Инструкция по выживанию в школе

На самом деле книга называется «Советы по выживанию в школе». Но как хочется получить конкретные рецепты! Инструкцию!

Для этого существует психолог? Существует. Но решать проблемы приходится ученику самому.

Эдуард Веркин, автор книги «Советы по выживанию в школе» - не психолог, он детский писатель. Но в школьной системе «поварился», сначала в качестве ученика, как и все мы, затем учителя «Обществознания».

11 лет — срок серьезный. На одной из веселых картинок интернета мама тянет ребенка, а он упирается: «За что?». Шутить можно, учиться должно.

Как у Конфуция, не получается: хочешь учиться — учиcь, не хочешь, никто не неволит. Считается, что у Конфуция было 3000 учеников, которых он водил по стране, по горам и долам, чтоб они познавали все практически, анализировали и обобщали. Одни жаждующие присоединялись, другие покидали учителя, и так несколько лет.

А мы сидим 11 лет за партой, упорно смотрим в затылок друг другу.

Эдуард Веркин написал свою книгу 13 лет назад, несколько раз переиздавал, редактируя. Считает, что за это время в школе «не изменилось НИЧЕГО».

Допустим. Но моя школьная жизнь заняла больший отрезок. Сначала я училась сама, и это были 60-е, потом мои сыновья, и это были 80-90-е, потом учила я сама, и это были нулевые. Сейчас я учусь в пятом классе, и это серьезно, «на полную катушку».

Веркин как детский писатель пишет легко, увлекательно. Его книгу «Советы по выживанию в школе» я читала как бестселлер. Одновременно вспоминая все, что связано с этим святым и трудным слово: школа!

Сама я в новый класс неполной средней школы пришла как раз в 5-м классе. Это была «сборная солянка». Дети преимущественно из интерната, родители которых работали и жили на лесозаготовительных участках нашего далекого побережья Белого моря.

Я не помню, чтоб кто-то был изгоем в классе. Все мальчики хулиганили (или почти все), все девочки примерно учились. Покидать школу начали уже после 5-го же класса, поскольку в те времена не пугали и не подстегивали двойками, как сейчас, тем более красными точками. Их просто ставили, если ученик не мог или не хотел выучить урок. Дружила я с Веней и Женей, которые сидели уже третий год и были моими соседями. Кстати, способные ребята на самом деле, они ушли из школы после 8-го.

Снова в новой школе я оказалась уже в старших классах, опять в «сборной солянке», поскольку от нашего пятого осталось нас трое. Эта школа была единственной в поселке со статусом средней. В нее я ходила, как на работу: пришла, отучилась, ушла. С моими соседями на окраине поселка мне было гораздо интересней.

О классных изгоях я узнала, лишь посмотрев фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983). Приняла это как творческое предположение, выдумку, но книгу В. Железникова, по которой создан фильм, прочитала.

80-90-е, когда учились и доучивались мои сыновья, прошли для меня не очень болезненно. Мальчики учились хорошо, проблем внутри классов не было.

Младший ушел в гимназию после 9-го класса на конкурсной основе. Не говорил, но, оказывается, переживал. Но ему повезло: это был хороший коллектив.  В первый же день один из пришлых сел верхом на парту и сказал: «Хотите, я вам анекдот расскажу?». Ребята сгрудились, и общение, главное, что нужно детям в этом возрасте, началось. Классная руководительница  была чуть старше их, но уже имевшая небольшой опыт, сумела сделать дружный, веселый, творческий класс.

На ее дни рождения они еще несколько лет ходили без приглашений. Есть забытая поговорка: «На день рождения не приглашают, на него приходят друзья».

Конечно, конфликты бывали, у кого их нет? Но все разрешалось, скажем так,  с помощью разума обеих сторон.

В своем немалом опыте школьной жизни я столкнулась с изгоем в классе однажды.  Мальчик был умница, почти отличник, класс сильный, классный руководитель опытный, умный, ответственный. Мальчик старался терпеть изо всех сил, но и ангела можно вывести из себя. И как радовали эти срывы класс! Как они были счастливы, эти одноклассники, объяснявшие свое поведение «переходным возрастом». «Ну уж перейдите же куда-нибудь, наконец!» - они не слышали увещеваний взрослых.

