Добромила Иванова. 129 Жемчужина

...- Скажите, пожалуйста, какой смысл в круговороте рождений и смертей? Зачем все это происходит и почему именно так? Что за этим стоит? И можем ли мы вырваться из этого замкнутого круга, и если да, то куда? - Это была Божена.
  - Чтобы ответить на эти вопросы, давайте проделаем небольшое исследование целей человеческой жизни. Чего мы хотим? Чего хочет каждый человек? Можно ли среди желаний семи миллиардов людей выделить суть, найти то, к чему стремится каждый человек? Да, можно. И это – желание быть счастливым, стремление к счастью, и эта цель проходит красной нитью через все желания человека на протяжении всей жизни. Каждый человек хочет счастья, а в идеале – вечного счастья, а не бесконечной черно-белой полосы удовольствий-страданий. Тот, кто говорит, что его вполне устраивает нескончаемая череда счастья и несчастий, либо еще не насытился этим миром, либо находится как раз на белой полосе, по окончанию которой его мнение изменится на прямо противоположное. Это простое и очень полезное действие – составить полный список собственных целей, или хотя бы желаний. Все ваши цели и желания нужно сформулировать и записать. Это помогает лучше понять, чего же я хочу в этой жизни, выделить важное и отбросить неважное. Это расчищает путаницу ума, позволяя расставить приоритеты и больше разобраться в себе. Итак, сделайте сейчас полный список ваших желаний и целей в жизни. Если вы столкнулись с тем, что не можете найти никаких целей в жизни, вероятно, вы находитесь в депрессии. Как в этом случае найти цель в жизни? Попробуйте найти все свои желания и превратить их в цели, хотя бы некоторые. Человек, который говорит «я не вижу смысла жизни», может попробовать сменить свою привычную жизненную позицию «жить для себя» на какую-нибудь другую, например, «жить для других», и тогда, глядишь, жизнь обретет новый смысл. Нужно сделать что-то, чтобы жизнь обрела хоть какой-то смысл, пусть для начала это будет очень слабый, сомнительный и не совсем радостный смысл, но он поможет выбраться из депрессии. Дальше будет легче.  Когда список готов, просмотрите его и увидьте, что за каждым желанием и целью лежит надежда (а может ожидание или вера), что исполнение этого желания или достижение этой цели сделает меня счастливым. Таким образом, мы приходим к пониманию, что все наши желания, цели, мечты и действия – это попытка стать счастливее. Мы хотим счастья, поэтому счастье можно назвать главной целью жизни человека, а поиск счастья – смыслом этой самой жизни. Конечно, «у каждого своего счастья». У каждых своих желаний, цели и планы. Животные тоже испытывают счастье. Речь о том, что есть разные уровни удовольствия, есть разный «вкус к счастью» (кому что больше по душе), но все эти вещи – всего лишь временные удовольствия материального мира, которые не являются счастьем, так как не приносят полного удовлетворения. Иначе бы мы, получив желаемое, не стремились бы к чему-то еще. Очевидно, что счастье мы до сих пор не обрели. Для тех, кто хочет обрести счастье в этом мире, существует простой бесплатный тест на предназначение, который помогает понять, что человек должен делать, чтобы получать от жизни как можно больше счастья и как можно меньше страданий. Но есть счастье намного более высокого уровня. Если называть вещи своими именами, то материальное счастье – это всего лишь временное удовольствие, которое обязательно сменяется страданием того или иного рода. Настоящее счастье, как утверждают практически все священные писания, это духовное счастье, которое не обусловлено материальными вещами, событиями и явлениями. Это счастье – сама природа человека как духовного существа, и человек остается неудовлетворен только потому, что всегда выбирает не ту цель в жизни – он пытается получить вечное счастье от преходящих материальных вещей и событий. Пытаясь сделать невозможное, человек всегда разочаровывается, но, несмотря на это, с завидным упорством продолжает искать счастье там, где его нет. Человек будет удовлетворен только когда найдет настоящее (духовное) счастье, то есть обретет высшее понимание, познав свою истинную природу – вечность, знание, блаженство. Так говорят религии, мудрецы и святые. В отличие от животных, растений и прочих одушевленных существ, человеческая форма жизни наделена самоосознанием. Мы осознаем себя – мы осознаем тот факт, что мы осознаем. Нам дан разум, но и ложное эго тоже. Разум (разумность, трезвость мышления, осознанность) помогает нам в жизни, в то время как ложное эго (ложное отождествление с телом и умом, а также все проявления эгоизма: «я, мне, мое») – мешает и создает массу неприятностей. Как бы то ни было, предназначение человеческой формы жизни – самоосознание, или самопознание.  Мы должны познать свою истинную природу вечность, знание и блаженство, благодаря чему достигается духовное освобождение. Человеческая форма жизни наиболее подходит для самопознания, и те, кто наделен сильным разумом, делает достижение этой цели высшим смыслом своей жизни. Такие люди, как правило, уже очень хорошо понимают, что «в этом мире больше нечего ловить»: все материальные удовольствия временны, и все они сменяются страданиями. Ведь очевидно же, что до сих пор не было ни одного исключения.  Тот, кто насытился этими бесконечными играми материального мира, стоит на пороге открытия высшего, истинного смысла и цели человеческой жизни – самопознания, которое приносит освобождение, возвращая человека домой, в вечную обитель мудрости и счастья. Человек может и должен познать свою истинную духовную природу, что подразумевает познание Абсолютной Истины, трех аспектов Бога: безличный Брахман, Сверхдушу (аспект Бога, находящийся в сердце каждого живого существа) и личностный аспект Бога – Сверхличность. Познав свою истинную природу (природу души), осознав все три аспекта Бога и свои вечные отношения с Ним, человек получает полное освобождение и никогда больше не воплощается в материальном мире, полном разочарований и страданий. Освобождаясь от оков материального мира, человек (душа, сознание) возвращается в Царство Бога, где царит вечность, знание и блаженство. Это и есть высшая цель и высший смысл жизни человека.
