды из перекиси водорода. Надо же было   это всё за один день. Через день Нина отвела Иду и Борю в поликлинику. У Иды снова обострение.  У Бори анализ показал приступ  малярии.  Дети вернулись одни по железной дороге и прекрасно добрались до дачи.

А сегодня Ида снова одна приехала. Попала под дождь, промокла, а,  проходя по лужице, порезала ступню. Вернулась со слезами. Я снова испугалась до невозможности.  Здесь, в это лето одна девочка умерла от  лёгкого пореза стеклом и заражения от грязи. Поэтому я была напугана.

    28.08.43. Сегодня ровно месяц,  как мы вернулись с дачи. Мила начала хорошо говорить.  Недавно у неё появилась опухоль железы. Обратились к врачу. Сказали, что туберкулез желез. Снова и снова боль за  ребёнка. Не дается даже отдыха.  У Бори больше повторений болезни не  было. У Иды, как видно, вылечили её дёсна.

Ида ждёт,  считая чуть ли не часы,  начала учения. Боря мечтает о  поступлении в детский сад.  Милку думали отдать в  ясли.  Приходится  делать это  скрепя сердце,  по необходимости,  но я уже детям больше  дать ничего не могу:  дети управляются как -то сами и я за день  выполняю тысячи дел, изматываясь в конец к концу дня. Какая я уже воспитательница!...

Дети мечтают,  по окончанию войны, поехать на юг и завести, как у  тёти Фани хозяйство, а пока у них: поросёнок, 3 кролика и уже только  5 цыплят.

    16.09.43. Ида счастлива, что снова ходит в школу.

Состоялось разделение школ на мужские и женские.

Я несказанно рада за Иду. Её выбрали (или она сама себя предложила - не поймёшь) в звеньевые. Радости нет  конца.  С  каллиграфией  у  неё опять  нелады.  В школе дают  завтраки: винегрет и кусочек хлеба с сахаром. С будущего года будет  приём детей в школу с семи лет. Боря счастлив. Он не менее Идки мечтает о школе.

У Идушки по прежнему не прекращается лживость.  Меня буквально это  пугает: не действуют никакие внушения, убеждения, просьба и ласка.

Борюшка, совершив поступок,  рыдает от стыда.  Иде - хоть бы что!  Взять тихонечко что-нибудь для неё обыкновенное дело.  А ведь  такая  умная девочка!

Когда она оставалась одна в Казани, приехав сюда для  лечения (я была на даче),  она позвала к себе Иветту, Нинку, угощала  их хлебом,  картофелем,  корицей и конфетами, которыми угостил детей,  приехавший из Горького дедушка.  Она,  конечно,  всё скрыла и её же  подруги её  выдали.  Вытащила,  например,  тогда же серебряную ложку  (сломанную) и я её случайно нашла во дворе...  Всё это только  лишний  раз доказывает заброшенность детей.

Милка по-моему так же будет развита, как и Ида. Сегодня, услышав раза два - "мышка", она уже начала  повторять. Всё, всё "говорит". С железкой - дело плохо.

     26.09.43. Вчера получила известие,  что Юра,  мой племянник, убит  на войне под Харьковом.  Я разрыдалась. Кошмарное, тяжёлое известие.  Дочка начала напоминать о погибшем герое - лейтенанте.  Она припомнила, как  будучи  в Астрахани вместе с родителями у дяди Вити и как  Толя (Юрин брат) стоял на голове,  а Юра водил её в какую-то комнату  и показывал  ей  лодочку,  которую они сделали сами вместе с братом.  Ах, какой даровитый юноша погиб!  Возможно,  будущий крупный ученый.  Гордость родителей! Горе родителей не поддается описанию...

У Милочки болезнь желез развивается.  Назревает вторая железка. У  Бори снова только кончился бронхит,  уже, кажется, третий за лето. У  Иды никак не проходят дёсны. Жалко Милку. Какая она умница! Поёт под  аккомпанемент уже  "Чижика".  Всё схватывает на лету и говорит,  как  большая. Послушна, сообразительна,  аккуратна.  Грозит  постоянно: -  "Казю маме" или - "казю матери".  Боря говорит: - "Нет, не скажешь!"  - "Скажу" и ... конечно, скандал: - "Боричка дразнится!" Милка иногда поёт: - "Мама идёт базар, купит лака и помажет хлеб маслом!"

