Семёрке Юрия Гагарина 61 год

             

        На лётно испытательной станции нашего завода восторженный люд встречал, вернувшегося из первого в Мире полета в космос, Юрия Алексеевича Гагарина. И в порыве страсти люди подмяли под себя, всем мешавший,   забор - столбы с колючей проволокой.
        А готовился этот гагаринский триумф совсем рядом за этим сломанным забором. В это время здесь только строилось здание филиала КБ С.П. Королева. Возглавил филиал Дмитрий Ильич Козлов. Левою руку он потерял на фронте. И одной правой рукой Д. И. Козлов был Правой Рукой С.П. Королева! Переехал Козлов работать в г. Куйбышев насовсем. Шестьдесят лет назад филиал ютился по цехам завода Прогресс. Постепенно обрастал кадрами.
        Конструкторский люд авиазавода стал покидать мелкие цеховые курятники и уходил в СКБ Козлова. Чтобы затруднить массовые переходы людей, на заводе прошелся слух, что по суду будут отбирать ведомственное жилье у сбежавших. Особенно это касалось тех, кто к партии не имел отношения, там были свои рычаги воздействия на психику. Руководству завода оставалось рассчитывать только на юридическую безграмотность населения. Стоило, было, подписать «бегунок» об уходе с завода, тут же специалиста догоняла повестка в инсценированный суд.
        Давя на психику, бессловесность, страх и зависимость в «зале заседания» было все, как в детективных фильмах: скамья подсудимых для ответчика - обладателя ордера на заводскую квартиру. Истец - активистка завода, как представитель рабочего класса. «Ваша честь» в составе нескольких человек. Не хватало только ряженых: прокурора, адвоката, народных заседателей, свидетелей и милиции…
        Это, конечно, щекотало людям нервы, им приходилось объясняться, но ничто не могло удержать неизбежный ход исторического развития человеческой мысли и желания!
        Перешел и я работать в СКБ Козлова. На том и закончился десятилетний этап моей работы на авиационном заводе.