Человеческая форма жизни превосходит животные аналоги тем, что человек наделён ценнейшим инструментом познания — высшим разумом, или буддхи, предназначенным для постижения Абсолютной истины. А поскольку человек не есть просто тело, что уже является научным фактом, то смысл жизни человека заключается в постижении знаний о духовной природе человека, основу которых составляет наука о душе и Боге.
Именно поэтому в Ведах и говорится, что воистину несчастны те люди, которым не выпала удача обрести духовное посвящение в таинство служения Господу. Если люди не поклоняются Богу всех рожденных существ, жизнь их проходит впустую, ибо они пребывают в забвении о своей истинной природе, а потому живут словно животные, обремененные исключительно телесными нуждами, которые по своей природе эгоистичны. Именно поэтому в современном мире так много эгоизма и производных от него качеств характера.
Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете.
Если смысл жизни человека заключается в том, чтобы реализовать все преимущества человеческой жизни, в том числе и свой человеческий разум, по назначению, то такая личность станет способной испытывать ни с чем несравнимое духовное блаженство.
Что же касается животных, то для них неведомо счастье вне деятельности пяти чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Здесь кроется коренное отличие человека от животного. Но если человек не использует по назначению дарованный ему от природы божественный разум, в таком случае он уподобляется двуногому животному, животному в теле человека, смысл жизни которого заключается в наслаждении этих пяти чувств. Такого человека на санскрите называют — двуногое животное!
Материальный мир, как Вы уже заметили, обладает двумя неприятными характеристиками: временность и непостоянство. Это значит, что каким бы успешным и счастливым человек ни был в настоящий момент времени, его преуспевание остаётся призрачным и эфемерным перед грядущими событиями. Тем более, что, несмотря на все попытки учёных, до сих пор не разрешены коренные проблемы жизни в материальном мире: страдания, вызванные рождением, болезни, старость и смерть, человек будет страдать, и счастье будет временным.
Для человека, живущего для души, разрушение тела есть только освобождение, страдания же – необходимые условия этого освобождения.
Но каково же положение человека, полагающего свою жизнь в теле, когда он видит, что-то одно, чем он живёт, – его тело, разрушается, да ещё и со страданиями?!
Однако, если человек начинает развивать отношения с Богом, представляющий собой вечные и нерушимые аспекты жизни, то для такой личности открывается сокровенный источник воистину неиссякаемого счастья и благополучия, поэтому такой человек без проблем сможет достичь подлинного успеха и счастья в жизни.
После смерти человека, наступит его новая жизнь. Так, возникает Самсара – круговорот рождения и смерти.
Самсара – это круговорот рождения и смерти живого существа в материальном мире. То есть, определенный порядок смены тела после смерти предыдущего. Смена тел происходит из фундаментального понятия того, что живое существо – душа, а тело, лишь оболочка.
Заключена душа в самсару по нескольким причинам. С одной стороны, из-за привлеченности к материальным объектам и стремлению наслаждаться обусловленная душа испытывает сильную привязанность к этому миру. С другой стороны, карма, подобно веревке плотно, удерживает душу от ухода в духовный мир, опутывая её кармическими связями, которые ей необходимо отработать.
