Эпроновка Нина

                ЭПРОНОВКА   НИНА

1936  год  был  знаменательным, как  для  истории  Советской  страны – принятие  Конституции, провозгласившей  победу  социализма  в  СССР, так  и  в  жизни  молодого  специалиста – Нины  Васильевны  Пименовой – Соколовой, окончившей  Ленинградский  институт  инженеров  водного  транспорта  и  получившей  диплом  инженера – гидротехника  по  морским  сооружениям. Курс, взятый  на  индустриализацию  страны  и  развитие  промышленности, строительство  новых  объектов, стал  путеводным  для  молодых  специалистов. Нина  получила  направление  на  важнейшую  стройку  в  Сочи, где  сооружался  морской  порт. Работами  там  занималось  Южное  отделение  ЭПРОНа – Экспедиции  подводных  работ  особого  назначения.

ЭПРОН. От  этой  аббревиатуры  в  то  время  веяло  какой – то  таинственностью. Возникновение  организации  было  связано  с  поиском  золотых  сокровищ  затонувшего  во  время  Крымской  войны  английского  корабля  «Чёрный  принц». Найти  их, правда, не  удалось, однако, с  тех  пор  ЭПРОН  успешно  участвовал  в  поиске, обследовании  и  подъёме  многих  других  кораблей.

Чувство  гордости  переполняло  душу  Нины, и  в  памяти  звучали  слова  известной  песни  о  ЭПРОНе:

……………………………………………………………………………………………………………………………
«И  КАЖДЫЙ  ИЗ  НАС  ПРОМЕНЯЛ  СВОЙ  ДОМ  НА  БОЙ  В  КРУТОЙ  ГЛУБИНЕ.
  И  КАЖДЫЙ  ИЗ  НАС  СО  СМЕРТЬЮ  ЗНАКОМ. КОРАБЛЬ  ЛЕЖИТ  НА  ДНЕ.
  НО  СЛЫШИТЕ, - РЫНДА  БЬЁТ  СТОКРАТ  ПО  ВСЕЙ  СОВЕТСКОЙ  СТРАНЕ,
  ЧТО  ОЖИЛ  КОРАБЛЬ, КАК  ХОТЕЛ  ОТРЯД, И  НЕТ  КОРАБЛЯ  НА  ДНЕ!»

Правда, будущая  её  работа  не  будет  связана  с  подъёмом  кораблей, но  она  также  сопряжена  с  подводными  спусками  на  глубину. Ведь  сооружение  портовых  причалов  сейчас  такое  же  важное  дело  для  страны.
Нина  расстаётся  с  любимым  Ленинградом, теперь  её  рабочим  местом  становится  строительная  площадка  будущего  сочинского  порта, где  она – руководитель  водолазов, укладывающих  бетонные  массивы – гиганты  Северного  мола. На  этой  всесоюзной  стройке  намечалось  возведение  двух  оградительных  сооружений  Северного  и  Южного  молов, пассажирской  набережной  и  других  причалов.

Находясь  на  берегу, Нина  принимала  доклады  водолазов, но  не  представляла, как  они  готовили  там, на  дне, так называемую  «постель»  для  блоков. С  детства  настойчивая  и  смелая, она  привыкла  всего  добиваться  сама, и  тут  решается  спуститься  под  воду, проверить  работу  подчинённых.

«Вот, что, парни! Хочу  сделать  своё  первое  погружение. Знаю, что  это  опасно, да  и  нет  разрешения. Была, не  была. Снаряжайте  меня!»

«Так  ведь  не  положено, Нина  Васильевна, начальство  узнает, не  пощадит!» - раздались  голоса.

«Давайте, одевайте, - уверенно  произнесла  Нина, - если  узнают, сама  и  отвечу.»

И  вот  уже  на  хрупкой  девушке  ватная  телогрейка  и  штаны, правда, большие, не  по  размеру. На  ногах – две  пары  шерстяных  носков  и  бобриковые  мокасины. Вязаная  шапочка  на  голове. Затем  Нину  в  буквальном  смысле  берут  и  утряхивают  в  резиновую  рубаху, у  которой  туловище, рукава  и  ноги – одно  целое. На  груди- медная  манишка  со  свинцовыми  грузилами, а  ещё  на  ноги  одевают  водолазную  обувь  с  медными  носками  и  свинцовыми  подошвами, каждый  такой  ботинок  весит  десять  килограммов.
Нина  встаёт  на  трап, свешивающийся  в  воду. Скафандр  уже  привинчен  к  манишке. Через  иллюминатор  она  разглядывает  окруживших  её  ребят – водолазов, предупредивших, что  теперь  её  жизнь  зависит  от  сигнального  каната  и  воздушного  шланга, тянущегося  от  макушки  скафандра. Рядом  со  шлангом – телефонный  провод  для  связи. Вот  подан  воздух, рубаха  распухает, и  Нина  бесстрашно  проваливается  вниз, соскользнув  со  ступеней  трапа. Она  чувствует, как  воздушная  подушка  обволакивает  тело, не  давая  проникнуть  наружному  холоду. В  шлёме  слышится  шипение  стравливаемого  воздуха.
Постепенно  её  обступает  зелёный  сумрак, становившийся  по  мере  погружения  всё  темнее. Вскоре  ноги  Нины  мягко  касаются  дна, поднимая  вверх  взвесь  ила. Рабочая  глубина  небольшая, около  восьми  метров. Сердце  Нины  бьётся  сильнее, её  охватывает  необычайный  восторг. Свершилось. Она  смогла  покорить  малую, но  всё  -таки, глубину  загадочного  гидрокосмоса.

За  этот  самовольный  поступок  Нина, конечно, получила  выговор  от  начальства. Однако, твёрдость  её  характера  и  настойчивость  в  достижении  поставленных  целей  не  остались  незамеченными, и  Нину  отправляют  в  Ленинград  на  двухмесячные  курсы  усовершенствования  и  одновременно  обучения  водолазному  делу. На  экзаменах  Соколова  поразила  комиссию  не  только  своими  глубокими  знаниями, но  и  отличной  физической  подготовкой.

 
Наступал  важный  момент  в  жизни  Нины  Васильевны. Так  как  в  истории  водолазного  дела  молодой  Советской  страны  ещё  не  было  женщин – водолазов, то  тогдашнему  начальнику  ЭПРОНа  Фотию  Ивановичу  Крылову  пришлось  обращаться  к  самому  Председателю  Президиума  Верховного  Совета  М. И. Калинину  за  разрешением  для  выдачи  Соколовой  свидетельства  водолаза  о  подводных  спусках  до  десятиметровой  глубины. Такое  разрешение  было  дано, и  Нина  Соколова  стала  первой  в  СССР  женщиной – водолазом.

Тот  памятный  день  стал  для неё  началом  полноценной  деятельности. В  1939  году  она  участвует  в  строительстве  десантного  причала  в  Полярном, готовит  прокладку  нефтепровода  с  острова  Сахалин  на  материк. Всё  это  нелёгкая  мужская  работа, связанная  со  спусками  под  воду.
Трудно  переоценить  вклад  Н. Соколовой, как  водолаза, во  время  Великой  Отечественной  войны. Будучи  главным  инженером  27  отряда  ЭПРОНа, она  восстанавливает  подводные  коммуникации, причалы  после  бомбёжки, работает  в  ледяной  воде  под  огнём  противника  на  Дороге  жизни, связавшей  блокадный  Ленинград  с  Большой  землёй, поднимая  затонувшее  оружие  и  технику, участвует  в  прокладке  подводного  высоковольтного  кабеля  и  топливопровода  (смелая  идея  транспортировки  нефтепродуктов  по  дну  Ладоги  принадлежит  ей), обследует  разрушенные  взрывами  объекты  для  последующего  разбора  с  целью  свободного  прохода  по  Неве. Была  дважды  ранена, но  всякий  раз  возвращалась  в  строй. Закончила  войну  в  звании  инженера – полковника, проведя  под  водой  в  общей  сложности  27  суток.

Нина  Васильевна  Соколова  прожила  долгую  жизнь  (1912 – 2001), всю  себя  посвятив  делу  служения  Родине, выбрав  трудную  мужскую  профессию  водолаза. Занесена  в  Золотую  Книгу  Санкт – Петербурга. Её  именем  назван  спасательный  буксир  «Нина  Соколова».

11  апреля  2021  года.                Вячеслав  Прытков


Рецензии