Всеединство - основа мудрости

"Философская мудрость века настоящего становится всеобщим здравым смыслом века последующего." Г.Бичер

“The wisdom of ancients is accumulated knowledge or learning. Wisdom is a good judgment and knowledge of what is true or right, based on experience.”          (Harcourt brace school dictionary, page 851)

«Современная теоретическая социология оказалась в довольно ощутимом кризисном состоянии, проявляющемся в отсутствии некоторой цельной теории». (Натарова Е.В., Современная социокультурная динамика в контексте интегральной социологии П.Сорокина.  Самарский государственный университет. 2011)  П.А.Сорокин – один из основателей американской школы социологии в своих трудах был ближе к воспитавшей его русской философской традиции, чем к, так называемому, американскому прагматизму. (К.Х.Момджян. Введение в социальную философиюю 1997) Труды П.Сорокина отличались стремлением охватить предмет познания во всей его полноте, целостности. (Медведев В.А. Актуальность взгляда Питирима Сорокина на главные тенденции нашего времени//Питирим Сорокин в социокультурной тенденции нашего времени. – М-СПб, 1999.-С.298)
Стремление к синтезу, всеохватности, целостности с особой силой проявилось у П.Сорокина во второй половине его жизни, когда он выступил с критикой в понимании социальных явлений с позиций сциентизма и эмпиризма. П.Сорокин выдвинул на первый план проблемы культуры, создал теорию интегрализма и на этой основе сделал свой прогноз мировой социокультурной динамики. В завершающий этап своих исследований П.Сорокин занимался этической проблематикой – исследованием творческой энергии любви и альтруизма. (Бадмаева М.В. Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности социальная философия. Улан-Уде, 2006)

В своей работе «Социальная и культурная динамика» П.Сорокин использует термин «культура», а не «общество». По его мнению, социокультурная система /суперсистема/ есть понятие более широкое и включающее в себя «общество».
Идеи П.Сорокина нашли понимание и развитие среди его учеников и последователей, часть из которых вообще стали всемирно известными учеными, включая Р.Мертона, Дж.Хоманса, Ф.Уайта, Т.Парсонса, которые были его прямыми учениками. Однако, этот замечательный факт не привел пока к окончательному решению проблемы всеединства в науке. В то же время, на наш взгляд, наиболее близкими работами, которые могут разрешить эту проблему, оказываются труды Аристотеля. Случайное разделение их на две части – физику и метафизику имело эпохальное значение для исторических судеб науки. Однако, суть идей П.Сорокина состоит именно в соединении этих направлений. А, значит, исходные начала единой теории лежат в попытке рассмотрения трудов Аристотеля как единой идеологии, имеющей системную основу в виде 10 категорий. Использование именно этих фундаментальных основ в виде принципов формирования модели эволюции бытия позволили С.Н.Гринченко построить иерархическую модель бытия. И в этой модели именно тринадцатая (Биогеоценозы) фаза метаэволюции живого включает популяции организмов, которые в случае человека и есть общество, основой которого оказывается человеческая речь и труд. (Гринченко С.Н.Метаэволюция систем неживой, живой и социально-технологической природы. Москва, ИПИ РАН, 2007, С.29)
Отметим, что Аристотель в своей онтологии, прежде всего, рассматривает отношения между понятиями (речь!) и чувственным бытием. Это и есть сфера «чувственной социокультурной системы» по П.Сорокину. Речь человека есть одновременно результат и дифференцирования, когда возникают образы и создаются звуковые / письменные символы. Но речь есть также результат интегрирования слов при создании понятий логических функций и аргументов, с помощью которых человек всегда познавал истину и отличал ее от лжи. Но этого недостаточно. Всякая правда оказывается относительной и зависит от ЦЕННОСТИ для человека.  Чтобы «правда» стала убедительной для человека, она должна быть измерена. Поэтому современная философия имеет две составляющие – рефлективную и валюативную философию. (К.Х.Момджян) А так как Природа создавала Человека постепенно и сначала речь, естественно, отсутствовала, то для появления речи с самого начала должны были существовать предпосылки, которые привели к появлению речи/информации и их оценке с точки зрения соответствия целей существования жизни вообще и человека, в частности.
 
