Моя родословная. Папина дочка

    Глава 2
    Папина дочка

    От автора.
    Моя двоюродная сестра Марина продолжает свои воспоминания о детстве, которое прошло в городке Шимановск Амурской области. Со многими историями, которые вызывают у меня улыбку, я, как и читающий эти строки, знакомлюсь впервые, потому что такое тесное знакомство у нас с Мариной и другими родственниками случилось лишь в последние годы и в связи с тем, что я начала собирать всё, что касается нашей большой семьи. Эта лёгкая ироничность в повествовании Марины присуща всем членам нашей семьи. Я очень старалась сохранить всё в том виде, как написала мне Марина, этот лёгкий слог и непосредственность.

    Марина продолжает свой рассказ:

    «В Инстаграм совсем недавно я поучаствовала в марафоне
«Лишний вес у вас в голове». В нём утверждалось, что одна из причин набора веса -  это заедание детских обид.
И одним из инструментов в победе над зависимостью от еды, алкоголя и тому подобным, это вспомнить ситуацию, в которой вас обидели, прожить её заново и послать куда подальше.

   Участвуя в проекте Лены «Моя семья - моя родословная», я проживала своё детство вновь и вновь.
Детские обиды я давно простила всем оптом, а вот некоторыми воспоминаниями, связанными со мной, хочу поделиться.

    Не нужно искать хронологию в событиях, я просто хочу рассказать о некоторых фактах из моей жизни и жизни моей семьи, которые до сих пор вызывают эмоции, учитывая, что я давно уже взрослая девочка и по возрасту вполне могла бы уже иметь внуков.

    Родители мне дали полную свободу.
Уроки у меня никто не проверял, правда и училась я хорошо.

    Я была четвёртым, последним ребёнком в семье. Разница в возрасте между мной и старшей сестрой Леной составляла десять лет.
Как водится - самая младшая, самая любимая, самая вредная. Родители на мои выходки уже мало обращали внимания. И, конечно же, я - папина дочка!

    Я и похожа на него.
Он мне всё позволял, редко ругал. У нас с ним даже была кодовая фраза: "Суд удаляется на совещание".

    Когда мне нужно было что-то у него попросить, деньги или купить что-либо, то я произносила кодовую фразу и озвучивала ему свою просьбу.
А папа уже решал, купить или не купить.  Чаще всего мои желания исполнялись.

    Когда у меня выпали передние верхние зубы, во рту образовалась щель. Утром я просыпалась, когда папа собирался на работу, и просила у него денег.  Он доставал копейки и говорил:
    - Открывай копилку! Если между зубов пройдёт, деньги твои! - и стучал пятаком по моим зубам.

    Пятак, естественно, не проходил, тогда он возвращал деньги в карман и уходил на работу.

    Ещё он меня брал с собой в чайную, где себе покупал сто грамм водочки, а мне котлету.
Отчего-то мне тогда казалась эта котлета намного вкуснее маминой.

    Рядом с чайной находилось фотоателье, в которое мы с папой потом заходили и делали фото. Одно из таких фото с папой можно увидеть в начале рассказа.

    Иногда мы с мамой ходили к папе на работу мыться в душе.
В душе была очень хорошая акустика, и мне нравилось там петь!

    И сына своего я в честь папы назвала Василием.

    Я не любила расчёсываться и всё время ходила косматая.
Маме это однажды надоело и она меня где-то выловила, зажала между ног и ножницами обрезала мои лохмы  от кончика одного уха до кончика другого уха «под горшок».

    Как же мне было обидно и горько в тот момент! Иногда мама меня таскала за ухо, наверное, было за что...

    Когда папа уехал в Ялту на операцию, у него было затемнение в лёгких, мне было десять лет.  Его не было дома целый год. Мы с мамой жили вдвоём. Мама работала с девяти часов утра до восемнадцати часов вечера.