        Высота лунника Н1 101,5 метра, как у Исаакиевского собора в Петербурге. Строительные металлические «леса» и лифт  позволяли  без восхождений посетить любую высоту и везде совершить круговой обзор изделия внутри и снаружи. И, конечно, полюбоваться с высоты круговой панорамой окружающей местности. Вид снизу впечатляет не меньше: видишь результат работы всей страны! Смотреть с восхищением можно не только вверх на громадину-ракету, но и вниз под стартовое кольцо, вглубь земли на бездонные газоводы, куда начнет низвергаться огненная лава из тридцати двигателей по 150 тонн тяги каждый. Сколько бы ни подбирал я здесь запредельных эпитетов для письменного эквивалента впечатлений, все же лучше один раз увидеть. А один раз услышать шум летящей ракеты – это, конечно, несоизмеримо важнее и больше!
        Скоро и наша Н1 должна отправиться в полет, а пока все смотрели на старт другой ракеты. Все работавшие в механико испытательном корпусе, высыпали на улицу, чтобы понаблюдать старт основной кормилицы: «Семерки». «Телеги», как еще принято называть любой носитель полезного груза, на котором летали все наши космонавты. На соседней площадке, что рядом, нам все хорошо видно.
        Точно в намеченное время от изделия отклонилась кабель-мачта. Рядом с ракетой из-под земли, появились клубы   выхлопных газов. У ракеты, установленной на стартовом столе вертикально, газы сначала устремляются вниз, вглубь котлована и через четыре отводящих газовода выходят наружу, чуть в стороны. Ракета медленно поднимается над стартовым устройством, подпираемая струями огня. Четыре наземных мачты освобождаются от нагрузки и, раскрываясь подобно лепесткам, отпускают ракету, освобождая проход ее корпусу. До нас, наблюдавших издалека, только сейчас доходит нарастающий рев двигателей. Воздух вибрирует  от неистового, пугающего грохота. Сотрясается все пространство вокруг, проникая и в мое тело!
        Людей одолевает гордость за свою трудовую причастность ко всему, что совершается здесь, на космодроме. Они уходят продолжать свою будничную работу для подготовки новых космических стартов. За успешный старт кто-то произнесет: «Дайте мне точку опоры, и я произнесу тост: Вздрогнем, выпьем и снова нальем!». В такие минуты инженеры рассказывают друг другу космические байки.
        Случаются  досадные аварии и на достаточно отлаженном носителе – «Семерке». По рассказам очевидца, однажды после запуска на изделии нарушилась система управления, и оно пошло «гулять» по улицам городка. Для разбора полета существует телеметрическая система «Трал». Бортовыми приборами замеряются летные параметры, и фиксируется выполнение основных событий на стартовавшем изделии. Данные  передаются на Землю, и там производится их запись. По сути дела, - это «черный ящик», только не надо его искать в случае аварии, он всегда готов для анализа и под рукой, как рояль в кустах.
        Однажды «Семерка» ушла за «бугор». Из анализа телеметрии выяснилось, что один из боковых блоков отделился раньше времени. Это привело к необратимому нарушению траектории полета изделия с последующей его самоликвидацией.
        Традиционно заработала аварийная комиссия. Рассматривались разные версии, которые в дальнейшем отвергались или подтверждались расчетами. Как говорится: «ученые подсчитали», что рабочий не поставил всего один болт в нижней силовой связи: «боковушки с центром». Доказали анализом и расчетами, что на стадии предстартовой подготовки и в начале полета отсутствие болта не нарушало пакета четырех боковушек, но при плановом развороте изделия боковой блок из пакета выпал. Ответ к этой задаче - неустановленный болт,  нашелся. Это довольно редкий случай, когда причину аварии «вычислили» единодушно и однозначно!
        На космодроме в Плисецке произошел взрыв «Семерки» на стартовой позиции в момент заправки баков. Разнесло ракету и стартовое сооружение. Погибло тогда сто человек! Долго и упорно работала аварийная комиссия. Я тоже был на этой комиссии. От безысходности намечено было несколько сотен мероприятий по предотвращению повтора такой аварии. Причину, спустя годы, опубликовали в газете. Один из офицеров, выполнявший  заправку бака перекиси водорода, обратил внимание, что заправляющая труба наземного комплекса разогрета, чего не должно быть. Заправку немедленно прекратили. Был предотвращен аналогичный взрыв!
        Причина была в том, что в фильтре трубы заменили материал фильтрующей сетки, ввиду отсутствия требуемого материала по чертежу.
        Нервозные ситуации возникают при исчезновении служебных документов. Неожиданно обнаруживается расписка за, несданный в архив, документ. Такой случай произошел в инженерном корпусе МИКа. Решили  «свистать всех наверх!». Вернули специалистов из гостиницы, работавших  с разными документами, и солдат из казармы, что охраняли объекты и «драили палубы» в  МИКе. Все должны вспоминать и искать документ, везде, где он и быть не может: а вдруг его подбросят в шкаф или в урну. Я так думаю, что и все государственные границы - люки лаза в «железном занавесе» страны, перекрыли.
        Документ нашел зам. Главного конструктора  Борис Георгиевич, спасибо ему за это! Он применил в поиске простой, как все гениальное, метод логических рассуждений. Большой человек, большой специалист высказал предположение, что документ был вложен в другой, сданный  документ, а в архиве этого не заметили. Так и оказалось!
        Проектировщики, стремясь облегчить конструкцию, применяют новые технологии. Например, взрывотехнику.
        Я когда-то присутствовал при аналогичных испытаниях отрывных плат изделия “Н1”. Стоял я на удалении 50 м от экспериментальной установки. Рвануло, как из пушки. К моим ногам прилетел большой обломок, а плату  толщиной 5 см покоробило! Идею использования  пиротехники тогда отменили.