У Иды лживость вошла  уже  в  привычку.  Раз  принесла  молоко  -  пол-литра и заметно меньше, чем всегда. Ничто не помогло сознаться в  том, что она выпила.  Наконец,  созналась.  Но на другой день то же.  Мать не выдержала и всыпала ей. Посмотрим, не подействует ли это?

Медлительность ее движений выводит всех из себя.  И странное дело  - в школе не нахвалятся ею,  а дома уже с утра истории с ней. А она,  пожалуй, совершенно равнодушна к этому.


     24.10.43. У Милы прорвалась железка.  Пока другая - нет. Получает  усиленное питание из диетстоловой: 200 грамм каши с маслом, 300 грамм  лапши и  тоже  с маслом и 250 грамм молока.  Это сильная поддержка в  нашем бюджете.  У неё цветущий вид.  Пятнышки на теле снова и  снова  зудят. Грипп  -  капризы  страшные. Это  время были больны все трое:  простудились в бане. Из болезней не выходят...

Сейчас ушли  в  цирк одни.  Ида,  желая показать девчонкам в окно  цирковой билет,  выдернула его из-под пресса и порвала  от  контроля  кусочек. Поднялся рёв. Остановит ли Иду этот случай от других подобных шалостей?  Удивительно непослушный ребенок (дома).  А в школе  -  пример всем.  Елена Николаевна говорит мне:  - "Послушали бы вы, как  она рассказывает  урок в классе. Заслушаешься!"

Милка недавно  посмотрела  на портрет отца,  снятого вместе с матерью и говорит: - "Папа села с Катенькой". Мать никак не могла уверить её, что это она, а не Катенька. (У неё куклы - катеньки). 

Боря ходит в сад. После четырёх дней хождения - заболел... Возобновил. Очень недоволен и рад будет,  если его возьмут. Застенчив. Не  сходится с детьми в играх. Скучает. Дети отвратительны. - "За столом  говорят глупости"  - уверяет Боря.  Стал хулиганить:  передразнивает  взрослых, ведёт "клозетные" разговоры.  Смешит старших при гневе  на  него, иногда  остроумен  и  находчив.  - "Как ты смеешь отвечать так  взрослым? Знаешь ты,  с кем ты так говоришь?" - "С бабой ягой" -  не  задумываясь отвечает он.

Милка пристает с разговорами ко мне.  Говорю: - "Боря, поговори с  ней". Боря молча всовывает ей,  висящий на её шее огрызок соски.  -  "Вот пусть теперь поговорит!" - серьёзно отвечает он. Боря в восторге, что начал говорить букву - "Р", но в речи не употребляет.

     22.12.43. Совсем забросила дневник.  У меня трясётся сильно рука.  Последнее время - шум в голове. Ничто не располагает к письму...

Война идет своим чередом... Как-то уж и не мечтаем о конце! Скоро  ли? А как дети ждут!  Даже Боря говорит,  что он разорвал бы Гитлера  на клочки и бросил в помойную яму.

Дочка заканчивает  первую  половину 3-го класса.  В табеле всё -  отлично, кроме русского письменного (хорошо). С учительницей по прежнему - любовь с обеих сторон.  Елена Николаевна ею не нахвалиться, а  дома всё наоборот.  С утра выговоры:  по прежнему  невозможно неаккуратна (никогда  и ничего нет на месте).  Делает всё не спеша ( 30 раз  надо сказать,  чтобы она исполнила), правду не говорит, тихонько норовит всё взять,  "сор" из дома выносит и подругам и главным образом,  передавая всё Елене Николаевне: - "она моя учительница и я должна ей  всё говорить".  Пишет грязно. Рассеянна и в этом всё зло. Читает запоем по прежнему.  Немецким занимается лишь постольку,  чтобы не  забыть. Как  обидно,  она такая способная!  С ней бы можно было бы заняться уже английским.  Но по сути она ещё совсем ребёнок:  играет с  Борей и Милой и чувствуешь, что и она ещё - "лялька", хотя и вспоминает "своего" Юрку Щербакова.