Об эвристических ошибках человека
Под нашим руководством группа студентов в составе С.Н.Гринченко, М.Э.Пеккер и Л.П.Яковенко провела в 1969 году социологическое исследование двух групп студентов, которым было предложено дать взаимные оценки присущих им добродетелей: ум, настойчивость, трудолюбие, аккуратность, умение доводить дело до конца, остроумие/изобретательность, находчивость, интуиция, эмоциональность, чувствительность, сознательность, образованность/энциклопедичность, воспитанность, сосредоточенность, общительность, пробивная способность, непримиримость к недостаткам, способность воспринимать новое. Каждый должен был оценить всех студентов постоянной учебной группы по шкале от нуля до десяти /10/, считая, что оценки выше, чем 5, есть «положительные», а оценки ниже, чем 5, - «отрицательные». В каждую  группу обследования входило по 17 студентов. В первом опросе, который проводился без какой либо предварительной информации о человеческих добродетелях и без объяснения целей эксперимента, приняли участие 11 и 8 студентов. Во втором, контрольном опросе, который был проведен через две недели, в опросе приняли участие 12 и 6 студентов. Перед началом второго тура обследования до участников были доведены результаты обработки первого тура.
Результаты опросов были проанализированы на компьютере. Расчеты были выполнены по формулам математической статистики. Были использованы все оценки без изменений их. Основные выводы следующие:
1. Каждый эксперт /так назовем студента, который участвовал в обследовании, дал оценки всех студентов своей группы, включая себя.
2. Разброс оценок каждой добродетели каждого студента с первого взгляда был велик из-за наличия постоянных погрешностей, присущих каждому эксперту.
3. Каждому эксперту присуще некоторое устойчивое преувеличение или преуменьшение его оценок.
4. Каждый эксперт по-своему использовал шкалу оценок, сжимая или растягивая ее в некоторой каждому эксперту присущей степени. Сжатие шкалы эквивалентно более сильной чувствительности эксперта к дифференциации оцениваемых величин. Как оказалось, более высокой чувствительностью обладал староста группы, то есть формальный лидер. Тот эксперт, который систематически давал наиболее заниженные оценки оцениваемых величин, оказался неформальным лидером, что было обнаружено в ходе дальнейшего знакомства с экспертами. Надо сказать, что теория групповой коммуникации также констатирует наличие в любой замкнутой группе людей двух лидеров, формального и неформального.
5. После корректировки результатов оценок, то есть вычитания отклонений и приведения шкал к заданному виду 1—10, разброс усредненных оценок добродетелей существенно уменьшился.
6. После ранжирования всех оценок каждого эксперта по возрастанию их значения/величины все оцеки расположились по логарифмической кривой. Или после преобразования шкалы оценок по логарифмическому закону все оценки расположились около прямой линии с разбросом плюс-минус 7.5% /на квадрате, где шкала и максимальный результат принимаются за 100%/. Этот результат показывает, что по критерию Колмогорова вероятность правильной оценки равна 0.95.
7. Второй опрос подтвердил устойчивость полученных в первом обследовании результатов.
Общее заключение: каждый эксперт обладает свойством производить оценки качественных показателей типа добродетель с точностью не менее 7.5%. В научной литературе, посвященной экспертным оценкам, упоминается, что опытные эксперты могут делать оценки с погрешностью до 1%.
Аристотель в «Этике» определяет добродетели как среднее между крайностями. При этом, он как-бы «измеряет» отрезки прямых линий, сопоставляя их с близостью добродетели к одной из крайностей. Здесь же, в пятой книге Аристотель создает теорию экономического обмена, который осуществляется по критерию равенства оценок выгоды сторон. Используемые экспертные оценки выгод сторон оказываются единственными показателями в определении пропорции обмена. Это положение допускает обобщение на любой вид взаимодействий людей, когда некоторые оцениваемые показатели вообще не имеют не только объяснения, но иногда и названия. Например, насилие.
Отмеченная здесь способность людей к нахождению оценок есть единое, универсальное, системное, интегрированное и в то же время адаптивное свойство человека, которое позволяет человеку ориентироваться в любой обстановке и принимать правильные решения. Одним из важных частных случаев оказывается способность человека оценивать вероятности наступления событий, что важно для оценки правильности индуктивных умозаключений. Заметим, что индуктивные умозаключения используются людьми для установления закономерностей в природе и обществе.

