2. Кавказ подо мною... Пушкин

2. Кавказ подо мною… Пушкин.



Строка известного по школе стихотворения «Кавказ», 1829 год, «Кавказ подо мною...».

     На восемь лет ранее, конец 1821 года.
Перед этим справка энциклопедий, в сокращении. О кавказских народах.
 «Присоединение было проведено насильственными методами, свойственными колониальной политике царизма. Вместе с тем вхождение этих народов в состав России, объективно имело прогрессивное значение, способствовало их экономическому, политическому и культурному развитию». ПОСТЕПЕННО, НО НАСТОЯТЕЛЬНО В результате двух успешных войн с Ираном (1804-1813) и Турцией (1806-1812) российская империя приобретает Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Дербентское, Кубинское ханства, добивается признания за собой прав на Гурию и Мегрелию. Новые территории – новые подданные, а вместе с ними и новые проблемы.

Российская военная и гражданская администрации очень скоро узнали, что такое горский менталитет и кавказские социально-экономические отношения. Ознакомившись с планом Ермолова, император Александр отдал распоряжение: «Покорять горские народы постепенно, но настоятельно, занимать лишь то, что удержать за собою можно, не распространять иначе, как став твердую ногою и обеспечив занятое пространство от покушений неприязненных».

«Включение в состав России Грузии, Восточной Армении и Северного Азербайджана поставило вопрос и о присоединении Северного Кавказа, имевшего важное стратегическое положение. Российское правительство не могло осуществлять свои внешнеполитические цели в Закавказье, не закрепившись на Северном Кавказе. Заняться вплотную этой проблемой российское правительство смогло лишь после окончания войн с Наполеоном...»

     Включение в состав России новых районов, сопровождалось войной с местным населением, горцами.

Историческая наука хронологически описывая события на Кавказе того времени, такое понятие, как  УСТАНОВЛЕНИЕ  ГРАНИЦ  Российской империи, почти не упоминало.
Так как касалось разграничения религий: мусульманской и православной.
Границы между ослабленной войнами, Османской мусульманской империи и Российской православной империи.
Подчинение Россией мусульман – горцев, что были близки по духу оттоманам. Война шла за мусульман, обратить народы себе ближним духом в союзники.
Ожесточение в противостоянии вер и война была жестокая, в том числе, религиозная.
Устанавливалась географическая линия границы между двумя империями. Пограничниками (прообраз), были горские народы, (образно), кто какую в войне сторону принял.

… Генштаб Российской империи, ежемесячно нуждался в корректировке положения войск в горах, мешали сложность естественного рельефа. «Потери» своих в пространстве гор, стало обычным явлением и по причине постоянных похищений военных, горскими мобильными военизированными, хорошо вооружёнными группами. Пленить «русского», полагалось большое вознаграждение местным, прибыльным делом занимались селения, терроризировали армию.
Примитивная тактика покорения горцев силой, военные столкновения и частые локальные поражения, несмотря на общий успех, воинственный дух армии не прибавляли.

Масштабные действия войск, расположение, боевой порядок, тыл, больше было анархии, чем системной организованности. В дальнейшем Кавказская война, стала многими насмешками зарубежья… Нам надо вдуматься в дату, шла с 1817 года по 1864-ый, 47 лет. На неё, бывали годы, целенаправленно ездили: заработать звания, повышенные оклады, престиж, что был на войне – заработать мнение светского общества, «мнимого» героя…

     1821 год, не самое начало, но начало принуждения горских народов Кавказа, войти в состав Российской империи.

… Баталист – «художник, занимающийся батальной живописью», классическое определение.
Но в армии есть и вольное, свободное толкование значения… Тот, кто красочно рисует,  (рассказывает) масштабные боевые сцены словом 

 «Снять» схему войск, своих и чужих. Нарисовать схематично район действий. Положение армий в трёх измерениях: подготовка, ход, окончание с результатом.
Приложить к схеме географическую карту, предварительно сориентировать по сторонам света, юг – север, запад – восток. Нанести на неё свои и вражеские редуты, всё обозначить, начертать особенности – масштаб, особые пометки, легенду.
Или всё это проиграть умом, держать в себе секретную карту действий войск, до встречи со штабистами.

Пушкин А.С., сотрудник МИДа при Кишинёвской военной администрации генерала Инзова И.Н.. «Мидовец» всегда разведчик! Его задачи, даже самого низшего ранга, могут быть секретными.
Пушкин – писатель, поэт и прозаик. С древних времён, писатели на войнах и часто они же баталисты сцен войны. Властью всегда использовались в интересах штабов, когда требовалось их мнение. Козырь писателя на любой войне… ПРОСТРАНСТВЕННОЕ  ВООБРАЖЕНИЕ,
плюс феноменальная память, которые  отсутствует у подавляющего числа людей.