    Зимой по утрам мама топила печку сначала дровами, а потом высыпала туда же ведро угля и уходила на работу.
Я просыпалась, в доме было тепло и обед был на печке тёплый. Училась я во вторую смену. Но, когда я возвращалась из школы, уголь уже весь сгорал, и я звала соседских пацанов, которые помогали мне вновь растопить печку дровами. Позже с работы приходила мама и вновь высыпала в печку ведро угля, которого хватало на всю ночь, и до утра в доме было тепло.

     Помню, что телевизор появился в Шимановске, когда я уже училась в восьмом классе. Поэтому, мы, ребятня, летом находились на улице, а зимой бегали друг к другу в гости. Особенно нам нравилось собираться там, где дольше всего отсутствовали родители.

    У меня в альбоме хранятся две фотографии, на них девочка моих лет - Светлана Джадан.  Эти фотографии папа присылал или привёз из Ялты. Чья это девочка и почему фотографии оказались  у меня, и что там за история с этой девочкой, я не знаю. Или просто не помню, но есть мысль вернуть  фотографии этой Светлане.

    Ещё у нас был банный день.
По субботам мы с мамой ходили в общественную баню.
Приезжали в баню на рейсовом автобусе. Возле бани была уже очередь. Мы занимали очередь, садились на лавочку и ждали. В зале для раздевания стояли кабинки, а в помывочной - лавки с тазиками.

    В бане была парная, за дверью которой стоял пар. Друг друга в парной было не видно, вокруг тел были клубы пара и очень жарко! 

    А какой вкусный был лимонад в буфете после бани!

    А у папы был специальный маленький чемоданчик с которым он ходил в баню в мужской день.

    Я очень любила кошек! Тех, которые у нас жили, целовала взасос!
Утром я заворачивала одного из котов в платок, как в пелёнку, и укладывала в кровать под одеяло. Вечером приходила ложиться спать, а он там лежал.

    Конечно, мне говорили, что я их мучаю, но они мне заменяли кукол, так как были живые! Ещё у нас была собака, овчарка Барс. Возле крыльца стояла будка, к  которой Барс был привязан.

    Однажды я отправилась в гости к соседям, уже дошла до калитки, как вдруг вспомнила, что не попрощалась с Барсом! Я вернулась, села на него верхом, обхватила собачью морду руками и что-то говорила ему на ухо. Моя щека была прижата к морде.
Возможно, что в этот самый момент я нечаянно наступила Барсу на лапу, и он цапнул меня за щёку. Небольшой шрам у меня до сих пор на щеке. После этого случая Барса отдали в другой дом.

    Родители наши жили в ногу со временем. Ими был куплен модный в то время бобинный магнитофон «Днипро». Он был большой и стоял на тумбочке в переднем углу. Летом старшие дети включали магнитофон и открывали окна. Музыка была слышна на всю улицу. Лента на бобинах часто рвалась, склеивали её уксусом.

   Отношения с сёстрами у меня сложились просто замечательные. Им приходилось меня терпеть. И спали  мы втроём на одной кровати.

    Когда я выходила на крыльцо с подсолнухом в руках, из одного окна выглядывала сестра Галя и кричала:

    - Маринка, отломи подсолнух!               

    Я отламывала. Но когда во второе окно выглядывала сестра Лена:

    - Маринка, отломи подсолнух! - я швыряла в окно оставшийся подсолнух со словами:

    - Нате, жрите, суки толстомордые!   

    На новогодние праздники Лена с Галей любили гадать. Я тоже принимала в этом участие. Мы ходили в двенадцать часов ночи, обнимали заборы, а потом считали дранки: «Любит, не любит». Ещё я под подушку складывала всякие мелочи и ждала, когда приснится жених. По утрам девчонки не могли найти расчески, они все были у меня под подушкой.

    Как-то к Лене пришёл жених, он был губастый и с фактурным носом. Они сидели в комнате, разговаривали. Окна были открыты, а я бегала вдоль окон по завалинке и кричала:
    - Нос картошкой, губы лепёшкой!               