Мудрость – знание и уверенность отличать правду от лжи и справедливость от несправедливости.
Мудрых людей было немного в истории человечества. Один из них Питирим Сорокин. Он человек, который имел интеральный взгляд на мир. Основные идеи П.Сорокина:
i. - рост всемирного кризиса
ii. – ускорение всех социальных процессов
iii. – глобализация
События в мире за сорок лет после П.Сорокина подтвердили правильность его оценок и прогнозов. Такой успех стал возможным благодаря тому, что П.Сорокин смог предугадать значение успехов в области познания квантовой механики для социологии еще до того, как к таким же выводам пришли философы.
 «Создание в первой трети XX века квантовой механики явилось тем рубежом, после которого наука не только может, но и вынуждена иметь дело с проблемами, ранее относимыми к компетенции философии и теологии. Квантовая физика ведет к пересмотру классических естественно ¬научных представлений о реальности.» (Ланцев И. А. Квантовая парадигма как основа формирования новой идеологической доктрины // Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах»: Материалы Всерос. науч. конф. В. Новгород, 2007. С. 175)
«Основным постулатом классической парадигмы является возможность четкого разделения субъекта и объекта познания. С этим связано резкое противопоставление «материи» и «сознания». Такую фундаментальную мировоззренческую установку часто называют классической или «ньютоновско-картезианской» парадигмой. Нравственная оценка знаний в классическом подходе «материализуется.»  Однако, противостояние материи и сознания «привело к кризису, связанному с гипертрофированным развитием техносферы, нерациональной организацией общества, к искусственному разделению «гуманитарной» и «сциентистской» культур.» «Современная теоретическая социология оказалась в довольно ощутимом кризисном состоянии, проявляющемся в отсутствии некоторой цельной теории». (Натарова Е.В., Современная социокультурная динамика в контексте интегральной социологии П.Сорокина.  Самарский государственный университет. 2011)
Принципы квантовой механики указали на существование такого механизма управления физическими процессами в природе, который позволяет бороться в ростом энтропии. Этот механизм есть адаптивная поисковая оптимизация, которая осуществляет поиск экстремума функций цели, чаще всего, энергетического характера. Известно, что закон возрастания энтропии за счет рассеивания энергии указывает на эволюцию природы к тепловой смерти. Адаптивная поисковая оптимизация лежит в основе возникновения и развития жизни в Природе. То есть это такой механизм, который позволяет бороться с возрастанием энтропии. Этот механизм обладает несколькими очень полезными свойствами, которые позволяют жизни не только появиться в Природе, но и достигнуть большой сложности при сохранении устойчивости к внешним воздействиям. Именно этот механизм адаптивной поисковой оптимизации оказывается ответственным за существование и развитие человечества на Земле.
В своей монографии «Метаэволюция» С.Н.Гринченко показал, как на основе оптимизации появилась и существует все бытие. Правда, для обеспечения все большей устойчивости и надежности природа использовала так называемые метапереходы, в результате которых наше бытие имеет 52 уровня.
Благодаря свойству абсолютной устойчивости механизм адаптивной поисковой оптимизации оказывается уникальным механизмом борьбы с ростом энтропии. Этот механизм обладает всеми чертами интеральной концепции бытия. А функция энтропии квантового ансамбля, разработанная Планком в начале XX столетия оказывается адекватной моделью, которая находится в фундаменте и существования биологических объектов, и существования человеческого общества. Свойства этой модели организмических систем позволяют нам понять много из того, что происходит в человеческом обществе. Математический анализ поиска функции цели типа «высшего блага» по Аристотелю позволяет получить полную систему физических переменных, которыми описывается воспроизводственная деятельность человеческого общества. Это труд /размерность «время»; примерно пропорционален числу людей на Земле/, ресурс /размерность «масса»; сырье/, продукт /размерность «масса»/, энергия /размерность «энергия»/, инфраструктура /размерность канализации людей и продуктов человеческой деятельности/. Информация об этих переменных есть изменение энтропии /размерность «действие», которое есть произведение энергии на время/. Энтропия-информация есть единственный источник происходящих в природе изменений. В то же время, сумма всех оценой изменений, то есть интеграл, опять же возвращается в природной системе в информацию-энтропию. Этот процесс существует в форме оптимизации. Исследование алгоритма оптимизации обнаруживает ряд свойств этого процесса, на основе которых возникает, совершенствуется и существует жизнь, мышление и познание.