Боря свободно  произносит  "Р" с твёрдыми гласными,  но в речи не  пользуется своими достижениями:  все ещё "плисель" говорит,  - "плямо" и т.д. В букваре дошли до Л и дальше не идём.

Милка развивается не по дням, а по часам. Выражения: обязательно, пожалуй. - "Я буду читать вслух".     Но... железа как будто набухает снова.
Умна. Говорит свободно.  Бегает. Ласкова. Послушна и аккуратна.

У Бори впереди зубов совсем нет. За это время снова был болен бронхитом


Добавляет Ираида…
На этот раз я не вырезала из дневника бабуси – ни одной записи.
Обычно я опускала рассказы о наших болезнях и о нашем прогрессе в развитии. На этот раз – болели мало. А во всех рассказах о нас и наших шалостях чувствовалось присутствие бабуси. Жалко было вырезать.
Кроме того – это последняя Часть, с записями о Казани. В продолжении дневника будет уже рассказ о нашем переезде в Киев.
Таким образом, я прощаюсь с городом моего раннего детства – Казанью…
В дневнике рассказывается о поросёнке. Его купили в предыдущем году. Родители мечтали о том, как он вырастит и заколов свинью, нам надолго хватит этого мяса. Таким образом, в нашей квартире кроме нас появился ещё и поросёнок. Он бегал везде, путаясь у всех под ногами. Его нужно было кормить и убирать за ним. Он же – не собачка. Гулять – не выпустишь. У нас ещё не кончилась картошка. Бабуся в основном кормила варёной картошкой – нас, а заодно и поросёнка. Но ему этого было мало, поэтому он был тощим. В начале 43-го года, родители поняли, что затея была «хлипкой», и – мы с ним «расстались.»

Следующей идеей «фикс» была такая. Купили только что вылупившихся циплят. Пока они росли в коробке, это было ещё ничего. Но они росли быстро. Им отвели бабусину комнату. Вынули одну доску из пола, где лежала картошка. Отгородили им пространство, чтобы они не убежали и запустили их туда.
Однажды один бойкий цыплёнок выпрыгнул из подполья в комнату. Лапка его попала в щель не плотно придвинутой доски пола. Он, видимо, сломал лапку, упал на неё и стал жалобно пищать. Я, увидев эту картину, перепуганная не знала кого позвать не помощь. В это время бабуси не было дома. Я выскочила с криками о помощи и рыданиями на крыльцо. Помню – прибежала соседка и тряся меня за плечи всё спрашивала – «Бабушка умерла?» . А я, рыдая ничего внятно не могла объяснить…
Конечно, от цыплят вскорости тоже пришлось избавиться, так как кормить их было нечем пшена не хватало для каш даже нам – детям, а чем кормили тощих цыплят, я теперь уже не помню.
Так что, эксперименты в области животноводства и птицеводства – не удались…

Мне очень  хорошо  запомнилось,  как мы с классом ходили в госпиталь. Мы рассказывали стихи,  пели песенки для  раненых.  Потом  нас  всех из столовой,  где мы "давали" концерт,  развели по палатам, где  лежали тяжело раненые солдаты. 
Меня проводили в палату,  где  лежал  офицер с забинтованной головой. Я начала рассказывать стихотворение,  пардон, декламировать,  но раненый застонал.  К нему быстро  позвали  врача, который сказал, что лучше всем из палаты уйти. То ли раненому  стало хуже,  то ли ещё чего,  только мне так и не пришлось перед ним  выступить...
Но сколько волнения и переживаний вызвал у меня, да и у  остальных детей этот наш концертный поход. В госпиталь мы ходили ещё  не раз, но этот первый поход оставил особое впечатление.

