С Днём Космонавтики, коллеги!
Дожили! Мы уже отмечаем 60-ю годовщину полёта в космос и приземления первого космонавта Юрия Гагарина на Саратовской Земле!
А в 1962 году школьники посёлка Красный Текстильщик отметили турпоходом
Первую годовщину приземления Юрия Гагарина на Саратовской земле.
В походы мы ходили, начиная с пятого класса и Первый совместный поход со старшеклассниками мы совершили к месту приземления первого космонавта Гагарина. Коротко опишу маршрут, как я его запомнила.
Вначале дошли пешком от посёлка Красный Текстильщик до Увека. На поезде переехали на левый берег Волги (почти для всех из нас это была первая поездка на поезде). Точно не помню, доехали ли мы до железнодорожного вокзала Покровска;Энгельса или до станции Приволжский. Сейчас, наверное, кому-то очень хочется снести Энгельский милый «жд» вокзальчик и настроить на его месте многоэтажных коробок (центр – сноса практически нет) и плевать они хотели, что когда-то именно здесь легендарный губернатор Столыпин П. А. встречался с жителями тогда ещё поселения, просившими присвоить Покровску статус города. В этом самом здании бывали и Троцкий, и Калинин и не раз приходилось бывать знаменитым жителям: писателю Льву Кассилю и гениальному композитору Альфреду Шнитке… Но это я так, немного о городе Энгельсе, а в том, 1962 году, мы и слыхом не слышали ни о Столыпине, ни тем более о Троцком.
Ну ладно, двигаемся дальше: итак, возможно, мы, не заезжая на Энгельский вокзал, по «сталь-мосту» доехали до станции Приволжской, а дальше у нас начинался пеший переход вдоль Волги сначала до деревни Квасниковка. Здесь наш отряд остановился, и мы заночевали в спортзале местной школы (на чём спали, не помню, но спальников у нас точно не было). Кто-то дальнозоркий узрел на противоположном берегу Волги нашу «родную краснокирпичную трубу»:
– Ой, ребята, гляньте, это же наш Красный Текстильщик!
- Правда, вот здорово! - радостно «запричитали» все, как будто не вчера покинули родные «пенаты». Дежурные накормили нас завтраком из меню: «Что бог послал», вернее, что дали родители в дорогу: варёные яйца, солёное сало, хлеб, пряники, печенье и конфеты. Воды набрали в деревенском колодце и вскипятили чай.
Дальше на нашем пути лежала деревня Терновка. Вот на этом промежутке между Терновкой и деревней Смеловка и приземлился Юрий Гагарин. Да, повезло Гагарину, ещё немного - километра полтора, и ищите его в воде… А впрочем, и об землю стукнуться тоже приятного мало.
Конец мая 1962 года, Энгельская заволжская степь: жара, пыль, вдоль просёлочной дороги зелёные, уже довольно высокие всходы озимых. За плечами маленький рюкзак (нет, тогда он не казался маленьким), на ногах у меня сандалии, которые быстро забиваются пылью, на многих ребятах обыкновенные тапочки, в то время они назывались «спортсменками» (про кеды мы, конечно, слышали, но и только). Мы, почти все, в тёплых лыжных куртках, а под ними белые кофточки или футболки с непременным красным пионерским галстуком. А вот штаны у всех разные: и тёплые лыжные и простые сатиновые шаровары (спортивное трико только ещё входило в моду и до нашего посёлка пока не добралось). Нас - двенадцать человек во главе со старшим пионервожатым Шачневым Вадимом и двумя старшеклассниками Веткой Мельничук и Сашей Давыдовым. У нас есть горн с вымпелом и два пустых ведра, а бутылка с водой у каждого своя. Не помню кто был горнистом, но время от времени в степи раздавалось: ту-ту, ту-ру-ту-ту и мы, взбодрившись, продолжали путь под палящим солнцем. Весь наш поход укладывался в 25 километров и большую часть мы уже протопали.
Но всё осложнялось тем, что в то время мы не знали точного расположения монумента на месте приземления Юрия Гагарина. Но нам повезло. Откуда-то с серпом и мешком для сжатой травы перед нами появилась крестьянка. Мы к ней с расспросами, мол, расскажите, где и как это было:
– Да було, а то як же не було, було да тики не туточки, а вин там у поли, ; махнула она рукой. И дальше мешая русские слова с украинской напевной речью, продолжала:
- Свалывся вин з ниба, який-то шар. Мы туда, к нему, а там у шару у ёго нутри чудо в круглом шлеме. Мы тайком перекрестились (кто ж его знает, что там), но, глядь, а вин человик – живый! Таперячи это «космонавт» называется, а мы тоди и слов таких не слыхали. Хтось з наших ножичком чиркнул кусочек обшивки шара: то ли на памьять, то ли для провирки, что за материя така… Тильки то не я, у мени и ножа-то с собой не было, вот вам и вся история, - закончила она, пряча острый серп за спиной.
- А что он нам говорил? Да ничого вин нам не баял, а вот глаза у него, правда, были шалые, - женщина утёрла потное лицо фартуком и пошла своей дорогой.
Мы прошли ещё немного и вот он (оно, она?) - полукруглая плоская цементная «блямба» в виде арки, а перед ней цементный же постамент (похожий на те, что ставят на кладбище) с датой и надписью, что именно здесь, на этом месте, приземлился первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Завершает всё наскоро сколоченная фанерная стела с ракетой наверху. На фанере нет «живого» места от надписей типа «здесь был Вася» и ещё непременного заборного оповещения о мужском детородном органе. Вокруг ряд недавно посаженных пирамидальных тополей, чахлых без полива, и мусор, а то и что-то похуже – туалет, как всегда, построить забыли, ничего, рядом степь и нам строго было сказано пионервожатым:
- Вы же пионеры! Для туалета искать ближайший овраг!
Когда мы вытрясли пыль из обуви и выстроились в ряд (как и положено пионерам) возле «монумента» - горнист протрубил торжественную песнь. Все дружно отсалютовали пионерским приветствием - дескать: «Всегда готов!». Правда неизвестно кому, может, небу. А потом фотографировались у облупившегося пьедестала и стелы. На память! Вот и весь поход. Было ли разочарование? Нет, не было, просто хотелось чего-то необыкновенного, торжественного! Я, конечно, нафантазировала себе огромную воронку, а рядом кумачовый транспарант с крупными буквами: «Здесь совершил приземление Первый космонавт!». Это, чтобы видно было даже с самолёта! А на фотографии всё прозаично: мы с подружкой Рябушко Таней! Конечно, была лёгкая досада, что всё как-то приземленно и обыденно. Но мы не роптали, мы гордились, что добрались до места приземления первого космонавта! Жизнь была прекрасна, а впереди было ещё столько нового, что нам предстояло узнать.
На фотографии: Скиданова Татьяна и Рябушко Татьяна на фоне первого Монумента. Май 1962 года
Свидетельство о публикации №221041201098