Рассмотрим, для примера, кризисы. Как показал в своих работах С.Н.Гринченко, этапы исторического развития человечества со временем становились все более короткими и достигли минимальных значений после 1982 года. Эксперимент с моделью оптимизатора показывает, что ускорение процессов поиска сопровождается увеличением «потерь на поиск», которые естественно интерпретировать как усиление кризисных явлений в социально-технических процессах. Отметим, что Питирим Сорокин предугадал возрастание кризисных явлений в XX столетии. Развитие глобальных процессов в условиях кризисной обстановки привело к возникновению угрожающих процессов на Земле. Это - известное потепление климата за счет промышленных выбросов, это сокращение ресурсов полезных ископаемых и энергии, это засорение и отравление Природы, наращивание вооружений. Все в целом, создавало угрозу не только для нормальной жизни людей, но могло привести вообще к уничтожению человеческой цивилизации на Земле. К счастью, после 1982 года периоды глобальных процессов стали возрастать, что привело к снижению остроты кризисов. Однако, ситуация обострения кризиса в глобальных масштабах поставила задачу создания системы глобального регулирования социальных процессов.
Для борьбы с обнаружившимися глобальными проблемами возникла необходимость введения ограничений, запретов, границ. Сегодня целебные силы Природы пока позволяют устранять определенной степени угрозы и восстаналивать некоторые ресурсы до приемлемого уровня. Но эта политика требует применения регулирования по принципу жесткой отрицательной обратной связи. Научные исследования показывают, что в любой цельной системе применение жесткого управления приводит к неустойчивости, если количество регулируемых переменных становится больше трех переменных. Логично предположить, что достижение ограничений и необходимость в регулировании каких-то переменных имело место и ранее в истории. Но сегодня такое регулирование оказывается наиболее необходимым.
Сделаем такое предположение, что процессы оптимизации останавливаются на совокупности ограничений и что в будущем всегда будет существовать необходимость осуществлять регулирование по трем ограничениям /как разрешает теория устойчивости управления/. Возможные варианты организации управления в обществе, к которым вполне применим термин «цивилизации», есть все комбинации управляемых и неуправляемых переменных. Управляемые переменные подлежат жесткому регулированию. Остальные функционируют в режиме «свободного рынка».
Как утверждает П.Сорокин, вся предшествующая история была связана со стремлением человека к «высшему благу». Аристотель в «Этике» описал четыре /4/ цели, типичные для большого количества людей. Это: блаженство, нирвана, власть и богатство. Все эти цели достигаются благодаря производству, торговле или обмену, который осуществляется в соответствие с принципом эквивалентного обмена. Анализ показывает, что торговля/обмен является неустойчивым процессом, приводящим к неравенству, возникновению стратификации в обществе, к появлению классов или групп людей и борьбе между ними.
Питирим Сорокин полагал, что изменением цели, когда высшим благом окажется Истина, Добро, Красота, удастся получить такую цивилизацию /или несколько подобных цивилизаций/, в которых не будет кризисов. При этом главным действующим лицом П.Сорокин назвал человека, чей разум, нравственность и творчество будут единственным и необходимым условием преодоления негативной поляризации и превращения этой уникальной возможности в подлинную реальность. В приведенной выше оценке числа цивилизаций с управлением -  планируемой утопии глобального регулирования существует 6 цивилизаций, в которых жесткому регулированию должен быть подвергнут человек. В этих цивилизациях жесткому регулированию будут подвергнуты обычаи, мораль, рождаемость, системы воспитания и образования, вопросы перемещения, творчество и т.п. По нашему мнению, такое управление есть жесткое ограничение «разума, нравственности и творчества человека», есть обнаученное насилие. Такое положение дел будет самым настоящим «кризисом» общества! Элементы регулирования рождаемости, ограничения передвижения некоторых категорий лиц, прецеденты конкурентной борьбы и другие качества «нового мира» конечно заменят лозуги Свободы и Прогресса другими лозунгвми, о чем писал П.Сорокин. Но, все-таки, такие меры возможно потребуются только после достижении ситуации коэволюции Природы и Общества, когда количество людей должно будет ограничено имеющимися ресурсами. /Моисеев Н.Н./
Свои прогнозы П.Сорокин обосновывал тем, что оптимизационный механизм имеет три уровны, которым в обществе соответствует три слоя социокультурных систем, из которых высший оказывается «идеациональная» система. С позиции рефлективной философии «идеациональная система» соответствует второму уровню рефлексии. Первый уровень – это «идеалистическая» социокультурная система. «Чувственная» социокультурная система есть исходный, нулевой уровень рефлексии. Из теории рефлексивного управления известно, что рефлексивное взаимодействие можно рассмаривать как «игру», которая в данной конфигурации всегда имеет «решение», то есть устойчивые оценки взаимодействующих сторон, которые соответствуют их возможностям и ограничениям. То-есть, в игре выигрывает одна сторона из каждых двух. Таким образом, люди всегда будут «неравными» даже в условиях абсолютного гражданского равенства.