На первый взгляд всё достаточно просто, человек рождается и умирает. Но для действительного понимания того, чем является самсара этого недостаточно, ведь с этим понятием связано по крайней мере ещё два понятия, которые очень сильно влияют на характер самсары и то, как человек будет в ней рождаться и умирать. Эти два понятия – карма и мокша, которые являются направляющими силами в круговороте рождения и смерти.
Карма является двигателем и основной причиной изменения положения человека в материальном мире. В зависимости от кармы, жизнь и судьба будет формироваться определенным образом приближая к освобождению или отдаляя от него.
Хорошая карма обеспечивает человеку хорошую судьбу, в результате которой он не только может наслаждаться в этом мире и получать счастье из различных источников, но и продолжать накапливать хорошую карму, обладая достаточно сильным и благочестивым характером. Хорошая карма определяет рождение человека в определенной семье, что, несомненно, невероятно сильно влияет на дальнейшее становление личности человека.
При достижении огромного количества положительной кармы, такого количества, реализовать которое в человеческом теле просто невозможно, человек переселятся на высшие планеты материального мира и становится кем-то вроде полубога, у которого могущество и способность наслаждаться практически безграничные, по сравнению с человеческой жизнью.
Плохая же карма напротив предопределяет рождение человека таким образом, чтобы тот испытывал как можно больше страданий и неудобств. И не только начало жизни человека будет крайне тяжело для него, но и вся последующая жизнь. Его здоровье будет слабым, возможности ограниченными, а характер не будет наделен теми качествами, которые позволят человеку действительно продвинуться в жизни. Тем более, что накопление плохой кармы ставит человека в такие жизненные условия, при которых единственной возможностью поддерживать достойное существование является порочный образ действий, который только ещё сильнее ввергает человека в эту пучину негативной кармы.
Деградация человека приводит его к рождению в животной форме жизни, а тяжелая карма оставит его там надолго, заставляя переживать множество страданий, а также лишая его возможности избавиться от плохой кармы и накопить хорошую, делая живое существо заложником его собственных поступков.
Чрезмерное количество негативной кармы или совершение крайне греховных поступков приводит человека на различные низшие планеты, где человек подвергается различным суровым наказаниям на протяжении долгого времени, соответствующего тяжести его греха.
Но примечательнее то, что и после райских планет и после адских, человек снова попадает на Бхурлоку, исчерпав запас хорошей или плохой кармы. Так действует самсара на живое существо. В зависимости от того, совершает ли человек благочестивые или дурные поступки, его ждёт определенная судьба в его последующих жизнях, которые заключаются и в определении его рождения и в последующих событиях его жизни. Однако, даже несмотря на предопределенность некоторых событий в жизни человека, за ним все равно остается право выбора между благочестивым и греховным образом действий.
Эволюция человека в материальном мире заключается в совершении благочестивых поступков, которое приводят к увеличению его положительной кармы, что позволяет человеку законно и заслуженно наслаждаться материальным миром.
Деградация человека заключается в совершении греховных поступков, которые приводят человека к возникновению огромного количества плохой кармы. Плохая карма, в свою очередь, приводит человека в крайне тяжелые условия жизни, не позволяя ему законно наслаждаться материальным миром. Однако, стремление наслаждения так сильно в человеке, что он будет стремиться наслаждаться и незаслуженно, совершая различные греховные поступки вроде преступлений.
Но следует понимать, что достижение даже наивысшего положения в материальном мире крайне временно и всегда живое существо будет возвращаться с небес на Брурлоку. Однако, время само по себе бесконечно, а любой ограниченный промежуток времени, каким бы огромным он ни был, рано или поздно заканчивается, вынуждая живое существо осознать всю тщетность стремления наслаждаться материальными наслаждениями. Разумный человек, в свою очередь, осознает это и стремиться не к временным материальным наслаждениям, а к кардинальному изменению существования путём достижения духовного мира. Духовный мир достигается путем освобождения.
Ключевым понятием, которое стоит рядом с понятием «Самсара», является мокша – освобождение от нахождения в материальном мире. Освобождение – это прекращение материального существования достижение внутреннего освобождения, которое заключается в отказе от материальных наслаждениях и черпании духовного счастья в самом себе, так и прекращение материального существования в прямом смысле, то есть разрыв круговорота рождения и смерти.
Наилучшим видом освобождения считается достижение духовного мира, в котором по определению отсутствуют материальные страдания. И так как природой души является сач-чид-ананда – вечность, знание и блаженство, то именно в духовном мире они реализуются для человека в абсолютной форме, то есть душа в духовном мире пребывает вечно, обладает абсолютным знанием и абсолютно и постоянно счастлива  испытывая наивысшую степень блаженства. Иным способом освобождения от материального существования служит растворение в небытие, которое заключается в прекращении любого воспринимаемо существования.
Достижение освобождения всегда лежит через отказ от материальных наслаждений и концентрации на внутренней, духовной стороне жизни. Это не всегда носит характер полного отречения от материальной жизни, но обязательно подразумевает под собой отказ от стремления к плодам своего труда. То есть человек, который стремиться к освобождению не должен тяжело трудиться ради материальных достижений и различных наслаждений, ради почёта или славы, ради красоты или могущества, любой материальный стимул будет отдалять человека от настоящего освобождения, побуждая человека лишь погружаться в круговорот рождения и смерти – самсаре.
Мотивом для действия человека может быть долг или стремление поддержать свою жизнь и занятие духовной практикой. Наивысшим мотивом деятельности человека, с точки зрения самсары, является служение Верховному Господу, так как такая деятельность напрямую приводит человека к освобождению в духовный мир, где и обитает Верховный Господь.
Одним из механизмов изменения положения формы жизни человека, является закон согласно которому, человек получает то тело, о котором он думает в момент своей смерти. Так, гусеница, которую убивает оса, с ненавистью думает об осе и в следующей жизни получает тело осы. Оса в свою очередь может быть съедена птицей и получит тело птицы. Птицу может съесть кот, а кота может убить человек. Думать о своем убийце в момент смерти это естественное явление для ума человека, но куда более важно понимать как этот закон будет действовать в те моменты, когда человек погибает мирно.
Основой жизни человека является желания и оно особенно сильно проявляется в отношениях между людьми разных полов. Мужчина очень привязан к телу женщины, а женщина к телу мужчины, так как они друг для друга являются источником разнообразных наслаждений в материальном мире. Так, привязанный к телу женщины мужчина, будет думать в момент смерти о женщине и в следующей жизни получит тело женщины. То же самое происходит и с женщиной. Желание человека наслаждаться определенным телом реализуется через нахождение в этом теле.
Этот закон очень важен для понимания того, как разорвать круговорот рождения и смерти и то, как на самом деле функционирует самсара. Если мы думаем о чём-то в момент своей смерти – мы получаем либо тело, того о ком думаем, либо тело которое будет приближено к определенному объекту, о котором мы думаем.
Но, разумный человек может увидеть определенный способ получить освобождение достаточно простым, с точки зрения духовной практики, путём. Верховный Господь является повелителем духовного мира и также он, в форме Бхагавана, находится в нём. Если, в момент смерти, человек будет думать о Господе – он автоматически попадает в духовный мир. Так, его материальное существование подходит к концу.
При том, что влияние смаранам – размышления о Господе настолько благоприятно, что даже если человек думает о Господе с ненавистью, он все равно попадает в духовный мир.
Круговорот рождения и смерти – Самсара, заключается в бесконечном скитании души человека из одного тела в другое. В зависимости от совершенных поступком, живое существо может приобретать более благоприятную форму жизни или менее благоприятную. Скитаясь по миру, грешный человек может превратиться в праведника, а праведник в грешника, ведь положение живого существа относительно его материального тела очень непостоянно и будет меняться со временем. Нельзя применять понятие вечности относительно материальных объектов и тело живого существа также является материальным объектом. Так что не стоит слишком сильно к нему привязываться.
Поскольку материальное тело обречено на гибель и случиться это может в любую минуту, не стоит восхвалять ни смерть, ни жизнь. Нужно лишь видеть, как живые существа проявляются и исчезают в вечном времени.
Самсара очень тяжела для души человека по причине того, что обусловленное тонкой(психикой) и грубой(телом) материей живое существо естественным образом привлекается объектами материального наслаждению, тем самым попадаясь в ловушку самсары. Соприкоснувшись с наслаждением, у человека не возникает желания покидать этот мир, так как перед ним стоит иллюзия возможности получения наслаждения без страдания. Однако, достаточно разумному человеку должно быть очевидно, что это невозможно. За любое наслаждение приходится платить страданием, при том что страданий будет больше.
Освобождение из круговорота рождения и смерти будет разумным путем для человека, который хочет избавиться от страданий. Но это не обозначает немедленное самоубийство, напротив, это обозначает жизнь, но определенным образом. Человеку следует культивировать в себе положительные качества, которые воплощают знания и отказываться от негативных, которые воплощают невежество.
Приобретение положительных благостных качеств и отказ от невежества продвигает человека на пути к освобождению, тогда как развитие дурных качеств и отказ от благочестивого образа действий приводит человека к деградации и отдаляет его от освобождения.
Путь к освобождению лежит через глубокую работу над собой и отказа от восприятия материальных объектов как конечной цели жизни человека. Следует понимать не только бренность материального мира, но и вечность истинной, духовной природы человека. Действуя таким образом, человек достигнет успеха на пути к освобождению.


Рецензии