Жан Маре

В отличие от многих мальчишек-старлеток, начавших актерскую карьеру в нежном возрасте, Жан Маре с ранней юности выглядел как мужчина, а не как переодетая девочка. Именно внешность стала тем фундаментом, на котором в итоге построилась его жизнь. Хотя способности, которыми был наделен этот красавец, оказались поистине множественными, никому не было до них особого дела. К концу жизни выяснилось, что он талантлив, как черт, и мог состояться в любой художественной профессии, став хоть литератором, живописцем, скульптором или даже парфюмером. Но все это потерялось на фоне единственно востребованного - его внешности, сыгравшей с ним самую безнравственную шутку.

В итоге он запомнился миру по костюмным мелодрамам с фехтованием, а всего более по комедийной трилогии «Фантомас». Вообще-то Жана Маре распробовали в СССР еще до Фантомаса. Его первая запомнившаяся нашему зрителю роль была в картине «Граф Монте-Кристо». До выхода на экраны этой картины если актер и попадался на глаза, то неизгладимого впечатления не оставлял.

Театр казался Жану местом, в котором найдется тема для применения его глубокого таланта перевоплощения. Судьба противилась этому изо всех сил. Он несколько раз поступал учиться в различные театральные учреждения. Но режиссеры нещадно валили его на экзаменах. «Вы абсолютно бездарны! Зачем вы лезете в актеры?» - сказал ему один мэтр. Его слабым местом был голос. К сожалению, у Жана Маре был довольно противный фальцет. Как только он открывал свой красиво очерченный рот, впечатление от его внешности нивелировалось. В начале карьеры он думал, что компенсирует свой недостаток экспрессией как художественным приемом. Но на самом деле, когда он с глубокой страстью читал прочувствованный монолог своим переходящим в ультразвук голосом, лучше не становилось. От лица, подобного лику Жана Маре, ждешь насыщенного баритона. Отметим, что голос он потом долго тренировал и сумел довести до приличного тембра. Хотя и не настолько приличного, чтобы режиссеры не настаивали на переозвучке некоторых его ролей дублерами. В русском прокате, понятно, все эти нюансы терялись из-за дубляжа.

Красота - вещь не для домашнего обихода. Маре просто не мог сидеть ровно, бросив свои неудачные попытки стать актером. Актерство не переставало его манить. Что ему мешало? Отсутствие навыков. Он так и не успел поучиться профессии. Непонятно, что было делать с отсутствием образования. Он был культурен фрагментарно. Что-то читал, что-то пропустил, что-то смотрел, чего-то не видел. Зато он видел, прочел и очень оценил творчество Жана Кокто - поэта, сценариста и режиссера. Мечтал познакомиться. Сбылось.

Однажды он узнал о том, что Жан Кокто намеревается ставить пьесу «Рыцари Круглого стола». Маре любил рыцарей. Он и сам был в каком-то смысле рыцарь. Он предпринял попытку просочиться в труппу, чтобы предложить свою кандидатуру для второго актерского состава. И послал Кокто свои фотографии. На что надеялся? Ответа не последовало. Тогда он стал искать личной встречи. Но никак не мог найти адреса режиссера, никак не мог поймать его ради личного контакта. «Колдовской круг! Весь мир знает, где живет Кокто, один я никак не могу этого установить. Может быть, так угодно судьбе? Что ж, пусть будет счастьем для меня не знать этого.»

Так уж вышло, Жан Кокто стал для Маре главным человеком его жизни. А уж добрым или злым гением, понимать поздно. Именно Жана Кокто поклонницы таланта Маре должны благодарить за холодность красавца. Кто знает, если бы два Жана тогда разминулись...

Придя на прослушивание, перед несравненным Кокто Жан Маре сыграл сцену из драмы Мюссе «С любовью не шутят». Судя по взглядам, которыми его окидывал драматург, одобрения ждать не приходилось. Молодой актер пришел в ярость от реплик, которыми его одаривал маэстро. «Послушайте, милейший, - подвел итог Кокто после того, как тот закончил читать. - Что скажете, если я предложу вам главную роль?» О, это был опытный манипулятор чувствами. Он знал толк в том, как расшатать актеру нервишки. Дальнейшее общение пошло на форсаж. Ради личных репетиций Кокто пригласил Маре к себе домой, в гостиницу, в которой он проживал.

Фактически он взял его, как Пигмалион Галатею, вплотную занявшись его образованием, чтобы привести в товарный вид для сцены. Для начала он написал ему список книг, которые стоит прочесть культурному юноше. Потом заставил его выучить, в какой руке держать вилку, посвятил в более сложные тонкости этикета. «Ему требовалась соответствующая душа, чтобы носить прекрасный костюм его красоты. Все свои силы я вкладывал в то, чтобы развить в нем его лучшие природные задатки - благородство, мужество, щедрость души». Пожалуй, тут Кокто немного переоценил свои усилия. Все-таки мужество и благородство - не те качества, которые можно воспитать в мужчине, дожившем до 20 лет. Что же до остального, Маре и сам был не прочь учиться и образовываться.