Социологические доктрины всегда были инструментом управления обществом, каналом внедрения культуры, играли определяющую роль в становлении цивилизаций. Исток новых систем ценностей в обществе, процессов в культуре, идеологии, социуме формируется, прежде всего, в науке. В самом простом виде квантово-механический подход рассматривает частицы как основу для возникновения тела, а волны как основу для возникновения души. Человек единство того и другого. Но это же относится к науке, в которой не должно быть крайностей. В результате, классическая наука не могла дать нам целостного подхода к познанию бытия. Недаром Аристотель, переходя от физики и «метафизике», прежде всего, рассматривает вопросы этики, а затем, политики. Определение положения людей в обществе и их судеб есть весьма ответственная задача современного поколения людей, для решения которой нужна не просто мудрость политиков, ученых и философов, но Мудрость Человечества, которому еще не раз придется разрешать трудные проблемы выбора целей и смысла жизни на Земле. Единый подход, посказанный квантовой механикой, основан на использовании речи, логики и оптимизации. Общей моделью всех процессов бытия оказывается возрастание энтропии и появление информации при уменьшении энтропии. Наука, познав свойства алгоритма оптимизации, создала такую научную картину мира на основе всеединства, которая соединяет нашу жизнь с философией. А философия по определению и есть любовь к мудрости.

01/18/2014

© Copyright: Шолохов Виталий, 2014
Свидетельство о публикации №114011902223

© Copyright: Виталий Шолохов, 2015
Свидетельство о публикации №215112901666


Рецензии
В статье МОРАЛЬ И РАЗУМ (Б. В. Марков) в других исследованиях этого автора доказывается, что Всеединство, Любовь, Справедливость, Равенство и т.п. не могут разрешить проблему устранения неравенства людей в человеческом обществе.
В конечном итого, Б.В.Карпов приходит к заключению:
"герменевтика предприняла попытку истолкования ценностей на основе самоявляющегося бытия. Но такой путь ведет лишь к новым парадоксам, и выход состоит в признании конфликта ценностей, который решается каждым отдельным человеком в зависимости от ситуации, т.е. контингентно, а не универсально."
Более детально идея "самоявляющегося" разработана Синергетикой в ее концепции самоорганизации: во всех коммуникативных действиях субъекты отношений соглашаются с результатами этих отношений при равенстве оценок ценностей этих результатов, что определяется участниками коммуникаций без протоколов.
04/12/2021
Виталий Шолохов

Виталий Шолохов   12.04.2021 07:13     Заявить о нарушении