О строительстве стадиона в Хабаровске

Современный Хабаровск может похвастаться крупными спортивными объектами. Среди них не только детища нового века, но и наследие советского времени, самое грандиозное из которых – стадион имени Ленина. Построенный во второй половине ХХ века и растянувшийся вдоль Амура, он с самого начала своего существования стал не просто спортивным объектом, а еще и одним из любимых мест отдыха хабаровчан.

Стадион имени Ленина раскинулся от Амурского бульвара до здания яхт-клуба на улице Советской. Но это сейчас, а пару столетий назад на месте Амурского бульвара текла речушка, которую аборигены называли Бури. Сведений крайне мало, но известно, что здесь находилось одно из самых крупных национальных поселений под одноименным названием. Некоторые исследователи уточняют, что жили нанайцы в районе современной гостиницы «Интурист» и института физкультуры. Кстати, примерно в этом же месте позже, прорубив тропы, поставили свои первые жилища солдаты 13-го линейного батальона.

На эту часть берега Амура серьезных планов у первых строителей города не было. Единственным значимым объектом, появившемся в этом районе, стала деревянная Иннокентьевская церковь. Ее возвели на склоне Военной горы, сухом берегу Чардымовки, как стали называть речку Бури. Вверх по течению Амура на берегу была обустроена парковая зона, а территория от устья Чардымовки и вниз по течению даже в начале ХХ века не могла порадовать взгляд. Здесь была стихийная деревянная застройка – небольшие домишки, возводившиеся без какого-либо порядка, а также многочисленные лодки, пришвартованные к берегу. В 1913 году в самой северной части этой, пока еще неухоженной, территории был построен яхт-клуб. Увы, свое спортивное назначение он выполнял очень недолго. В 1914 году началась Первая мировая война, и в нем разместили приют для солдатских детей.

Только в 1928 году этой части городской территории было уделено должное внимание. На тот момент северная часть будущего парка была заболочена. Чтобы привести ее в надлежащий для строительства вид, необходима была серьезная подготовка. Работы начались с обустройства береговой полосы. Для этого специалисты разравнивали склоны, сглаживали откосы, обсыпали песком прибрежную полосу. Обустройство шло вплоть до 50-х годов прошлого столетия.

Нашлось применение и яхт-клубу, правда, опять неспортивное – в нем разместилась канцелярия городского парка. Впрочем, в эти годы более серьезных шагов для полного преобразования территории от Чардымовки до яхт-клуба не предпринималось.

Хабаровск в середине 50-х годов представлял из себя двухэтажный город, который протянулся вдоль Амура на десятки километров. А цивилизованного доступа у жителей к великой реке практически не было, так как весь берег был занят причалами и причальчиками, всюду лепились домики, садики, бараки, берег был захламлен отходами, кругом текли многочисленные ручьи канализационных сбросов. Лишь в очень немногих местах река была доступна для отдыха и кое-как благоустроена. Но все это проблемой не считалось и никого особо не волновало.

Как выяснилось, чтобы заняться этой территорией, нужен был серьезный повод. И таким поводом стал приезд в Хабаровск нового главы государства. Никита Сергеевич Хрущев совершал поездку по Дальнему Востоку и в ее рамках в октябре 1954 года посетил наш город. Лидер страны 23 октября 1954 года на заседании хабаровского крайкома поделился своими впечатлениями от путешествия по восточной окраине. Среди прочего он нелестно отозвался об архитектурном облике Хабаровска. В частности, Никита Сергеевич отметил захламление подходов к Амуру. Не мог радовать и запах, доносящийся с Чардымовки до Дома Советов, где проходило совещание с Хрущевым. Именно тогда и возникла идея (или, скорее, необходимость) благоустройства этой территории.

Очень быстро было принято решение отдать эту территорию под стадион. Главным инициатором стройки выступил маршал Родион Яковлевич Малиновский, занимавший тогда пост командующего войсками Дальневосточного военного округа. В то время в частях и подразделениях округа проводилась активная спортивная работа. Был создан «Спортивный клуб армии» (СКА), а вот спортивно-тренировочной базы у него пока не было. Эту задачу и должен был решить новый стадион на берегу Амура. Кроме того, расположение практически в центре делало его доступным для горожан, что позволило приобщить к спорту и мирное население.

Будущий стадион представлял в то время большую отмель, которая затапливалась при подъеме Амура. С одной стороны находилась Чардымовка, с другой – ручей Лесопильный, выполнявший функцию канализационного стока. Нужно было поднять местность на высоту, гарантирующую от затопления, убрать речку Чардымовку в трубы, возвести по периметру набережную, и лишь потом можно было возводить спортивные объекты.

20 мая 1955 года бюро крайкома постановило: «Одобрить инициативу ДВО (тт. Пеньковский, Гаген, Бондарев, Васягин) по строительству хозяйственным способом в г. Хабаровске на правом берегу Амура окружного спортивного стадиона».

"Хозяйственный способ" был тогда очень популярен. Термин означал, что какое-либо предприятие или ведомство берется построить что-нибудь не вполне профильное (например, нефтяники решают соорудить свинарник или дом культуры) за счет внутренних резервов, не выпрашивая дополнительное финансирование из бюджета.

Почему "инициативу" проявило именно военное ведомство, становится понятно, если учесть, что в Хабаровске тогда размещались крупные армейские органы управления под командованием влиятельных военачальников, которые имели гораздо больше ресурсов, чем гражданские власти.

Сейчас многие уверены, что набережную построил маршал Малиновский, бюст которого стоит в парковой зоне в районе колеса обозрения. Но так ли это? Он действительно командовал в 1955 году Дальневосточным военным округом, но, как видно из документов, свои полномочия по части набережной делегировал подчиненным, в частности, начштаба ДВО генерал-лейтенанту Валентину Пеньковскому.

Почти немедленно после решения бюро крайкома началось масштабное строительство. Для стадиона было подобрано удачное, но трудное для работ место на берегу Амура, зажатое с одной стороны утесом и устьем Чердымовки, а с другой - портом и устьем ручья Лесопильный. Нынешняя территория набережной была в те времена песчаной отмелью, которую топило при подъеме воды. Сначала предстояло поднять всю прибрежную территорию на высоту, гарантирующую от затопления, построить по периметру набережную, спрятать вонючие ручьи и речки в трубы, а затем уже приступить к постройке спортивных объектов.

Земляные работы начались в 1956 году. Для подвоза грунта в Хабаровск пригнали технику со всего Дальнего Востока. Одного только скального грунта необходимо было более миллиона кубометров. Его забирали из сопки в районе рыбкомбината. Объем земляных работ, полностью выполненных в 1956 году, был фантастическим. Современники сравнивали то, что делалось тогда на берегу Амура, со строительством крупной ГЭС.

Для подвоза грунта пригнали невиданное количество техники со всего Дальнего Востока. В основном – американские «студебеккеры», оставшиеся со времен войны. Отечественные машины почти не использовали, хотя их было в наличии достаточно много. При этом «студебеккеры» эксплуатировались безжалостно, и абсолютно все были на постройке набережной "убиты" до состояния хлама.

Главная версия такого подхода, по словам служивших в те времена в штабе ДВО офицеров, заключалась в следующем: между СССР и США после смерти Сталина началось потепление, и пошли переговоры о расплате за ленд-лиз (технику и материалы, поставленные американцами во время Второй мировой войны). По условиям ленд-лизовских договоров все безвозвратно использованное и уничтоженное во время войны оплате не подлежало, а за все уцелевшее надо было заплатить правительству США валютой. Сталин платить просто отказывался, новые власти СССР были настроены миролюбивее и склонялись к договоренностям. Но американскую технику на всякий случай решили уничтожить таким оригинальным образом, чтобы не было предмета для торга.

В разных районах города развернули пункты производства ЖБИ, лесоматериалов, ремонта автотранспорта, определили места добычи грунта. Конечно, значительная доля труда (и особенно поставок различных материалов) была вложена со стороны города и края. Но основная нагрузка легла на плечи военнослужащих, поскольку это была дармовая рабсила - все дембели и призывники со всего округа должны были пройти «стройку века». Правда, начало строительства пришлось на сокращение армии, но сменивший Малиновского на посту командующего округом генерал армии Валентин Антонович Пеньковский нашел выход. По его приказу подлежавших демобилизации солдат из воинских частей Сахалина, Камчатки и других отдаленных точек региона за месяц-полтора до срока переводили в Хабаровск. На месте им ставили определенные задачи по строительству спорткомплекса и называли сроки исполнения. При этом объявляли, что подразделения, которые справятся с задачей раньше установленного срока, будут демобилизованы досрочно. Неудивительно, что строительство продвигалось ускоренными темпами. Уже в сентябре 1957 года была выполнена первая очередь работ: открыта набережная стадиона имени Ленина. Именно она, а не набережная Невельского стала первой парадной набережной Хабаровска. А также в городе появился стадион на 20 тысяч посадочных мест.

Курировал стройку генерал-лейтенант Пеньковский, который утром и вечером ежедневно выезжал на объект. Кстати, заканчивались работы уже после того, как его в марте 1956 года назначили командующим войсками округа вместо уехавшего в Москву Малиновского.  К осени 1957 года набережная была готова. 1 сентября состоялось торжественное открытие футбольного стадиона, построенного на новой территории отдыха.

Справка
Валентин Антонович Пеньковский командовал войсками ДВО до 1961 года. Позднее - командующий войсками Белорусского военного округа, замминистра обороны СССР по боевой подготовке. Скончался в Минске 26 апреля 1969 года. Память о нем оказалась практически стерта более знаменитым однофамильцем - полковником ГРУ Олегом Пеньковским, расстрелянным после открытого судебного процесса за шпионаж в пользу США и Великобритании. При этом сам шпион пытался выдать себя за родственника генерала.

"Рассказы Пеньковского о том, что брат его деда, Валентин Антонович Пеньковский, был начальником штаба военного округа на Дальнем Востоке, а потом в Белоруссии, не подтвердились. Такой человек действительно существовал и названные посты занимал. Однако тот Пеньковский не имел с нашим „героем“ ничего общего, кроме фамилии. Вымысел нужен был Олегу Пеньковскому для того, чтобы усилить свою значимость в глазах западных партнеров", - вспоминал председатель КГБ СССР Владимир Семичастный.

К 1960 году территория спортивно-паркового комплекса была обустроена и украшена скульптурами хоккеистов, легкоатлетов, дискоболов и других спортсменов. В 1960 году были построены ледовая арена и открытый 50-метровый плавательный бассейн, единственный на Дальнем Востоке. Кроме этих объектов появились детский плескательный бассейн, небольшой легкоатлетический павильон, волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные корты, стрелковый тир и оранжерея. Кстати, появление в Хабаровске стадиона имени Ленина сыграло решающую роль в вопросе о том, в каком городе открыть первый спортивный институт на Дальнем Востоке. Так, в 1967 году рядом с входом на стадион имени Ленина и поблизости от Успенского собора, который к этому времени переделали в планетарий, был построен Хабаровский государственный институт физической культуры.

- На очереди, помню, стоял крытый каток для канадского хоккея, который к тому времени начал распространяться в стране. Первоначально, из-за отсутствия средств, планировалось приспособить под него эллинг (грубо говоря, ангар.), расположенный на аэродроме в районе Спасска-Дальнего. Его даже начали демонтировать и перевозить в Хабаровск, но проблему каким-то образом удалось решить, и началось строительство настоящей ледовой арены, - вспоминал полковник Павел Черевко, служивший тогда в штабе ДВО.

Хоккейную арену окончательно сдали в 1960 году. А ее проект, по легенде, сделали уже задним числом, когда смогли внимательно рассмотреть – что же именно построили. В том же году сдали единственный на Дальнем Востоке открытый плавательный бассейн. Кстати, специалисты, зашедшие на реконструкцию этого объекта в 2016 году, слегка удивились - военные первостроители, похоже, занимались творчеством тоже без особого проекта, "на глазок", но тем не менее все это как-то держалось почти 60 лет. "Сведения об авторах проекта не сохранились", указано по поводу бассейна на сайте Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры, что, в общем-то, и неудивительно.

В наше время такое ударное строительство окончилось бы сотней проверок всевозможных надзирающих органов и десятком уголовных дел по разным статьям УК с посадками влиятельных персон в тюрьму. Но тогда это считалось в порядке вещей - никто не сел, а парково-спортивная зона на берегу реки ко всеобщему удовольствию стала самой главной достопримечательностью города, куда прямо с вокзала везли любоваться Амуром всех почетных гостей.

В 1980-х годах набережная пережила вторую волну строительства – были сданы легкоатлетический манеж и стрелковый комплекс.  К этому времени уже исчезли плескательный бассейн и оранжерея, но появилась южная трибуна для игры в хоккей с мячом. Сами же 80-е годы ознаменовались завершением строительства на территории двух крупных объектов – стрелкового комплекса и легкоатлетического манежа, который в 1987 году сменил легкоатлетический павильон.

90-е годы и начало 2000-х неблагоприятно отразились на спорткомплексе – многие его объекты требовали серьезного ремонта, а некоторые даже утратили свое спортивное назначение. Легкоатлетический манеж, например, стал использоваться также как выставочный павильон. После этого наступил период запустения, окончившийся после наводнения 2013 года переходом из военного ведомства в краевую собственность.

Впрочем, на сегодняшний день часть проблем уже решена, другая в процессе решения. Вновь работает отремонтированный открытый бассейн, появились поющие фонтаны с подсветкой и колесо обозрения. Серьезному ремонту подверглась набережная, правда, очередное повышение уровня Амура показало необходимость новых работ. Зимой на стадионе действует бесплатный каток, а сама территория постоянно благоустраивается. Появились памятники основателю стадиона маршалу Малиновскому, маршалу Василевскому, воинам-интернационалистам и святым Петру и Февронии Муромским. На сегодняшний день стадион имени Ленина по-прежнему является одним из любимейших мест отдыха хабаровчан, сохранив при этом и свое спортивное значение


Рецензии