Большое видится на расстоянье
В сентябре нынешнего года исполняется
100 лет со дня рождения народного артиста
России и Татарстана, лауреата Государственной
премии им.Г.Тукая, профессора Нияза ДАУТОВА
Многим читателям хорошо известна серия книг с аббревиатурой «ЖЗЛ» - «Жизнь замечательных людей». Идея издания этой серии, возникшей в СССР, принадлежала Горькому, хотя, разумеется, жизнеописания великих личностей существуют столько же, сколько и сама литература.
Биографии героев, государственных деятелей, знаменитых военачальников, художников, ученых, композиторов, философов и поэтов всегда привлекали внимание возможностью прикоснуться к миру яркому, необычному, возвышающемуся над обыденностью.
Кроме того, жизнь выдающихся людей, их поступки, идеи, открытия, свершения, их взлеты и падения помогают нам почувствовать Историю, а через это чувство полнее осознать себя в дне сегодняшнем. Как писал Евтушенко: «История есть связь историй жизней».
Порою мне кажется, мир – это действительно театр, в том смысле, что он разделен на тех, кто в нем лицедействует, и на тех, кто смотрит. Но это – кратковременное ощущение, ибо все мы зрители и актеры одновременно, а фабулы наших жизней причудливо сплетены в общий замысловатый сюжет.
Все современники живут, образно говоря, на одной улице, одним воздухом дышат и влияют на жизнь друг друга.
«А многих ли известных людей ты знал лично?» - спросил я себя однажды.
Оказалось – довольно многих. С кем-то знакомство было мимолетным, с кем-то выросло в общение, даже в дружбу. Кто-то был известен в своём городе, кто-то – в стране, а кто-то и во всём мире. Но такого человека, как Маэстро, признаюсь, я не встречал никогда.
Нияз Курамшевич Даутов… Мне очень повезло в жизни, когда знаменитый певец и режиссер пригласил меня в труппу оперного театра, стал моим Учителем.
Карьера в театре, особенно в опере, не бывает безмятежной, даже если внешне и выглядит таковой. Это всегда борьба – то со сложной ролью, то со здоровьем, то с начальниками, каковых много.
Маэстро каким-то непостижимым образом умел влиять на окружающих так, что неуверенность оборачивалась вдохновением, тяжелый труд – радостью творчества, а досадные мелочи, вроде театральных интриг, мелких уколов самолюбия и небольшой зарплаты, становились абсолютно несущественными рядом с волшебством музыкального действия.
Энергия, излучаемая им, была настолько велика, что казалось – неталантливых людей рядом с ним просто не может быть: начинающий тенор превращался в пылкого героя-любовника, корпулентная меццо становилась обворожительной Кармен, а скандальная примадонна, выступая в «Мадам Баттерфляй», заставляла обливаться слезами даже видавших виды театральных пожарных.
Жизнь Маэстро была поводом для написания романа о нем, о его театре и любви. Возможно, такой роман и появится. А пока – вспомним, как складывалась жизнь человека и художника, который изменял этот мир к лучшему и при этом никогда не изменял самому себе.
Нияз Курамшевич Даутов родился в 1913 году в Казани в состоятельной семье. Его отец был владельцем конезаводов и сафьяновой фабрики. Это усилиями Курамши Даутова и его друзей-купцов был основан Театр купеческого собрания в 1909 году – сейчас в этом здании располагается Казанский ТЮЗ.
В Татарстане началась и трудовая жизнь молодого Нияза Даутова. Сразу после школы он уехал работать учителем в татарскую деревню. И это, видимо, неслучайно – просветительство было природным даром Маэстро.
После периода учительства Даутов уезжает в Москву и устраивается простым рабочим на завод. Будучи рафинированным человеком по складу души, он вступает в рабочую среду, ничуть ею не пренебрегая. И это качество остаётся у него на всю жизнь – огромное уважение к людям труда. Завод не остался в долгу перед юношей: Даутов получает путёвку в вуз. Парадоксально, но факт – это был Институт рыбной промышленности.
Молодой человек учился днем, а все вечера проводил в театрах Москвы. Большой театр, МХАТ, Театр оперетты, театры Таирова, Мейерхольда, Вахтангова, театр Станиславского и Немировича-Данченко, концертные залы – вот была страна, в которой он жил.
И неудивительно, что судьба привела Даутова в Татарскую оперную студию при Московской консерватории, которую он заканчивает с отличием и становится студентом консерватории. В это время складываются его дружеские отношения с такими будущими звёздами нашей культуры, как Фарит Яруллин, Муса Джалиль, Назиб Жиганов, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович.
Еще будучи студентом, в 1941 году Даутов приезжает в Казань для подготовки к будущей декаде татарского искусства в Москве. Он становится первым исполнителем партии Джика в опере Н.Г.Жиганова «Алтынчеч». Декада не состоялась – грянула Великая Отечественная война. Фарит Яруллин в сентябре 1941-го ушёл на фронт.
А Даутов в ноябре 1941 года поступил в труппу Фронтового оперного театра при Всероссийском театральном обществе. Артисты и музыканты, чтецы и танцоры выступали перед бойцами, которые часто после концерта уходили прямо в бой. И первой оперной партией, спетой Даутовым во Фронтовом театре, была партия Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин».