Пушкин – поэт, баталист, был замечен военными с лицейских времён. Не с поэмы «Полтава», а с ребяческих 15-ти лет, когда написал стихотворение   «Воспоминания в Царском Селе» в 1814 году.
«Пушкин нарисовал страшную картину вторжения в пределы России полчищ Наполеона «коварством, дерзостью венчанного царя». Многими жертвами усеян путь хищных завоевателей, в дремучих лесах прятались бежавшие из сожженных городов и сел, лишенные крова русские люди».

Вторая, батальная, часть стихотворения «Воспоминания в Царском Селе».
------
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,            
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
      Пройдет молва из рода в род.
      О, громкий век военных споров,
      Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
      Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
      Струнами громозвучных лир.
      И ты промчался, незабвенный!
      И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
      Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
      Зарделась грозная заря.
      И быстрым понеслись потоком
      Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
      Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
      И праздный в поле ржавит плуг.
      Идут — их силе нет препоны,
      Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,,
      В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! —
      Звучат кольчуги и мечи!..
      Страшись, о рать иноплеменных!
      России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных<,>
      Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
      За Русь, за святость алтаря.               
      Ретивы кони бранью пышут,
      Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
      Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
      И брызжет кровь на щит.
      Сразились. Русский — победитель!
      И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
      Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
      Увы! на башнях галл кремля!
      Края Москвы, края родные,
      Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
      Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
      Вотще лишь гневом дух пылал!..
      Где ты, краса Москвы стоглавой,
      Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
      Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
      Чертоги пали богачей.
      И там, где роскошь обитала
      В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
      Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней ночи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
      Все мертво, все молчит.
      Утешься, мать градов России,
      Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
      Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
      А с тыла гонит русский меч.
      О вы, которых трепетали
      Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
      О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!
      В Париже росс! — где факел мщенья?
      Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
      Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
      И благотворный мир земле.
      О скальд России вдохновенный,
      Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
      Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
      При звуках бранного певца.

«Стихотворение написано в октябре—ноябре 1814 г. по предложению профессора Галича для переходных экзаменов с младшего курса (первого трехлетия) на старший. Впервые стихотворение было напечатано в журнале «Российский музеум» (1815 г., № 4, с примечанием; «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает»).

     Пушкину 15 лет… Мощь сложения слов и содержание, поразительны. Батальный смысл в таком возрасте и привлёк внимание военных. Провидение хода битв впечатляет…

Сейчас в пушкиноведении нет такого факта биографии поэта, по понятным причинам. Противоречия преследуют… Не назывался бы борцом с самодержавием.
Именно за это стихотворение, за глубочайший патриотизм, откровения о любви к Отечеству, после окончания лицея, Пушкин не был отпущен за границу. Активно сманиваемый масонской идеологией, таланту место только в зарубежье.
Известна реакция юноши на отказ, недовольный был, метался, ругался… и отходчив быстро по молодости. Фрагмент,

Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.

И шутка, и всерьёз…

     Баталист - художник слова, чертёжник схем. Пушкин – художник картин, из публикаций инета.
«Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений...
"...некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина,…

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена...                А.С.Пушкин "Альбом Онегина"»

Рисунков, чертежей, схем о войне на Кавказе нет, кроме, как в молве. Намного больше в одесской, там гений жил. Его рисунки целенаправленно искали во всём Северном Причерноморье, любители литературы и профессионалы исследователи, самодеятельные изыскатели.

На военную тему, тем более каких – то чертежей, схем кавказской войны, кроме поездки в 1829 году.
По первой поездке с Раевскими в 1820 году… Из инет публикаций.

«Из путешествия 1820 осталось не слишком много записей. Основные произведения, дневниковые записи и письма, в которых Пушкин говорит о Кавказе, относятся к поездке 1829 года. Первые воспоминания о регионе — это общие наблюдения, описание красот, восхищение краем. Второе же путешествие стало поводом к осмыслению сложной и противоречивой обстановки на Кавказе.

В сентябре 1820 года Пушкин в письме брату Льву говорит: «Кавказский край, знойная граница Азии, любопытен во всех отношениях. Ермолов наполнил его своим именем и благотворным гением. Дикие черкесы напуганы; древняя дерзость их исчезает. Дороги становятся час от часу безопаснее, многочисленные конвои — излишними».

В 1820-м Кавказ для Пушкина…  уверен, что завоевание Кавказа решит многие политические и экономические проблемы не только России, но и Европы: «Должно надеяться, что эта завоеванная сторона, до сих пор не приносившая никакой существенной пользы России, скоро сблизит нас с персиянами безопасною торговлею, не будет нам преградою в будущих войнах — и, может быть, сбудется для нас химерический план Наполеона в рассуждении завоевания Индии»

     По засекреченной, с военными целями поездки на Кавказ, в 1821 году, баталиста Пушкина Александра Сергеевича…
Есть свидетельство, сохранились и существуют следы!?


Продолжение следует.


Рецензии