И если говорить о пропуске в актерский мир, Кокто был в этом мире человеком состоявшимся. Он быстро познакомил молодого актера со всеми, с кем надо, представил его как восходящую звезду и начал усиленно задействовать в собственных проектах. Кокто действительно полюбил этого юношу. В состоянии влюбленности он за неделю написал специально для него пьесу «Трудные родители», с которой началась история триумфа Жана Маре. Роль Мишеля подарила Маре первые восторги публики и крики «Браво!» в его адрес. Более того, ему было обеспечено внимание не только публики. Им заинтересовались критики.

Природа творческого тандема Маре и Кокто никогда не афишировалась и, как ни странно, особенно не обсуждалась на публике. Хотя они большой кусок жизни прожили вместе. Став старым, Жан Маре разоткровенничался на эту тему, как будто хотел объясниться и оправдаться, что совершенно не жалеет о том выборе, который сделал в молодости. Он встретил режиссера и литератора Жана Кокто, с помощью которого стал настоящим профессионалом, востребованным актером и суперзвездой кинематографа. С Кокто Маре тоже связывали любовные отношения. Без Маре не обходился ни один фильм или пьеса Кокто, творческий союз этих двух талантливых людей подарил миру несколько постановок и картин, завоевавших признание зрителей. Маре участвовал в постановке спектакля Кокто «Царь Эдип», в 1938 году засветился в «Рыцарях круглого стола», в 1942 году участвовал в съемках фильма «Кармен», созданного по одноименной опере. Лента появилась в широком прокате спустя три года, и получила невероятную популярность во Франции. Посмотреть ленту пришло четыре миллиона человек.

В 1943-м фильмография Жана Маре пополнилась картиной «Вечное возвращение», сценарий к которой написал его возлюбленный Кокто. Это был своеобразный ремикс на классических героев — Тристана и Изольду. Сюжет этого фильма полон драматизма, о богатом вдовце Марке проживающем в замке вместе с семьей сестры его покойной супруги, в которой подрастает сын-карлик. Маре сыграл племянника Марка, спасшего девушку от нападения бандитов. Он хотел найти дяде невесту, но сам влюбился в эту девушку, и она ответила ему взаимностью. За всем этим наблюдает злобный карлик, заставляя влюбленных страдать. История любви заканчивается разлукой и смертью.

После того, как Париж освободили от фашистов, Маре ушел воевать. Его смелость и мужество, проявленное во время выполнения военных задач, получили достойную оценку, актер был награжден Военным крестом.

После войны Маре вернулся к своей профессии. В 1946-м режиссер Кокто снова задействовал своего любовника в собственном фильме. Картина называлась «Красавица и чудовище», Жан воплотил на экране три образа – друга Людовика Авелана, принца, Чудовища. Критики восторженно восприняли эту ленту, называли ее «волшебное произведение искусства» и «кинематографическое чудо». Роль красавицы досталась популярной в те годы актрисе Жозетт Дэй. Именно этот фильм принес Жану Маре первую премию «Бэмби» в 1948-м, а Кокто получил награду имени Деллюка. В 2005-м рукописный вариант сценария этой картины был продан на аукционе «Сотбис». За него выручили 120 тысяч евро.

В 1947 году на экраны вышла драма «Двуглавый орел», в которой Маре сыграл центральную роль. Режиссером этой ленты стал все тот же, бессменный Кокто, партнершей Жана – актриса Эдвиж Фейер. Через год Маре снова встретился на съемочной площадке с красавицей Жозетт Дэй, на этот раз в картине «Ужасные родители». Потом актер появился в фильме «Рюи Блас», в котором сыграл возлюбленного королевы, в исполнении Даниэль Дарье. Маре не любил работать с дублерами, сам выполнял все трюки. Так вот на съемках последней картины он чуть не погиб, застрял в расщелине между двумя скалами  вниз головой.

Через два года копилка работ артиста пополнилась ролью Орфея в фантастическом одноименном проекте. Критики признали, что тот образ стал лучшим из всего, что воплотил на экране Жан Маре. Эту ленту номинировали на получение премии Британской киноакадемии BAFTA.

В 50-е годы 20-го века артист начал сниматься в новом жанре, который условно назвали картинами «плаща и шпаги». Он играл людей, следующих кодексу чести, поборников справедливости и защитников слабых. Среди самых запомнившихся лент того периода можно назвать «Капитана Фракасса», «Графа Монте-Кристо», «Горбуна».

Многие режиссеры считали за честь снимать в своих проектах прославленного актера. Андре Юнебель пригласил Маре в свои «Парижские тайны», Абель Ганс дал Жану роль в своем фильме «Битва при Аустерлице», Висконти позвал его на съемочную площадку ленты «Белые ночи». В 60-е зрители впервые увидели трилогию о Фантомасе, где Жан Маре сыграл сразу двух главных героев. Образ комиссара Жюва исполнил неподражаемый комик Луи де Фюнес.

Актерская карьера Маре цвела, он соглашался играть любые роли, был довольно неразборчив, видимо, потому, что вымечтанная профессия дарила ему истинное удовольствие. Немалое значение тут играли и деньги - Жан всю жизнь боялся вновь оказаться за порогом бедности. После войны он надолго впал в амплуа «плащ и шпага» - не переставая, фехтовал, без конца куда-то скакал на лошади, демонстрируя безупречную осанку с джигитовкой. Это уже напоминало ролевую игру, так популярную через 50 лет у мужчин всех возрастов - в эльфов, в хоббитов, в вятичей, в рыцарей, главное, чтобы с мечами. Собственно, из картины в картину он казал себя зрителю в одной и той же роли - благородного рыцаря, лишенного недостатков.

С конца 60-х годов и после последней серии «Фантомаса» он практически ни в чем серьезном не отметился. Пожалуй, вспоминается только его роль в «Отверженных» у Клода Лелуша и у Бернардо Бертолуччи в «Ускользающей красоте». В первой ленте партнером Жана стал известный французский актер Жан-Поль Бельмондо.

В 70-е годы Маре выпустил книгу под названием «Сказки Жана Маре», которую украсил своими иллюстрациями. Жан всегда любил Кокто, поэтому в память о нем выпустил книгу, а в 1983-м на сцене Theatre de VAtelier поставил спектакль «Кокто-Маре». К концу жизни Маре все чаще играл в театре. Он засветился в таких мировых шедеврах, как «Король Лир», «Сид», «Тартюф».

Глядя на этого мужественного и сильного актера, любимчика миллионов женщин,  трудно представить, что он имел нетрадиционную ориентацию. Он вступил в связь с мужчиной в юном возрасте, первый опыт подобных отношений состоялся у Маре с картежником Жаком де Баланси, любовником его собственной матери. Спустя некоторое время Жан скажет, что никакого страха не испытывал, было просто любопытно.

На протяжении 26 лет Жана Маре и Жана Кокто связывали не только творческие, но и любовные отношения. Когда Кокто признался, что любит Маре, он тоже сказал, что влюблен, хотя особых чувств к режиссеру не испытывал. Но вскоре их чувства стали взаимными. Эта связь длилась вплоть до 1963 года, пока режиссер не умер.

В 1942 году Маре расписался с актрисой Милой Парели, с которой вместе снимался в фильме «Кровать с балдахином». Их брак длился до 1944 года. Инициатором оформления отношений был Жан, ему хотелось получить 4 дня отпуска, чтобы хоть немного отдохнуть от военных действий. Появились слухи о том, что Жана Маре и Марлен Дитрих тоже связывают романтические отношения, но на самом деле они были всего лишь друзьями. После того, как умер Кокто, любовником Маре стал танцовщик Жорж Райх.

В 1962-м Жан Маре решился на усыновление. Он остановил свой выбор на девятнадцатилетнем Серже, цыгане по национальности. Актер хотел достойно воспитать парня, дать ему приличное образование. Однако молодой человек больше интересовался девушками и деньгами своего усыновителя. Серж очень быстро ретировался от своего названного отца, а сам Маре понял, что напрасно затеял это усыновление.

Жана Маре всегда отличала скромность и деликатность. Он сам не любил бестактность, и не позволял подобного отношения к себе. Артист не афишировал свою личную жизнь, но и особо не скрывал нетрадиционную ориентацию, что в те годы было большой редкостью.

В 60-е годы актер решил расстаться с шумным мегаполисом, уехал из Парижа, поселился на собственной вилле в Валларисе на Лазурном берегу. Он много рисовал, создавал скульптуры. Рядом с ним жила семья гончаров по фамилии Паскали, он сумел найти с ними общий язык, и перенять у них это ремесло. Он переехал из центра в окрестности Канна, поселившись рядом с усадьбой художника Пикассо, в совсем не блещущем роскошью особняке, который называл «Внутренний двор». Можно сказать, что он забросил кино, натянул старый свитер и взялся за дело, которое пробовал в юности - гончарное производство. Он возобновил занятия живописью и стал лепить керамические вазы и статуэтки. Пикассо, который как-то через забор увидел его работы, пришел в восхищение. Говорят, он даже воскликнул «Мамма миа! Отчего же вы всю жизнь бегали со шпагой, когда в вас пропадал такой большой художник?!»

В 1988-м доктора обнаружили у актера онкологию. Он даже не подозревал, что живет с заболеванием костного мозга, а друзья не стали говорить ему об этом. В 1996-м, перед самой премьерой спектакля «Буря» по Шекспиру, Маре сильно простудился, но все равно вышел на сцену. Он тогда шутил, что зрители его не поймут, если он умрет в момент, когда на каждом углу в городе пестрят афиши с его именем. В 1998-м Маре уже почти не мог передвигаться, но все же побывал на художественной выставке в Каннах, где демонстрировались его полотна. Он умер 8 ноября того же года, причиной смерти стал отек легких.

Похоронили Жана Маре на кладбище в Валларисе. Его могилу «стерегут» львы, с глазами человека. Эти скульптуры принадлежат самому артисту. Все состояние Маре оставил по завещанию семейству Паскали, но тут откуда-то взялся его приемный сын, и оспорил это завещание. Молодой человек не соглашался ни на какие компромиссные варианты, поэтому суд был вынужден наложить арест на имущество выдающегося артиста.


Рецензии