Nomadland - заметки о фильме

Посмотрел  Nomadland (Земля кочевников – в русском переводе).  Прекрасный режиссер Хлоя Чжао,  прекрасная актриса Френсис Макдорманд, прекрасные съемки.   Макдорманд играет современную “кочевницу”,  американку, доведенную до нищеты после финансового кризиса 2008 годa.  Героиня вынуждена продать все имущество и путешествовать по стране  в  кемпервэне,  в поиске сезонной работы, например в центрах упаковки товаров на Amazon.   В фильме Чжао, участвуют реальные “номады”, поэтому съемки погружают нас в  реальный мир людей,  с очень непростой жизнью, но освобожденных от вечной погони за материальным  успехом.  Фильм вызывающий, заставляющий подумать, поскольку на закате жизни, тяготы людей смягчаются  свободой от материальных вещей и взаимопомощью.
 
  Фильм мастерски снят, игра Макдорманд изумительна, ее внутреннее состояние легко прочитывается по лицу, по пейзажам и музыке.  Разговоров минимум, все понятно и так.

Это очень необычный американский фильм, чем-то перекликающий с другим фильмом «Into the Wild” (2007) (тоже снятом по реальным событиям), об отказе молодого человека от перспектив занять высокое положение в обществе и жить по канонам американского  образа жизни. Главная цель героя – возвращение к дикой природе, уход от людей, par excellence.  Этим можно объяснить успех обоих фильмов.
   
Тем не менее, фильмы разнятся радикально.
В  Nomadland’е,  уход вынужденный, скитания героини и знакомство с такими же людьми как она,  скорее некоторая ностальгия по личной свободе, безотносительно других ценностей в жизни.
   
Возвращение на дорогу в конце фильма (главная идея выражена фразой одного из номадов «Встретимся на дороге»), несмотря на искушения знакомых и приглашения жить в доме “со всеми удобствами”, кажется несколько искусственным финалом.
 
И вот почему.  Американские «номады», по большому счету, это не настоящие номады, такие как, например, африканские племена масаи, бедуины и др или "наши" ненцы.  У американцев есть машины, а значит их надо обслуживать, чинить, да и бензин нынче не дешев (в фильме это хорошо показано). Сомнительная работа на таких гигантах как Amazon, вряд ли оправдывает их отказ от "материализма". У реальных номад,  жизнь в корне другая, им трудно выжить в капиталистическом мире.

Сама идея  номадического образа жизни в нынешнем мире, кажется, мне ошибочной. Особенно, что касается Америки. 

У белых американцев исторически отсутствует привязанность к месту. Идеализация "бездомности" глубоко вошла в их культуру (начиная с Керуака).  Напротив,коренные жители Америки ценят свой дом,  лес, камни, могилы предков.  Пропасть между этими менталитетами огромная и хорошо описана, например, у  Гари Снайдера ("Пока не дома").  Американцы – это люди без дома. Но не потому, что им больше нравится дорога (дорога по пустыне утомляет), а потому что они ищут дом, который до сих пор не нашли.

Нельзя почувствовать и полюбить землю из окна автомобиля. Еще сложнее ее спасать.
 
    


Рецензии
Есть еще дигитальные номады, они не бездомные...
С уважением,

Ева Голдева   14.04.2021 10:43     Заявить о нарушении
Спорно, Ева. Но они мне кажутся еще более бездомными. В доме и без дома. Но спасибо за ваш отклик.

Удачи.

Виктор Постников   14.04.2021 11:03   Заявить о нарушении
Хорошая статья, недавно опубликованная в Resilience, http://www.resilience.org/stories/2021-06-14/homeless/, прекрасно объясняет мои мысли о "доме".

Виктор Постников   14.06.2021 22:59   Заявить о нарушении
Тему бездомности, начатую Керуаком, продолжил далее Боб Дилан в своих песнях, прежде всего в культовой песне "Like a Rolling Stone", и во многих других. Это хорошо отражено в культовом фильме Мартина Скорцезе "No Direction Home" (2005)

Виктор Постников   16.12.2024 18:35   Заявить о нарушении