Зима 43-го  года  была  особенно голодной не только для нашей  семьи, но и для всех советских людей.  У  нас  наверху,  с  железной  внешней лестницы - двери вели в три разные квартиры,  в которых жили  еврейские семьи.  Помню однажды бабуся дала мне штучки три  варёной  синей картошки  и велела отнести на второй этаж в одну из этих квартир. Я вошла в незапертую дверь.  Посреди комнаты стоял стол. На нём  лежала женщина.  Рядом сидела на стуле - другая.  Та,  что лежала на  столе - умерла от голода.  В этой же семье жил старый еврей. Он каждый день сидел посредине моста и просил милостыню.  Вскоре умер и он и тоже от голода.
 
К кому-то  из  нашего дома привезли девочку,  чудом вывезенную из  осаждённого Ленинграда.  Тётя этой девочки, не зная,  что нельзя  при  истощении переедать,  стала от души пичкать её едой.  У девочки случился заворот кишок. Её еле спасли...

Помню, однажды,  когда  бабусе  совсем нечего было готовить,  она  достала с книжного шкафа запрятанный мешочек с горсткой гороха.
И, о  ужас! В место гороха в мешочке были одни жучки. Бабуся сварила из них  суп. Когда она нас кормила этим супом,  свет не зажигала,  а, может  быть, не было света?... Жучки на зубах хрустели. Мы спрашивали - почему суп хрустит? Бабуся что-то нам наплела, а сама в темноте плакала. А мы уговаривали её, что мы весь суп не съедим и оставим и ей.

В эту зиму ради любопытства я попробовала из  комодного  верхнего  ящика воровать деньги. Первый раз я стащила красную тридцатку. Долго  не знала, что с ней делать. Я  подумала,  что обратно положить  незаметно - не получиться. И тогда я решила от неё избавиться. По дороге  в школу, проходя по мосту мимо нищего еврея из нашего дома, я кинула  в его шапку, лежавшую около его ног, эту тридцатку и убежала, боясь,  как бы кто меня не увидел и не спросил - откуда у меня эти деньги.

Второй раз я опять сперла - такую же денежку.  На этот раз я купила  мороженое. Дома обнаружили пропажу,  естественно, "раскололи" меня и  устроили взбучку - такую,  что долгое время я на такие подвиги  не решалась.

В жизни случаются такие поступки,  за которые бывает потом стыдно  всю жизнь.  Мне,  почему-то не стыдно за  украденную  тридцатку,  за  детский эгоизм,  за ложь... Это все было "пробой пера"... А вот первый поступок в жизни, за который мне стыдно до сих пор - следующий.

Я шла из школы. Как сейчас помню, на углу улицы стояла женщина. В  руках она вертела какую-то штучку.  Я подошла к ней и спросила -  "А  что это у Вас?" Женщина ответила, что это щипчики для колки  сахара.  - "А зачем Вы их всем показываете?" - "Я их хочу выменять  на какую-нибудь еду. У меня дома такая же девочка, как ты. Она умирает с голода". - "Так Вы,  если не выменяете,  приходите к нам домой. У меня  добрая бабуся. Она Вам что-нибудь даст". Я назвала домашний адрес. На  этом мы распрощались.

Когда я пришла домой,  я бабусе не рассказала про эту встречу, но  расспросила, что у нас есть из еды.  Бабуся сказала, что есть только  варёная картошка... Через какое-то время в дверь постучали. За порогом стояла эта женщина.  Она рассказала о том, как встретилась с девочкой, которая дала этот адрес... Бабуся позвала меня и я, не дожидаясь вопросов, стала горячо уверять эту женщину, что она, наверное,  перепутала адрес и, что у нас во дворе, действительно живет девочка,  похожая по  описанию  и что её надо искать в другом доме нашего двора... Женщина ушла...  Тогда мне не было стыдно, мне было стыдно потом, на протяжение всей жизни...

Тогда мне не было стыдно, мне было стыдно потом, на протяжение всей жизни...

Много лет спустя,  я рассказала об этом бабусе. Она сказала, что,  если бы она знала правду, она обязательно поделилась бы с той женщиной нашей варёной картошкой... Тогда мне было восемь лет....

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии