Вредное молоко

Моей маме...

   Маме, на заводе, где она работала, выдавали молоко. За вредность. Стакан в смену, а вернее, - полулитровую стеклянную бутылку каждые два дня.
Я гордился маминой работой. На работе она занималась полуфабрикатами, но не замороженными пельменями или котлетами. Это были нарезанные тонкими кружочками монокристаллы кремния. Вследствие противоречивости свойств*, его можно было использовать для нанесения микросхем и прочих нужд звёздной отрасли. Но для того, чтобы эти пластинки работали так, как надо, их поверхность должна была быть безупречной. И вот, моя мама как раз и занимались тем, что отыскивала среди сотен десятков пластин те, которые не были достойны носить на себе ничего важнее пыли. Мама мало рассказывала о том, чем занята на заводе, но иногда с её уст слетало такое словосочетание, как «вакуумная гигиена», которое пугало обилием гласных, но совершенно определённо давало понять, что ни о какой пыли на рабочем месте не могло быть и речи. Так же, вскользь, мама иногда спрашивала, знаю ли я, как надо действовать в том случае, если мне представится смешивать воду с кислотой. Что я стану делать, - налью воду в кислоту или наоборот, и была довольна, если я, не раздумывая, склонялся ко второму варианту.

   По причине ли тщания и чрезмерной ответственности, с которыми мама относилась к работе, то ли из-за привычки быть скрупулёзной и внимательной, за что бы ни бралась, но ко мне она была столь же строга, как и к пластинкам кремния. От меня требовалось блюсти чистоту всего: ушей, комнаты, репутации, поступков и помыслов. Но... кто из нас безгрешен?

   Мама была постоянно недовольна мной. Я поджидал её возвращения с работы, полный двоякого чувства любви и страха, ибо понимал, что никогда не смогу угодить, как бы ни старался.  Заходя в дом, мама доставала из сумки бутылку с молоком, закупоренную крышечкой из белой фольги, и, оглядывая немытый пол или посуду, принималась меня отчитывать. Я же, пропуская мимо ушей все её «сколько раз тебе говорить...», наливал молоко в чашку и жадно, не отрываясь, пил. Бывало, что летом, после жаркой толчеи трамвая, в котором мама ехала домой, молоко было с едва заметной перчинкой кислоты, но это, впрочем,  никак не портило его. Если бы мама разрешала, я бы не пачкал посуду, а пил прямо из бутылки, но, под её строгим взглядом, был вынужден переливать молоко в чашку.

   И так, не выпитый мамой стакан молока, который должен был защитить её от вредного влияния паров серной и плавиковой кислот, с завидным постоянством доставался мне. Женщины, что работали с мамой бок о бок, пеняли ей этим, и выпивали за обедом положенное сами... Честно говоря, это не очень-то помогло, и мало кто из них покинул сей бренный мир здоровым.
   А что касается меня... Я помню каждую каплю этого «вредного» молока, его едва заметный голубоватый цвет, и мамин, блекнущий с годами, бирюзовый взгляд. В то время, пока я пил, она смотрела на меня, как на убогого, - жалея и любя, любя и жалея. Молоко от того казалось вкуснее стократ. И... после, я не находил такого больше никогда, как не искал.
...

------------------------
* - анизотропия;

серная кислота - H2SO4;
плавиковая кислота - HF;


Рецензии
Очень редкое качество: правильно и грамотно излагать свои мысли. Мне понравилось. Хотелось бы почитать что-то более объёмное... - буду искать!

Игорь Афанасьев 3   16.11.2023 11:02     Заявить о нарушении