    Лена шила мне наряды, рисовала бумажных кукол и мебель для них. Когда Лена начала дружить со своим будущим мужем Вовой, он катал меня на мотороллере, возил в лес за подснежниками и багульником. После свадьбы Лена с Вовой остались жить в Шимановске.               

    Я часто бывала у них в гостях. Я приходила к ним, как к себе домой, открывала дверь ключом, если они были на работе ( мне показали, где ключ лежит). Они брали меня с собой на речку, в лес. На первом курсе института я приехала домой на Новый год и 1980 год встречала с семьёй Лены и их друзьями. Меня очень впечатлила эта компания. Было четыре пары, и они дарили друг другу подарки.

    А ещё у них были музыкальные инструменты: ионика , гитара, барабанная установка и, кажется, баян. Все пели, танцевали и желали друг другу счастливого Нового года.

    Однажды, перед майским праздником (1 мая), сестра Галя со своим другом Лешей мастерили на демонстрацию веточку с бумажными цветочками. Они сидели за столом, я же лежала на диване и мечтательно произнесла:
    - Вот найти бы мне тысячу рублей!

    По тем временам тысяча рублей - это было богатство. Они тогда меня спросили:
    - Что бы ты с ними делала?
    На что я ответила:
    - Накупила бы шариков. Надувала и лопала.

    Когда Галя закончила техникум, мне было девять лет.  Её направили работать в село Саскаль, недалеко от Шимановска, два часа езды на машине. В Саскаль к Гале приехала её подружка. Галя работала в аптеке, а подружка в пекарне. Пекарша и аптекарша жили в половине дома. Я ездила летом к ним в гости на автобусе.  Галя меня поила рыбьим жиром, а заедала я его глюкозой в порошке. В очередной такой приезд я захлюздила и попросилась  домой.

    И вот аптекарша с пекаршей отправили меня домой с попутной машиной. Договорились с водителем и вечером посадили меня в машину, и мы поехали. Водитель, возможно, был немного пьян, так как через некоторое  время уснул за рулём, и до шести утра машина простояла на дороге в лесу. Как мне было страшно! Мне казалось, что лес был полон волков и медведей и все они глядят на меня.

    После замужества Галя с мужем жили в городе Благовещенск. К ним я тоже ездила летом в гости. Они жили в деревянном двухэтажном доме. Там у меня появилась подружка, мы с ней потом переписывались.

    Позже Галя с семьёй переехали жить в деревню Воскресеновка. А туда летали самолёты, «кукурузники» на двенадцать человек. Внутри самолётика вдоль борта располагались металлические лавки, и на каждом сидении было что-то типа подушки.»

******
    От автора.
    Когда я жила с мамой на Камчатке, нам довелось летать на таком самолётике, только никаких подушек и в помине не было. Лавки были холодные и настолько отполированы попами пассажиров, что если самолёт совершал крен, я боялась, что соскользну своим мелким детским тельцем на пол, и лишь ремешки, которыми пристёгивались пассажиры, удерживали меня на месте!
               
******      
   
    «В иллюминатор был виден лес, дороги, как на карте, всё внизу было маленькое. Откуда я это знаю? А потому, что к ним в гости я тоже летала летом!
Жили Галя с мужем в доме на два хозяина. Подружки у меня там тоже были, мы вместе ходили на озеро купаться.

    А ещё в деревне все ходили встречать «Зарю» по определённым дням. Это такой теплоход на подводных крыльях, который приходил из Благовещенска. Народ встречал «Зарю» и заодно в буфете отоваривался всякими вкусностями.

    Потом Галя с семьёй переехала жить и работать в Приморье, и мы с Леной, уже когда я закончила школу, ездили к ней в гости в Лучегорск. Там, в Приморье, я первый раз попробовала варёный кальмар.