На генеральной репетиции оперы молодого певца услышал сам В.И.Немирович-Данченко. Вскоре Даутов становится солистом Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского, где и работает под руководством Немировича-Данченко.
Карьера складывается удачно – молодого артиста восторженно принимает публика. Портрет Даутова в роли Ленского украшает обложку журнала «Огонёк». Волею случая этот журнал попадает в руки секретаря Свердловского обкома партии – большого любителя оперы. И в 1943 году Даутов по распоряжению ЦК партии расстаётся со столичной сценой и уезжает на далёкий Урал, в Свердловский театр оперы и балета.
Казалось бы, этот неожиданный поворот судьбы нарушает развитие карьеры. Столица и провинция – разве можно их сравнивать! Но… «Провинция, ты тем и хороша, что сохраняешь от распада личность. И если в нас духовная столичность, провинциальность, право, не грешна…». Духовная столичность – это то, что Даутов всегда носил в себе.
В Свердловске Даутов с первых шагов становится исполнителем всех главных партий лирического тенора. В то время Свердловский оперный был театром, где начинали свою карьеру многие знаменитые исполнители, в том числе и кумир Даутова Сергей Лемешев. И здесь к молодому певцу пришла госпожа Удача.
На Свердловской киностудии снимался художественный музыкальный фильм «Сильва» по оперетте Имре Кальмана. То ли потому, что режиссёром был Александр Ивановский, постановщик культовой «Музыкальной истории», казанец по рождению, то ли звёзды так располагались, но на главную роль Эдвина был приглашён именно Нияз Даутов.
Съёмки фильма проходили в невероятно тяжёлых условиях – в промёрзшей зимней студии полуголодные артисты изображали весёлую и лёгкую светскую жизнь.
Успех фильма, вышедшего на экраны в победном 1945-м, был оглушительным. В красавца Эдвина-Даутова влюбились все женщины Советского Союза!
…Спустя много лет после смерти Маэстро, мне довелось познакомиться с вдовой Имре Кальмана Верой. Она рассказала, что великий Кальман плакал, когда узнал, что в только-только освобожденном Будапеште идёт фильм «Сильва». Исполнение Даутовым роли Эдвина композитор считал эталонным.
После окончания войны Даутов много гастролирует в крупнейших театрах страны, в том числе в Мариинском и в Большом театре Союза ССР, становится одним из самых известных и любимых оперных артистов.
В возрасте сорока лет Нияз Курамшевич поставил свой первый оперный спектакль. Это была «Травиата» Верди, где он сам блистательно исполнял партию Альфреда.
Наверное, 50-е и 60-е годы были и самыми напряжёнными, и самыми счастливыми в творческой жизни артиста. Ведь Маэстро был одновременно и режиссёром, и певцом.
Когда в Казани театр переехал в новое великолепное здание на площади Свободы, Даутова пригласили возглавить творческий коллектив Татарского театра оперы и балета.
Пять лет Маэстро работал и творил в Казани, затем возвратился на некоторое время в Свердловский оперный театр, а через несколько лет был приглашен в качестве главного режиссера в Челябинский театр оперы и балета. Там, в Челябинске – как и в Свердловске, и в Казани – он осуществил ряд блестящих оперных постановок. В том числе и опер и музыкальных спектаклей татарских композиторов – Жиганова, Мулюкова, Валиуллина, Губайдуллина, Файзи.
В 1975 году тогдашний первый секретарь Татарского обкома КПСС Ф.А.Табеев пригласил Нияза Курамшевича вновь возглавить творческий коллектив Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля.
Целью этого приглашения было возрождение и развитие татарского национального музыкального искусства. И первой постановкой Даутова в 1975 году стала опера Р.Губайдуллина «Джихангир».
За десять последних лет своей жизни Нияз Курамшевич Даутов, помимо русской и зарубежной классики, поставил пять национальных опер. Также при нём были поставлены пять национальных балетов. За десять лет – десять национальных премьер на сцене театра! По существу, Даутов был духовным соавтором многих произведений.
За 48 лет творческой деятельности он выступил более, чем в двух тысячах спектаклей, сам осуществил свыше восьмидесяти постановок на различных оперных сценах страны.
Высокие художественные достоинства, отличавшие его роли и постановки, были плодом неустанного и вдохновенного поиска.
Вкладывая душу в свои творения, Даутов большое внимание уделял работе с артистами, с молодежью. Своим артистическим становлением ему обязаны десятки ведущих певцов, работающих ныне в разных уголках нашей Родины.
Ученики Даутова стали звёздами татарского музыкального искусства. Хайдар Бигичев, Зиля Сунгатуллина, Рафаэль Сахабиев, Венера Ганеева, Мунир Якупов, Руслан Даминов, Клара Хайрутдинова, Саид Раинбаков, Айдар Файзрахманов и другие оперные артисты многим обязаны Ниязу Курамшевичу в своей состоявшейся творческой судьбе.
Столетний юбилей великого артиста, просветителя,
человека огромной души – это праздник, который будет отмечаться не только на его родине в Казани, но и в Екатеринбурге, и в Челябинске, да и в каждом другом городе, где живут его ученики. А значит – по всей стране.
Сентябрь 2013 г.
Свидетельство о публикации №221041202115