        Проектное задание на «Семёрке» было важное и  срочное. Пировзрыв на персональном головном обтекателе сработал,  и створки раскрылись. Но  взрывом повредило внутри макет полезного груза. Времени на отладку пиротехники не было. Главный Конструктор приказал быстренько переделать конструкцию  по старым прототипам, по отработанной схеме. Из сроков немного вылезли. Но вина за нарушение сроков и за не своевременные новаторские эксперименты легла на наше предприятие.
        Было знойное лето и все, имевшие отношение к теме сотрудники были в отпусках. Я и Бойко не имели отношения к этой теме. Но, будучи в роли дежурных заместителей, мы были вызваны в кабинет Главного Конструктора. Кабинет был подозрительно уже пустой. Нам предстояло здесь оправдываться как “Представителям от Промышленности” перед посланником от высоких властей.
        Из Министерства  явился клерк в безукоризненно белой рубашке с длинными рукавами, которые завершались огромными золотыми запонками. Суровое красивое лицо тщательно выбрито, набриолинен столичный причесон “чуб волной, не гонись за мной!” Напустив на себя важность, он прибыл дать взбучку всем нерадивым и не ответственным виновникам, и мы с Бойко в роли ответчиков попали под его, гром метающие, очи. Говорил он строго и красиво...
        Клерк не пожелал выслушать наши объяснения. Да и опасно ему в беседе оказаться “чайником”. Но, ощущая видимо недостаточность своего воздействия на нас, заговорил вдруг о Кодексе Чести.  И нам надо было просто не мешать ему нас отчитать, выпустить пар. Мы молча слушали его наставления об ответственности. По его мнению, после столь серьезного профессионального промаха,  все, и мы возле него сидящие, просто обязаны были покончить с собой!!!

        А моя командировка в Байконур завершилась. Увидеть и услышать старт советского лунника Н1 мне не довелось...


Кормилица моя изящная
Стоит ракета настоящая,
Р7 - «Семёрка» знаменитая
Доступна и теперь открытая!
                Смотрите, баки делал я,
                Та ферма, что вверху, моя,
                Я чертежи хвоста создал,
                Я эти сопла рассчитал…
Наверно, тысяча людей
К ракете приведут детей!
С ракетой-памятником рядом,
Открытый благодарным взглядам,   
                Козлову памятник стоит,
                Он память добрую хранит.


Козлов Ильич, для всех родной,
Ты снова с нами, дорогой!
Людей ты осчастливил темой
И творческой, и вдохновенной.
                С тобою Куйбышев-Самара
                Космической ладонью стала,
                С неё увозят эшелоны
                Изделия на космодромы.
Ты о работниках старался,
Жильё им строить добивался,
А детсады, а «Здоровяк», -
Всё это было не пустяк!


        На «Семёрке» до сих пор доставляют экипажи на МКС из многих стран Мира!

Фото из Интернет.
               


Рецензии
Какая сложная профессия...все ,связанные с космосом. Для меня любой винтик и гаечка...уже из мира сложностей. Честь и хвала тем ,кто соприкасается к великому созиданию.Заметила,что так мало сейчас говорят о космосе,или это идет мимо меня? Раньше было столько замечательных событий,а теперь...тишина? Или просто не говорят? Только о международных полетах.Да и само слово это-международные...сейчас иначе звучит,с опаской и тревогой.Ничего...переживем,выстоим и еще НАЛЕТАЕМСЯ)))
Мира и добра всем. И главное-ЗДОРОВЬЯ)
С уважением:-))

Любовь Витт   25.01.2023 00:25     Заявить о нарушении
Здравия желаю, дорогая Любовь!
Да, раньше мы всех космонавтов знали наизусть и плакали, когда погиб ГАГАРИН, КОМАРОВ.
А сейчас космос - это обычная профессия, как и лётчик, танкист и шофёр.
Летают в космос и туристы и артисты.
Только это дороже и опаснее.
Человеческий фактор везде одинаков.

С теплом и Уважением,
Лев.

Лев Неронов   25.01.2023 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.