Школу мальчик окончил, уехал в Москву, поступил в престижный институт, сейчас успешный специалист. В чем он оказался маргиналом, где было начало, так и не знаю. Только книге В.Железникова и фильму Р. Быкова я с тех пор верю.

И вот после большого перерыва я снова в школе. С пятиклассницей. Этакая пигалица с непростой судьбой. Контактная, приветливая, общительная, добросердечная, симпатичная.

Делая уроки, прерываемся на разговоры обо всем, но больше о школьных предметах и школьной жизни. Считаю, что домашних заданий дается много. Во всяком случае нам после локдауна, а моя девочка пережила жесточайший локдаун,  поначалу было совсем невмоготу. Закончив, наконец, домашние задания, я шла под душ и падала камнем в постель.

Потом мы освоились, научились распределять нагрузку, не исключая долгие прогулки во дворе. И, наконец, пошли в кружок. Конечно, помогает интернет: гдз, «переводчик» и т. д. Но мы не списываем, мы сверяем — это правда. Нашли хороших репетиторов, которые не превращают занятие в еще один урок. Это скорей урок общения на заданную тему.

И вот тут настигло то, чего я никак не ожидала: проблемы с классом. Не предполагала при характере внучки. Поэтому и купила книгу, не раздумывая, а, читая, искала рецепты, вспоминала собственный опыт.

Эдуард Веркин сам подвел итог своих наблюдений, назвал ее  «Памятка выживателя». Я хочу дать ее целиком, может быть, это еще кому-то пригодиться.

Веркин Э.Н. Советы по выживанию в школе. - М.: Эксмо, 2020. -(Современная школа), С. 488-489.

          «Памятка выживателя»

Что надо делать

1. Быть коммуникабельным и дружелюбным. Большое количество друзей и приятелей — гарантия от происка врагов.
2. Стараться хорошо учиться — это спасает если не от большинства, то от многих проблем.
3. Не принимать неудачи слишком близко к сердцу.
4. Постараться как можно раньше определить главное занятие в жизни — и станет легче.
5. Надо беречь здоровье — оно еще пригодится.

Чего не надо делать

1. Нельзя «стучать». Информировать учителей и других представителей администрации о школьной жизни. Последствия самые печальные.
2. Нельзя позволять  над собой по-злому смеяться — затравят. Рано или поздно.
3. Не стоит стесняться самого себя при посторонних. Стыдно за себя любимого — стыдись перед зеркалом, это полезно.
4. Не нужно прогуливать школу больше пары дней подряд — войдет в привычку, избавиться будет трудно.
5. Не надо отчаиваться. Все пройдет.

Памятка Эдуарда Веркина не истина в последней инстанции, но все же скорей объективна, чем нет.

Я надеюсь у нас все получится. У Заболоцкого есть замечательные слова:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

А пока она ушла в школу. Вчера она запустила в интернет несколько своих минироликов,  а сегодня увидела, что их лайкнули 76 раз. Хорошее начало дня. «Я мыслю, следовательно, я есмь» (Рене Декарт).


Рецензии
Жизнь в школе всегда была не простой. Поэтому надо приветствовать любое внимательное и доброжелательное наблюдение, не отвергать советы, идущие от сердца. Особенно полезно обращаться к опыту наших известных педагогов. И, конечно, как и любой элемент общества школа не может обойтись без изменений, необходимых и оправданных трансформаций.

Но когда чиновница от минобра, Ракову имею ввиду, бодро рапортует, что им удалось освободить учеников и школу от влияния родителей, связанных памятью и прожитым опытом с негативным прошлым страны, а теперь предстоит усовершенствовать и сам процесс учебы, признав школу и учащихся равноправными партнерами, - приходится начать голову ломать, как уберечь страну от очередной напасти. Чиновницу убрали за многомиллионные хищения. Но ее разработки по реформированию школы, судя по таинственным фактам ее биографии, с лондонскими истоками, продолжают продвигать.

С наступившим Новым годом Вас!

Тимергалий Абдрафиков   01.01.2022 11:17     Заявить о нарушении
Спасибо! Иногда мне кажется, что проблемы эти уже никого не трогают, но вот Вы написали, и теплей на душе. Значит, не все еще потеряно, еще можно побороться за души наших детей.

Нина Ватрушкина 2   02.01.2022 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.