    Когда мне исполнилось семь лет, перед школой мама с папой поехали в отпуск к дедушке (папиному отцу), Петру Ивановичу Макарову, в Новороссийск. Путь на поезде лежал  через город Курган, где жили бабушка Настя (мама моей мамы Веры) и мамины братья и сёстры. Поездка эта была с пересадкой в Москве. С собой родители взяли моего брата Пашу и меня.  Ехали в плацкартном вагоне. На верхних полках спали папа и Паша, а на нижней, вдвоём, я и мама. В Москве я всё время просила:

    - Купи, купи!!!
    Меня спрашивали:
    - Что тебе купить?               
    Я отвечала:
    - А вон дядька в мешке понёс!

    Брат Паша уехал учиться в техникум в городе Благовещенск после восьмого класса. На выходные он приезжал домой. Друзья его тоже бывали у нас дома. Иногда они меня брали  в компанию играть в карты, когда у них не хватало человека до пары. После окончания учёбы в техникуме, Паша распределился на работу в посёлок Архара.  Там и женился. Меня родители брали с собой на его свадьбу. 

    Хочу сказать по поводу домашней работы. В обязанность мне убирать дом и мыть посуду никто не вменял. Было желание - делала, а если не делала, то убирались другие.

    Как сейчас помню, как мама с папой пошли в кино. Я собралась ужинать: сдвинула на один угол стола грязную посуду, а другой угол привела в порядок. Выставила там тарелки с едой, приборы для еды (вилку, нож).
Сидела, ела и представляла себя где-то в обществе, в ресторане.
Вернулись родители из кино и обалдели.

    Ещё, конечно же, меня брали с собой на пашню, где у нас росла картошка. Но и там работник с меня был никакой.
Но, зато, я научилась на уроках труда шить. Машинку швейную «Чайка 3» я освоила. Строчила себе летние наряды в старших классах. Иногда и одноклассницам платья из ситца. 

    К выпускному балу решила сама себе сшить платье розовое из трикотина (тогда был модный материал из Японии). Выпросила у родителей ткань, раскроила, да не угадала где-то с размером. Оно оказалось мало. Купили новую ткань - белый шёлк, вискозный, в розовый горох. Платье получилось модное, ниже колена, с двухъярусной  юбкой, а пояс завязывался сзади на талии в бант. Ух, это была моя победа!

    Я стою в этом платье с одноклассниками в день выпускного на одной из фотографий в начале этого рассказа.

    Кроме шитья, я научилась вязать на спицах. Навыки рукоделия, конечно же, у нас от мамы. Шторы у нас дома и накидка на комод выбиты мамиными руками. Выбиты - это такая техника украшения штор, салфеток. Рисуется узор на ткани, чаще на уголках, и цветочный. Потом по этому рисунку на машинке делается строчка каким-то образом (не знаю). А потом, между строчками, вырезаются дырочки. Получается что-то типа решёток. Такой «дырявый» узор. Мы называли это - выбитый рисунок.  Она умела вязать крючком, шила одежду для себя и дочерей. От неё мы, девочки, тоже научились шить. Учиться вязать я ходила к соседке. У меня сохранился свитер, который мама связала из собачей шерсти. У родителей была собака - болонка. Мама насобирала с неё шерсть, спряла и связала свитер для папы. Когда папы не стало, я забрала этот свитер себе на память. Он не раз выручал меня на сплавах по реке.

     И сегодня у меня стоит та самая швейная машинка «Чайка 3». Мне её родители прислали, когда у меня родился сын Вася.

    В школе я училась прилежно, и родителям не стыдно было приходить на родительские собрания. Октябрёнок, пионерка, всегда в первых рядах - командир звёздочки, председатель Совета отряда и комсомолка, ещё и спортсменка. Занималась в спортивной школе, играла в баскетбол.  Мы спортивной командой даже ездили на областные соревнования и на товарищеские встречи.

    Вот почти и вся история моего детства в продолжении повествования о моей дружбе с Людой Лапиной.
    А дальше....»
                Продолжение следует.


Рецензии